Главная страница

ответы по ИЗО. 2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством Классификация методов и приемов


Скачать 261.5 Kb.
Название2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством Классификация методов и приемов
Анкорответы по ИЗО.doc
Дата24.04.2018
Размер261.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы по ИЗО.doc
ТипДокументы
#18462
страница1 из 4
  1   2   3   4


2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством

Классификация методов и приемов:

  1. Информационно – рецептивный – объяснительно – административный: наблюдение; рассматривание иллюстраций; обследование (организует взрослый и учит этому детей, оно эффективнее с проговариванием) привлечение, а заканчиваем обследование так чтобы дети поняли как приступить к работе.. обследуя учим планировать свою деятельность ; показ способа действия, он должен быть полным или частичным, показ осуществляется тем же материалом что и у детей. Осущ ребенком со ср гр.; объяснение, рассказ, анализ детских работ, проводиться дифференцированно в зависимости от возраста детей.

1.Репродуктивный – направлен на закрепление знаний, выработков знаний и умений. Упражнения следует выполнять… малыш многократно выполняет одно и тоже действие, упражняются на тренировочных листах.

2.Исследовательский и Эвристический – методы используются в единстве. Они направлены на обучение поискам решений по изо – задачам, поискам возможных вариантов развития творческого мышления, воображения. Эвристический метод предлагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется если педагог предлагает детям выполнить творческие задания: передать сюжет литературного произведения или выполнить изображение по собственному замыслу.

2.метод проблемного обучения и изложения. В отдельную группу выделяются игровые приемы – они используються во всех возрастных группах, внутри разных методов,
4 Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всесторон­него воспитания и развития ребенка - дошкольника.

Задачи всестороннего развития

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у

детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие радость, удивление, восхищение ребенка). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление.
Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Но этим не ограничивается значение изобразительной деятельности и конструирования для подготовки к школе. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации и конструирования, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи.
Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.


  1. Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

Принцип научности

Принцип систематичности и последовательности

 сначала лепим - объем

 делаем аппликацию - контур

 затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

А) передача формы: сначала круг и квадрат, затем круг и овал. Младшие дошкольники передают форму приблизительно, первые изображения упрощены – обобщены, сначала одна честь, потом большее количество частей.

Б) величина предмета и их частей: передача величенных отношений. Самой сложное это передача пропорциональных соотношений.

В) передача строения: малыши учаться выделятиьб части предмета и передавать их, сначала части простые (облака), затем предлогают изображать цветы, деревьев – они СИММЕТРИЧНЫ.

Г) передача цвета. Цвет – признак предмета, множество предметов не имеет определенной окраски, 1 –я мл 4 основных + белый, черный фон; 2-ая мл + серый, голубой, розовый; ср - + оранжевый, фиолетовый, коричневый; ст – спектр + 3 оттенк одного цвета.


  1. Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и кавыки, необходимые для передачи сюжета.

Принцип систематичности и последовательности

 сначала лепим - объем

 делаем аппликацию - контур

 затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

А) расположение в пространстве – вылепленные изделия располагаются на столе, а на бумаге это сделать трудно, программа предусматривает требования к рисунку, в ср гр изображение распологают в ряд, в ст плановое расположение.

Б) относительная величина и положение предметов: малыш рисует цветок дерево и девочку одной величины (дети не выделяю величину предметов), имеются сложности при передачи движения – идет, бежит, самое трудное – боковое положение.
7 Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и навыки. необходимые в декоративной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности

 сначала лепим - объем

 делаем аппликацию - контур

 затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

в 3 – 4 года первые навыки декоративной деятельности: ритм, усложняются элементы которыми украшают: малыши – круг, точки; подготовительная – гроздь рябины, и усложняется форма на которой рисуют: разет, овал; Подг – симметричные и асимметричные узоры, усложняется цветовая гамма узора, рисуют по мотивам народных промыслов (Дымка, городец, хохлома, каргополье, Скопина, вышивка, кружевоплетение)
8 Программа обучения изобразительной деятельности. - Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации,

