Педагогика вопросы. педагогика. ответы на вопросы 16. 11. Великие цивилизации и их вклад в развитие теории образования (Древний Восток, Античность, Христианская цивилизация, Эпоха просвещения, и т д). Воспитание и обучение в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)
Скачать 220.8 Kb.
|
Б.А. Голуб Основы общей дидактики 20. .Воспитание человека в контексте антропологических идей К.Д.Ушинского. Идея народности широко обсуждалась в середине ХТХ века деятелями отечественной культуры и науки. В ее основе лежало признание творческих сил народа в историческом процессе, отражение в литературе и искусстве психологии народа, его национального характера. Эту идею разделяли те общественные деятели, которые отстаивали право народа на самобытность национальной культуры в противовес бездумному заимствованию западной. К. Д. Ушинский был первым педагогом и общественным деятелем, который, подняв проблему народности в воспитании, дал ей глубокое, убедительное теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. Идея народности стала стержнем всей его педагогической системы. В статье «О народности в общественном воспитании» (1857) К. Д. Ушинского писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [50, с. 119]. Свои взгляды относительно народности воспитания ученый изложил в таких работах как - «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) и др. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Лучшим выражение народности, по мнению педагога, есть родной язык, который должен лечь в основу обучения русских детей и стать основным предметом в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, считал К. Д. Ушинский, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость, знакомит с историей страны, ее природой и культурой. Не менее важное место в трактовке народности отводил К. Д. Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. По этому поводу педагог писал: «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда». Дидактические взгляды К. Д. Ушинского. В педагогическом наследии К. Д. Ушинского особое место занимают проблемы дидактики, которая отвечает на вопрос: чему и как учить? Дидактические взгляды К. Д. Ушинского отличаются глубиной и оригинальностью. Они основывались на солидной философской базе, в основе которой лежала теория познания - гносеология. Процесс познания ученый понимал как изучение закономерностей объективного мира. Важнейшей проблемой дидактики как науки К. Д. Ушинский считал определение целей образования. По его мнению, цель эта должна определить всю систему образовательной и учебной деятельности: программу, содержание, методы, построение учебников, режим учебных занятий, дидактические принципы, методику обучения, отбор материала для изучения и т.д. К. Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Он дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения. Отмечал, что существует два вида внимания: активное, то есть произвольное, и пассивное - непроизвольное. К. Д. Ушинский полагал, что в детском возрасте необходимо давать пищу пассивному вниманию, но в то же время всемерно развивать внимание активное. К. Д. Ушинский внес существенный вклад в научную дискуссию между сторонниками формального и материального образования. В XIX веке в дидактике существовали две теории о наиболее целесообразном характере образования. Сторонники, т.н., «формального образования» считали, что главная задача обучения состоит в развитии памяти, внимания, мышления и речи, несмотря на то, что учебный материал может быть далек от жизни, и не иметь практического значения. Защитники данной теории уделяли большое внимание изучению математики и классических языков - латинского и греческого. Представители «материального образования» требовали, чтобы содержание учебного материала было жизненным и имело практическое значение. В процессе обучения они отводили главное место изучению родного языка и литературы, естествознания и новым иностранным языкам. К. Д. Ушинский признавал обе теории односторонними, считая одинаково важным, как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение необходимыми в жизни знаниями. Процесс обучения, согласно К. Д. Ушинскому, должен строиться на основополагающих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности. Опираясь на данные принципы, педагог детально разработал методику повторения учебного материала, теорию формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методику одновременного развития мышления и речи детей. Следуя теории развивающего обучения, предложенной еще в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Ф. Гсрбарта, русский педагог был противником искусственного разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на их единство в педагогическом процессе. При этом задачи воспитания им определялись как наиболее существенные и приоритетные. Они, по мнению К. Д. Ушинского, намного важнее, «чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями». К. Д. Ушинский поддерживал общемировую традицию классноурочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития он считал урок - важнейший элемент классно-урочной системы. В целом К. Д. Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, виды и структуру. В противовес традиционному буквослагателыюму методу обучения чтению, просуществовавшему в России в течение четырех столетий, ученый разработал и внедрил в педагогическую практику прогрессивный звуковой, аналитико-синтетический метод, который развивал способности учащихся и вызывал живейший интерес к процессу чтения и письма. Данный метод сокращал время на обучение чтению и письму более, чем в 10 раз. Ушинский о программе подготовки учителя. Школьный учитель, по К. Д. Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель, он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Русский педагог справедливо считал, что влияние учителя на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Воспитателем, по мнению К. Д. Ушинского, может быть тот человек, который умеет видеть недостатки не только у детей, но и свои собственные, когда несет детям правду подлинно народных убеждений и сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил. В статье «Проект учительской семинарии» (1861) К. Д. Ушинский подробно и обстоятельно разработал концепцию подготовки народного учителя. По этому проекту учительские семинарии следовало бы открывать в небольших городах и селах с тем, чтобы будущий учитель не подвергался соблазнам большого города, а всецело отдавался учебе и оттачивал свое профессиональное мастерство, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни. В 1870 году в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту К. Д. Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом наших современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту. До сих пор именно это наиболее сильная сторона педагогической подготовки педучилища. По проекту К. Д. Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки психолого-педагогического и естественнонаучного циклов. Будущие учителя должны были получить хорошую методическую подготовку по разным предметам и пройти практику в специально организованной при семинарии образцовой школе. К личности народного учителя К. Д. Ушинский предъявлял серьезные требования. По его глубокому убеждению, народный учитель должен быть не только преподавателем конкретного учебного предмета, но и внимательным воспитателем. Педагог должен любить свою профессию, ответственно относиться к своему делу, быть образованным человеком, знать педагогику, психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом, сочетать в себе подлинную нравственность, глубокую православную веру, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела. В «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинский обозначил проблему открытия педагогических факультетов при университетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он отмечал, что цель педагогического факультета могла бы быть определеннее даже цели других факультетов. Этой целью, по мнению русского ученого-педагога, было изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. 21. Основные этапы развития теории и практики семейного воспитания (Я.А. Коменский, Джон Локк, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак и др.). Одним из учёных-педагогов, который уделял большое внимание воспитанию в семье, был А. С. Макаренко. Педагог осознавал уровень ответственности, которая ложится на плечи родителей в воспитании детей и призывал отнестись к этому со всей серьезностью. Учёный говорил, что подготовку к воспитанию детей необходимо начинать ещё до появления их на свет. А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья — это, прежде всего коллектив, а ребёнок — его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания. Авторитет перед детьми необходимо заслужить, а не подменять его обманчивым положением, основанном на терроре и запугивании. Находясь в таком положении, родители растят забитого ребёнка, который не сможет стать полноценной личностью. Так же к обманчивому авторитету А. С. Макаренко относил авторитет любви: резкой критике подвергались те семьи, в которых баловали дитя ласками и поцелуями, ничего от него не требуя и не отказывая ни в чем. Именно такому воспитанию педагог противопоставил свой труд о требовательной любви к ребёнку. Более всего А. С. Макаренко осуждал подкуп ребенка. Он считал это безнравственной формой воспитания, которая приведёт в итоге к моральному развращению личности. А семья должна осознавать, что ребёнок — это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания. А. С. Макаренко в своих трудах часто обращался к вопросу о коллективе детей в семье. Педагог считал, что ребёнок, который растет один, обладает эгоистическими наклонностями. Если же в семье двое и более детей, то они приучаются к взаимопомощи, жизни в коллективе, умению прислушиваться к другим людям и уважать чужое мнение. Таким образом, А. С. Макаренко сумел обозначить необходимые условия для воспитания ребенка, которыми могут пользоваться и современные родители. Во-первых, наличие полной семьи — полноценного коллектива, в котором отец и мать должны любить и уважать друг друга, любить и уважать своих детей, любить и уважать своих родителей. Во-вторых, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они — главный пример для их ребёнка. Педагог дал ценные советы, касающиеся трудового воспитания детей. Родителям они необходимы на стадии приучения ребёнка к труду и привитии ему трудолюбия. Вопрос о семейном воспитании занимал особое место в педагогических трудах великого русского учёного К. Д. Ушинского. Особенность его позиции относительно семейного воспитания заключалась в неотделении его от общей системы воспитания. Большое внимание К. Д. Ушинский уделял проблемам женского образования, так как именно мать является первой и важной воспитательницей. По мнению педагога, для дошкольника главной воспитывающей средой является семья. Здесь ребёнок получает первые представления об окружающем мире и элементарные знания, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители — это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка. Учёный-педагог писал, что главная задача любой семьи воспитать детей, полезных для общества. Таким образом, делая вывод, необходимо заметить, что труды о семейном воспитании К. Д. Ушинского достойны соответствующего внимания не только учёных-педагогов, но и родителей, которые должны очень серьёзно подходить к воспитанию и формированию достойной личности. Практически каждый человек в нашей стране знаком с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, но не все знают, что автор монументальных произведений русской классической литературы был и выдающимся педагогом. Его педагогическая деятельность началась в XIX столетии с открытия для крестьянских детей школы в имении Ясная Поляна. Педагогические труды писателя пользуются авторитетом в кругу учёных-педагогов. Следовательно, будет справедливым обращение к мнению писателя о семейном воспитании. Л. Н. Толстой считал, что воспитание ребёнка — главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними. Трудовое воспитание, по мнению Л. Н. Толстого, является неотъемлемой