Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки перестройки общественных зданий.

  • Формы адаптации общественных зданий.

  • Виды объектов культурного наследия.

  • Комплексное формирование объекта на примере общественного здания

  • Строительные нормы и правила

  • Тема: планировочная структура общественных зданий.

  • Пространственная композиция

  • Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)


    Скачать 1.41 Mb.
    Название2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
    АнкорГосы - ответы.docx
    Дата20.04.2018
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГосы - ответы.docx
    ТипДокументы
    #18311
    страница13 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Реконструкция - особая разновидность строительства, связанного с переустройством существующих зданий и сооружений с целью полного или частичного изменения их функционального назначения, замены морально устаревшего и физически изношенного технологического и инженерного оборудования, изношенных или не соответствующих эксплуатационным требованиям конструкций и инженерных систем, приведения зданий в соответствие с современными санитарно гигиеническими, техническими и экологическими требованиями.

    Предпосылки перестройки общественных зданий.

    Градостроительные предпосылки (факторы):

    - изменение градостроительной ценности территории;

    - появление возможностей развития из-за изменения прилегающей застройки.

    Социальные предпосылки:

    - изменение строительных норм (безбарьерная среда);

    - изменение потребностей общества.

    Физический и моральный износ являются основной предпосылкой:

    - устаревание типов зданий (церкви, ясли);

    - устаревание параметров зданий (вместимость, площадь);

    - устаревание объемно-планировочного решения (функции и связи);

    - изменение эстетических предпочтений.

    Формы адаптации общественных зданий.

    Изменение структуры плана (ячейковое, пролетное, зальное).

    1) развитие основной функции (увеличение вместимости);

    2) развитие параллельной функции;

    3) трансформация здания (полное изменение его функционального назначения):

    - внутригрупповая (напр., здания для образования и воспитания: школу в образовательный центр);

    - внутривидовая (общественное в общественное);

    - межвидовая (общественное, жилое, производственное

    реконструкция общественных зданий по развитию основной функции

    Увеличение пропускной способности, вместимости того или иного функц процесса требует увеличения площадей (пристройки. Надстройки, присоединение помещений другого функц назначения, перераспределение площадей между помещениями с изменением их для условия развития основной функции, изменение площади за счет использования смежных по вертикали и горизонтали помещений (использование подвалов, подсобных помещений).

    частичная реконструкция общественного здания для параллельных функций

    перераспределение площадей между помещениями

    относится к очень крупным общественным зданиям, имеющим большие зальные пространства. Такие здания рекомендуют использовать как универсальные. Для этого устраивается современнейшее оборудование по трансформации зрительных мест, арены сцены идр элементы, которые превращают здание то в цирк, то в спорт зал, то в конференцзал – такая эксплуатация здания создает удобство для населения и большую выгоду для муниципалитета.

    особенности реконструкции встроенных помещений общественного назначения.

    Эвакуация – если работает больше 15 человек, или работа с особым контенгентом (дети , инвалиды) – 2 выхода

    Реконструкция – активная, пассивная

    Изоляция (отдельный вход)

    Шумоизоляция (отдельный корпус)

    Регламенты (нормы)

    уровни модернизации общественных зданий по глубине реконструктивных изменений.

    1. техническое перевооружение (изменение оборудования влияет на интерьер)

    2. перераспределение площадей между помещениями, где происходит основное функциональное действие (без изменения функции)

    3. изменение площади за счет использования смежных по вертикали и горизонтали помещений (использование подвалов, подсобных помещений)

    4. присоединение помещений другого функц назначения (жил квартиру присоединить к торг объему)

    5. пристройки надстройки

    6. перепрофилирование здания (спорт в магазин)

    основные арх. приемы реконструкции общ зданий

    средство формирование внешнего образа:

    1. силуэт ( эксплуатируемая кровля, пентхаус, мансарда, надстройка целых этажей)

    2. пластика объемов (пристройки : фрагментарная, цельная ; По структурному уровню жилой среды: жилая ячейка, жилая секция (полусекция, пристроенная к коммуникациям, корпус здания, коммуникация)

    3. фактура ограждающей конструкции

    4. колористика

    5. декоративно-художественные элементы

    6. здания-вставки ( декоративная (аркады и тд) , пассаж)

    68. СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ.

    Цели и задачи

    В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.