Принцип систематичности и последовательности:

 сначала лепим - объем

 делаем аппликацию - контур

 затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

Техника в изо не главное, но необходимое. в ЛЕПКЕ сначала глина, потом пластилин, тесто. Учат использовать стеки. В РИСОВАНИИ ставятся задачи по обучению правильно держать карандаш, не сжимать, т. К . это тормазит формирование правильных движений, ставятся задачи по обучению разного нажима на карандаш.
9 Методы обучения на занятиях по изодеятельности. Традиционная и современная классификации.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Традиционно методы делятся по анализаторам при помощи, которых происходит восприятие информации (наглядные, словесные, практические).

В современной педагогике используется классификация Лернера и Скаткина:

1. Информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный).

Этот метод состоит из наблюдения, определяется видом деятельности:

  1. Рассматривание картинок, иллюстрации, образца;

  2. Показ (полный, частичный). Полный - что-то новое, частичный - что-то уже известное (может выполнить как воспитатель, так и подготовленный ребенок со средней группы). Полный показ в основном в младшей группе, в старшей группе редко - в основном частичный.

  3. Обследование. Для обследования лепки берем твердые предметы (глина, твердо-набитые игрушки). Для рисования - нет ограничений.

  4. Рассматривание образца (вариативные)

2. Репродуктивный метод

  1. Упражнение. В младшей группе упражнение - это система занятий, одна тема повторяется до 4 раз. В старшей группе упражнение - это часть занятия. Упражнения можно проводить пальчиком в воздухе, кисточкой или карандашом в воздухе, сухой кистью по бумаге. В старшей группе могут упражняться на тренировочном листе.

Это метод, направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

3. Исследовательский метод

  1. Работа по замыслу. Ребенок сам определяет тему изображения, что будет рисовать, где будет рисовать, чем будет рисовать. Направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

4. Эвристический метод (Озарение)

  1. Поэлементное обучение творческой деятельности

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

5. Метод проблемного обучения (ТРИЗ)

  1. Противоречие (Давыдов, Занков, Эльконин)


10 Организация и проведение занятий по изодеятельности в детском саду.

Подготовка воспитателя к занятию:

  1. Бумага

 листов на 5-10 больше чем детей

 рисование карандашами на формате А4, А5

 рисование красками на формате А4

 продумать форму бумаги (полоса, прямоугольник, квадрат, круг)

 рисование карандашами - шероховатая бумага

 рисование красками - гладкая бумага

 листы подписываются с обратной стороны

  1. Кисточки

  2. проверяются на прочность

  3. для гуаши - жесткий ворс (песец, собака)

  4. для акварели - мягкий ворс (белка)

  5. чем больше лист - тем больше размер кисти

  6. Карандаши

  7. оттачиваются в запас (4-5 коробочек)

  8. замена цвета

  9. до старшей группы воспитатель сам точит карандаши

  10. со старшей группы пользуются графитным карандашом и мастиком

  11. Вода

  12. наливается в прозрачные банки не менее 0,5 литра

  13. банка наполняется на 2/3 от объема

  14. запасные баночки с чистой водой

  15. Краски

  16. гуашь готовится с вечера, разводится до густоты жидкой сметаны

  17. акварель, 3-4 капли в каждую ванночку

  18. подставки для кисточек

  19. салфетка для осушения кисти

  20. Воспитатель готовит наглядность и все необходимое

  21. игрушки

  22. картинки

  23. картины

  24. репродукции

  25. Воспитатель продумывает и пишет конспект, учитывает тип занятия по изодеятельности:

  26. на тему предложенную воспитателем

  27. на тему выбранную ребенком


11 рисование. Ранний возраст. 1 младшая группа. Характер рисования. Заззчи. Методы и приёмы обучения. Тематика рисования.

