Главная страница
Навигация по странице:

  • Шарль Луи де Секонда́, барон ля Брэд и де Монтескьё

  • История права. 161Капустин М. Н. История права юридическое наследиемихаил Николаевич Капустин


    Скачать 0.79 Mb.
    Название161Капустин М. Н. История права юридическое наследиемихаил Николаевич Капустин
    АнкорИстория права
    Дата14.11.2022
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаistoriya-prava.pdf
    ТипДокументы
    #787083
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    173
    Капустин М. Н.
    История права подвигов, удачи и невзгоды племени приписываются не личным качествам пред- водителя, а милости или гневу божества.
    Точно так же в религии находила свое объективное основание собствен-
    ность, которая ставилась под ее охрану. Божество награждает за труд, посылает удачный улов, охоту, жатву, добычу; отнять эти блага — значит противиться воле верховного владыки, действовать наперекор его распоряжениям.
    Таковы повсюду первые институты, имеющие культурное значение, поскольку в них воспитываются человеческая воля, самоограничение, а вместе с тем чув- ство безопасности и личной отдельности. В этой суровой и долгой школе зреет сознание о праве, которое таким образом предшествует сознанию о государстве.
    Но донациональный или догосударственный быт народов не стои´т вне культуры или вне права: он представляет уже определенные формы отношений, которые охраняются строго и незыблемо, против которых не высказывается протест, ува- жение к которым поддерживается преданием и переходит из рода в род. Общая религия сдерживает произвол и грубую силу, утверждает прочные основы обще- жития, делает возможным дальнейшее развитие племени.
    Продолжительность донационального периода права зависит от различных условий и влияний, содействовавших развитию культуры или замедлявших ее ход.
    К таким влияниям должно отнести появление лиц, отличавшихся особенной энерией духа, а также свойства той земли, на которой жило племя.
    Невозможно с точностью определить значение каждого лица, воздействовав- шего на развитие племени в донациональный период его истории. Но существо- вание таких лиц несомненно: имена многих из них сохранились в преданиях; им приписываются обучение племени тому или другому искусству, помощь в борьбе с природой, изложение религии и проч. Увеличивая и улучшая орудия культуры, энергические лица по необходимости имели влияние и на юридические институты, так как этими последними охранялись вновь сделанные приобретения матери- альные и духовные. Деспотическая власть, сдерживавшая произвол и устанав- ливавшая порядок, была необходимым явлением при отсутствии нравственных мотивов; в этом смысле она служила также орудием культуры. Она побуждала к труду, не давала развиваться животным инстинктам и охраняла собственность от захватов. Появление таких деятелей в различных сторонах народной культу- ры, конечно, было неодновременно, а потому мы видим некоторое разнообра- зие в праве донационального периода и разновременный переход его к высшей ступени.
    Более постоянной причиной такого разнообразия служила внешняя природа, под влиянием которой совершалась культура племени.
    Так, прежде всего климат оказывал воздействиe на энергию труда человече- ского. Несомненно, что в жарком климате физическое развитие человека совер- шается особенно быстро, а потому здесь почти не существует возраст детства, продолжительность которого дает возможность сосредоточиться на духовном развитии. В жарких странах мужчина и в особенности женщина весьма рано вступают в брак, а потому не в состоянии дать воспитание своим детям. С другой стороны, богатая тропическая природа избавляет от необходимости труда и за- бот о средствах жизни, а потому ослабляет чувство собственности. Тогда как на человека образованного величавые картины природы производят художествен-

