ответы по ИЗО. 2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством Классификация методов и приемов
Скачать 261.5 Kb.
|
Тематика занятий Усложняются технические умения.
Со старшей группы учим складывать лист в разных направлениях. Со старшей группы воспитатель учит детей выполнять заготовки бумаги под руководством взрослого (дети сами готовят все необходимое) Детей в старшей группе упражняют в подборе цветосочетаний бумаги в зависимости от темы (клоун, петрушка - контрастные, яркие цветосочетания; зима, вечер - нейтральные, сближенные цвета ) Особое внимание уделяется на умение планировать свою деятельность (сюжетный, пейзажный) 1-2 плановые композиции (наклеиваем и раскладываем от дальнего к ближнему предмету) Наиболее сложные - симметричные предметы. В процессе работы с симметричным предметами используются приемы:
В старшей группе используется способ вырезания по частям, но детям можно давать заготовок больше чем необходимо на аппликацию. Дети могут сами выбирать формат, фон, расположение листа. В старшей группы аппликативные работы имеют прикладное значение - они используются в играх, в оформлении и в развлечениях. 25. Аппликация в подготовительной группе. Задачи. Методы и приемы обучения. Тематика занятий. Используются все виды аппликации:
В подготовительной группе ножницы превращаются из технического инструмента в изобразительный Богатеева предлагает 2 способа вырезания (обобщенная трактовка, конкретный образ) В подготовительной группе дети могут самостоятельно продумать количество, цвет, величину заготовок. 26. Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей. Виды конструктивного материала. - это продуктивныйвид деятельности по заданному плану. Влияет на:
В дет саду пользуются различными материалами для конструирования: стройматериал – с 1 года; из бумаги и природного материала – со ср гр. Вид К определяется материалом. Все материалы хранятся в доступном для детей месте. Должны быть фигурки людей, животных, птиц, машин. В дет саду используются напольные К и настольная. Напол – со ср гр. Анализируют постройцку снизу вверх, а не как в изо от крупного к мелкой. Занятия начинаются с 1 года. На 2 году жизни детям предлагают 4-5 деталий: кубик, кирпичик, пластину, призму. Ребенок должен совершенствовать действия – достать детали из коробки, выполнить постройку по образцу, обыграть, разобрать, а не ломать и сложить детали обратно в коробку. На каждую тему 4-5 занятий. 27. Конструирование в раннем возрасте. Задачи. Методы обучения. Тематика построек. Занятия начинаются с 1 года. На 2 году жизни детям предлагают 4-5 деталий: кубик, кирпичик, пластину, призму. Ребенок должен совершенствовать действия – достать детали из коробки, выполнить постройку по образцу, обыграть, разобрать, а не ломать и сложить детали обратно в коробку. На каждую тему 4-5 занятий.
28. Конструирование в 1 младшей и во 2 младшей группах. Задачи. Методы обучения. Тематика построек. 1 мл…6-8 деталей + лесенка, кроватка, скамейка, кресло (до 10 построек), плотно придвигать детали. В процессе постройки стихи, потешки. Обучаем и присоединению – лесенка горка и др. 2 мл… количество деталей на одном занятии 12, количество деталий для постройки увеличится, тематика та же, но К сложнее. Воспитатель строит за ширмой, не объясняя как она это сделала, предлагает детям догадаться и поробывать сделать самим. Учим преобразовывать постройку в высоту и в ширину. Строят по условия, занятия чередуются с другой деятельностью через 1 неделю. У каждого ребенка своя коробочка. 29. Конструирование в средней группе. Задачи. Методы обучения. Тематика занятий. Ср… в тематике года проходит 17 – 18 занятий со строительным материалом, а остальные из бумаги – выполняются со второго полугодия, нет специальных занятий для работы с природным материалом. Во 2 половине дня идет инд работа и работа по интересам. Стройматериал: появляется новые детали брусков (торцевая сторона квадрата), цилиндр, конус и пластину широкие, узкие, длинные и короткие. Детей учат сооружать гармоничные по цвету постройки. Постройки становятся сложнее, домики 2-х этажные. Дети учатся строить в ширину и в высоту. Дом дети могут украсить мелкими деталями, строят мосты. Разные по величине, мост должен быть для пешеходов, транспорта, через узкую и широкую дорогу. Усложняется мебель + появляется кровать. Ставится одна коробка и в зависимости от темы занятия берут необходимое количество материала, а затем приступают к постройке. Учим группировать детали по форме и раскладывать их так чтобы они занимали мало места. Обязательно обыгрывание, можно добавить механические игрушки, но лучше давать игрушки которые моются. Учим детей строить дома и гаражи из пластин. Основные уменя – складывать лист пополам, добиваясь смещения сторон и уголков. И на основе этого выполняют альбом, пригласительный билет, флажки, домики, машинки, автобусы. Мелкие детали – окна и украшения даются в готовом виде. Клеют клейстером, используют полукартон. К из природного материала: шишки, веточки, засушенные листья, скорлупа грецкого ореха, для соединения используется пластилин. «Семья ежиков». В К могут использываться детали из картона – краватка, диван. Реже используется образец, показ в работе с бумагой лучше осуществлять на столе. Если он наклонен. 30. Конструирование из строительного материала в старшей и подготовительной группах. Задачи. Методы обучения. Тематика построек. СТРОИТЕЛЬ. Дети приобретают новые конструктивные умения. ЗАДАЧИ: 1. соединять несколько небольших пластинок в одну, делать постройку прочной, связать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подгатавливать основы для перекрытия. 2. дети учатся различать детали по устойчивости знать из чего лучше соорудить отдельные части, думать из чего делать основания, стены в различных по величине сооружениях, какие детали пригодны для окон, дверей, украшений. 3. детей знак4омят с новыми деталями и их свойствами, и узнают что пластины бывают треугольные, квадратные, круглые. Раскрываются принципы замены одних деталей другими. В ст гр строят по условному образцу. Воспит показывает примерно, дети могут его дополнить, изменить. В качестве наглядности могут использоваться игрушки, фото, схемы. В ст гр рекомендуется иметь альбом с фото самых удачных построек. Дети могут выполнять комплексные постройки. В ст гр дети выполняют из бумаги 3 серии игрушек: 1 – на основе 16 квадратиков; 2 – на осное цилиндра и конуса; 3 – на основе листа бумаги сложенное в разных направлениях. отмечают те части которые заклеивают. Детей учат различать условные обозначения -----линия сгиба и ____линия разреза. Для склеивания природного материала используют клей – в руках воспитателя. 31 Конструирование из бумаги, бросового и природного материалов в старшей и подготовительной группах. Задачи. Методы обучения. Тематика занятий. Строитель! Устойчиные навыки К. сначала представляют конструкцию в общих чертах, обдумывают какой понадобится материал и обговаривают устно. Работают коллективно, в качестве наглядности добавляется чертеж и детям предлагают выкройку, развертку, для сопоставления объемной игрушкой. К тесно связана с игрой и возникает по инициативе детей и в процессе строительства может продолжаться несколдько дней. Появляется обмен опытом фото + дети ходят друг к другу в гости, и ребенок который строил рассказывает о своем сооружении. Бумага – в игрушказ делают подвижные части, отмечают те части которые заклеивают. 32 Разновозрастная группа. Методика обучения детей изобразительной деятельности. Разновозрастные группы характерны для малокомплектных детских садов (2-3 группы). Группы могут формироваться:
Не рекомендуют группы 3 возрастов (мл., ср., ст.), целесообразней группы смежного возраста. Группа называется по тому, какого возраста детей больше (младшая-средняя, средняя-младшая). Это помогает планированию занятий на год. Длительность занятий у младших и старших детей разная. Оборудование в группе должно быть 3-4 размеров, промаркировано и подобрано каждому ребенку. За основу берется режим старших детей, с младшими все режимные моменты начинаются раньше. На занятиях по изо решаются задачи эстетического воспитания, умственног воспитания, и положительного отношения к окружающему. 3 типа занятий по изо:
1 тип занятий: одна подгруппа рисует фрукты на основе круга, другая на основе овала разный выбор материала, главное передать характерные особенности предмета (карандаши, краски) одновременное начало занятия (малыши рисуют, средняя группа беседуют) важно обеспечить активность всех детей, указания краткие, четкие иногда можно проводить занятия с разным содержанием (старшая рисует осень, а средняя - автомобиль) - со старшими начинаем раньше, со средней позже. дети рисуют разным материалом, одни рисуют по памяти, другие с натуры, одни наклеивают из готовых форм, другие вырезают При составлении конспекта важно отразить следующие моменты: 1) Название занятия отмечается наличие разных возрастных подгрупп дается наименование раздела обучения дается тема и если есть отмечается отличия для каждой возрастной группы 2) Программное содержание