    25.06.2002 №73-ФЗ. Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия.

    1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

    2. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

    1) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

    2) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, формирование и ведение реестра;

    3) проведение историко-культурной экспертизы;

    4) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия;

    5) согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;

    (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

    6) контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

    (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

    7) разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;

    8) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

    9) согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;

    10) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

    11) установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

    12) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

    13) контроль за состоянием объектов культурного наследия;

    14) иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

    Виды объектов культурного наследия.

    Объекты культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона подразделяются на следующие виды:

    - памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

    (в ред. Федерального закона от 30.11.2010 N 328-ФЗ)

    - ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

    - достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

    Пути решения

    Разрабатывая региональные стратегии политики в области сохранения памятников истории и культуры, специалисты называют следующие приоритетные направления охраны культурного наследия от негативных последствий проявления факторов риска, в том числе – экологического риска:

    – согласование всех видов работ на землях историко-культурного назначения;

    – разработка и утверждение проектов охранных зон;

    – контроль за ведением нового строительства;

    – страхование памятников;

    – вывод экологически вредных производств с территорий памятников и с земель историко-культурного назначения;

    – противоаварийные работы, консервация памятников;

    – проведение инженерно-экологических мероприятий (защита от вибрации, блуждающих токов, экологизация транспортных схем городов, понижение уровня грунтовых вод, устройство ливневых канализаций, вертикальная планировка и благоустройство исторических территорий, берегоукрепительные работы)

    Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

    Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

    69. ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАБОТА С НИМ

    К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)- относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

    Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

         памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

         ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;

         произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

         достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

    Как производить работы на объекте культурного наследия? Какие для этого необходимы документы - задание, проектная документация, разрешение, и т.д.?

    В соответствии с п.2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – № 73-ФЗ) на объекте культурного наследия допускаются только работы по его сохранению. Перечень работ по сохранению приводится в главе 7 № 73-ФЗ. В их числе консервация, ремонт, реставрация, приспособление для современного использования. В соответствии с п. 1 ст. 45 № 73-ФЗ для ведения работ по сохранению на объекте культурного наследия необходимо задание, разрешение и проектная документация, согласованная соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, которым выступает КГИОП( коммитет по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры)..

    Таким образом, перед началом работ необходимо получить задание КГИОП на ведение работ. Затем, на основании задания, заявитель готовит проектную документацию и подает ее на согласование в КГИОП. К проведению работ допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). После этого вместе с согласованной документацией заявитель подает заявление на выдачу разрешения в КГИОП. По получении разрешения можно приступать к работам.

    Срок подготовки задания (отказа в выдаче задания) - 20 дней.

    Срок согласования проектной документации – 30 дней.

    Срок подготовки разрешения (отказа в выдаче разрешения) - 10 дней.

    Возможность получения задания и разрешения не связана с наличием или отсутствием охранного обязательства.

    В настоящий момент порядок согласования работ определен Административным регламентом исполнения КГИОП государственной функции по выдаче заданий и разрешений на работы по сохранению объектов (выявленных объектов) культурного наследия, утвержденный распоряжением КГИОП от 10.01.2008 № 10-1.

    В каких случаях необходимо получать в КГИОП разрешение на строительство и реконструкцию?

    При осуществлении строительства, реконструкции на объекте культурного наследия, если при проведении работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, необходимо получение двух разрешений в КГИОП.

    70. ПОНЯТИЕ СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ.

    Стиль - единство технологических, конструктивных и идейно-художественных особенностей произведений зодчества данного народа в определенную эпоху. Формирование и установление нового стиля - процесс длительный.

    Возникновение и смена стиля определяется ходом исторического развития человеческого общества, но в одно и то же время может существовать несколько разнородных или даже противоположных по своему характеру стиля.

    Развитие архитектурных стилей зависит от климатических,технических,религиозныхикультурныхфакторов. Развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и арт-деко http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE). Стиль того или иного периода наиболее ярко проявляется именно в архитектуре, которая оказывает влияние на становление стиля. в изобразительных и декоративно- прикладном искусствах, причем становление стиля. в архитектуре обычно свидетельствует о завершении процесса сложения общего стиля.

    Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще— понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких крупных регионов стиль как описательное средство не подходит. Например, трудно найти соответствие периодам в истории архитектуры Китая архитектурным стилям Европы.