частью семейного. Именно родители должны привить ребенку любовь к труду, которая в дальнейшем позволит воспитать самостоятельного и ответственного человека. На плечи родителей ложится и формирование основы нравственного воспитания у детей. Л. Н. Толстой считал, что родителям необходимо с особой строгостью отбирать и оценивать информацию, которая поступает детям. Сегодня этот вопрос встал во главе современного нравственного воспитания. Родители должны как можно быстрее осознать, что из всего потока информации средств СМИ и интернет — ресурсов для ребёнка может быть полезной лишь 1–2 % от её количества. Мамам и папам необходимо самостоятельно предоставлять ребенку информацию либо рекомендовать ее источник, а не доверять это посторонним людям, незаинтересованным в воспитании их любимого чада. Несмотря на то, что совет по отбору информации был дан Л. Н. Толстым в XIX веке, он оказался важным и в современном мире. Таким образом, занимаясь вопросами современного семейного воспитания, нельзя игнорировать советы двухвековой давности. Большинство из них, в том числе и советы Л. Н. Толстого, не имеют принадлежности к определенному временному отрезку. Достойна особого внимания современных родителей «Материнская школа» — руководство по воспитанию дошкольников чешского педагога Я. А. Коменского, который сумел разработать и представить программу, включающую методические рекомендации по воспитанию маленьких детей. Коменский считал, что период дошкольного воспитания — это первая и важная ступень к целостной системе воспитания. Одним из первых чешский педагог посоветовал учитывать возрастные и индивидуальные особенности, призывал серьёзнее относиться к физическому воспитанию детей. Родители должны заботиться о здоровье своего чада, обеспечивать ему должное питание, организовывать двигательный режим. Игра, по мнению Я. А. Коменского, — это необходимая форма деятельности для ребёнка. Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми. Рекомендации Я. А. Коменского, касающиеся нравственного воспитания, имели религиозную основу. Но некоторые из них были новыми и достаточно полезными для того временного периода, а теперь и для современности. С раннего возраста родители должны воспитывать в ребёнке трудолюбие, смелость, аккуратность, честность, вежливость, уважение к старшему поколению. Умственное воспитание, как считал Коменский, а точнее его основа, должна быть заложена матерью. Современные родители часто думают, что умственное развитие большей частью принадлежит школе. Знакомство же с трудами чешского педагога, предоставило бы родителям возможность узнать тот минимум знаний, который они должны передать ребёнку. Ценными для родителей, в частности для матерей, окажутся советы Я. А. Коменского по развитию речи ребёнка, так как они построены в соответствии с возрастными особенностями. Особую роль в семейном воспитании отводил матери известный швейцарский педагог Песталоцци. По его мнению, мать на инстинктивном уровне лучше всех знает, что её дитя чувствует, что ему необходимо, на что он способен. Песталоцци разработал свою методику семейного воспитания на его начальном этапе. Педагог считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. И именно мать должна с раннего возраста прививать ему трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью. Особую ценность имеет пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», составленное Песталоцци. В данной книге можно найти специальные упражнения, выполняя которые ребёнок учится разговаривать. Нельзя не отметить тот факт, что всё упражнения построены на основе знакомства ребенка со своим телом. Постепенно чадо станет не только называть части тела, но и путём его собственных размышлений определять их предназначение или функцию. Однако данные упражнения для современных матерей могут показаться утомительными, а, может, в какой-то степени и сложными. Но знакомство с ними будет весьма полезным для родителей. Подводя итог сказанному о педагогической деятельности Песталоцци, необходимо отметить следующие факты. Мысль педагога о гармонически организованном воспитании в семье оказала значительное положительное влияние на последующее развитие многих теорий в данной области педагогики. Песталоцци выдвигал всем матерям, независимо от их принадлежности к социальным слоям, овладеть наиболее важными методами и средствами воспитания ребёнка в семье. В современном мире изменились многие ценности, нормы, требования. Но есть вопросы, которые были и остаются актуальными, которые требуют серьёзных подходов для их решения. Одним из них является вопрос о семейном воспитании. Ребёнок — это сосуд, который взрослые могут наполнить всем, чем посчитают нужным. Значение родителей в формировании личности и воспитании очень велико. Атмосфера в семье оказывает прямое влияние на ребёнка, его здоровье как физическое, так и духовное. Родители, воспитывая детей, закладывают фундамент их всей дальнейшей жизни. Во всём этом мы смогли убедиться в очередной раз, делая обзор трудов и мнений величайших педагогов не только отечественных, но и зарубежных. Вся наша работа была направлена на то, чтобы показать какую роль отводили институту семьи в воспитании ребенка во все времена, независимо от принадлежности к социальным слоям и народностям. Воспитать ребёнка не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Родителям необходимо подготавливать себя к такому важному и ответственному делу. Главное, что должны усвоить все мамы и папы, что только в семейной любви, уважении и взаимопонимании вырастают хорошо развитые дети, с устойчивой и здоровой психикой, с позитивным отношением к жизни. Система семейного воспитания передаётся по цепочке от поколения к поколению. Каждый ребёнок помнит отношение к нему в семье со стороны взрослых, вырастает и становится родителем. Его позиция к воспитанию своего дитя будет сходна с родительской. Это еще одна важная причина ответственного подхода к воспитанию детей. Родителям никогда не стоит забывать и тот факт, что по отдельности они воспитывают каждый своего ребёнка, а в совокупности — целый народ своего государства. |