    8/2018
    174
    ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ
    ПРЕЛОМЛЕНИИ
    ное впечатление, отражающее его духовное богатство, —первобытный человек остается чуждым этому влиянию: он смотрит на природу только со стороны ее производительности.
    Еще более значения для общественной культуры имеет природа, поскольку она определяем род занятий. В большей части случаев выбор занятий зависит от условий местности, в которой живет народ. Жители ровных местностей пре- имущественно занимаются земледелием; в них воспитывается привычка к по- стоянному труду, вращающемуся в определенном круге, тогда как звероловство и охота развивают личное мужество, отвагу и самонадеянность. Таким различи- ем занятий определяются существенные формы общественного быта племени и его права. Так, несомненно, что хозяйство отражается на собственности и на договорах; занятия служат основанием сословного разделения, образования земледельческой общины или дружины военной; наконец, следствием хозяй- ственных потребностей являются войны и рабство. Исследования первичного быта племен доказывают несомненно, что происходило постоянное завоевание народов земледельческих народами-звероловами, которые для своего промыс- ла нуждаются в значительном пространстве земли. Рабство было результатом такого завоевания; оседлые туземцы прикреплялись к земле, нашельники обра- зовывали аристократический класс воинов.
    Всеми указанными культурными силами и условиями их приложения опреде- ляется момент окончания догосударственного состояния племени — момент, не наступивший еще до сих пор для некоторых племен. Но, хотя и неодновремен- но, юридические институты каждого племени проходят определенные ступени: та форма их, которую мы можем наблюдать у современных нам полудиких на- родов, была пережита всеми племенами; по-видимому, баснословные предания, сообщаемые греческими историками, находят себе оправдание в действитель- ности. Господство женщин, общение жен, couvade и другие явления повторялись повсюду, и можно ожидать, что исследования первых зачатков общежития еще более объяснят эти как бы неизбежные ступени движения права.
    Под влиянием культурных сил племенной быт и право переходят в новую форму — государственную или национальную. Племя становится политическим обществом, civitas, является новая сила развитая — сила цивилизаций; право получает определенное бытие, делается могучим двигателем народной жизни.
    Мы не можем себе представить ни одного племени без культуры, т.е. без рели- гиозных верований, без хозяйства, без известного, хотя и весьма ограниченного, круга сведений. Но цивилизация народа начинается лишь с тех пор, как он полу- чает государственные формы, сознает себя гражданином, civis.
    Термины «культура» и «цивилизация» не всегда употребляются в определен- ном смысле. Сочинения об истории цивилизации и культуры имеют одинаковое содержание. Культурными или историческими народами обыкновенно называ- ются те, которые участвовали в общем развитии человечества.
    Подобно культуре, цивилизация способна к постоянному развитию; на ней отражается постепенный ход культуры, т.е. те успехи, которые делает народ на пути достижения нравственных и материальных благ. Для нас высшим выраже- нием цивилизации служит европейско-христианская, в которой выразилась вся предшествующая история народов: духовное богатство классического миpa,

    НАСЛЕДИЕ
    ЮРИДИЧЕСКОЕ
    8/2018
    175
    Капустин М. Н.
    История права учение Христа, религиозная поэзия евреев, одним словом, все лучшее достоя- ние человечества. Способностью усвоить себе плоды всемирной цивилизации, примкнуть к общему движению истории, не теряя своей особенности, мы изме- ряем развитие народа, произносим приговор о том, имеет ли народ будущность или он должен уступить место другим.
    По великому значению христианства, охватившему все стороны жизни, в исто- рии цивилизации можно различить два периода — языческий и христианский, хотя первый, в свою очередь, представляет два особых типа цивилизации — вос- точный и классический.
    Tе же явления, которые мы замечаем в истории цивилизации вообще, повто- ряются в праве каждого народа в отдельности. Степень его юридической зрелости определяется способностью примирить личную свободу с уважением к государ- ству, субъективное право с объективным. Чувство законности, подчинение личных интересов общественным, живое участие в общих делах служат в этом смысле признаками человека цивилизованного. Самостоятельность убеждений при ува- жении к чужим мнениям, религиозность при веротерпимости, чувство народно- сти без высокомерного презрения к иностранному, соблюдение приличий — все эти и подобные свойства, в которых высказывается отдельность и зависимость лица, воспитываются и укрепляются цивилизацией. Единство в разнообразии, международное общество с самостоятельными государствами, нравственный семейный союз с его живыми членами, государство с общественными кругами, общие начала права с местными или национальными особенностями — вот те юридические формы, которые выработаны европейской цивилизацией. История права должна проследить образование этих форм и тот долгий путь, который мог привести к ним. В дохристианском миpe господствует исключительно нацио- нальное развитие права, в христианском — рядом с этим развитием выступает и юридическое общение народов.
    Paзнообразиe права в его национальном периоде прежде всего определяет- ся различением религиозных верований. У всех народов сохранилось предание о разделении племен, о рассеянии языков вследствие несогласия в религиозных воззрениях, точно так же, как предания о начале государств совпадают с преда- ниями о начале религий.
    И в дальнейшем ходе цивилизации религия сохраняет преобладающее вли- яние. Она находится в постоянной неразрывной связи с правом. Практическая сторона ее выражается в трех основных предписаниях: не посягать на чужую жизнь и имущество, уважать родителей и повиноваться власти; к этому присо- единяется глубокая вера в то, что божественный промысел заботится о своем избранном народе, история и политические формы которого существуют и из- меняются божьею милостью. Утверждая объективное основание права, религия служит также источником сил личной нравственности — труда и любви. Возвы- шая каждого человека до непосредственного отношения к божеству, она тем са- мым признает его высокое значение и указывает на него как на центр всех юри- дических институтов, вне которого эти институты остаются только формой без содержания: освящая собственность, семейство и власть, религия совершает это во имя человека. Призывая всех и каждого к нравственной борьбе и обещая

    8/2018
    176
    ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ
    ПРЕЛОМЛЕНИИ
    победу, она возбуждает энергию духа и воспитывает волю, а следовательно, со- знание о праве.
    Такое значение принадлежит не только всечеловеческой христианской рели- гии, но также национальным религиям Древнего миpa, которые легли в основу цивилизации многих исторических народов, содействовавших развитию права и культуры.
    Условия, при которых живет племя в донациональ- ный период права, продолжают оказывать свое влияние и на цивилизации. Внешняя природа, правда, теряет свое значение, но определившееся под ее влиянием хо- зяйство отражается на юридических институтах. Обще- ственное устройство, как показывает опыт, не находится более в связи с климатом; народы, исповедующие одну религию, получают одинаковые формы государственные, независимо от географического положения.
    Значение климата для цивилизации было указано особенно рельефно Монтескьё в его «Духе законов». Ав- тор начинает с того положения, что разнообразие права не есть результат произвола: законы суть необходимые отношения, вытекающие из существа вещей. Исследуя причины разнообразия законов, Монтескьё останавливается прежде всего на формах правления и этому вопросу посвящает почти половину своего сочинения. Следуя указанию Маки- авелли, автор подробно рассматривает три основные государственные формы и их связь с воспитанием, с положением женщины, с образом жизни, с войском.
    Затем Монтескьё обращается к вопросу о влиянии климата и свойства земли на законодательство, причем объясняет исключительно климатическими условиями рабство, различные формы брака, развод и проч. Далее автор переходит к ука- занию связи, существующей между законами и народными обычаями, занятия- ми, количеством народонаселения и религией. Последняя (четвертая) книга по- священа очерку главнейших явлений в истории французского права. Сочинение
    Монтескьё имеет скорее характер философского рассуждения, чем исторического исследования. Но оно открыло ту новую сторону права, которая должна была возбудить внимание и освежить ум, утомленный отвлеченными представлени- ями. Хотя автор воспользовался в значительной степени трудами Вико, однако он придал выраженным в них мыслям изящную и общедоступную форму. Со- чинение Монтескьё было приветствовано всеми и имело большое влияние. Он первый указал ясно на бытовое значение права, но он же первый высказал фа- талистическое воззрение на его историю. Народы, живущие в жарком климате, осуждены на рабство и деспотизм; только северные народы способны к свободе.
    Односторонность Монтескьё в этом вопросе была указана Ш. Контом, который опроверг все положения Монтескьё. Несмотря, однако, на очевидность ошиб- ки Монтескьё, эту ошибку повторил в недавнее время его последователь Бакл.
    Тем не менее определившийся, вследствие первоначального влияния кли- матических условий, экономический быт народа продолжает оказывать воздей- ствие на право и цивилизацию; в формах договоров, в предметах собственно- сти выражаются различие натурального и денежного хозяйства, бо́льшая или
    Шарль Луи де
    Секонда́, барон ля
    Брэд и де Монтескьё
    (1689—1755) — фран-
    цузский писатель,
    правовед и философ,
    сторонник натурали-
    стического подхода в
    изучении общества.
    Разработал доктрину
    о разделении властей.

    НАСЛЕДИЕ
    ЮРИДИЧЕСКОЕ
    8/2018
    177
    Капустин М. Н.
    История права меньшая быстрота обмена произведений труда, преобладание движимого или недвижимого имущества. К особенностям экономического строя следует также отнести существование рабства и особых резко отделенных друг от друга со- словий. Государственное или политическое значение этих сословий отпечатле- вается на землевладении. Собственность у евреев или у египтян определялась привилегиями жрецов и воинов. На всем праве лежит печать сословная, печать неравенства и исключительности.
    Далее в ряду деятелей цивилизации занимают известное место наука и ис- кусство. Прямую и непосредственную связь их с правом определить трудно; но несомненно, что развитие художественного чувства в народе выражается в улучшении нравов и что распространение знаний содействует материальному благосостоянию масс. Но первоначально наука и искусство служат достоянием немногих и примыкают к религии.
    Наконец, войны, появление реформаторов религии и общественного быта дают решительное направление цивилизации и праву, утверждают их строго на- циональный характер. Победы и поражения, борьба за обладание сплачивают народ связью общего торжества и общей невзгоды, возбуждают чувство патри- отизма и мщения, собирают всех под одно знамя, враждебное другому знаме- ни, пока, наконец, судьба не решит окончательно, кому из врагов принадлежит полное господство.
    Многие из исчисленных условий имеют неблагоприятное влияние на цивили- зацию. По преимуществу рабство ослабляет энергию труда в самих рабах и в их собственниках; оно приучает к безответственности, к произволу и к унижению.
    Частые войны также ослабляют чувство личной обеспеченности, собственности, подвергают случайности все, что приобретено трудом, и развивают чувство пре- зрения к жизни как своей, так и чужой. Bсе эти причины ведут к упадку нравствен- ности, и для поддержания ее оказывается необходимым обновлениe религиозных учений, в которых человек мог бы находить источник духовного возбуждения.
    Таковы общие влияния, при которых движется народная цивилизация. Должно заметить, впрочем, что эти влияния не имеют непреложного рокового характера; по крайней мере нельзя сказать, чтобы действие той или другой причины имело непременно определенный результат. Не только климат, но также хозяйство наро- да иногда не находится в связи с правом: при одинаковой форме хозяйства могут существовать различные выражения права. Цивилизация есть плод совокупности многообразных причин, и определить влияние каждой в отдельности невозможно.
    В последнее время некоторые писатели считают возможным определить все движение цивилизации одной какой-либо силой. Так, например, Бакл в своей
    «Истории цивилизации в Англии» полагает, что только сила мысли служит ору- дием исторического движения обществ, а потому обновление цивилизации воз- можно лишь чрез посредство литературы и науки. Бакл старается доказать, что нравственность не имеет прогрессивного характера и что учение ее не произ- водит никакого влияния на общество в целом составе; религия, по его мнению, есть следствие улучшения людей, а не причина; успехи законодательства за- ключаются лишь в отмене законов. С другой стороны, автор, отвергая влияние нравственных сил, за исключением науки, придает слишком большое значение физическим законам. По его мнению, свойством климата и почвы земли условли-

    8/2018
    178
    ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ
    ПРЕЛОМЛЕНИИ
    вается неодинаковость производства и распределения ценностей, а также степень энергии умственной силы народа. Поэтому неравенство классов и само рабство становятся выражением непреложного и неизменного физического закона. Все эти положения, отличающиеся крайней односторонностью, Бакл пытается до- казать примерами, но его доказательства не имеют серьезного характера: так, взявши случайный пример единичного финансового закона, он делает по ним общий вывод о всем законодательстве. Указавши на почти одинаковое число ежегодно повторяющихся преступлений, он заключает, будто нравственность во- обще не подвигается вперед. Односторонность и ошибки, в которые впал Бакл, были доведены до крайности американским химиком Дрепером в его «Истории
    умственного развития Европы». Автор представляет картину пяти последова- тельных периодов в истории европейской мысли и думает, что ими объясняется не только прошедшее, но и будущее цивилизации.
    Обращаясь исключительно к праву в национальный период его истории, мы замечаем прежде всего преобладающее значение религии, которая вполне под- чиняет себе право. И общественное устройство, и юридические институты полу- чают теократический характер.
    Это явление повторяется повсюду. Право признается изречением божества, так что основатели религий суть вместе и законодатели. У Гомера находим ука- зание на первоначальное право в форме themistes, т.е. изречений Фемиды; у римлян слова «jus» и «Zeus» одного корня, и все право первоначально имеет сакраментальный характер; у восточных народов совпадение религии и права выражается даже во внешней форме.
    Такое теократическое право по существу своему неизменно. Оно установлено с незапамятных времен и существует силою своей древности. Раз выраженное безличным или личным божеством, великими мудрецами или боговдохновенными пророками, оно должно оставаться в той форме, в какой получило свое бытие; творчество жизни не может касаться его, новые отношения не создают юридиче- ских норм; вековое откровенное право недоступно никаким влияниям и сделкам с настоящим, оно сохраняет постоянно характер непреложности.
    При таком характере права все юридические институты получают также зна- чение религиозное. Сознание личной отдельности не существует, человек исче- зает в семействе или в государстве, и различиe власти определяется большей или меньшей близостью к божеству. Впереди всех выступает класс жрецов, хра- нителей и истолкователей закона, выделяющийся из остального народонаселе- ния; жрецы ограничивают власть царя как представителя народа, оставляют за ним только предводительство войском или придают ему чисто формальное зна- чение. Невидимое божество признается единственным всемогущим субъектом всех прав; собственность, семейство и верховенство становятся выражениями божественного уполномочия, предметом пользования.
    Хотя общие черты теократии повсюду одинаковы, однако, смотря по тому, какой из трех юридических институтов получает по преимуществу религиозный характер, можно различить три вида теократии: семейно-родовую, имуществен- ную и военную.
    Действительно, в первом выражении права замечается всегда явление или закон обобщения: все институты получают один общий тип, приурочиваются

    НАСЛЕДИЕ
    ЮРИДИЧЕСКОЕ
    8/2018
    1   2   3   4


    написать администратору сайта