    Каждый стиль проходит в своем развитии различные этапы:

    • период становления стиля (обычно характеризуется наиболее интенсивными новаторскими поисками).

    • периоды расцвета стиля (совершенствование средств и приемов, характерных для данного стиля).

    Для архитектуры, более чем для любого другого вида искусства, характерно стилевое единство. Поэтому индивидуальность мастера в архитектуре обычно проявляется в пределах стилевого единства, а не в отходе от общих закономерностей, как это часто бывает в других видах искусства. Формально-эстетические закономерности архитектуры включают общие средства архитектурной композиции (объемно-пространственное построение, тектоника, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции, масштабность, свет и цвет). Однако применение этих средств и их закономерностей различно в каждом конкретном стиле.

    Формирование стиля. проходит ряд стадий, включающих выработку новых типов зданий, освоение новых конструкций и строительных материалов, разработку принципов творческого метода и т. д. Попытки «изобрести» стиль. путем разработки системы формально-эстетических закономерностей обречены на провал даже в том случае, когда в архитектуре действительно появляется потребность пересмотра ряда эстетических принципов.

    Проявляется архитектурный стиль в особенностях функциональной, художественной и конструктивной стороне построения. Приемы построения различных планов и композиций зданий, применяемые при постройке материалы и их особенности, форма отделки и декоративного оформления, как наружной стороны, экстерьера строения, так и внутренней, его интерьера, все это в сочетании составляет понятие архитектурного стиля.

    Наиболее значимые архитектурные стили:

    • Доисторическая архитектура

    • Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

    • Романский стиль. X—XII вв.

    • Готика. XII—XV вв.

    • Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

    • Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

    • Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

    • Классицизм, в том числе палладианство, ампир. Сер. XVIII—XIX в.

    • Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

    • Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

    • Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

    • Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

    • Постмодернизм. С сер. XX в.

    • Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

    • Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

    71. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В АРХИТЕКТУРЕ.

    Многофункциональность- придание дополнительных функциональных возможностей какому-либо предмету, которое приводит к расширению спектра его использования и применения. Многофункциональность является следующим этапом после монофункциональности, формирующимся параллельно. «Многофункциональность» как феномен городской среды, явление, вытекающее из эволюции формирования структуры города.

    Современная ситуация характеризуется тем, что в настоящее время существует тенденция перехода от строительства монофункциональных зданий к более востребованным многофункциональным. Многофункциональность является концентрацией определенных функциональных потоков в одном месте. Монофункциональные здания могут размещаться в любой части города, в то время как многофункциональные здания появляются в определенных местах.

    Зданий и комплексов становится все больше, и они размещаются в различных частях города. Вследствие этого, многофункциональные комплексы имеют разные функционально-планировочные решения, разный контингент архитектурно-пространственных характеристик, выражающиеся в архитектуре самого многофункционального комплекса.

    Многофункциональные здания с функциональным наполнением – «город в городе» –не изобретение современности. Подобные идеи родом из первой четверти XX века. На Западе концепция универсальных центров, в которых можно жить, работать, отдыхать, а также заниматься фитнесом и шопингом, существует довольно давно, подобные комплексы стали активно строиться в конце 1980-х. Разработчики концепции руководствовались идеей экономии ресурсов – например, электроэнергии и земли. Для самих же арендаторов площадей в таких комплексах важным фактором стала бы экономия времени и топлива для автомобиля – ведь для того, чтобы попасть в офис или в спортклуб, достаточно нажать нужную кнопку в лифте. К тому же, такие центры оборудуются энерго- и водосберегающими системами.

    Есть пример реализации многофункциональных центров и в рамках одного здания. В Китае построен Shanghai Centre, который представляет собой три башни, объединенные общей стилобатной частью. При этом, в рамках этого комплекса представлены площади с таким функциональным назначением как офисы, жилая часть на 500 квартир, гостиница на 700 номеров. В стилобатной части расположены огромные атриумы и за счет естественного освещения в них можно выращивать экзотические растения. К атриумам примыкают выставочные залы, а также театр на 1000 посадочных мест.

