Конспект лекции Человек-предмет естествознания. 17.1. - 17.3. Человек - предмет естествознания. 17. 1 История человека продолжение истории Космоса Человек является объектом исследования ряда наук, получивших определение гуманитарные
Скачать 0.53 Mb.
|
17.1 История человека - продолжение истории Космоса Человек является объектом исследования ряда наук, получивших определение «гуманитарные». Стоит ли рассматривать в связи с этим человека как объект естествознания? Для ответа на этот вопрос надо понять сущность человека, представления о которой изменялись с развитием самого человека и наук о нем. Уже в эпоху Античности сформировался спектр представлений такого рода. Так, Аристотель характеризовал человека как «политическое животное»; киники видели природу человека в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур — в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики связывали сущность человека с разумом. В христианстве утвердилась идея о том, что человек создан по образу и подобию Божьему. В западной философии, особенно в марксизме, на первый план выдвинулось представление о социальной сущности человека: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В российской науке сформировалось понимание человека как биопсихосоциального существа в триединстве биологического, психологического и социального. Академик И. Т. Фролов подчеркивал, что «включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир органической природы — порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека». Таким образом, именно включенность человека в мир природы позволяет рассматривать его в качестве объекта естествознания. Человек естественен: (1) по происхождению; (2) по своей природе, т.е. биологической основе своего существования; (3) человека можно рассматривать и как физическое тело, и как сложную химическую лабораторию, и, следовательно, считать его объектом физического и химического познания. Понимание человека как высшего биологического вида на лестнице живых существ позволяет характеризовать в качестве предпосылок его появления не только биологическую, но и космологическую эволюцию. С подобных позиций рассматривали человека многие ученые: К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Н. И. Вавилов, А. Л. Чижевский и другие. Датский антрополог И. Бьерре попытался сравнить историю Земли с годовым природным циклом: «В ноябре впервые появляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23:45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года... шестьдесят секунд». П. Тейяр де Шарден характеризует время существования человека как «одну секунду для эволюции». Таким образом, история человека — продолжение космологической истории Земли, в которой могут быть выделены следующие периоды с точки зрения места в ней человека и человечества: • геологической эволюции — на Земле еще не было жизни; • геологобиологической эволюции — появление и развитие жизни; • антропосоциогенеза — возникновение человека и общества в системе биосферы; • духовной эволюции — появление сферы разума — качественно новая эпоха в эволюции Земли. С пониманием планетарного значения человечества связано становление концепции ноосферы: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — и мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте». Таким образом, антропосоциогенез — планетарное явление, и само существование Земли и ее биосферы во многом зависит от возможных тенденций дальнейшего развития Человечества. 17.2 Различия между человеком и животными. Включенный в мир природы человек во многом оказывается сходным с высшими животными, и это сходство проявляется по ряду оснований, например: — вещественный состав, строение и поведение организмов — человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции человеческого тела — такие же, как и у животных; например, шимпанзе и человек имеют 91% одинаковых генов; — в ходе развития человеческий зародыш проходит все стадии биологической эволюции; — имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека. Их прежние функции фактически утрачены и в организме человека они играют иную роль, чем у животного. Обычно к рудиментам относят копчик (рудиментарный хвост, к нему крепится ряд мышц человека); зубы мудрости; аппендикс (у животных выполнял серьезную пищеварительную функцию, в настоящее время за ним сохранились защитная, секреторная и гормональная функции); ушные мышцы (помогали животным шевелить ушами) и др. Вместе с тем человек даже анатомически отличается от высших приматов. В первую очередь такие различия связаны с прямохождением и развитием руки, особенно большого пальца на ней, а также теми разделами головного мозга, которые связаны с реализацией собственно человеческих функций: речи, рационального мышления и т.д. Важнейшие отличия человека от животных заключаются в алгоритмах его поведения и деятельности, а также в механизмах передачи таких алгоритмов. Алгоритмы поведения. Программа поведения животного определена структурой его организма и потребностями, поэтому от рождения ему дан набор инстинктов. Этот набор обеспечивает его эффективное существование в определенной экологической нише, но не позволяет приспосабливаться к условиям другой ниши. Поэтому волк не может вести себя по алгоритму поведения зайца, а воробей — по алгоритму орла. Каждый человек принадлежит биологическому виду Homo sapiens (человек разумный), но у этого вида отсутствует «врожденный поведенческий алгоритм». В свое время К. Маркс справедливо отметил, что человек способен вести себя «по мерке любого вида». Так, люди, принадлежащие к различным историческим или социальным группам, могут вести себя принципиально различным образом. Причем, в отличие от животных, такие различия не являются врожденными, и, к примеру, воспитанный в дворянской семье сын простолюдина успешно усваивает непростые условности дворянского быта и этикета. Таким образом, у животного — единственный наследуемый алгоритм поведения, у человека число таких алгоритмов практически неограниченно. Механизмы передачи алгоритмов. Индивидуальная вариативность поведения, свойственная человеку, животному миру неизвестна. Вариативность, в первую очередь, определяется спецификой механизма передачи от поколения к поколению алгоритмов поведения. У животных это — механизм наследственности, алгоритмы поведения фиксируются в генетических программах, специфических для конкретного вида животных. Такой механизм существует и у человека как биологического организма: ему, к примеру, не надо знать, как дышать, как ходить и др. — эти процессы он совершает «автоматически», инстинктивно. Однако поведение человека как социального существа программируется принципиально иным образом. В качестве механизма передачи алгоритмов социального поведения выступает преемственность, а средством фиксации социальных алгоритмов выступает культура как совокупность норм (этических, политических, правовых, классовых и др.). Нередко культуру характеризуют как «нормативно-преемственное программирование поведения». Таким образом, именно осваиваемая человеком с детства культура играет решающую роль в мотивации человеческой деятельности и выборе алгоритмов его поведения. Культура — явление, присущее только человеку и человеческому обществу; ее нет в мире животных. Процесс овладения культурой непрост, именно поэтому у человека гораздо более долгое детство, чем у любого вида животных. Общество — надбиологическая целостность: «Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии» Сущность антропогенеза. Выделение человека из животного мира — событие в истории Вселенной не менее значимое, чем выделение живой материи из материи косной. Впервые появляются живые организмы такого рода, внутри которого существенно замедляется процесс биологической эволюции (преобладает стабилизирующий отбор), но начинается эволюция социальная, культурная, интеллектуальная2,. Научное понимание антропогенеза и социогенеза. Ныне сформировались две трактовки антропогенеза (греч. anthropos — человек, genesis — развитие). Факты из истории науки: Концепция о большом сходстве человека и обезьян сформировалась у Аристотеля. Эта же идея содержится в сочинениях римского анатома и врача II в. К. Галена (129 или 131 г. — около 200 или 217 г.), который в своих анатомических исследованиях использовал обезьян. На рубеже XVIII—XIX вв. предположения о происхождении человека от человекообразных обезьян рассматривались в работах Б. Монбоддо (1784), касавшихся также вопроса о происхождении и развитии членораздельной речи. Позже Дж. Э. Доорник (1808), как и Монбоддо, утверждал, что люди произошли от человекообразных обезьян. Антропогенез в широком смысле — происхождение человеческого рода, включая всю его дописьменную историю, а также все типы человека, заканчивая высшим — Homo sapiens sapiens. Узкая трактовка антропогенеза связывает его начало с переходом от хабилисов к более развитым видам Homo, который произошел примерно 1 — 1,5 млн лет назад. Социогенез (от лат. societas — общество) — становление человеческого общества — включает всю дописьменную историю человеческого общества, заканчивая появлением ранних государств (Шумер, Древний Египет и др.). Гоминизация (от лат. homo — человек) — процесс очеловечивания обезьяны от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида Человека Разумного. Антропогенез и социогенез — две стороны единого процесса формирования человека и общества — антропосоциогенеза. П. Тейяр де Шарден подчеркивал в связи с этим, что возникновение человека — процесс коллективный, и «первым человеком является и может быть только множество людей...» Эволюционные концепции — методологическое основание научного понимания антропогенеза. Ж.-Б. Ламарк полагал, что тело человека свидетельствует о его происхождении от животных, а разум и душа — о божественном происхождении. Он вполне допускал происхождение человека от «четвероруких», обсуждал проблему эволюции психики человека и животных, но в его концепции эволюции органического мира не удалось выявить механизм взаимодействия организма и среды. Всестороннее и убедительное обоснование симиалъной теории антропогенеза (от лат. simia — обезьяна) на основе теории эволюции дал Ч. Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ч. Дарвин и его последователи обнаружили свыше 100 сходных признаков в телесном строении человека и антропоидов. Синтетическая теория эволюции (середина XX в.) обосновала идею: прогрессивное развитие жизни на Земле объясняется генетическим наследованием фенотипических признаков, их случайной изменчивостью и естественным отбором, а эволюция — непрерывное накопление в популяции случайных мутаций, признаков, ведущих в условиях изоляции к дивергенции и формированию нового вида. Современная наука расширила аргументацию симиальной теории Ч. Дарвина за счет новых фактов из области молекулярной антропологии, иммунологии, сравнительной биохимии, цитологии и др. В их числе: выявление биологических механизмов внешнего влияния на генетическую основу живых существ; обнаружение возможности многолинейной и направленной эволюции живых существ, не сводимой только к адаптации; признание воздействия на процесс эволюции внешних факторов: природных условий, специфики образа жизни человека, т.е. «упражнения» / «неупражнения» и др. Процесс становления человека осмысливается в едином антропосоциогенезе. Признано, что на всех этапах антропогенеза (и особенно на его ранних этапах) важнейшую роль играют как взаимодействия в системе «поведение, образ жизни — телесная организация индивида», так и одновременное воздействие природных условий, в том числе резкое изменение климата. Иногда в процессе обоснования тезиса о том, что теория Дарвина недостаточна для объяснения процессов антропогенеза, приписывают Дарвину те грехи, которые он не совершал. Утверждается, в частности, что «факт одновременного существования неандертальцев и кроманьонцев не соответствовал догме плавной линейно-последовательной смены видов, при которой предшествующая форма исчезает, уступая место новой модификации. Видимо, все-таки необходимо признать, что развитие предков человека имело характер многолинейной эволюции». На самом деле факт возможности сосуществования различных модификаций не только не противоречит теории Дарвина, но прямо вытекает из существования дизруптивного (разрывающего) отбора. Так, факт одновременного существования неандертальцев и кроманьонцев может объясняться, с одной стороны, наличием несовпадающих экологических ниш, а с другой — на этапе эволюции, соответствующей этим разновидностям Homo, социокультурные факторы в существенной мере ослабляли действие естественного отбора. Вместе с тем дарвиновская теория естественного отбора почти не затронула проблему сущности человека и социальных аспектов его происхождения. 17.3. Современные представления о биологических и социальных факторах антропогенеза. С о времен Дарвина утвердилась идея о том, что линия эволюции человека и линия эволюции нынешних человекообразных обезьян имели общего предка. В 1960—1980 гг. установлено, что такой гипотетический предок жил 15—20 млн лет тому назад, а время расхождения эволюции понгид и гоминид относилось к среднему миоцену (примерно 14 млн лет назад). Общим предком всех крупных гоминоидов были восточноафриканские кениапитеки (15—12 млн лет назад). Методами молекулярной биологии на основе сравнения белков крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими было показано, что эти две линии не могли расщепиться ранее, чем в диапазоне от 2,70 до 8—9 млн лет назад, в среднем — 6 + 3 млн лет тому назад. З а прошедшие годы XXI в. продолжается быстрое заполнение существующих «разрывов» в летописи антропогенеза. Так, в 2010 г. группа палеонтологов впервые обнаружила в пещере Малапа (ЮАР) останки австралопитека седиба (A. sediba) — переходного звена между предками людей и австралопитеками (1,977 млн лет). Его мозг больше похож на человеческий, чем на мозг его ближайших родственников — A. africanus Вид Ardipithecus ramidus (ардипитек) описан в 1994 г., в последующие годы коллекция его костных остатков возросла до 109 образцов, а вид стал самым древним из детально изученных гоминидов. Обоснована гипотеза позднего выделения человеческой линии эволюции — от 8 до 5 млн лет назад. Схема антропогенеза (в существенно упрощенном виде) включает ряд этапов, сопоставляемых с геологическими эпохами: в эпоху плейстоцена развертываются основные процессы антропогенеза, а в предшествующую ей эпоху плиоцена — приматогенеза. Перемены климата в среднем миоцене (12-9 млн лет назад) привели к нарушению тропического лесного ландшафта, поэтому предки низших обезьян и понгид стали в большей степени питаться листьями, чем плодами, а предки гоминид начали систематически выходить в саванну. Выход в саванны потребовал значительных изменений поведения, как локомоторного (двуногость, прямохождение), так и репродуктивного (более длительный период воспитания детенышей при меньшей плодовитости), а также пищевого и социального. К новым условиям приспособились лишь такие виды, которые и ранее в поисках пищи слезали с деревьев. Их передние конечности постепенно становились способными искать плоды, выкапывать коренья, использовать камни для нападения и для защиты. Древнейшие двуногие гоминоиды — австралопитеки (лат. australis - южный + греч. pithekos — обезьяна) — появились около 5—4 млн лет назад. Эти человекообезьяны напоминали выпрямленного шимпанзе, но с более короткими руками и длинными ногами. На время 3—2 млн лет приходится выделение линии Homo, предком которого был афарский австралопитек. Первым представителем рода Homo считают «человека умелого» — Homo habilis. Очевидно, этот вид вымер около 1,6—1,5 млн лет назад. В эпоху хабилиса появляются древнейшие каменные культуры человечества, основанные на изготовлении грубых орудий при помощи поверхностной обработки галек (простой прямой удар), широкое использование различных осколков. Это олдувайская галечная или рубило-осколочная культура. Следующая ступень гоминизации после появления Н. habilis — возникновение архантропов (от греч. archaios — древний), древнейших представителей человеческого рода. Их генезис ведут от вида Н. erectus (человек прямоходящий). Архантропы создали раннеашельскую культуру ручных рубил, систематически использовали огонь, охотились на крупную дичь; они обладали значительно более развитым мозгом, возможно, примитивной речью. Факты из истории науки Самое древнее бесспорное кострище (с обгорелыми камнями, семенами и деревяшками) обнаружено в Палестине и имеет возраст 790 тыс. лет. Правда, известно около десятка более ранних свидетельств использования огня: в двух местах в Восточной Африке — в Кении и Танзании — найдены обгорелые кремневые орудия и куски обожженной глины возрастом 1,5 млн лет, и в обоих случаях поблизости обнаружены кости Homo erectus. В Северной Кении известны следы употребления огня возрастом 1,37—1,46 млн лет. Здесь, похоже, был и очаг, обложенный камнями. Аналогичные находки сделаны и в Южной Африке. Но во всех этих случаях исследователям нс удалось окончательно доказать, что огонь, оставивший свои метки на камнях и костях, находился под контролем человека. Это могут быть следы естественных пожаров. Огонь сыграл огромную роль в антропогенезе: согревал пещеры в период наступающего похолодания климата, позволил использовать головешки для обороны и для нападения на зверей, готовить мясную пищу и давать организму гораздо больше энергии. С ростом потребления мясной пищи связывают увеличение мозга у ранних эректусов. Долгое время огонь добывать не могли, поэтому его поддерживали и сохраняли. Так, в пещерах синантропов (400 тыс. лет назад) обнаружен слой золы и пепла толщиной до 7 м. Значительное похолодание в период рисского ледника связано с началом перехода к Н. sapiens (человеку разумному), имевшему вполне современный по объему мозг с очагами интенсивного роста в зонах специфически человеческих третичных корковых нолей. Самостоятельно добывать огонь предки человека научились 120—100 тыс. лет назад. Эпоха риссвюрмского межледниковья и наиболее сурового по климату вюрмского оледенения (200—54 тыс. лет назад) — эпоха неандертальцев (палеоантропов) и культуры мустье с резко возросшим разнообразием типов орудий. В эту же эпоху появляются и неоантропы — кроманьонцы, которых ассоциируют с культурами позднего палеолита (древнекаменный век). Полное замещение неандертальцев современным с анатомических позиций человеком (кроманьонцем) произошло около 40—30 тыс. лет назад. В числе возможных причин «внезапного» исчезновения неандертальцев антропологи называют: интеллектуальное и физическое превосходство кроманьонцев; большую специализацию неандертальцев, ограничивавшую их приспособительные возможности; пониженную выносливость и постоянные стрессы; многочисленные следы патологии на скелетах; укороченный репродуктивный период; возможную повышенную агрессивность и другие специфические черты, снижавшие их жизнестойкость. В период от 40 до 10 тыс. лет назад человек заселил фактически все биотопы Земного шара. Кроманьонцы создали богатую и разнообразную культуру позднего палеолита, усовершенствовали технологию изготовления орудии из камня и кости (свыше 100 типов). Они явились творцами европейского первобытного искусства, вершина которого была достигнута 19—15 тыс. лет назад. Территориальное происхождение человека. Концепция моноцентризма — гипотеза возникновения примитивного Homo sapiens около 0,2 млн лет назад в Африке и его миграция около 0,1 млн лет в Европу с последующим расселением по земному шару. Полицентризм предполагает происхождение Homo sapiens от локальных групп архантроиов и палеоантропов в Афроевразии и их изолированное развитие в течение длительного времени — до 1 млн лет. Сторонники «ветвления» (кладизма) признают одновременное существование нескольких видов гоминид, противники концепции считают, что в каждую геологическую эпоху существовал лишь один вид гоминид. Представление о линейной эволюции человека ныне представляется упрощенным. Это демонстрирует дерево эволюции, которое приводит немецкий исследователь Ф. Кликс. Его схема наглядно показывает, что в раннее время существовало одновременно множество видов, родственных непосредственным предкам человека, большинство из которых вымерло. Общая схема развития гоминид (по Ф. Кликсу) Развитие антропогенеза завершилось 30—40 тыс. лет назад вместе с прекращением видообразования человека. Генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности человека и заменяется социальной. Важным фактором саниентизации стала социальность. Длительный групповой отбор, который был основан на преимуществе сообществ ранних гоминид, обладающих наиболее развитым интеллектом и эффективной технологией изготовления орудий, мог в дальнейшем привести к распространению наследственно обусловленных способностей. В таком случае можно говорить об «отборе на обучаемость и на способность воспринимать культуру» как адаптивно полезных признаках. Социальная среда играла решающую роль в усовершенствовании технологии изготовления орудий. Переход к охоте явился дальнейшим стимулом развития социальных связей и коммуникаций (язык). Усложнение форм социальности позволило в сравнительно короткие сроки (около 8—7 тыс. лет назад, в неолите) перейти к производящему хозяйству. Появились земледелие и скотоводство, стала формироваться парная семья. Темпы эволюции культуры, весьма медленные до появления Homo sapiens, существенно ускорились, стала убыстряться эволюция коллективной и духовной сфер общества. |