Казакова рекомендует начинать обучение с 1 года

Работу рекомендует проводить на комплексных занятиях. Дети дорисовывают или выполняют игровые упражнения

Флерина разработала систему игровых упражнений для детей в I младшей группе

В I младшей группе занятия проводятся 2 раза в неделю (желательно 1 день - утром, 2 день - вечером)

Желательно взять 5-8 детей, рассадить полукругом, так чтобы был свободный подход к каждому ребенку

Любое движение отрабатывается карандашом (твердая основа), а потом даем краски

На одном занятии дается 1-2 краски

Технические умения - умение выполнять штрихи, мазки, примакивание, проводить линии слева направо, сверху вниз, выполнять округлые формы

Задачи - учим тщательно промывать кисть перед набором цвета

Рисование только гуашью

На рабочий лист наклеиваем картинку героя

В I младшей группе по программе только предметное рисование

Декоративное рисование входит в предметное

«Полосатый коврик»

- детям дается лист бумаги с наклеенной ленточкой

В конце года в I младшей группе можно провести занятие на тему «Платочек в клеточку»

Сегодня мы будем рисовать платочек в клеточку. Перед вами лежат квадратики, у каждого свой, это ваш платочек.

Посмотрите внимательно как я буду его делать.

Я держу листочек левой рукой, вот так. Беру кисточку в правую руку, возле металлического наконечника и делаю вот так - обмакиваю в краску…

А теперь вы возьмите кисточку…

Чтобы Зайка знал где чей платочек, возьмите обмакните свой пальчик и в каждой клеточке поставьте свой след.

У детей в I младшей группе нет закрашивания

Используется 4 основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) + белый, черный.
12 Рисование во 2 младшей группе. Задачи. Методы и приёмы обучения. Тематика рисования.

В первом полугодии можно проводить занятия по подгруппам, а со второго полугодия - всей группой

Занятие длится 15-20 минут

По содержанию рисование предметное

В течении года овладеваютновыми формообразующими движениями - круг, прямоугольник

Если рисуют карандашом, то рисуют одним движением, и закрашивают в одном направлении(карандаши, краски)

От пятна - карандашом, пальцем, тычком

На основе круга дети могут рисовать колечки, мячики, шарики

Цвет - признак предмета, краска дается готовая (серая, розовая, голубая)

Изображение на основе прямых линий

В декоративном рисовании украшают геометрические формы: круг, квадрат, полоса. Рисуют простые силуэты(ритм, симметрия)

На одном занятии палитра может быть от 2 до 4 цветов

Используются контрастные цветосочетания

Изображение либо в центре, либо по всему листу

Побуждаем рисовать черты лица (глазки, носик, рот, брови)
13 Рисование в средней группе. Задачи. Методы и приёмы обучения. Тематика рисования.

В средней группе рисование состоит из 3 разделов: предметное, декоративное, сюжетное

В предметном рисовании усложняется содержание

  1. Учим рисовать овал и на основе овала животных

Комарова разработала систему по обучению рисования овала

Но основе овала рисуем различных животных

  1. Усложняется изображения деревьев

  2. Ствол расширяется к низу

  3. Веточки длинные и короткие, отходят от ствола

  4. Листики рисуем примакиванием (кисточку полностью обмакиваем в зеленую краску, а кончик кисточки в желтый)

  5. Дети учатся рисовать фигуру человека

  6. Учим рисовать транспорт, дома на основе прямоугольника (трактор, машина, автобус, дома)

  7. Учим рисовать на основе кирпичика кубика квадратика прямоугольника

На занятиях вводятся занятия по обучению декоративному рисованию

  1. Узор на полосе бумаги

Широкие и узкие полосы - плашмя кисть концом

Яркие мазки - прием примакивание. Для получения ровного мазка нужно полностью опустить ворс кисти. Сначала даем краску одного цвета, обращаем внимание на ритм движения руки с кистью (дорожка из мазков, который следует один за другим) затем даем краску двух цветов и более (красиво чередовать цвета - «Дорожка», «Коврик»)

Воспитатель заранее подбирает цвета красок (украсить в подарок маме, бабушке салфетку, закладку) - вызывает желание выполнить работу лучше, чтобы доставить радость родным и близким.

Постепенно вводятся элементы узора: полосы, точки

  1. Узор в квадрате

У квадрата 4 стороны равны. Показ последовательности узора в 4х углах - коврик, платочек, салфеточка

Усложняется последовательность выполнения узора. Показ как наносить узор посередине

Отмечается красота симметричного узора

Задачи связного содержания:

  1. Содержание для рисования берется из окружающей действительности ()праздник, труд, строительство домов, транспорт

  2. Впечатление из сказок, 1-2 персонажа, небольшое количество предметов

Сюжетное рисование

Улица - 2-3 дома, луг - 2-3 цветка

Не всегда могут выдержать соотношение по величине, не могут показать движение живых существ

Поощрять самостоятельность в поисках средств для выражения действий

Совершенствуют технику рисования кистью и карандашом (достаточные изобразительные умения, чтобы отразить явления в природе (перелет птиц, весенние цветы, яркое теплое солнце))

Поиски способов выражения разнообразного содержания, напоминая раннее усвоенные приемы рисования, подсказать что еще можно нарисовать

В летний период закрепляем то что наработано в течении года

Декоративное рисование

Элементы - мазок, точка, полоса, кольцо

Повторность, равномерность, ритмичность рисунка

Узор по образцу: сначала рассматриваем в целом, выделяем элементы, называем, обращаем внимание на повторность

Показ сухой кистью - показ, повтор элементов

Показ способов нужен для усвоения нового технического приема. Если новое расположение, а элементы знакомые, показ можно не давать.

Когда построение узора впервые, то дети повторяют узор полностью, без изменений

На следующем занятии можно изменить цвет, дополнить элементами (только схема)

В средней группе предметы состоят из 4-6-8 частей (животные, человек, транспорт)

Предлагаем варианты расположения узора

Дети могут договариваться об узоре (варежки, шапочки)

В средней группе допускается копирование узора (в первом полугодии)

В качестве элемента узора используются: кольца, круги, точки, широкие и узкие полосы

Со второго полугодия детей знакомят с дымковской игрушкой (в росписи используется контрастные сочетание цветов)

Работа строится условно в 3 этапа:

  1. рассказ о народном промысле. Рассматривание предметов, или их изображения. Работа выполненная воспитателем не выдается за нар. Промысел.

  2. обучение рисованию элементов узора

  3. составление узора на силуэте и на объемной форме из папье-маше, глины, которые выполняют сами дети



14 Рисование в старшей группе. Задачи, Методы и приемы обучения. Тематика занятий.

Рисование в старшей группе: предметное, декоративное, сюжетное

Предметное рисование состоит из рисования по замыслу и рисования с натуры (предмет простой формы)

Предметы:

  1. Посуда (ваза цилиндрической формы, не прозрачная, без декора)

  2. Овощи, фрукты - яблоко, помидор, апельсин

Объекты располагаются на уровне глаз детей, обязательно фон (чистый лист бумаги)

1 занятие с натуры предполагает 1 предмет, работают сразу гуашевыми красками, без прорисовки карандашом

На последующих занятиях работа строится в два этапа: сначала - карандаш, затем - краска

Если 2 предмета - то они не должны загораживать друг друга

Обязательно должна быть обозначена линия стола

Дети могут рисовать осенние листы с натуры, имеющие четкое строение

Учим детей рисовать деревья, передавая особенности строения кроны (береза, ель, сосна, липа, клен, тополь). Макушка разветвлена, у ствола утолщение, у каждого дерева свой цвет коры.

Учим рисовать фигуру человека в движении, в положении - анфас (мы гуляем, мы делаем зарядку)

Движение передается - сгиб в локтях, или коленях

Учим передавать пропорции (голова в 2 раза укладывается в туловище, длина ног равна длине туловища)

Дети рисуют транспорт передавая назначение (наземный автомобиль, грузовой, пассажирский, легковой, спортивный)

Дети рисуют дома жилые и административные здания (магазин, театр, аптека)

Животных рисуют в движении, боком, предавая характерные особенности (передавая фактуру - шерсть)

Усложняется сюжетное рисование

Использование простых карандашей позволяет планировать работу

В старшей группе 2х плановая композиция - близко - далеко

Знакомят детей с законами воздушной перспективы

  1. Чем ближе предмет - тем ярче,

  2. Чем дальше - тем светлее

  3. Чем ближе предмет - тем он больше,

  4. Чем дальше - тем он меньше

  5. Чем ближе предмет - тем четче очертания

  6. Чем дальше - предмет более размытый

  7. Чем ближе предмет - детали более четкие

  8. Чем дальше - предмет более обобщеный

Дети рисуют по впечатлениям из жизни, отражают события в стране, иллюстрируют худ. Произведения, сказки

Каждый рисует свой эпизод из сказки, детей учим договариваться чтобы не было повтора

Большой объем знаний предполагается по народным промыслам (4-5 видов промысла + 2 росписи)

Хохлома, Городец, Дымка, Гжель, Филимоново, Резьба по кости, Бисероплетение, Аппликация из меха
15 Рисование в подготовительной группе. Задачи. Методы и приёмы обучения. Тематика занятий.

Ведущий метод обучения – исследовательский и эвристический. Не все показывает воспитатель, о многом дети догадываются сами. Дети могут планировать работу, учим оценивать то что сделано, сравниваем с тем что необходимо. Учим детей анализировать тактично не обижать, сначала + потом ошибки и недочеты. Ведущее место занимает подготовка к обучению в школе. Учим анализировать свойства предметов и явлений, которые неоходимо отразить в рисунке. Продолжаем рисование с натуры. Отличие в том, что у каждого свой предмет: своя ветка, свой цветок. Рисование с натуры – используется карандаш простой, ластик. Учим детей передавать свето – теневые градации (блик, тень, полутень, рефлекс). Рисуют календари природы.
16 Лепка в 1 младшей группе. Особенности пластической формы. Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

Есть доизобразительный и изобразительный периоды.

В доизобразительный период - дети знакомятся с физическими характеристиками глины - вязкость, пластичность, масса. Дети работают на твердой поверхности (большая кафельная плитка, дощечки)

Дети лепят глиной. Кусочек диаметром 5 см.

Дети могут отщипывать и нагромождать кусочки.

В I младшей группе дети осваивают 4 действия с глиной:

  1. Скатывание

  2. Раскатывание

  3. Расплющивание

  4. Соединение

На занятии детям дается 1 кусочек глины.

Дети выполняют все действия ладонями (скатывание, раскатывание, расплющивание)

Раскатывание - прямые движения между ладонями

Скатывание - круговые движения рук, согласованность движений

Расплющивание - придавливание двумя руками между ладонями

Занятия могут проводится как с утра так и после обеда

На занятии присутствуют 5-8 человек

Длится занятие до 10 минут

Занятие проходит в форме игры. Обязательно художественное слово (потешки, стихи)

Надо ребенку дать возможность поиграть тем что сделали

Если умения формируются с трудом то занятия можно сближать по времени

Пластилин должен быть одноцветный

Для лепных работ должна быть специальная подставка где у каждого ребенка своя ячейка

Лепка готовит руку ребенка к письму

В конце года можно проводить занятия по замыслу, из готовых частей - шарики, диски, столбики. И дети выполняют из предложенных частей - грибочки, зонтики.
17 Лежа во 2 младшей группе. Особенности пластической формы. Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

В начале года закрепляются умения, полученные в I младшей группе (скатывание, раскатывание, расплющивание, соединение)

Увеличивается количество предметов (в I младшей группе 1 яблоко, в II младшей группе много яблок)

В работу включаются не только ладошки, но и пальчики - развитие мелкой моторики (маленькие шарики, соломинки, столбики)

Выполняют много работ - угощения.

Используется приемы - прищипывание, защипывание (батон, пирожок, варежки, тарелочка)

Дети лепят торты, пирожные и украшают углубленным или высоким рельефом. Углубленный рельеф выполняют печатками, пальчиками, а высокий рельеф - шарики, валики. Из валика делают самолет.

Используются в работе дополнительные материалы - колпачки, ленточки, горох, рис.

Детям дают стеку для прорисовки черт лица.

Глазки делают углублением

Если предметы состоят из двух частей (снеговик, неваляшка), то детям даются готовые кусочки - большой и маленький.

Во II младшей группе только предметная лепка. Есть варианты украшения и предметы состоящие из 1-3 частей.

Занятие длится около 15 минут.

Играют тем, что слепили, выставляют на общий стенд.

Могут лепить тестом.

И в I младшей группе и во II младшей группе - полный показ действий.

На закрепление словесное напоминание, частичный показ, показ действий в воздухе.

18 Лепка в средней группе. Особенности пластической формы. Задачи обучения. Методы и приемы руководства. Тематика занятий.

В средней группе дети мало работают над уточнением формы, она остается обобщенной

Дети осваивают новые приемы:

  1. Учим лепить овоид (объемный овал) из шара

  2. Учим делить кусок на нужное количество частей (либ отрыванием, либо стекой), используется способ - пополам и еще раз пополам.

  3. Осваивают новый способ соединения частей - примазывание, замазывание мест соединения

  4. Учим лепить посуду способом вдавливания в шар или в цилиндр и украшать ее налепом или прорисовыванием

  5. Учим лепить конус (морковка) 2 способами: оттягивание от общей массы, раскатывание с разной силой нажима

  6. Подводим детей, знакомим со способом лепки из целого куска (рыбка)

В начале года дети лепят овощи и фрукты, игрушки по типу народной - птичка.

Дети усваивают правила, что общая часть лепится всей ладонью, а детали и мелкие части - пальчиками

Во втором квартале лепят «Девочка в длинной шубке», тщательно примазываю голову, примазываю руки - столбики, воротник придавливаю, глаза - стекой делаю углубления, нос слегка прищипываю

На основе овоида дети могут лепить ежика, зайку, мишку, кошку, собаку и поросят

Дети могут лепить посуду другим способом - тарелочка приемом поднимания краев у диска.

При обучении лепки посуды используется полный показ со словесным пояснением (Шар держим в одной руке, на ладошке и вдавливаем большим пальцем…) Полный показ и 2 варианта: сделать ручку у чашки - оттянуть от массы стенок, примазать столбик - валик к стенкам

Обязательно вся посуда украшается

Способ лепки рыбы:

Сначала шар, затем овоид, овоид расплющиваем, оттягиваем хвост, оттягиваем мордочку, затем прищипываем плавники, глаза делаем налепом, а чешуя: либо прорисовывание стекой, либо налепом маленьких дисков, либо пайетки.

Со средней группы можно использовать пластилин, знакомим с его свойствами
19 Лепка в старшей группе. Особенности пластической формы. Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

В старшей группе у детей развита речь, стали внимательней, знакомятся с новыми способами лепки

У детей отсутствует тщательность работы. Для детей важно наличие частей, а не их форма и соразмерность.

Движение поделки не задумывается, оно получается случайно, когда игрушку ставят на подставку

До средней группы дети лепили по частям, в старшей группе появляется новый способ - пластический (скульпторский, из целого куска), и комбинированный.

Детей учат лепить фигурку человека на ногах (дети гуляют). Зимняя одежда облегчает работу, фигурки более устойчивые.

Учим лепить посуду ленточным способом

Учим лепить декоративную пластину

Подводим детей к лепке с натуры (народная игрушка, посуда)

Подводим детей к сюжетной лепке (обязательна подставка - если глина - 1-1,5 см., если пластилин - картон, покрытый пластилином)

Детей учат заглаживать поверхность с помощью воды и влажной тряпочки для последующей росписи.

В начале года лепят овощи, фрукты (свекла, морковь, яблоко, груша)

Широко используется декоративная лепка - народная игрушка (лепка + роспись)

Со старшей группы начинается роспись вылепленных игрушек

Детей учат лепить деда Мороза и Снегурочку по типу дымковской игрушки (используется прочный способ соединения частей дымковских мастериц «в углубление» + украшение рельефа (воланы, рюши))

При лепке фигуры человека используем третью точку опоры (мальчик лепит снежный ком, мальчик катит санки)

В начале года лепят посуду как в средней группе а в конце года лепят посуду ленточным способом

Учим лепить животных по темам сказок (2 жадных медвежонка, сценка из сказки колобок)

Воспитатель широко использует создание ситуаций, которые побуждают к лепке, создают мотив к лепке (столовая, фигурки животных, птиц, для театра).

Используются стихи, загадки (где есть описание объемной формы или сравнение с ней)

Учим давать оценку работам детей: справедливо, тактично, не обижать

Если лепим с натуры то оцениваем сначала сходство с ней. Если лепим по замыслу, то оцениваем сначала замысел, а потом форму, пропорции, движение, способ лепки

Работы выставляются все вместе, чтобы ребенок увидел свою работу и сравнил с работой друзей.
20 Лепка в подготовительной группе. Особенности пластической формы Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

В подготовительной группе у детей большой запас зрительных образов. Развита речь и мыслительные процессы. Дети лучше ориентируются в окружающем пространстве, понимают, как расположены предметы относительно друг друга. Увлекаются выполнением мелких деталей, дополняющих образ.

Для передачи движения не только расставляют ноги, но и сгибают руки, ноги.

Могут определить положение куска в зависимости от задуманного

Основным является пластический способ лепки, хотя дети пользуются всеми

Определяют самостоятельно исходную форму: конус, цилиндр, шар, овоид

В начале года лепят яблоки разных сортов

Лепят фигурки по скульптуре или игрушке.

Лепят животных по представлению (собаки разных пород, курица и петух, утка и гусь)

Передают состояние положения (курочка клюет зернышки). Идет передача фактуры (шерстка, перышки)

Учим устанавливать фигурки на подставке

Лепим дымковскую игрушку по правилам

Лепят фигуру человека по представлению

Лепят сказочные персонажи (Баба Яга, Чипполино)

Создают 2-3 фигурные композиции, сюжет, соизмеряют фигурки по величине

Лепят декоративные пластины

Учим лепить посуду из колец, заглаживая, путем выбирания глины стекой - петлей из кома, выполняя кувшины, вазы + обрабатывают поверхность, создают эскизы для росписи

Коллективная лепка (футбол, хоккей, зоопарк, птицефабрика). Соизмеряют свою работу с работами других детей либо на глаз, либо подходят и сравнивают

Можно вводить условную мерку (палочка, полоска бумаги)

Дети самостоятельно решают, каким способом лепить

В этой группе все 3 вида лепки - предметная, сюжетная, декоративная

Если лепят по сказке, то у каждого свой персонаж

Лепят кукол - у каждого своя одежда - врач, космонавт, школьница

Сравнивают у кого больше голова, кто выше (на катке)

Выделяем особенности лепки посуды у разных народов

Организуются выставки - экскурсии (сами ходим и организуем)

Проводятся игры «Гончарная мастерская»
21 Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства и как вид деятельности детей дошкольного возраста.

Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства

Аппликация (от латинского аррliсаtiо - накладывание) - это вид изобразительного искусства, который заключается в составлении, наложении элементов изображения на фон.

В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Разные народы нашей многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта, жилища.

Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию.

Силуэт - это изображение, наклеенное на бумагу.

Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы.

Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
22 Аппликация во 2 младшей группе. Задачи. Методы и приёмы обучения. тематика занятий.