    Одним из ярких примеров многофункционального комплекса на Манхэттене (Нью-Йорк) является Time Warner Center, открытый в 2004 году. Площадь здания в 77 этажей превышает 200 тысяч м2. В Time Warner Center размещается штаб-квартира компаний AOL и Warner после их слияния. Помимо этого, в здании располагаются студии CNN, гостиница категории люкс Mandarin Oriental Hotel, рестораны, торговый центр, концертный зал и 225 апартаментов. При более детальном анализе подобных комплексов в США прослеживается тенденция к укрупнению формата с отведением значительного объема площадей под жилье.

    Для России же идея современных универсальных комплексов сравнительно нова. Так, к примеру, один из ярких образцов крупноформатных комплексов – это «Город столиц», расположенный на первой линии застройки комплекса «Москва-Сити»: двухуровневый торговый центр, расположенный на 10 000 кв.м, роскошные бутики, рестораны, бары, современные фитнес и SPA, 25-метровый бассейн с панорамным видом на Москва-реку, паркинг из расчета 2 м/места на апартамент.

    В мире прослеживается явная тенденция популяризации формата многофункциональных комплексов. Сочетание функций в одном месте городской среды, их адаптация под новые условия среды служит явным преимуществом перед монофункциональными объектами. С момента своего возникновения многофункциональное здание претерпевало ряд изменений, в зависимости от времени появления в городской среде, типа городской среды и ряда других факторов.

    Следует выделить ряд позиций, по которым отслеживаются изменения: 

    • набор функциональных назначений; 

    • состав помещений и функциональных блоков

    • разнообразие видов многофункциональных комплексов;

    • количество и состав процессов, протекающих в многофункциональных комплексах.

    Включение многофункционального комплекса в элемент городской среды может улучшить саму городскую среду, придать ей новое качество.

    72. КОМПЛЕКСНОСТЬ В АРХИТЕКТУРЕ.

    В современном мире архитектура зданий и применяемые материалы становятся все более сложными. идя в ногу со временем, проектные компании зачастую предлагают комплексный подход, обладающий разнообразными ресурсами для каждого этапа. При таком подходе в первую очередь важно правильно организовать этапы проектирования. комплексный подход в проектировании необходим и при проектировании отдельных сооружений, и при создании микрорайонов и городов. отсутствие такого подхода привело к тому, что, например, в Москве было допущено большое количество ошибок, существенно испортивших архитектурный облик города.

    Комплексное формирование объекта на примере общественного здания

    Функциональная схема

    Функциональная схема дает информацию о структуре функциональных связей объекта, и о последовательности происходящих функциональных процессах, она раскрывает содержание архитектурного объекта. В зависимости от характера функциональных процессов группировка помещений должна; учитывать: во-первых, взаимосвязи помещений, требующие непосредственного сопряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб и т. п.), и, во-вторых, взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько рациональных схем организации внутреннего пространства или объемно-планировочных схем. Выбор той или иной планировочной схемы определяется характером самих функциональных процессов, но во всех случаях структура среды должна соответствовать структуре функций.

    Композиционная схема

    Различают несколько композиционных схем, по которым проектируются общественные здания. Основными композиционными схемами являются зальная, центрическая, анфиладная и коридорная. При проектировании крупных общественных зданий, , целесообразно проводить функциональное зонирование, т.е. разбивку на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функционального назначения и внутренних взаимосвязей. Функциональное зонирование вносит в архитектурно-планировочное решение определенную четкость.

    Планировочная структура

    Еще одним из основных элементов, в которых закономерности композиционного подхода к проектированию является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

    Общественные здания имеют самую разнообразную планировочную композицию, зависимую в основном от функционального назначения и архитектурного решения.

    Для всех видов общественных зданий присущи основные планировочные элементы:

    помещения основного функционального назначения (в административных зданиях —рабочие кабинеты, комнаты; в зальных помещениях — залы; входной узел — в составе тамбура, вестибюля и гардероба; узел вертикального транспорта — лестницы, лифты; помещения движения и распределения людских потоков в коридорных зданиях —коридоры и рекреации; в театральных – фойе и кулуары; санитарный узел –туалеты, умывальники, комнаты личной гигиены. В нашем проекте выставочного павильона, мы так же спроектировали; вестибюль, гардероб, административные помещения, лестницу, санитарный узел, и выставочный зал.

    Объемно пространственная структура

    Пространство выставочного зала предназначено для размещения экспозиции, делового общения посетителей с представителями экспонентов, движения и поиска интересующей информации. Объемно пространственная структура выставочного зала зависит от выставочной деятельности, что может выражаться изменчивостью площадей. Объективные закономерности формирования выставочной зоны, позволяют оптимально использовать пространство, и дать экономию времени целевого посетителя на осмотр экспозиции

    73. НОРМЫ И РЕГЛАМЕНТЫ В АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ.

    Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 года СНиПы являлись частным случаем технических регламентов. В 2010 году существующие СНиПы были признаны сводами правил.

    74. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРНОГО СООРУЖЕНИЯ.

    Все функции здания можно разделить на «доминирующие» и «сопутствующие».Все функциональные процессы в здании вне зависимости от его функции можно разделить на:

    • общие;

    • специфические;

    • вспомогательные.

    Функциональное зонирование — разбивка архитектурного сооружения на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функции.

    Функциональные блоки — общие по функции группы помещений.

    Различают следующие типы функционального зонирования:

    - горизонтальное функциональное зонирование — все функциональные блоки расположены в одном уровне и связаны между собой горизонтальными коммуникациями;

    • вертикальное функциональное зонирование — все функциональные блоки расположены в разных уровнях и связаны между собой вертикальными коммуникациями;

    -- горизонтально-вертикальное функциональное зонирование строится на сочетании двух приведенных выше типов и является на практике наиболее распространенным.

    Основная задача функционального зонирования — выявление взаимосвязей между помещениями (или группами помещений) при сохранении их четкого разграничения. Эта задача решается при помощи определенной группировки помещений. При этом можно выявить следующие основные схемы группировки помещений, оказывающие определяющее влияние на организацию внутреннего пространства общественного здания:

    • ячейковая;

    • коридорная;

    • анфиладная;

    • зальная;

    • атриумная;

    • павильонная;

    • смешанная (комбинированная).




    Схема горизонтального функционального зонирования банка






    Схема вертикального функционального зонирования банка






    Схема горизонтально-вертикального функционирования зонирования банка



    75. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРНОГО СООРУЖЕНИЯ.

    Планировочная структура здания — это система объединения главных и вспомогательных помещений различных размеров и форм в единую целостную композицию.

    Различают основные типы композиционных схем.

    Компактная схема строится на основе зальных, атриумных и комбинированных схем группировки помещений.

    Линейная протяженная схема включает коридорные, галерейные и анфиладные схемы группировки помещений.

    Расчлененная схема формируется по принципу павильонной схемы группировки помещений.

    • Тема: планировочная структура общественных зданий.
      ячейковая;

    • коридорная;

    • анфиладная;

    • зальная;

    • атриумная;

    • павильонная;

    • смешанная (комбинированная).

    Остановимся подробнее на каждом из типов.

    Ячейковая схема группировки помещений состоит из частей, в которых функциональные процессы проходят обособленно в самостоятельно функционирующих пространственных ячейках, имеющих общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.

    Коридорная схема группировки помещений складывается из небольших ячеек, вмещающих части единого функционального процесса и связанных общей линейной коммуникацией — коридором.

    Анфиладная схема группировки помещений представляет собой ряд помещений, расположенных друг за другом и объединенных между собой сквозным проходом.

    Зальная схема группировки помещений основана на организации единого пространства для функций, требующих больших нерасчлененных площадей.

    Атриумная схема группировки помещений представляет собой ряд помещений, расположенных вокруг закрытого внутреннего двора — атриума — и выходящих в него.

    Павильонная схема группировки помещений построена на распределении помещений или их групп в отдельных объемах — павильонах, связанных между собой единым композиционным решением.

    В случае сочетания и совместного использования указанных схем создаются комбинированные схемы: коридорно-кольцевая, анфиладно-кольцевая и т.п.

    Приведенные выше схемы группировки помещений являются основой для формирования различных композиционных схем общественного здания или сооружения, на основе которых выстраивается объемно-планировочная структура общественного здания.


    76. ФУНКЦИЯ И ФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ (ФОРМООБРАЗОВАНИЕ)

    Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы.

    Объективной основой гармонии в архитектуре является взаимодействие функции и формы. Проблема функции и формы в архитектуре заключается в том, чтобы найти такое соответствие формы, которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта, т.е . удовлетворение определенных социальных потребностей человека .

