Главная страница
Навигация по странице:

  • КАПУСТИН Михаил Николаевич (1828—1899) 8/2018162 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИИСТОРИЯ ПРАВА

  • Отличие истории права от юридических древностей

  • Эдмунд Бёрк

  • История права. 161Капустин М. Н. История права юридическое наследиемихаил Николаевич Капустин


    Скачать 0.79 Mb.
    Название161Капустин М. Н. История права юридическое наследиемихаил Николаевич Капустин
    АнкорИстория права
    Дата14.11.2022
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаistoriya-prava.pdf
    ТипДокументы
    #787083
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    8/2018
    161
    Капустин М. Н.
    История права
    ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
    Михаил Николаевич Капустин — выдающийся педагог выс-
    шей школы, государственный деятель, крупный специалист
    в области всеобщей истории права, международного права,
    общей теории права, заслуженный ординарный профессор,
    доктор международного права, действительный тайный со-
    ветник. Капустин — автор первых в России систематических
    руководств по международному праву, основоположник науки
    «всеобщая история права». Происходит из дворян Екатери-
    нославской губернии. Выпускник юридического факультета
    Московского университета. После защиты магистерской
    диссертации занял в этом Университете кафедру междуна-
    родного права.
    В 1870 г. назначен директором Демидовского юридического
    лицея. Последний под его руководством приобрел всероссий-
    ское значение, репутацию одного из самых демократичных
    высших учебных заведений России. Заложенная Капустиным
    концепция высшего юридического образования преследовала
    цели углубленной научной подготовки юристов широкого про-
    филя, акцентировала внимание на развитии юридического мышления, игнорируя практическую на-
    правленность учебного процесса. Эта концепция предусматривала преподавание в лицее строго
    юридических дисциплин, делая упор на изучение римского гражданского права, нацеливала студен-
    тов на систематический творческий труд по овладению знаниями. Большое значение Капустиным
    придавалось воспитанию у студентов сознательной дисциплины, нравственной и гражданской
    стойкости, чувства профессиональной гордости. Обращает на себя внимание преподавательский
    феномен Капустина. Помимо международного права им преподавались в лицее энциклопедия права,
    политическая экономия, наука о финансах, институция римского права, всеобщая история права.
    С именем Капустина связаны многие лицейские традиции, в том числе ежегодные выступления
    30 августа перед общественностью Ярославля директоров лицея с отчетами об их деятельно-
    сти за истекший учебный год. Капустиным положено начало широкому общественному служению
    лицея, прочному утверждению за ним значения центра притяжения общественной и культурной
    жизни Ярославля. В городе пользовался широким признанием созданный по инициативе Капустина
    студенческий хор. Под его руководством студентами лицея ставились пьесы, в том числе в го-
    родском театре. В директорство Капустина стало превращаться в традицию чтение профессо-
    рами лицея лекций по актуальной тематике в Ярославской городской думе, оказание с их стороны
    практической помощи ярославскому земству. Капустиным создано «Попечительство о недоста-
    точных (нуждающихся) студентах». Ему принадлежала инициатива проведения во всероссийском
    масштабе благотворительных акций с целью привлечения средств на оказание материальной по-
    мощи остро нуждающимся студентам лицея, учреждению для них стипендий.
    В 1883 г. Капустин был назначен попечителем Рижского учебного округа и закончил государ-
    ственную службу попечителем столичного Санкт-Петербургского учебного округа. Известно, что
    Капустин читал лекции по международному праву императору Николаю II. Большая его заслуга —
    создание в Ярославле одной из крупнейших в России юридических школ.
    КАПУСТИН
    Михаил Николаевич
    (1828—1899)

