Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ

  • 1.2 ЭТИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

  • 1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ

  • Диплом. 2. 1 Характеристика базы и методов исследования


    Скачать 107.21 Kb.
    Название2. 1 Характеристика базы и методов исследования
    Дата20.03.2018
    Размер107.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом.docx
    ТипРеферат
    #38951
    страница1 из 3
      1   2   3

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………..…………………….3 Глава 1 Исторические и теоретические основы становления и развития этических и моральных принципов в социальной работе……………………. 8 1.1 История становления этических и моральных традиций в России….….....8 1.2 Этические и моральные принципы в социальной работе…………………12 1.3 Современные требования к социальному работнику………..……………21 Глава 2 Анализ применения в деятельности сотрудников Муниципального Учреждения «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области моральных и этических принципов……………………..

    2.1 Характеристика базы и методов исследования………………………..…….

    2.2 Этические и моральные принципы в профессиональной деятельности сотрудников МУ «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области……………………………………………………………..

    Заключение……………………………………………………………………… Список использованных источников………………………………………….






    ВВЕДЕНИЕ
    Социальная работа – это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника. Поэтому профессионализм – это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность оценивать свои действия в моральном плане. В Важную роль в развитии профессиональных качеств социального работника играет его моральный облик, личная привлекательность в общении с другими людьми, наличие необходимых психологических черт характера. Профессиональная мораль становится действенной основой поведения социального работника не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда преломляясь через них. Профессионально-нравственные проблемы возникают у социального работника во всех сферах его деятельности. Поэтому теоретическое осмысление профессионально-этических основ социальной работы в учебном процессе должно способствовать развитию умений у будущих специалистов не только разрешать нравственные проблемы, но и предотвращать возможность их возникновения. Реализация моральных принципов в деятельности социальных работников нередко затруднена объективными обстоятельствами, по причине которых социальный работник не всегда может не допустить возникновение нравственных конфликтов. Социальному работнику приходится подчас реализовывать моральные ценности в сложных, необычных условиях.
    В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические правила деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.

    Основными причинами этого явления можно считать следующие: общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций. Всё это не может не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума.

    Являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими и моральными принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее представителей. Социальный работник должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей. Для успешной работы в сфере социальной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным к их проблемам. Социальный работник чаще работает один на один с клиентом и представляет перед ним интересы организации социальной защиты и интересы государства. Это требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических и моральных норм и правил общения с клиентом. Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими и моральными нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества.

    Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, методологической основой социальной работы будут составлять естественные науки. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками – с другой.

    Количество организаций социального обслуживания семей и детей, действующих в ведении органов социальной защиты населения 89 субъектов Российской Федерации, составило 3421. Количество комплексных центров социального обслуживания в Челябинской области составляет 50, реабилитационных центров – 13, социально – реабилитационных центров – 16. По информации органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в ближайшей перспективе планируется создание свыше 150 организаций социального обслуживания семьи и детей различного типа. Кроме того, функционируют 150 стационарных организаций - детские дома-интернаты системы социальной защиты населения.

    Количество организаций системы социальной защиты по Челябинской области – 218. Такие как: областные организации социального обслуживания (23 организации, 2 470 сотрудников), муниципальные управления социальной защиты населения (50 управлений, 2 553 сотрудника), муниципальные организации социального обслуживания (90 организаций, 6 636 сотрудников), муниципальные образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (55 организаций, 3 305 сотрудников). Общее количество работающих в системе социальной защиты – 14 964.

    Объектом исследования являются исторические и теоретические аспекты становления этических и моральных принципов в социальной работе. Предметом исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе учёта, анализа, исследования социальных и моральных принципов на примере МУ «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области.

    Цель работы – определить место моральных и этических принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: 1.Проследить историю становления этических отношений в обществе. 2.Раскрыть основные понятия моральных норм и принципов этики. 3.Рассмотреть личностные качества и этический кодекс социального работника, являющиеся основополагающими в их профессиональной деятельности.

    4. Проанализировать применение этических и моральных норм сотрудниками МУ «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области.

    5. Разработать рекомендации по повышению качества предоставляемых услуг сотрудниками МУ «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области.