    В диапазоне качества функционирования архитектурного объекта возможны различные варианты взаимодействия функции и формы, возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов.
    В различные эпохи на проблему соотношения функции и формы складывались свои взгляды , выразившиеся в концепциях " функционализма" и " формализма ".
    Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому понятию системности и целостности в архитектуре.
    Типологии здания существенно влияют на архитектурные формы, тесно связанные с функциональной программой. Прослеживается и обратный процесс, когда форма может стимулировать функцию. Например, в жилом доме типа "трилистник" наиболее рационально размещать коридорные системы; уступчатые формы домов, расположенных на рельефе, обусловлены разделением дома на блок-секции и так далее.
    Архитектурная выразительность сборных индустриальных зданий из элементов и деталей заводского изготовления во многом зависит от пластики и ритмики отдельных его деталей (лоджий, балконов, эркеров). Отсюда эмоциональность эстетического воздействия современной архитектуры.

    Легкость конструкций, открытость пространств для общественных зданий - таковы черты сооружения будущего.
    Комплексное использование средств архитектурой композиции новых методов проектирования, вызванных к жизни научно-техническим прогрессом, - определяющая основа становления современной архитектуры в настоящий период.
    Формообразование

    Форма – понятие многозначное. В архитектуре понятие формы часто относится к формальной структуре – способу расположения и сочетания элементов и частей композиции, составляющих единое целое
    Основные объемные формы могут трансформироваться путем манипуляции с одним или несколькими измерениями, добавлением или изъятием тех или иных элементов.
    Трансформация изменений. Форма может трансформироваться по одному или нескольким измерениям и при этом сохранять свою идентичность определенному классу форм.

    Трансформация формы на основе дефрагментации. Форму можно преобразить, изъяв из нее часть объема, в зависимости от величины изъятой части форма может либо сохранять свою изначальную тождественность, либо трансформироваться в другой класс формы.

    Трансформация формы на основе присоединения. Форма преобразуется от добавления элементов к объему.
    Дополнительные виды трансформации основных объемных фигур. С удлинением по оси сфера может принимать разнообразные овальные и эллиптические формы. Пирамиду можно трансформировать, изменяя размер основания, высоты и смещая центральную вертикальную ось. Куб можно преобразовать в призматические формы, укорачивая или удлиняя высоту, ширину или глубину. 

    Дефрагментированная форма. Человек стремится к упорядочиванию форм, попадающих в наше поле зрения. Если какая-либо из основных фигур частично скрыта от глаза, мы мысленно «достраиваем» ее форму и представляем себе ее в целом: ум восполняет то, чего глаз не видит. Правильные объемы с изъятыми из них фрагментами сохраняют самоидентичность: мы воспринимаем их как неполное целое, относимо к этим искаженным формам как к дефрагментированным.

    Сочетание геометрических форм. При взаимодействии или взаимном проникновении двух форм, различных по своей геометрии или ориентации, каждая из них борется за визуальное превосходство.Разные по геометрии или ориентации формы могут собираться воедино.

    77. ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

    Архитектурное сооружение (здание или ”дом”, т.е. то, что в обыденном сознании ассоциируется с понятием ’’архитектура”) — это прежде всего пространство, определенным образом организованное и заключенное в соответствующую объемную форму: Таким образом, можно назвать следующие основные компоненты архитектурной среды:

    пространство;

    объем, формирующий пространство;

    поверхность, формирующая объем и пространство.

    Используя философскую терминологию можно, очевидно', сказать: пространство и объем — это цель и средство архитектурной композиции.

    По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространственной композиции: пространственную, объемную и фронтальную.

    Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена. Элементы композиции (объемные формы, поверхности) могут развиваться и организовывать восприятие зрителя по глубинной, фронтальной или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства).

    Пространственная композиция наиболее сложный, но в то же время самый распространенный в архитектурной практике вид композиции, по закономерностям которого организуется пространство, начиная с небольших интерьеров и кончая обширными градостроительными.

    Объемная композиция имеет относительно равномерное развитие по трем координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, характерна замкнутостью поверхностей элементов, организующих такую композицию. Объемная композиция воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Естественно, что каждое архитектурное сооружение не мыслится вне объемности, но объемной композицией следует считать такую, в которой ее трехмерность выражена как основное качество, организующее восприятие со всех сторон.

    Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней. Такими композициями в архитектуре являются, как правило, фасады зданий, обращенные к пространствам улиц и площадей, рассчитанные на восприятие со стороны этих открытых пространств.

    Композиция всякого архитектурного сооружения или комплекса сооружений обладает чертами и признаками всех трех указанных: ее видов при доминировании того или иного в каждом конкретном случае.

    78. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ


    Композиция в архитектуре имеет свое основое гармоничное соотношение идейно- художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Особое значение для архитектурной композиции имеют соразмерность частей и целого друг с другом (выражающаяся в системе пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку, а также органическое единство композиционных и конструктивных принципов, находящее своё художественное выражение в архитектонике сооружения.
    Архитектурная композиция - это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.

    Другой 72 вопрос
    Комплексное проектирование сооружений подразумевает одновременную разработку нескольких проектных разделов для строительства, ремонта или реконструкции зданий. Это обеспечивает максимальную согласованность всех инженерных решений в рамках единого проекта.
    Единовременная разработка требуемых для выполнения задач различных по специализации проектных разработок, как правило, обеспечивает максимальную согласованность всех архитектурных и инженерных решенийв рамках единого проекта. Во многих случаях комплексное проектированиеявляется единственно возможной технологией проектирования для разработки проектной модели современных зданий и сооружений.
    Учитывая реальные сроки, предусмотренные для проектированиястроительных объектов, а также высокую взаимную зависимость проектныхрешений основных, специальных и дополнительных разделов, комплексноепроектирование дает возможность своевременно осуществить разработку и всесторонний контроль многофункционального проекта.
    Составы комплексных проектов могут выглядеть по-разному в зависимости от перечня задач и требований инстанций по экспертизе и согласованию проекта.
    В некоторых случаях, когда речь идет о незначительных изменениях уже существующего объекта строительства, как, например, при проектировании перепланировок, бывает достаточным осуществить архитектурное проектирование с планировками и схемами монтажа перегородок, а также предусмотреть перенос сантехнического оборудования. Такой ограниченный проект требуется для выполнения ремонта и согласования перепланировки помещений.
    При более значительных изменениях, как самих планировок существующего здания, так и его инженерных систем, проектирование архитектурного раздела, возможно, придется сочетать с конструктивными решениями и корректировкой схем инженерных коммуникаций. В этом случае комплексное проектирование будет предусматривать разработку нескольких разделов в требуемом объеме.
    Более масштабные проектные работы необходимы для выполнения капитальных ремонтов, а также приспособительных мероприятий, связанных с перепрофилированием и перевооружением объектов промышленного и гражданского строительства. При этих задачах объем, состав разделов и стадийность проектной документации регламентируется законодательно и требует углубленной экспертизы и согласования проектных решений. Аналогичным образом комплексное проектирование реализуется при восстановительных ремонтах и реконструкциях зданий.
    Разумеется, что возведение новых строительных объектов базируется на досконально проработанных и согласованных во всех заинтересованных инстанциях комплексных проектах. Такая проектно-сметная документация содержит детальные разработки (на уровне рабочих проектов) необходимых разделов с учетом технико-эконоических показателей, внешнего вида здания, экологической обстановки, особенностей окружающей инфраструктуры и дорожного движения.
    В процессе эксплуатации зданий и сооружений довольно часто возникают отдельные задачи по проектированию инженерных систем. Практически всегда всевозможные реконструкции инженерии или разработка трасс для новых сетей является элементом комплексного проектирования. Функционирование различных инженерных систем одного здания в большинстве случаев взаимосвязано. По этой причине изменение оборудования или трассы одной из существующих систем во многих случаях приводит к необходимости модернизации в других инженерных разделах, а это уже не что иное, как комплекс разнопрофильных мероприятий. К тому же размещение нового инженерного оборудования или изменение трассировки может потребовать архитектурных изменений или доработки других разделов проекта.
    Разработка комплексных проектов является результатом коллективного труда архитекторов и проектировщиков различных специализаций. Для обеспечения концептуальных решений и согласованности работы всех специалистов, занятых в комплексном проектировании назначаются главный архитектор и главных инженер проекта из числа наиболее опытных и квалифицированных сотрудников проектной компании.

    79. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта