Главная страница
Навигация по странице:

  • 40. Использование метода обследования в разных видах изобразительной деятельности с детьми разного возраста. Обследование

  • 43. Сюжетно - тематическое рисование. Особенности замысла и воплощение сюжета. Методы и приёмы развития замысла сюжетного рисунка. Сюжетное рисование

  • Методы и приемы обучения

  • 44. Декоративное рисование. Педагогическая работа по ознакомлению детей с конкретным народным промыслом и обучению декоративному рисованию. (средний, старший дошкольный возраст)

  • Каргопольская игрушка.

  • 45. Скульптура. Виды и жанры скульптуры. Материалы, используемые в скульптуре.

  • 46. Роль рисования в развитии творческих способностей детей.

  • Изобразительная деятельность

  • 47. Роль лепки в развитии творческих способностей детей.

  • ответы по ИЗО. 2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством Классификация методов и приемов


    Скачать 261.5 Kb.
    Название2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством Классификация методов и приемов
    Анкорответы по ИЗО.doc
    Дата24.04.2018
    Размер261.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по ИЗО.doc
    ТипДокументы
    #18462
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    38. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Преемственность определяется как связь между разными этапами или ступенями развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

    На каждом возрастном этапе детства в пределах дошкольного должно происходить преобразование задач, содержания, методов и форм работы с дошкольниками с учётом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей этого возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода). В дошкольном периоде, когда у детей развивается зародившаяся раньше потребность освоения смысла деятельности взрослых, непосредственного участия в ней, ведущим видом деятельности становится игра. Возможность реализовать многие свои потребности пока только в воображении, игровом плане существенно влияет на характер, своеобразие детской изодеятельности. Продолжают развиваться творческие умения. Приобретение знаний, умений и навыков подчиняется задаче развития творчества. Главное, чтобы ребёнок мог выразить свои замыслы.

    Линия развития творческого воображения в условиях изодеятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изодеятельности, осознание причин её несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других), у старших дошкольников зарождается новая потребность: овладения знаниями и более совершенными способами деятельности ( адекватными оценками и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становится ведущей в начальной школе.

    В плане преемственности получает дальнейшее развитие способность ребёнка самостоятельно ставить изобразительные задачи, организовывает и осуществлять для их решения адекватные действия ( например: целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гибкость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п.

    Преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: * развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изодеятельности; * развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни рёбенка.

    Преемственность должна быть и в освоении деятельности в сочетании всех её структурных компонентов и становлении её на самодеятельном уровне. Т.е. у младшего школьника получает дальнейшее развитие способность ребёнка самостоятельно ставить изобразительные задачи (целеполагание). Как следствие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъективного развития ребёнка органично включает в себя развитие всех сфер личности : когнитивной, эмоциональной, волевой.

    В решении проблемы преемственности особо следует обратить внимание на развитие творчества ребёнка, творчества как качества личности. Это обусловлено 2-мя факторами:

    - сущностной характеристикой личности является способность к творчеству;

    - изодеятельность по своей сути в её высшем уровне развития общества - это сфера творчества.
    40. Использование метода обследования в разных видах изобразительной деятельности с детьми разного возраста.

    Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.

    Смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

    Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

    Овладение ребенком доступным способом восприятия форми­рует у него художественную позицию в поиске способа изобра­жения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). В процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внёшних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное представление, т.е. представление будущего образа и способов его создания. Ведь порядок обследования совпадает с последова­тельностью изображения, а обследующие жесты не только помо­гают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - гак и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму так и ле­пим). Все это делает показ способов изображения педагогом до­полнительным приемом обучения, а на последующих этапах ста­новится необязательным.

    Первый этап - целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. Если речь идет о предмете, не обладающем яркими эстетическими признаками, все равно его восприятие должно быть эмоциональным, заинтересованным.

    Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последо­вательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения.

    Последовательность анализа

    1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее
      назначение.

    2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют
      зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин пря­моугольный, длинный кузов).

    3. Определяют положение этой части в пространстве (почемуэтой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других -стройный).

    4. Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выяс­няют положение, форму, величину ее по отношению к основной.

    5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а вы­полняется в соответствии с натурой.

    Третий этап опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

    Характер обследующего .жеста подчиняется форме: при обсле­довании округлой формы - движение слитное, безостановочное. Начертание прямолинейных форм требует хотя бы мгновенных пауз. Такого рода движения детьми младшего возраста осваива­ются не сразу.

    Детям возраста (вторая младшая группа) изображаю предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближенную к геометрической фигуре - эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет.

    В средней гр при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета.

    При обследовании предметов с детьми ст. возраста в связи с усложнением в задачах изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте.

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравне­ние подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных спо­собов изображения.
    43. Сюжетно - тематическое рисование. Особенности замысла и воплощение сюжета. Методы и приёмы развития замысла сюжетного рисунка.