    В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой, метод опроса (анкетирование), системный анализ применения этических и моральных принципов сотрудниками МУ «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области.

    Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики.

    Дипломное исследование написано при использовании трудов таких учёных, как: Альберт Бандура (украинец по происхождению, известный своими работами по теории социального обучения), Курта Левина (германо-американский психолог), Эмиля Дюркгейма (французский социолог и философ). Дипломная работа состоит из введения, теоретической части, заключениянинсписканиспользованныхнисточников. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, цель, задачи, раскрывает теоретическую и практическую значимостьщработы. В теоретической части рассматривается история становления этических и моральных традиций в России, профессионально-этический кодекс социального работника, роль этических и моральных принципов в социальнойгработе.

    В практической части дан анализ применения в деятельности сотрудников МУ «КЦСОН» Чебаркульского муниципального района Челябинской области моральных и этических принципов.

    В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

    ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
    1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ
    По определению Скворцовой В.Н. этика - это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. [24, с.102] Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешнейнсреды.

    В любом из периодов общественного развития основными функциями морали и этики являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные и этические нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет собой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения. Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему этических принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня морального сознания являются убеждения. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознаёт необходимость следования должному в морали.

    Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Многие моральные нормы и принципы проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые моральные понятия (добро, зло, долг, ответственность и др.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.

    Роль чувств и разума одинаково важна в моральном сознании. Ещё Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне морального сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долге, ответственности. Однако, хотя разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, возникают такие ситуации, при которых необходима помощь нравственных чувств (милосердия, совести, долга и др.). Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет ещё чёткой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильнопоступить.ннн

    История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. Это нашло отражение во многих сказаниях, былинах, повестях, летописях и житейских наставлениях, которые датируются 10-13 веками. В этих произведениях поднимались серьезные моральные проблемы, к которым относились проблема добра и зла, обоснование норм и правил поведения, проблема долга человека, проблема поиска смысла жизни и счастья.

    С принятием христианства Россия обогатилась учениями морали, пришедшими к ней из Византии и объединившими в себе лучшие традиции греческой философской школы. Теория морали, которую основали древнегреческие мыслители была дополнена русскими учеными, разработавшими собственные оригинальные этические концепции и нравственныенидеи. Россия долгий период своей истории была зависима от религиозного мировоззрения – христианской морали. Главными моральными ценностями того периода были идеи любви к ближнему, которые реализовывались через богоугодные дела. В российских традициях было заниматься благотворительностью и добровольством. Источником всех моральных ценностей признавался Господь и Иисус, как символ его земного воплощения.
    Однако не все моральные теории строились на общей христианской доктрине. В истории морали появлялись учения, не совпадающие с принятыми в обществе взглядами, они получили название – ереси. Так известными ересями становятся ересь стригольников, Матвея Башкина, Феодосия Косого. Они были выразителями гуманистических идей, верили в силу разума человека, пытались утвердить в обществе светскую мудрость и необходимостьгзнаний. В 18 веке российская моральная мысль постепенно переходит в светское русло. Именно в этот период появляются моральные концепции, основанные не на религиозных, а на философских основаниях. В Московской и Киево-Могилянской академиях впервые читаются курсы этики. В 19 веке развитие морали связано с определением собственного пути России. Философы и ученые видят два пути развития страны: западный, в сообществе европейских государств и собственный оригинальный. Человек рассматривается ими через призму веры в Бога, свободы воли и выбора. Нравственными ценностями общества становятся идеи равенства и братской любви. В 20 веке Россия прошла испытание тоталитарным режимом, который подавлял личную свободу человека и определил задачи государства приоритетными. Человек являлся незаметным винтиком государственной машины. Моральные ценности были искажены.

    Современная Россия развивается по демократическому пути. Общество воспитывается на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностях. Современная мораль является единой и всемировой, хотя она и учитывает некоторые национальные особенности стран и распространенные религиозные доктрины. Развитие морали и этики происходит в нескольких направлениях.

    Современная мораль во многом публична. Мировая глобализация привела к возникновению проблем, связанных с отношениями между собой крупных территорий, стран и больших групп людей – наций, народов, между гражданами государства и властью. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции и встают в особое положение к остальным гражданам.