3) Подготовка к занятию
4) Ход занятия
2 тип занятий:
35. Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества. Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловленными особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующие творческую активность. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Воображение – основа творческой деятельности, Творчество – один из существующих показателей развития личности, одна из существующих ее характеристик. В то же время воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период секзитивен для его развития, следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в тех которые основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. 1 Сравнивая детское воображение с взрослым, Выготский подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослых. Он так же отметил такое качество образов детского воображения как субъективность. Выготский выделил 2 типа воображения: Пластическое (объективное) – материалы внешних впечатлений Эмоциональное (субъективное) – взятые изнутри Большой интерес вызывают работы В.В.Давыдова. Он отмечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей не получило в психологии должной конкретизации. Существенное замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное – перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. В.В.Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения – умение "видеть" целое раньше частей. "Замысел – некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие происходит в процессе реализации и воплощения замысла". Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. 36. Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольника. 1 Тестирования, дающие определенное представление о творческих потенциях и актуальном уровне творческого развития человека. Оцениваются интеллектуальное творчество: беглость мысли, подвижность, любознательность, фантастичность. 37. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО АКТА В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У художника сначала возникает мотив ( система мотивов материнских, социальных); процесс вынашивания замыслов ( разработка содержаний, …. художественной формы, длительное - кратковременно, чтение литературы, посещение архивов, беседы с людьми, наблюдения); исполнение , реализация замыслов ( связан с чувствами, используются невербальные приёмы активизации творчества; длительным, долгим); окончательная оценка полученного результата, если необходимо, то доработка. Овладение ребёнком изодеятельностью означает овладение им основными структурными компонентами : - мотивами, - целеполаганием, - действием, - операциями. Рисуя, ребёнок использует т.ж. мотивы, что и в игре. У ребёнка присутствуют все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация совмещены. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЕОБРАЗИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Материал для образов у ребёнка беднее, разнообразие композиций уступает комбинациям взрослого. Выполнение комбинаторских действий при создании образа происходит во внешнем плане. Выготский выделил 2 типа воображения: - пластичный ( объективный); - эмоциональный (субъективный). Воображение у человека развивается всю жизнь. Способность человека выделить сначала целое, потом части. Воображение проявляется в придумывании и реализации замыслов. Сознание невозможно без воображения. Ребёнок - исследователь, он выдвигает гипотезы, проверяет их. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны. У ребёнка чувства неглубокие, но яркие; недостаточное осознание. Детское воображение отличает яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ изображаемого обстоятельства. Дьяченко установила, что воображение имеет 2 компонента: - порождение общей идеи решения задачи; - составление плана реализации идеи. Дети подразделяются по видам воображения. К 3-ём годам начинаем диффиренцировать детей по видам воображения.
Оригинальность выше у детей с эмоциональным воображением. Более оригинальные работы - младшая и подготовительная, менее - средняя, старшая. К 7-ми годам ребёнок освоил ( в игре) нормы, правила, ценности. Он стремится к социально значимой, социально оцениваемой деятельности, поэтому образы оригинальны. Результат разумного обучения с 4-ых до 6-ти лет. |