Главная страница

2. Характеристика эпохи Средневековья (514 вв). Народные странствующие музыканты. Светская профессиональная музыка и ее особенности


Скачать 17.55 Kb.
Название2. Характеристика эпохи Средневековья (514 вв). Народные странствующие музыканты. Светская профессиональная музыка и ее особенности
Дата16.11.2021
Размер17.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_Istoria_Zarubezhnoy_muzyki.docx
ТипДокументы
#273494

2. Характеристика эпохи Средневековья (5-14 вв). Народные странствующие музыканты. Светская профессиональная музыка и ее особенности.

Не порывая с традициями Древней Греции, для которой человек был мерой всех вещей, средневековое искусство глубоко проникало в его внутренний мир, достигая полного драматизма в его отражении. Именно в С., когда рухнуло представление о мире как о прекрасном и гармоничном существовании, когда вместо него возникли два враждебных друг другу царства – Света и Мрака – и человек стал полем битвы между ними, он ощутил потребность в диалоге с Богом и в этом диалоге обретал самого себя и чувство вселенского единства, преодолевая отчужденность от мира.

Средневековье – это время создания первых университетов в Европе ( 1200 г. – Париж), формирования системы университетского образования ( квадриум – 4 обязательных дисциплины: математика, физика, астрономия и музыка, как теория – муз.акустика и как практика – григорианское пение и игра на инструментах. Рабовладельческий строй сменился феодальным.

Носителями светской народной культуры были странствующие музыканты ( шпильманы, менестрели, жонглеры), которые кроме пения и игры на музыкальных инструментах, плясали, показывали фокусы, цирковые номера с животными, устраивали балаганные сценки и разыгрывали фарсы.В них жил дух протеста, обличения, который сообщал их выступлениям характер остро сатирического памфлета, подвергавшего осмеянию пороки феодалов, рыцарей, лицемерие и ханженство духовенства. Соответственно ни церковные ни светские власти не поддерживали такие настроения и устраивали гонения на этих музыкантов.

Светская профессиональная музыка возникла позже церковной. Расцвет средневековых городов и феодальных замков, интерес к светскому искусству, который всё больше охватывал все сословия, привёл к появлению первой профессиональной школы светской поэзии и музыки – школы трубадуров. Она возникла на юге Франции, в Провансе на исходе XI века и процветала на протяжении двух столетий. Слово трубадур происходит от французского ART DE TROBAR - « искусство изобретать». Будучи авторами стихов, поэты – трубадуры выступали одновременно и как композиторы, и как певцы-исполнители. Большинство трубадуров принадлежало к аристократии и обитало в своих замках, но были и городские трубадуры – выходцы из низов.

Содержание искусства трубадуров составляли любовная и дружеская лирика, воспевание верности вассальскому и воинскому долгу. Прежде всего и больше всего трубадуры пели о любви. Их любовную лирику можно разделить на два вида. Первый – это воспевание возвышенной (т.н. «куртуазной») любви. У трубадура есть дама сердца, которой он посвящает стихи, полные идеальных чувств, безмерного обожания и поклонения. Он добровольно обрёк себя на муки, ничего не требует от возлюбленной, не осмеливаясь даже признаться ей в своих чувствах. Он служит ей как рыцарь и прославляет её в стихах.

Второй вид любовной лирики трубадуров – это стихи земные, чувственные, обращённые не к бесплотному идеалу, а к реальной женщине. Среди наиболее распространённых жанров такой лирики – пастурела. Это игровая (обычно в виде диалога) песенка о пастушке, соблазняемой (не всегда успешно) рыцарем. А также альба – рассветная песня, традиционный сюжет которой – расставание влюблённых на рассвете после тайного свидания. Музыка песен трубадуров выросла из поэзии и подражала ей. Композитор следовал за поэтом. И если ритуальное и размеренное молитвенное слово вызвало к жизни григорианский хорал, то живое поэтическое слово трубадуров породило совсем иной музыкальный стиль – более свободный, но подчинённый закономерностям рифмованной поэтической речи.

Для музыки трубадуров характерны ритмичность, ясная расчленённость на музыкальные фразы, опора на акцентность и периодичность поэтической речи. Иногда отдельные музыкальные фразы повторялись через определённые промежутки времени вслед за поэтическими повторами. Так образовалась форма рондо – одна из наиболее распространённых в вокальной музыке не только этой, но и последующих эпох.

Музыкально-поэтическая школа трубадуров дала толчок мощному развитию искусства северофранцузских труверов, среди которых был даже один король – Ричард Львиное Сердце.

А затем она вызвала подражание в странах немецкого языка. В Германии подобное искусство называлось миннезанг, а его носители именовались миннезингерами – певцами возвышенной любви. Миннезингеров воспел Рихард Вагнер в опере «Тангейзер» (1845), в которой выведены такие известные фигуры как Вальтер фон Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах и герой средневековой легенды Тангейзер.


написать администратору сайта