    Появилось много категорий граждан, к которым предъявляются особые требования. Это находит выражение в появлении корпоративных и профессиональных кодексов и закрепления определенных норм и правил поведения. Это касается также экономических регионов и городов. В силу этого мораль перестает базироваться на универсальных нравственных принципах. Мораль в обществе из теоретических обоснований переходит в сферу практической деятельности. Создаются комитеты и комиссии по этике, апелляционные комитеты. Отдельным лицам дано право выносить нравственные суждения. Они по форме являются администраторами и осуществляют контакт с различными звеньями: школой, государственными предприятиями, бизнес структурами.

    Мораль стала прогнозировать будущее развитие событий, чего ранее не делала или не могла делать из-за отсутствия возможности производить анализ ситуации, предвидеть кризисы развития в экономической, демографической и экологической областях. Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с этим по-новому оценивается смысл жизни человека. Его больше заботят проблемы материального, чем духовного характера. Новая мораль порождает новое отношение к таким нравственным ценностям, как патриотизм, мужество, героизм.
    Изменение моральных принципов произошло в связи с усилением всеобщей глобализации. Иммиграционные процессы настолько сильны, что для людей перестала иметь значение общепринятая мораль в рамках одной страны. Вопрос защиты своего Отечества перестал быть ценностной добродетелью, так как рождение человека на данной территории могло быть случайным.

    Традиционные моральные ценности, такие как смирение, непротивление злу насилием, необходимости отвечать добром на зло в современном мире практически нивелированы. Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами. Мораль утрачивает свое воспитательное значение для формирования личности и перемещается в сферу корпоративных отношений.
    1.2 ЭТИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
    В рамках исследуемой темы нам важно рассмотреть, как характеризуются моральные нормы и принципы в самой этике. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

    По определению Медведевой Г.П. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. [23, с.31]

    Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации. В этике социальной работы тесно взаимодействуют моральные нормы и моральные принципы: норма предписывает какие поступки совершать; принципы в общей форме раскрывают содержание нравственности, дают человеку общее направление деятельности.

    В социальной работе моральные принципы являются основополагающими, так: каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности соц. работник руководствуется принципом социальной справедливости; соц. работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области; соц. работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам и их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; соц. работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней; соц. работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; соц. работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий; соц. работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; соц. работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей; соц. работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией. «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и организаций социального обслуживания» разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и членов Международной Федерации социальных работников – общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников». Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей.

    Главная цель «Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и организаций социального обслуживания» — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента. В нем отражены важнейшие принципы, которыми должен руководствоваться каждый социальный работник:

    Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению. Вместе с тем, совершенно очевидна невозможность оказания помощи людям, основанной исключительно на традициях жалости. Конкретный гуманизм включает профилактику риска (наркомании, преступности, суицида, голода, обнищания), культурное и профессиональное развитие граждан, защиту прав, организацию детского воспитания, уважение к другой культуре. Чем более развито правовое общество, тем гарантированней социальная защита и успех социальной работы. Привычная позиция ответственности человека перед обществом предполагает и ответственность самого общества перед человеком.

    Личностный подход к человеку– как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.

    Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику. Только на этих основаниях соц. работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента соц.работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента. Принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности.

    Принцип модальности предполагает гибкий подход с учётом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиций,нрелигий.

    Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.

    Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением соц. работы и других дисциплин.[2]

    Кроме того, профессиональная этика социальной работы требует от работы осуществлять свою деятельность в соответствии с этическим кодексом или руководством своей страны, которое должно представлять собой детальные руководства по этической практике, являющейся специфической для национального контекста. Можно выделить актуальные для нас принципы профессионального поведения социального работника, которые заложены в Профессиональном стандарте специалиста по социальной работе:

    1) Социальные работники должны поступать честно. Это означает исключение злоупотребления доверием клиентов, признание границ между личной и профессиональной жизнью, а также исключение использования собственной позиции в личных целях.

    2) Социальные работники должны поступать в отношении клиентов с состраданием, сопереживанием и заботой.

    3) Социальные работники должны стимулировать и участвовать в этических дискуссиях со своими коллегами и работодателями, брать на себя ответственность за принятие этически обоснованных решений. [1]

    Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.

    Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

    По определению Скворцовой В.Н. терпимость — это также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их болеегчеловечными,гдоброжелательными. [23, с.98]

    Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого. В социальной работе выделяют основные этические стандарты, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой.

    Кгглавнымгположениямготносятся:

    — быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередьнинтересаминклиентов.

    — делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов.

    — уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним.

    — в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным.

    — в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии.

    — служить своей профессией на благо окружающим.

    Профессиональные стандарты специалиста по социальной работе:
    1) Во взаимоотношениях с клиентами социальный работник:
    - Соблюдает принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимает человека таким, как он есть; привлекает его к активной совместной работе; обеспечивает конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несет ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляет личную порядочность по отношению к нему.

    - Ценит и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывает помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением степени прав других людей и социальных групп;

    - Отдает приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважает и учитывает интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждает клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;
    -дМинимизирует использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридическишоправдано;
    - Отвергает любые формы дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедания, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.
    2) По отношению к профессии социального работника социальный работник:
    - Соблюдает Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их;

    - Повышает качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость;

    - Повышает статус социальной работы, защищает ее от необоснованной критики и укрепляет у людей различных социальных групп веру в ее необходимость;

    - Принимает участие и поощряет других к творческому поиску новых технологий и методов в социальной работе;

    - Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивает свои профессиональные и личные возможности;
    - В доходчивой форме разъясняет окружающим назначение, цели и задачи социальной и работы, как в качестве представителя этой профессии.
    3)лВо взаимоотношениях с коллегами социальный работник:
    - С уважением относится к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социальной деятельности;
    - Уважает различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес.

    -нРазличных инстанциях и межличностных отношениях;

    - Защищает своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно;
    - Следует советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела.

    4) Поведение по отношению к взаимодействующим организациям социальныйгработник:
    - Строит свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к нему за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального работника;
    - Придерживается своих обязательств, данных взаимодействующими организациями, и добивается от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены;

    - Развивает межведомственные формы социальной работы, оберегая рабочую атмосферу в коллективе. [1]

    Согласно Кодексу этики и служебного поведения органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, в котором предусмотрены этические отношения между социальным работником и клиентом, обществом, коллегами и профессией.

    Выделяют следующие принципы:

    Принцип моральной ответственности перед клиентом:

    1) Работники соц. служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

    2) Интересы клиентов являются приоритетными для работников соц. служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы

    3) Работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации; 4)гРаботники соц. служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

    Принцип моральной ответственности перед обществом:

    1) Деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояниянобщества;
    2) Работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

    Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

    1) Работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности; 2) Работники социальных служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения; 3) Работник соц. службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц. служб должны строиться на взаимном уважении и доверии. [2]

    Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

    Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности.

    Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы. Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.

    Приведенные этические стандарты не являются единственными и всеобъемлющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать общество более процветающим и совершенным.
    1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ


    Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году.

    По определению Курбатова В.И. социальный работник –это любой человек, занятый в сфере социального обслуживания. [11, с.103]

    Он наделяется следующими должностными обязанностями:

    1) Выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.
    2) Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные организации, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
    3) Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных организаций и мест лишения свободы.
    Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

    1) Диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

    2) Прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

    3) Правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

    4) Организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

    5) Предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

    6) Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

    7) Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные организации, общества, творческие союзы и т.д.;

    8) Психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
    9) Социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
    10) Коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

    Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

    В последнее время растёт интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла его существования. Руководитель изучает методику работы с подчинённым, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться”, преподаватели решают, как можно помочь справится с эмоциональным волнением студентам и учащимся других учебных заведений.

    Наряду с интересом к материальному состоянию или к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своём поведении, поверить в себя, в свои силы. Осознать непонятные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время. Наша задача в данной работе понять, в чём состоит актуальность профессии социального работника и что должен представлять собой социальный работник как личность для обеспечения нормальной жизни в обществе.