Со II младшей группы начинаются специальные занятия по аппликации. Начинать следует с игры переходящей в специальное занятие.

Во II младшей группе основное внимание уделяется обучению технике наклеивания (1-2 занятия)

Воспитатель на доске располагает клееночку, лист; на столе - клейстер, кисть (клеевая, жесткая), салфетка для промакивания.

Воспитатель поясняет свои действия:

  1. Я составляю изображение на листе бумаги - цветочек (детали )

  2. Я беру обеими руками деталь, переворачиваю цветной стороной вниз, а белой вверх и кладу на клееночку

  3. Затем беру кисть, обмакиваю ее в клейстер, пальчиком одной руки придерживаю, а другой намазываю деталь - от середины, центра, к краям. Кладу кисть на подставку

  4. Обеими руками беру деталь, переворачиваю намазанной стороной вниз, а цветной стороной вверх и помещаю деталь на то место, откуда взял (а).

  5. Затем беру салфетку, кладу сверху и слегка придавливая, промакиваю, убираю лишний клейстер

В течении года проводится 18-19 занятий.

Аппликация предметная. Декоративная входит в предметную (украшают закладку для книг, платочек)

Все детали - заготовки выполняет воспитатель.

Дети ножницами не работают, а только составляют изображение и наклеивают.

Требования:

  1. цветной фон, на белой бумаге не работаем

  2. контрастное цветосочетание между деталями и фоном

  3. изображение крупное, яркое

  4. изображение состоит из 1-3 частей, можно использовать простые силуэты (кошка)

Можно делать коллективную работу (кошка с котятами)

Тематика:

  1. «Льдины на реке»

  2. «Грибы» (3 размера)

  3. «Одуванчики» (круги)

  4. «Колобок катится по дорожке» (мелкие детали можно прорисовать фломастером)
    «Бусы»

  5. «Снежный ком»

  6. «Елочка»

  7. «Солнышко»

  8. «Цветы»


23 Аппликация в средней группе. Задачи. Методы и приемы обучения. Тематика занятий

В средней группе начинается обучение работе с ножницами.

Сначала учим правильно держать ножницы.

К ножницам предъявляются требования: облегченные, хорошо разработанные, с закругленными концами лезвий

В течении года в средней группе работа строится по плану:

  1. Учим держать ножницы (щелкать, сжимать, разжимать рычаги)

  2. Затем предлагаем разрезать узкие полоски; учим отрезать одним движением (в игровой форме «Чеки в магазине» , «Билетики» )

  3. Учим шагать по прямой (длинные полоски) - сжимаем, разжимаем рычаги - продвигаясь вперед (ворота )

  4. Затем учим срезать, резать по косой (крыша , лодка ). Берм квадрат, учим резать по косой, по линии сгиба , с уголка на уголок (елочка , крыша )

  5. Учим срезать уголки у квадрата и прямоугольника - бумага и ножницы идут навстречу друг другу, уголки отпадают (мы ставим ножницы посередине, потихоньку продвигаем - уголок отпадает )

К концу года дети вырезают круги, прямоугольники, самостоятельно составляя изображение.

Предметы состоят из большего количества частей.

Дети делают изображения на основе квадрата и прямоугольника:

  1. «Домик для куклы»

  2. «Скворечник»

  3. «Будка»

  4. «Цветы»

  5. «Рыбы»

Дети составляют узор в круге и квадрате.

Воспитатель тщательно продумывает размеры заготовок:

  1. полоса 3*12

Занятий в году 18-19

Тематика:

  1. «Снеговик из 3х частей»

  2. «Цыплята»

  3. «Цыпленок и гусенок»

  4. «Рыбы в аквариуме»

Дети дополняют изображение мелкими деталями, прорисовывают.

Декорируют окружающее - камни, водоросли, трава, цветы.

Аппликация предметная и декоративная.

Фон цветной.
24 Аппликация в старшей группе. Задачи. Методы и приемы обучения.

  1   2   3   4


написать администратору сайта