    8/2018
    162
    ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ
    ПРЕЛОМЛЕНИИ
    ИСТОРИЯ ПРАВА
    1
    При всем важном значении истории отечественного права, нельзя не согла- ситься, что изучением его не исчерпываются задачи юридической школы. Только из общей картины движения права у различных народов выясняются его основ- ные элементы и прогрессивный характер.
    Но характер и объем академического преподавания всеобщей истории пра- ва не определился еще точно. Она излагается в большей части случаев лишь в связи с юридической догматикой (энциклопедией) и ограничивается краткими очерками; такой характер имеет история права в немецких руководствах Аренса,
    Варнкёнига, Гасснера, Пюттера, а также во Французской энциклопедии Эшбаха.
    Цель изложения истории ограничивается при этом указанием на постоянно при- сущее человечеству сознание о праве, на общий принцип, лежащий в его основе; но движение отдельных юридических институтов оставляется в стороне.
    Недостаточность такого способа изложения восполняется тем, что в каждой юридической науке догматическому изучению института предпосылается его исто- рический очерк. Не подлежит сомнению, что многие стороны догмы права могут быть объяснены только его историей; но отдельные, не связанные друг с другом очерки не дают полной картины постепенного развития права как единого целого.
    Научная задача истории права достигается лишь представлением постепен- ных видоизменений юридических институтов данного народа или данной эпохи в их связи между собой. Обширность и многосложность такой задачи служит причиной тому, что бо́льшая часть попыток начертать полную историю права оказывалась безуспешной. Но это объясняется не существом предмета, а тем увлечением, которому отдавались писатели, обращавшиеся к истории права: одни из них смешивали ее с историей цивилизации, как например, сделал Лоран в своих этюдах; другие — Шарль Конт, Филанджьери — сосредоточивали свое внимание на исследовании тех условий, которые прямо или косвенно имеют влияние на образование права. В обоих случаях авторы отвлекались от своего главного предмета, без нужды расширяли свою задачу, делали ее невыполни- мой и принуждены были останавливаться на обработке лишь небольшой части задуманных ими трудов.
    Мне кажется возможным — особенно после новых исследований в области истории права — избежать указанных крайностей: не ограничиваясь общими вы- водами, представить последовательное видоизменение юридических институтов, указать их особенные типические черты и характеристические подробности в по- ложительном праве различных народов.
    В настоящем труде своем я делаю опыт такого изложения. Я ограничиваюсь обозрением юридических памятников и институтов, не касаясь всех сторон на- родной жизни и указывая на них лишь в той мере, в какой они необходимы для понимания права. Раз выделившись из жизни, юридические нормы получают свое самостоятельное бытие, составляют особую ценность, которая становит- ся предметом всемирного оборота; в области права происходят заимствование,
    1
    Капустин М. Н. История права. Часть первая. Ярославль : Типография Губернской зем- ской управы, 1872.

    НАСЛЕДИЕ
    ЮРИДИЧЕСКОЕ
    8/2018
    163
    Капустин М. Н.
    История права передача по наследству, вымирание, — вообще все явления органической жиз- ни. При этом возможно, что у народов, живущих под самыми разнообразными условиями и влияниями, мы замечаем одинаковое право, и наоборот: у евреев и римлян, не сходных ни по религии, ни по народному характеру, встречаются почти тождественные юридические институты.
    Разделивши всю историю права на определенные группы, я излагаю совмест- но институты, образовавшиеся под влиянием одинаковых условий и имеющие один общий тип. В Древнем миpe таких групп оказывается более, чем в новом, так как древняя история представляет постепенную преемственность прав, а не совместное их бытие. Конечно, в истории права высшей группы можно найти всегда характеристические черты групп предшествовавших; но чтобы не раз- дроблять истории права данного народа по отдельным моментам его развития, я считал более удобным принять в основание последнее проявление юридиче- ского творчества народа.
    Наконец, всеобщая история права не имеет задачей своей изложение юри- дических институтов всех народов; она ограничивается только наиболее знаме- нательными явлениями права. При этом, хотя между политическими судьбами народа и его правом существует известная связь, однако для юриста творчество в области права важнее влияния того или другого племени на общий ход исто- рии. Так, например, еврейское право представляет более интереса, чем бедная юридическим содержанием жизнь народов-завоевателей, определявших судьбы цивилизации. Для той цели, которую имеет история права, достаточно указать на типичные формы институтов, последовательно сменявшие одна другую, незави- симо от того, у какого народа эти формы получили свое выражение.
    Ярославль, Лицей, апрель 1872.
    Введение
    Право — как руководящая сила деятельности, определяющая постоянные формы отношений между лицами и охраняющая их справедливо или равномер- но для всех — находится в тесной связи с теми явлениями жизни, для которых оно служит нормой. Каждый юридический институт существует в возможности, как факт, прежде чем получить свое выражение в обычае или законе. «Законо- дательство каждого народа, — говорит Шарль Конт, — если только оно не имеет характера произвола, должно существовать прежде своего начертания». Право не создает отношений между людьми, а только охраняет своими запрещениями и предписаниями ту форму, в какой эти отношения имеют творческий характер, т.е. ведут к увеличению материальных и нравственных сил человека.
    Это общее понятие о праве вызывает, по необходимости, его историю. Право могло бы существовать неизменно только под условием неподвижности жизни.
    С течением времени возникают новые отношения, новые формы гражданского оборота, выясняется понятие о творческом значении этих форм. Право не может оставаться вне этого движения экономического развития, идей, верований; оно по существу своему консервативно, но лишь в том смысле, что его определения не должны закреплять еще неустановившихся мнений, еще не выяснившихся начал.
    Без такой сдержанности право потеряло бы свое великое значение: оно отражало бы на себе всю изменчивость воззрений и увлечений минуты, преждевременно

    8/2018
    164
    ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ
    ПРЕЛОМЛЕНИИ
    задержало бы раскрытие истинного смысла данного явления, зачинающейся, нередко мнимой, силы. Вооруженное принудительностью право должно высту- пать со своими нормами лишь в тех случаях, когда необходимость юридического определения становится несомненной; изменения закона могут быть оправданы лишь действительной потребностью, когда новое запрещение или предписание удовлетворяет разумному требованию заявивших себя общественных сил.
    Не изменяя своему консервативному характеру, право движется или изменя- ется постоянно. Но рядом с ним действуют и другие культурные силы народа: религия, нравственность, воспитание также и даже в более значительной мере служат руководством и дают направление человеческой деятельности. Весьма многие отношения между лицами и требования жизни остаются вне юридической области; а потому нельзя сказать, чтобы на праве непосредственно отражались все явления народной жизни. Право не тождественно с культурой; оно выпол- няет свою особенную задачу, за пределы которой не может выступать; оно не смешивается, по крайней мере не должно смешиваться, с религией и нравами: равноправность политическая и гражданская составляет идеал развития права.
    С другой стороны, право само оказывает влияниe на жизнь. Если в момент своего возникновения право является результатом разнообразных условий и тре- бований жизни, то, в свою очередь, оно становится знаменательным деятелем народного бытия и его культуры. Право поддерживает или ослабляет нравствен- ность, укрепляя или понижая чувство личной ответственности, чести и самопомо- щи. Оно не остается без воздействия на экономический быт общества, посколь- ку выступает со своими определениями в пользу известных форм гражданского оборота. Оно содействует развитию науки, с одной стороны, открывая собой но- вую великую область человеческого ведения, с другой — обеспечивая простор и свободу исследованиям. Наконец влияние права отражается и на нравах, силой своего дисциплинирующего влияния оно укрепляет те правила общежития и при- личия (boni mores), без которых немыслима совместная жизнь людей.
    Таким образом, право имеет свое отдельное бытие, в силу которого движе- ние права не подчиняется безусловно движению культуры, a нередкo само под- чиняет себе последнюю: заимствование чужого права имело всегда влияние на различные стороны народной жизни. Поэтому возможна также история права, как самостоятельная наука, не тождественная с историей культуры и не входя- щая в состав ее.
    Содержанием истории права служит постоянное прогрессивное видоизмене- ние юридических институтов и тех актов законодательной деятельности (в обшир- ном смысле), в которых эти институты получили свое окончательное выражение.
    На основании содержания истории права различают внешнюю и внутреннюю историю его, причем под первой обыкновенно разумеют прогрессивную переме- ну права в его основных моментах возникновения, жизни и прекращения, а под внутренней — движение отдельных институтов. Но так как моменты бытия права получают свое выражение главным образом в законодательной деятельности на- рода, то внешняя история права отождествляется с историей юридических памят- ников. В кодексах, в обычном праве, в толкованиях и мнениях юристов всецело отражаются общий характер права, господствующий взгляд на него и особенно- сти юридического творчества каждого народа.

    8/2018
    165
    Капустин М. Н.
    История права
    Обе эти стороны исторического выражения права равно существенны и не- обходимы. Без изучения юридических памятников невозможно сознательное отношениe к институтам, их критическое понимание; не ознакомившись с ис- точниками, юрист будет лишь пассивно относиться к положениям права и легко впадет в односторонность. Наоборот, не имея ясного представления о движении институтов, нельзя верно оценить значение источников, отличить в них суще- ственное от случайного, сделать надлежащие выводы из богатого, но не всякому доступного материала.
    Отличие истории права от юридических древностей
    Внутренняя и внешняя история права составляет предмет изучения, в высшей степени важный для правильного понимания юридических институтов не только в теоретическом смысле, но и в практическом.
    История права указывает на необходимость прогрессивного движения его.
    Она снимает с права характер произвольного или случайного явления, укрепляет связь между прошедшим и настоящим юридической жизни народа и предосте- регает законодателя от увлечений отвлеченными началами и от разрыва с тем, что создано долгой историей и что потому не может быть уничтожено мгновенно без тяжелых потрясений в общественном организме.
    Не менее важно значение истории права и для науки. Она служит нередко единственным средством объяснить догматическое значение институтов; она представляет исследователю разнообразие форм юридического творчества, возбуждает энергию мысли. Богатство, накопленное в течение многих веков силой практической жизни и мышления, становится неисчерпаемым источником новых стремлений к отысканию истины. Юридический институт переживает тех, кто трудился над его созданием; институт отживший остается навсегда живым свидетелем никогда не прекращающегося творчества в области права. «Про- шедшее, — говорит Ганс, — конечно, умерло для настоящего; но не умирает то, что составляет сущность прошедшего и настоящего, т.е. божественный разум».
    Вот почему историческое изучение права всегда слу- жило твердой опорой и могучим двигателем народного самосознания. Деятельность предков, строителей поряд- ка в ровной земле, возвышает энергию духа и ободряет современное поколение на новый труд. Не придавая прошедшему безусловной принудительной силы, каж- дый чтит в нем свое, воспитывает в себе нравственное чувство уважения и находит родство и связь со своим народом. Еще Цицерон с особенной силой указывал сво- им согражданам на величие римского государственного устройства как созданного не одним лицом, а многими, при содействии нескольких поколений и веков. В конце XVIII столетия Бёрк
    (Burke) в Англии выставлял историю права оплотом против разрушительных революционных стремлений. Только уважение к прошедшему может обеспе- чить постепенность движения права, которая отличает всегда народы, крепкие самосознанием и пользующиеся уважением.
    Эдмунд Бёрк (1729—
    1797) — англо-ирланд-
    ский парламентарий,
    политический дея-
    тель, публицист эпо-
    хи Просвещения, родо-
    начальник идеологии
    консерватизма.

    8/2018
    166
    ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ
    ПРЕЛОМЛЕНИИ
    Можно сказать с уверенностью, что научная разработка права получила ши- рокое развитие лишь с того времени, когда ученые обратились к истории юри- дических памятников и институтов.
    Прежде других Куяций (Cujas, 1522—1590) указал на исторические основы римского и феодального права.
    Посредством анализа действовавших кодексов он раз- ложил их на составные части и восстановил первона- чальные формы каждой. Этим определен был путь даль- нейшего исследования, открыт богатый и разнообразный материал, соединенный в одно целое при Юстиниане, дана возможность представить последовательные пере- мены, испытанные каждым институтом.
    Научный прием, предложенный Куяцием, скоро был усвоен повсюду. В XVI веке так называемые номинали- сты (в противоположность реалистам) старались объ- яснить право посредством всестороннего историко-кри- тического исследования его памятников. Комментарии римского права, составленные Годофредом, Бейнкерсгу- ком, Потье, исследования французских кутюмов Дюмулена, английского обыч- ного права Бекона, немецкого права Конринга и Гейнекция были плодом нового направления. Под именем истории права, historia juris, излагались юридические памятники в их составных частях, а также указывались общие характеристич- ные черты права известного народа. Что же касается отдельных юридических институтов, то они излагались в форме юридических древностей, antiquitates juris, причем каждый институт представлялся не в своем постепенном движении, а в том виде, в каком он существовал в определенную эпоху.
    Но никогда историческое изучение права не достигало такой силы, как в на- чале нынешнего столетия, преимущественно в Германии. Здесь еще в XVIII веке
    Мозер выступил против отвлеченных теорий права, а Ю. Мозер и Логанн Шлоссер отстаивали великое значение народных юридических обычаев. Погром, следо- вавший за Французской революцией, вызвал с особенной силой национальное чувство, которое находило себе опору в преданиях про- шедшего.
    Оживленная реформами Штейна, сплотившаяся в одно целое освобождением крестьян Пруссия стала во главе нового научного движения. «История немец- кого права» Айхгорна (1808) и «Древности германского права» Я. Гримма (1828) были знамением времени; Гуго и Савиньи своим университетским преподаванием по- ложили твердое основание исторической школе. Вслед за Пруссией во всех странах ученые обратились к из- учению памятников своего народного права, стали до- рожить каждым выражением юридической жизни пред- ков, с любовью останавливаться на изучении народных юридических институтов. Преобладание исторического направления сказалось ясно повсюду в собирании обы-
      1   2   3   4


    написать администратору сайта