    Современное российское общество подвергается сильным психологическим травмам. Количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 5 лет, возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают синдром, который частично поражает нервную систему.
    Психиатры утверждают, что 80 % выпускников детских домов имеют психические отклонения и являются их потенциальными пациентами.
    Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из - за морального и физического состояния (престарелые, одинокие, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия и т.д.
    Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как найти правильный путь в решении проблемы, где найти силы для преодоления создавшихся трудностей.

    Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.

    Социальные работники - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. В зависимости от профиля, специализации социальный работник России может работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в организациях различных ведомств (школе, клинике, досуговом центре и др.) или специализированной организации (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне доверия, центре занятости населения и трудоустройства и т. п.).

    Забота социального работника распространяется на различные возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.

    Исходя из того, что главной целью социальной работы считается "забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи и общества", социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям.

    В мире существуют общепринятые ценности социального работника - это "обычаи, этические и моральные стандарты и принципы, существенные для данной культуры, группы людей или индивида". Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами, готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям; стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и др.
    Умения социального работника заложены в профессиональном стандарте специалиста по социальной работе. Выделено 12 таких умений:

    1) Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.
    2) Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации.
    3) Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.

    4) Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
    5) Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.
    6) Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.

    7) Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.
    8) Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.
    9) Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.

    10) Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

    11)гУмение обеспечивать межинституциональные связи.

    12) Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах. [3]

    В функциональном назначении любого социального работника на первое место выдвигается его "умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением", "умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем", "умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами", "обеспечивать межинституциональные связи". Поскольку социальный работник имеет дело с человеком и его окружением (и прежде всего, с его семьей), подчеркивается, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо- любому и каждому социальному работнику, кем бы ни был его клиент - ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид, семья или другая социальная группа. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте специалиста составляет базовую основу его функциональной грамотности, подготовленности.

    Социальная работа как профессия, социальные работники как специалисты этой профессии призваны, таким образом, служить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей, призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.

    По определению Козлова А.А. Социальная работа – профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. [28, с.89]

    Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте "личность и окружающая среда". Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников – проблемы человека. Социальная работа наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личного и социального неблагополучия человека предполагает и защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь.
    Социальные работника помогают и способствуют всеми имеющимися в их распоряжении средствами благополучию и самовыражению человеческой личности, достижению социальной справедливости, развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека, развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений, защите всех правщчеловека.

    Деятельность социальных работников сосредоточена не только на стремлении защитить права человека, но и на удовлетворении его потребностей, развития личностныхшвозможностей.

    Осуществление всей практической деятельности социальных работников в мире рассматривается в русле пяти контекстов: географического, политического, социально-экономического, культурного и духовного.
    Географический контекст определяет границы проведения социальной работы (агентство, регион, нация, государство). Политический контекст, т. е. наличие в стране определенного политического режима, системы, создает соответствующие условия для проведения практической социальной деятельности.

    Социально-экономические факторы обуславливают адекватные жизненные средства, условия для работы, укрепления здоровья, для образования, социального обеспечения и защиты, разнообразные социальные услуги и поддержку.

    Культурный и духовный контексты требуют уважения верований, устремлений и культурных традиций отдельных личностей, семей, общин и наций, а также учета социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, этики, идеалов людей, с которыми сталкиваются социальные работники. К традиционным видам и формам социальной работы во многих странах относят социальную работу с семьей, детьми, подростками и молодежью, социальную работу в области психического здоровья, медицинскую социальную работу, школьную социальную работу и др.

    Новые, более поздние сферы обслуживания охватывают социальную работу на предприятиях, геронтологические службы, социальную работу в сельской местности, социальную работу с беженцами, переселенцами, иностранными гражданами, на улицах, в группах самопомощи и т. п.
    От социальных работников требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой дисфункциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья и группа).

    В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога и социального работника могут быть:

    -домагигмикрорайоны;
    -социально-педагогические службы образовательных организаций (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);

    -социальные службы специализированных организаций (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центров занятости, бирж труда, тюрем и др.);

    -социальные службы предприятий, организаций, общежитии, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

    -службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);

    -службы досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

    -валеологические и медицинские службы (профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

    -частнаягпрактика.
    Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами и начальством.

      1   2   3


    написать администратору сайта