Главная страница
Навигация по странице:

  • Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.

  • Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.

  • К третьему

  • 2.3. Традиционные свадебные роли.

  • "в злы-чужи люди"

  • 2.5. Утро свадебного дня.

  • "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!"

  • «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

  • 2.7. Второй и третий день свадьбы.

  • Использованная литература

  • Свадебные обряды в русской культуре. 12. Свадебные традиции,обычаи, обряды России


    Скачать 145 Kb.
    Название12. Свадебные традиции,обычаи, обряды России
    Дата28.02.2023
    Размер145 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСвадебные обряды в русской культуре.doc
    ТипКонтрольная работа
    #959395
    страница2 из 2
    1   2

    2. Свадебные обряды на Руси.

    2.1. Свадебные циклы.

    …Мой Ваня

    Моложе был меня, мой свет,

    А было мне тринадцать лет.

    А. С. Пушкин
    Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины.

    Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле.

    При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.

    Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.

    Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.

    Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини», - писал Костомаров об обычаях наших предков XVII – XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.

    Старый дореволюционный свадебный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).

    Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

    К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
    2.2. Знакомство.
    В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои), где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.

    Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах.

    В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место.

    В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры, танцевали польку, кадриль и краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера.

    В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже, чем на вечеринках.

    В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.
    2.3. Традиционные свадебные роли.
    Как во всяком драматическом произведении, в свадебном обряде был своя постоянный состав действующих лиц - "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Их поведение довольно четко регламентировалось, что не исключало импровизации в рамках заданной роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста. Вокруг них и разворачивалось свадебное действо, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно. Невеста должна была выражать покорность и благодарность родителям за то, что они ее "вспоили, вскормили". С момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху - "чужому чужанину" и его родне - "злым чужим людям". Создаваемый невестой образ в течение свадьбы менялся. Эти изменения имели реальные основания. До отъезда со свадебным поездом к венцу невеста много плакала, ее "горе" достигало эмоциональной кульминации во время девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать. В Пермской губернии, например, отъезжая к венцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала слезы, чтобы они остались дома.

    Если же невеста была сиротой, перед тем, как ехать к венцу, она обращалась к отцу с песней, начинающейся такой символической формулой-параллелью:

    Не красен день без красного солнышка,

    Не красна свадьба без родимой маменьки.

    И далее подробно рассказывалось о том, как неуютно жилось девушке без родной матери и как тяжело ей теперь без ласкового материнского слова собираться к венцу.

    Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты (особенно жениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и др. Дружка (дружко) - представитель жениха. Его свадебные функции обширны и разнообразны. Он был главным распорядителем на свадьбе (эту функцию он часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости (существовало выражение: "выбирай такого дружку, чтобы загадки разгадывал"). По народным представлениям, дружка был наделен магической силой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому - старшего боярина и т.д. В южнорусском обряде назначались каравайницы, готовившие обрядовый каравай. В некоторых районах (главным образом северных) обязательным персонажем свадьбы был колдун, разделявший с дружкой некоторые магические функции. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники с обеих сторон. Они участвовали в свадебной застолье и во многих обрядах, обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п.

    Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии. Жених также именовался князем молодым и затем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок, полотенце на плечах и т.д. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

    2.4. Сватовство.
    Сватовство на Руси требовало соблюдения самых разных примет, уходящих своими корнями в глубокую древность, от каждой из которых, согласно древним верованиям, всерьёз зависела дальнейшая жизнь молодожёнов. К примеру, всех собак и кошек в обязательном порядке выгоняли из дома, а после, в полном молчании, садились за стол, украшенный караваем и солью - символическим воплощением благополучия и верности. Особое внимание сватами уделяется сервировке стола и приготовленным блюдам, ведь, согласно традиции, все блюда, которые предлагаются сватам, должны быть приготовлены невестой.

    Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов.

    Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать. Свату в дом заходить полагалось строго с правой ноги, обязательно пристукнув пяткой о порог. Соблюдение такой приметы считалось гарантированной защитой от отказа невесты. Как и раньше, так и сейчас, в сватовстве активно участвуют лишь самые близкие родственники и друзья.

    Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды" - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие.

    В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты.

    Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом. Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны выдать и дать за ней такое-то приданое.

    При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств. Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

    Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.

    На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери.

    Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания.

    Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье.

    Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все. Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха.

    Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе.

    Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

    Невеста с причетами обращалась то к отцу, то к матери, то к братьям и сестрам, то к своим подругам, прося заступиться за нее, не отдавать "в злы-чужи люди", дать ей еще погулять на свободе "хоть одну зиму студеную, хоть одну весну красную, хоть одно лето теплое". Так же в форме причетов невеста прощалась с родным домом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьей косой. Существует большое количество народных песен, которые сопровождали обряд сватовства.


    Вот одна из них:


    У ворот трава шелковая:
    Кто траву топтал,
    А кто травушку вытоптал?
    Топтали травушку
    Все боярские сватья,
    Сватали за красную девушку,
    Спрашивали у ближних соседушек:
    — Какова, какова красна девушка?
    — Ростом она, ростом
    Ни малая, ни великая,
    Личиком, личиком
    Бело-круглоликая,
    Глазушки, глазушки
    Что ясного сокола,
    Бровушки что у черного соболя.
    Сама девка бравая,
    В косе лента алая.

    Незаключенные брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.
    2.5. Утро свадебного дня.

    Продолжались свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю. Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.) А мать передавала невесте так называемый «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и ни при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы. По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать.

