Самостоятельная работа по теме 1. Самостоятельная работа по теме 1,4. 2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия
Скачать 19.38 Kb.
|
Задание 1. 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера, природного фактора. 2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия. 3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки. 4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха «Поучение». 5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в 15 веке, ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. 6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва третий Рим. 7. «Философское пробуждение» России относят к 18 веку – веку эпохи Просвещения. 8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковороду Григория Саввича. 9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен. 10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма. 11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности. 12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Ю.Ф. Самарин, Ф.И. Тютчев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. 13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство. 14. Впервые его сформулировал Б. Спиноза. 15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть Определение. 16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи, дух народа. 17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории-«Древнее любомудрие». 18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть София. 19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности. 20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах- диалектический материализм. 21. Назовите его представителей. Э.В. Ильинков, А.А. Зиновьев. 22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца 19-начала 20 века. 23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создаёт человека-свободное существо. 24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я. Чаадаева. 25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли Л.Н. Толстой. Задание 2. Заполните таблицу: Основные этапы развития русской философии
Задание 3. 1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (Lebens Dynamik). 2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень мало философов parexellence: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий. 3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева. Фета. Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными». Если рассматривать всю историю новой европейской философии в ее основных направлениях, отвлекаясь при этом от менее характерных путей ее развития (в этой связи Декарт и Кант несравнимо более характерны для новой философии, нежели, например, Бёме и Баадер), то можно выделить три следующих характерных тенденции: рационализм, меонизм, имперсонализм. Ко времени возникновения новой философии разум, ratio, выдвинулся в качестве основного принципа всего миропонимания. В постоянной борьбе с мистицизмом средневековья новая философия оторвалась от темных, хаотических основ разума и сознания, от иррациональной, творческой, космической питающей почвы. В борьбе с тем же мистицизмом оторвалась она и от неба, от сверкающих вершин разума, которые высились в благословенной и умиротворенной небесной голубизне. Безвозвратно прошли времена поэтов-философов Платона и Данте. Вместо живой гармонии цельного неразделенного логоса и музыкального народного мифа в новой философии сформировалось понимание поэзии как чистого вымысла и развлекательности, понимание природы как нерелигиозного, механического целого. А где религия еще не утратила своего значения, там ее постарались рационализировать. […] Это был рационализм. Он характерен почти для всей новой философии, не только для французского рационализма, но и для английского эмпиризма, поскольку здесь результаты опыта обрабатываются тем же ratio, который в картезианстве был направлен на врожденные качества. Также характерен рационализм и для пантеизма Спинозы, панлогизма Гегеля, для Канта и неокантианства, для всех многообразных форм позитивизма конца XIX века. Вторая основная тенденция новой западноевропейской философии является необходимым следствием первой. Если разум лежит в основании всего, то ясно, что все, не укладывающееся в границы и схемы этого разума, отбрасывается как обуза и рассматривается только как чистый вымысел, субъективное человеческое построение. Таким образом, весь мир становится бездушным и механическим, он превращается в субъективную деятельность души. Все роковые последствия рационализма можно выразить одним словом: меонизм (от греческого me-on, не-сущее), вера в ничто. Третья тенденция также является необходимым следствием первой. Богатство индивидуальной, живой личности непостижимо для рационализма, он сознательно отказывается от этого богатства. Он мыслит категориями разума, причем, в сущности, вещественными категориями. Именно эта «вещественность» со всем присущим ей механизмом и формализмом занимает господствующее положение во всех учениях новой философии, даже в учении о личности, которая превращается в простой пучок восприятий. Этот имперсонализм – также одна из основных тенденций новой философии. Основание западноевропейской философии – ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божествен. Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом. |