История права. 161Капустин М. Н. История права юридическое наследиемихаил Николаевич Капустин
Скачать 0.79 Mb.
|
179 Капустин М. Н. История права к одному главному. Там, где преобладает семейство или род, все отношения, как политические, так и гражданские, носят на себе характер семейно-родовой; государство получает тип семейства и наоборот. То же самое повторяется и от- носительно преобладания других институтов: собственность служит основанием политической власти, военная служба определяет государственное и граждан- ское положение лица и проч. Основанные на теократии юридические институты выступают впоследствии самостоятельно, и с ними вместе является новое право, отдельное от религии, не смешивающееся с нею. Аристократия родовая, имущественная или военная становится представительницей права; жрецы отступают на второй план в юри- дическом творчестве народа, они сохраняют свое прежнее значение лишь в об- ласти нравственности. Это новое народное или исключительно национальное право имеет своим источником сначала стародавние обычаи, поддерживаемые представителями родов, а затем постановления тех же представителей, согласные с новыми тре- бованиями жизни и господствующими убеждениями. Рядом с этим изменившимся характером права совершается другое явление: выступает значение народного государства, подчиняющего себе все проявления жизни и воплощающего в себе все предшествовавшие институты, служившие типом общественной жизни. Все положение лица, все культурные силы, даже религия получают значение политическое. В государстве олицетворяется общий человеческий разум; на него переносится и из него заимствуется лучшая сторона человека; повиновение ему ставится выше всего, признается непреложным за- коном природы. Лицо получает значение лишь в той мере, в какой оно считается членом государства, призванным к поддержанию великого целого. Собственность принадлежит тем, кто способен охранять государство; семейство получает зна- чение средства умножения числа представителей неумирающего политического организма; на гражданах лежит обязанность вести государство к победам. Но семейство, собственность и военная власть теряют прежний теократический ха- рактер; эти институты заимствуют свою силу от государства и признаются толь- ко в нем, ибо вне его нет ни юридических отношений, ни правоспособных лиц. Таким образом, цивилизация народа получает свою твердую определенную форму, исключающую все не подходящее под нее. Все, что вырабатывается впо- следствии культурными силами народа — его религией, наукой, экономическим развитием, получает готовое oxpaнениe в праве. Не смешиваясь с культурой, представляя собой отдельную сторону жизни, право становится способным ото- зваться на все виды творчества, равномерно отнестись ко всем сторонам жизни, содействовать в каждой из них народному развитию. Нравственность, хозяйство, наука находят поддержку в праве, но не подчиняют его себе безусловно; право становится самостоятельным деятелем цивилизации. Но на исключительно национальной ступени не останавливаются ни цивили- зация, ни право. Всемирная культурная сила христианства внесла в жизнь но- вые основы. Она указала на безусловное значение лица, помимо его определе- ний племенных, политических и религиозных; христианская проповедь о любви и братстве открыла новый мир отношений. Человеческая личность получила свое признаниe, институты частного и публичного права отделились друг от друга, 8/2018 180 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ и каждому из них указана особая область. Начало общения и взаимности стало проникать всюду; все народы призваны к цивилизации и к культуре, и, наоборот, всякая цивилизация признается частью общечеловеческой: европейцы- христи- ане усвоили себе богатства языческой древности и нашли в них источники для своей культуры; все, что совершается в области права одного государства, слу- жит к разрешению вопросов, возникающих в другом. Вместе с тем принцип свободы, признанный отчасти в праве национальном, получил более широкое значение в новом периоде. Он вызвал постоянную уси- ленную борьбу, постоянный труд, без которого невозможно движение вперед. Обеспечивая каждому личную неприкосновенность, право дает каждому простор нравственной жизни и тем разрешает все встречающиеся столкновения интересов и воззрений. Цивилизация, распространившаяся на всю массу народонаселения, сопровождается нередко явлениями, исход которых неизвестен и которые обозна- чаются в настоящем недочетами и потерями; но каковы бы ни были затруднения, вызванные свободою, из них можно выйти только путем свободы. Национальное право ограничивалось свободой сравнительно немногих полноправных граждан; новое право утвердило свободу каждого не только члена государства, но также иностранца; в ней нашла себе применение нравственная сила, которую ничем нельзя заглушить в человеке. Подобно общению цивилизации, происходит также совместная жизнь общего права и особенного национального. Это последнее вносит свою долю в юриди- ческую жизнь образованных народов и черпает из нее силы для своего развития. Видимым образом в области гражданского права элемент всеобщего получил свое выражение в римском праве, которое, в свою очередь, оказалось способ- ным принять в себя особенности национальных прав и выработать стройную си- стему Jus Gentium. Без заимствования, исключительно из одних национальных основ не может развиваться юридическая жизнь народов; точно так же одним заимствованным правом не может удовлетвориться народная жизнь. Только при обмене всех плодов культуры и цивилизации, при распространении их на самые далекие страны сохраняется равновесие национального с общечеловеческим, увеличивается богатство обеих сторон народной жизни и совершается всеоб- щий прогресс права. Таковы общие явления, которые могут послужить основными моментами исто- рии права. Эти моменты обозначаются с большей или меньшей определенностью в постепенном развитии каждого национального права, а потому могут быть ука- заны при изложении этого последнего. Но всеобщая история права представляет их особенно ясно, потому что дает более живую картину многообразных форм, в которые облекалось содержание права. При ее изложении можно следовать двоякому порядку. Во-первых, можно излагать постепенное видоизменение юридических институтов, собирая одно- родные черты в праве различных народов и эпох; во-вторых, возможно принять в основание, кроме общих переходов от одной формы права к другой, также цельное представление о праве известного народа. Последний способ изложения имеет преимущество: он дает возможность со- ставить более ясное понятие о праве как органическом целом, о взаимной связи между всеми юридическими институтами и о воздействии их друг на друга. Право 8/2018 181 Капустин М. Н. История права развивалось в форме народной, которая сохранилась также в последний период его истории и не может исчезнуть никогда; поэтому необходимо, чтоб этот харак- тер права не терялся при изложении. Таким образом, принимая в основание, с одной стороны, общие типические черты развития права, а с другой — его национальный характер, следует при- знать наиболее удобным следующее разделение истории права. Донациональный период с особенной ясностью представляется в праве тех племен, которые еще не образовали государства и сохранили формы первич- ного быта. Мы можем составить себе понятие о праве в этом периоде не только по историческим преданиям, но также из наблюдений над современной жизнью туземцев Африки и Америки. Национальный период представляется в двух отделах — права теократиче- ского и человеческого. К первому относятся народы древнего и нового востока, у которых теократия является в троякой форме: семейной, имущественной и во- енной. Право народное получило свое полное выражение у греков и римлян, хотя последние возвысились до создания всеобщего права. Период национально-общий обнимает собой право народов европейской ци- вилизации. Римское, феодальное и церковное право легли в основание их юри- дических институтов, видоизмененных под влиянием национальных условий. В дальнейшем развитии своем народы романского, германского и славянского племен продолжали общую юридическую жизнь: наука права, торговля, между- народные связи вызывали постоянно одинаковые формы институтов и одинако- вые воззрения на их существо. Указанными характеристическими чертами определяются юридические груп- пы народов, так что в каждую группу входят народы, сходные по общим чертам своего права. При этом не все институты известной группы получили тождествен- ную форму и развивались одновременно; нельзя провести резкую грань между группами во всех отношениях: иногда какой-либо институт группы предшество- вавшей опережал другие. Тем не менее общие черты права остаются те же. Так, например, семейное право у евреев стоит на высшей ступени, чем у римлян, однако еврейское право относится к теократической группе; политические воз- зрения греков имеют более значение, чем римские, однако в конструкции чисто гражданских институтов ни один народ не мог сравниться с римлянами. Понятие о высшем и низшем не прилагается к народной жизни, ибо без сту- пени предшествовавшей невозможна последующая. Каждое право было выра- жением своего времени и приготовлением к дальнейшему развитию. Многие из народов, право которых мы изучаем, перестали существовать в смысле истори- ческих деятелей; но их наследство осталось, оно сделалось достоянием науки, которая сохраняет прошедшее от забвения и смерти и видит в нем никогда не замиравшую жизнь человеческого духа. Нет ничего более величавого, как ве- ковое здание права, над созданием которого трудился и к которому с любовью и надеждой обращался длинный ряд поколений, сменявших друг друга в исто- рии человечества. |