    Вот одна из таких причитальных песен:

    Перекатное красное солнышко,
    Перекатная ты звезда,
    За облака звезда закатилася,
    Что от светлого месяца.
    Перешла наша девица
    Что из горницы во горницу,
    Из столовыя во новую,
    Перешед, она задумалась,
    Что, задумавшись, заплакала.
    Во слезах она слово молвила:
    — Государь мой родной батюшка,
    Не возможно ли того сделати,
    Меня девицу не выдати?
    Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

    Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат невесты. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица. В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.

    2.6. Венчание.

    Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры.

    Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

    С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.

    Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.

    Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».

    В средневековой Руси бывало, что жених приезжал в церковь первым и ждал свою невесту перед входом. Только, когда невесте сообщали о прибытии на место венчания жениха, она и сама отправлялась к алтарю. Так проверялась серьезность намерений жениха, а девушки, таким образом, страховали себя от получения «клейма отвергнутой невесты». Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах дорожка была ковровой и тянулась она прямо до аналоя.

    К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство. Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом. Такой ритуал был необходим. С одной стороны, надо было оповестить всех, что свадьба состоялась. Таким образом, это действо получало своеобразную юридическую силу. С другой стороны, славяне всегда были верующими людьми, соблюдение традиций, примет занимало огромное место в их жизни.

    Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение. У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы.

    Позже благословляли молодых иначе: Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

    Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».

    На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой весьма рискованного, а порой и фривольного содержания.

    В определённый момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.

    Все действия свахи, родителей, гостей обязательно сопровождались песнями. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками. Наибольшее распространение в обрядовой (свадебной) песне имел такой способ расшифровки поэтических символов, который получил название психологического (точнее, сюжетно-образного) параллелизма. Первая параллель такой песни всегда символическая, а вторая — реальная. Примером может служить свадебная песня «Где был, где был». Песнюэту поют жениху и невесте, когда по приезде от венца их усаживают за свадебный стол:
    Где был, где был,

    Да сизой селезень?

    Где была, где была,

    Сера утица? —

    Были они, были они

    В разных озерах;

    Ноньче они, ноньче они

    На одном озере,

    Зыблят песок

    С одного берега.

    Где был, где был,

    Да Василий господин,

    Где был, где был,

    Да Григорьевич?

    Где была, где была,

    Да Ульянушка,

    Где была, где была,

    Да Филатьевна?

    — Были они, были они

    В разных городах;

    Ноньче они, ноньче они

    За одним столом:

    Пьют и едят

    С одного блюда,

    Кушают

    С одной ложечки.
    В чем смысл употребления символов в такой параллельной композиции? Каковы их идейно-эстетические функции? Смысл их употребления в том, что они тем или иным мыслям придают поэтическую форму выражения, передают те или иные эмоции, определенное отношение к тем или иным человеческим образам. То есть они, по существу, создают поэтичность. Жених изображен сизым селезнем, а невеста серой утицей. Селезень и утица ранее одиноко плавали в разных озерах, а теперь вместе плавают в одном озере, «зыблят песок с одного берега». Песня состоит из двух самостоятельных картин, но в сознании поющих и слушающих первая и вторая картина воспринимаются не отдельно и изолированно, а одновременно, синтетически. Поющими и слушающими воспринимается главным образом вторая (человеческая) параллель, но она воспринимается опоэтизированной, эмоционально окрашенной первой параллелью.

    Молодым нельзя было есть на свадебном пиру. Их роль строго регламентировалась. Они просто сидели. Считалось, что нельзя ничего кушать, потому что через пищу могли навести порчу или сглаз.

    Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

    Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.

    2.7. Второй и третий день свадьбы.

    На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там. Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу.

    Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами потчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, наконец разрезали и угощали гостей.

    А горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки. После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15- минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями и десерт. Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные» письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме, образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался цикл городской свадьбы.

    На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей у себя дома. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль". После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству. Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег (чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.

    Заключение.

    Свадьба всегда считалась важным событием в жизни человека. Поэтому свадебные традиции и свадебные обряды играли важную роль и исполнялись в строгой последовательности. На наше счастье, устойчивость народных традиций, особенно свадебных, просто поразительная, и почти в каждой семье есть свой знаток, умеющий, как поётся в белорусской свадебной песне, "порядочек повести". К сожалению, многое из исторического наследия нашего народа утеряно, но все же некоторые народные традиции дожили до наших дней. Современные люди, вступающие в брак, все-таки стараются придерживаться тех примет и традиций, которые существовали в древности, потому что наблюдения народа, складывающиеся тысячелетиями, имеют глубокую психологическую и философскую основу. Современная свадьба, безусловно, отличается от той, которая существовала в прошлом, но многое все-таки этот обряд сохранил. Это и сговор, и выкуп, и венчание. Сегодня эти этапы свадебного действа названы несколько иначе, но суть их остается неизменной, потому что во все времена важны были нравственные ценности, которые мы называем непреходящими: любовь, семья, простое человеческое счастье.

    Использованная литература

    1.Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие для студентов филологических специальностей. М., 1996г.

    2. Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973г.

    3. Кулагина А.В. Русская свадьба. М., 2000

    4. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996г.

    5. Энциклопедия обрядов и обычаев «Респект» С-П., 1996г.

    6. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М., СвР-АРГУС, 2008г.

    7. Фет А.А. собрание сочинений. Т.2 М., 1996г.

    8. Русский свадебный обряд. Википедия
    1   2


    написать администратору сайта