    Сюжетное рисование

    Улица - 2-3 дома, луг - 2-3 цветка

    Не всегда могут выдержать соотношение по величине, не могут показать движение живых существ

    Поощрять самостоятельность в поисках средств для выражения действий

    Совершенствуют технику рисования кистью и карандашом (достаточные изобразительные умения, чтобы отразить явления в природе (перелет птиц, весенние цветы, яркое теплое солнце))

    Поиски способов выражения разнообразного содержания, напоминая раннее усвоенные приемы рисования, подсказать что еще можно нарисовать

    В летний период закрепляем то что наработано в течении года

    Методы и приемы обучения:

    1. Обучение изображению предмета, умение выделять основную форму предмета, и его частей

    Информационно-рецептивный включает: наблюдение, обследование, объяснение, показ способов изображения

    Во всех возможных случаях надо идти от наблюдения к усвоению способа его изображения и в первую очередь - передача формы

    Тщательно продумать, что показывать, на что обращать внимание что спрашивать

    Сначала воспитатель сам обследует предмет затем предоставляет самостоятельно детям

    Включение движения рук

    2. Прием очерчивания контура предмета

    Перед рисованием, воспитатель доски, дети в воздухе

    Таким образом, одновременно происходит - прием зрительного восприятия движения рук, словесного пояснения - название действий. Основная задача - развивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов используя зун.
    44. Декоративное рисование. Педагогическая работа по ознакомлению детей с конкретным народным промыслом и обучению декоративному рисованию. (средний, старший дошкольный возраст)

    Большой объем знаний дети предлагают по народным промыслам (4-6 + 2 региональных).

    1. Хохлома - промысел Нижегородской обл., село Семеново. Выполняют посуду из дерева (поставец, бельё) заготовка натирается порошком на масле, алюминий, канапля и расписываются. Роспись бывает верховая и фоновая по технике. Используются краски: красная - киноварь; черная; зеленая - окантовка; золотая. В д/с используется верховая роспись. Золотистой становится после обжига. В хохломе содержанием узора являются растения, элементы цветов - шиповник, ягоды - крыжовник, клубника, малина. Узоры выполняются в кистевой манере, ягоды - клише (тычок). Петух - символ счастья. По содержанию в хохломе есть «травная» роспись, кусты, «кудри» - чаще всего фоновая.

    2. Городец - деревянная основа. Содержание бытовых сцен. Мебель,стены, столы. Цветы «Купава и розан» (купава - центр смещен, розан - по середине). В одном цвете сочетаются холодные или теплые тона. Элементы кони, птица счастья. Фон черный, красный.

    3. - Семеновская матрешка. Фартук украшен цветами, выполненные красными цветами; в украшенном платке, прорисованные ручки, четко прорисованное лицо.

    - Тверская матрешка. Сарафан, нет цветовых украшений, иногда есть что-то в руках (корзина, цветы).

    - Загорская матрешка. Приземестые. Выжигание + роспись. Расписывается сложным узором. Делается из липы.

    4. Дымковская игрушка. Из красной глины, после обжига покрывается молоком, используются контрастные цвета. Наиболее сложные фигуры: барышня, индюк, павлин. Игрушка украшается сусальным золотом. Расписывается гуашевыми красками на яичном желтке. Роспись в кистевой манере. Работа в 2 этапа: 1. Разметка условных обозначений; 2. Работа в цвете.

    5. Фелемоновская игрушка. Дается в сравнении с дымковской. Непропорциональная, вытянутая, полосатая. Анелиновые красители. Удлиненные шеи. Роспись без покрытия.

    6. Каргопольская игрушка. Диспропорциональная, вытянутая, приземестая. Расписывается темными тонами.

    7. Кжель первоначально была не бело-синей, а многоцветной. «Мойолика» - роспись цветными красками по белой глазури. Расписывали цветными узорами, пейзажами, бытовыми сценами. В конце 19 - начале 20в.в. освоили технологию росписи кобальтом; цвет проявлялся после обжига, чем сильнее нажим, тем ярче узор. Узоры - птицы, шиповник.

    Резьба по кости, бисироплитение, аппликация из меха.
    45. Скульптура. Виды и жанры скульптуры. Материалы, используемые в скульптуре.

    Мягкие материалы, использующиеся для скульптуры (глина, стекло, снег, тесто, песок, гипс)

    Твердые материалы (ваяние) (камень, лед, дерево)

    Монументальная

    Станковая скульптура

    Статуэтки - терракоты - фигурка из обожженной глины

    Скульптура бывает круглой и рельефной

    Круглая - ее можно обойти со всех сторон

    Рельефная - вид с одной стороны (горельеф - это изображение выступающее над плоскостью; барельеф - это изображение выступающее над плоскостью менее чем на половину объема; контррельеф - это изображение внутри плоскости)

    Материалы для лепки

    Глина

    Глину размягчают жидкостью. Высыхая она становиться очень прочной

    Из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец, используемый в строительстве

    Сильно утрамбованная глина не пропускает влагу (из нее делали стены, полы, крышу)

    Первую бумагу изготовляли из глины - тонкие глиняные таблички

    Из глины лепили необходимые в быту предметы

    Глина - не гниет, не горит, не окисляется

    Столовую посуду русские гончары расписывали специальными керамическими красками либо ангобами - покрывали стекло гунной поливой глазурью

    Заготовка сырья:

    «Копанец» - деревенские гончары так называли яму или карьер, где добывали глину

    «Топанец» - ровное место во дворе, избе, где глину топтали ногами - разминали

    «Кружало» - гончарный круг, где она приобретала форму посудины

    «Пожар» - когда горшок высыхал, его отправляли в печь, где после обжога он становился твердым как камень

    «Обвар» - в горячем виде опускали в красную гущу или жидкую мучную болтушку

    Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу

    Белая глина - гжель под Москвой

    Чернолощеная керамика - железистая глина отличается высокой пластичностью, ее можно выгладить до зеркального блеска (посуда очень прочная, не пропускает влагу, но при сушке и обжиге легко трескается)

    Изделия из тощей глины (много пика) - шероховатая поверхность, сильно впитывает влагу, редко трескается

    Белая глина не меняет свой цвет

    Зеленая может стать розовой

    Бурая - красной

    Синяя и черная - белой
    46. Роль рисования в развитии творческих способностей детей.

    Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
    Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
    Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

    Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.
    47. Роль лепки в развитии творческих способностей детей.

    Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
    Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
    Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

    Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта