Главная страница
Навигация по странице:

  • Симметрия

  • Контраст

  • Зеркальная симметрия

  • Тождество

  • Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)


    Скачать 1.41 Mb.
    Название2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
    АнкорГосы - ответы.docx
    Дата20.04.2018
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГосы - ответы.docx
    ТипДокументы
    #18311
    страница15 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Принципы композиции


    Признаки композиционного построения является наглядным проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Этими принципами являются:

    • Принцип целесообразности

    • Принцип единства сложного (целостность произведения)

    • Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала)

    • Принцип подчинения частей в целом

    • Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства)

    • Принцип равновесия, уравновешенности частей целого

    • Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой, единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

    Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания. 
    [Е. А. Грегорян, "Основы композиции в прикладной графике"]

    80. СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

    К основным средствам архитектурной композиции относятся ритмометрические ряды, симметрия, масштабность, пропорции, тектоника, контраст, нюанс, тождество. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

    Мы различаем в архитектуре два вида ритмических закономерностей (порядков): метрическую, или метр, и собственно ритмическую закономерность — ритм. Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд. Ритмический ряд – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Простой ритмический ряд построен на закономерном изменении периода ряда по одному или нескольким объективным свойствам формы. Сложный ритмический ряд имеет в периоде сложную форму или совокупность форм. Периоды закономерно изменяются.

    Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия.

    Масштабность – определяет такое соотношение размеров частей, членений и деталей архитектурного сооружения, которое гармонично сочетается с размерами человека и окружающей средой. Если понятие "масштаб" относится к абсолютным величинам, то понятие "масштабность" определяет относительное соответствие воспринимаемых человеком форм архитектурного произведения размерам человека.

    Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений - "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологии.

    Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей.

    Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество.

    Композиционными средствами являются также тектоника (художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

    81. РИТМОМЕТРИЧЕСКИЕ РЯДЫ

    Важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству - ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п.). Художественный эффект композиции, достигаемый привлечением ритма, заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора как самих элементов композиции, так и интервалов между ними, а также в закономерности качественного их изменения, развития. Мы различаем в архитектуре два вида ритмических закономерностей (порядков): метрическую, или метр, и собственно ритмическую закономерность — ритм.

    Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд

    а) простой метрический ряд в одномерном пространстве;

    б) простой метрический ряд в двухмерном пространстве;

    в) простой метрический ряд в трехмерном пространстве;

    г) метрический ряд как средство организации элементов формы в единое целое сообщает целому статичность

    image100.jpg

    Примеры сложных метрических рядов:

    а, б) сложный метрический ряд в одномерном пространстве;

    в) сложный метрический ряд в двухмерном пространстве;

    г, д, е) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (в);

    ж) сложный метрический ряд. Период его – совокупность трех форм;

    з, и, к) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (ж)

    image102.jpg

    Ритмический ряд – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Простой ритмический ряд построен на закономерном изменении периода ряда по одному или нескольким объективным свойствам формы. Сложный ритмический ряд имеет в периоде сложную форму или совокупность форм. Периоды закономерно изменяются.

    Примеры простых ритмических рядов:

    а) период ряда может меняться за счет изменения свойств формы;

    б) период ряда меняется за счет изменения среды;

    в) период ряда меняется за счет изменения свойств формы и среды одновременно. Ритм сообщает всей системе динамичность;

    г, д) различные объективные свойства могут изменяться параллельно (нарастая или угасая в одном направлении) или встречно (нарастая или угасая в противоположных направлениях). В первом случае (г) динамичность формы выражена сильнее; во втором – динамичность нарастания массы элементов по диагонали (сверху вниз и слева направо) нивелируется убыванием насыщенности тона в том же направлении (д);

    е) простой ритмический ряд в трехмерном пространстве

    image104.jpg

    Примеры сложных ритмических рядов:

    а) сложный ритмический ряд в одномерном пространстве;

    б) сложный ритмический ряд в двухмерном пространстве;

    в) сложный ритмический ряд в трехмерном пространстве

    image106 (1).jpg

    Закономерность, метр и ритм широко распространены в формах природы: пчелиные соты – метрические ряды; раковина улитки построена в ритмической закономерности; морская звезда – сложный метр двух закономерностей; семена подсолнуха расположены ритмическими рядами, а лепестки по краю подсолнуха составляют метрический ряд.

    82. ВИДЫ СИММЕТРИИ

    Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Применяют в архитектуре и асимметрию. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Примеры композиционно цельных асимметричных сооружений - Спасо-Преображенский собор в Пскове (XII в.) и жилой дом на Смоленской площади в Москве (И. Жолтовский). Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия. Ярким примером такого сочетания является собор Василия Блаженного в Москве (1555-1561, Барма, Постник Яковлев).

    Зеркальная симметрия — это тип симметрии объекта, когда объект при операции отражения переходит в себя.

    Осевая симметрия - фигура называется симметричной относительно прямой

    Вращательная симметрия — термин, означающий симметрию объекта относительно всех или некоторых собственных вращений. Трансляционная симметрия может рассматриваться как частный случай вращательной — вращение вокруг бесконечно-удалённой точки.

    Центральную симметрию относительно точки A называют преобразование пространства, переводящее точку X в такую точку X′, что A — середина отрезка XX′. Фигура называется симметричной относительно точки A, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки A также принадлежит этой фигуре.

    Скользящей симметрией называют композицию симметрии относительно некоторой прямой и переноса на вектор, параллельный . Скользящую симметрию можно представить в виде композиции 3 осевых симметрий.

    83. МАСШТАБНОСТЬ

    Одно из средств создания композиционного единства - масштабность: соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам. Масштабность – определяет такое соотношение размеров частей, членений и деталей архитектурного сооружения, которое гармонично сочетается с размерами человека и окружающей средой. Если понятие "масштаб" относится к абсолютным величинам, то понятие "масштабность" определяет относительное соответствие воспринимаемых человеком форм архитектурного произведения размерам человека. Здание может быть масштабно или немасштабно как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д. В планировочной практике существует понятие масштабности планировочных элементов – кварталов, проездов, площадей, зданий того или иного типа.

    84. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Пропорции (пропорциональность) – одно из средств гармонизации архитектурных сооружений. Оно означает соразмерность, соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между частями и их элементами для достижения выразительности сооружения. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений – названное Леонардо да Винчи "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономики, и с психологии.

    85. ТЕКТОНИКА

    Термин тектоника происходит от др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в дословном переводе означает «устроение» (или построение). В отношении искусства (или в целом эстетики) тектоника может быть названа видимой конструкцией целого, выраженной через членение и соотношение конструктивных (несущих) частей художественной или архитектурной формы. Отсюда, понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы. «Тектоничное произведение» в своём максимальном выражении имеет вид почти голой конструкции.

    В индустриальной, коммуникационной и даже парадной архитектуре второй половины XX века сугубая тектоничность формы здания, моста или иного объекта часто выражала себя также в прямой форме, когда основные несущие конструкции (опоры, балки или подвесы) выходили на поверхность сооружения и составляли характерную основу её внешнего облика. Однако не только конструкция. Равным образом тектоника может находить своё выражение и через свойства материала, из которого построено целое.

    Тектоника — является достаточно важной дисциплиной также в промышленном и художественном дизайне. Именно она определяет, насколько форма изделия должна соответствовать его конструкции (или внутренней структуре), а также технологии изготовления и природе материала. Также тектоника обуславливает связь важнейших характеристик промышленного изделия — его конструктивной основы и формы во всех её сложных проявлениях (например, в пластике, пропорциях, повторах, характере и т.д.)

    Архитекторы могут идти двумя противоположными путями: подчеркивать конструкцию здания либо же скрывать её, либо попытаться найти что то среднее.

    Пример использования конструкции как архитектурно-художественный элемент это все или почти все работы Сантьяго Калатрава.

    Сантьяго Калатрава, здание вокзала

    Пример скрытой конструкции

    Музей Гуггенхайма в бильбао Френка Герри

    86. КОНТРАСТ-НЮАНС-ТОЖДЕСТВО

    Тождество, нюанс и контраст являются классическими средствами композиции, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Эти категории можно назвать количественно-качественными, так как они выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст присутствуют в любом произведении искусства, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.

    Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

    Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.

    Контраст – резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. Контраст как противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее широко используемых средств в живописи, архитектуре, моделировании.

    Сущность композиции, построенной на контрасте, в активности ее визуального воздействия. Примеры контраста проявляются при сопоставлении: низкого – высокому, светлого – темному, горизонтали – вертикали, фактурного – гладкому, пластически сложного – спокойному и простому. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст – значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей.

    Нюанс по значимости в композиции не сравним с контрастом, однако он заслуживает ничуть не меньшего внимания, поскольку нюансировка формы – задача более сложная. Контраст, как правило, обусловливается компоновкой, всей конструкцией изделия. Что же касается нюанса, то это сфера чисто художественного осмысления формы и материала.

    87. ЦВЕТ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ

    Цвет очень важный элемент архитектурного дизайна. При помощи цвета выделяют наиболее важные элементы сооружения или скрывают ненужное. При помощи цвета можно намеренно усложнить или упростить архитектуру. Можно исказить настоящую конструкцию. Так же цвет служит для информирования человека. Так на заводах красным выделяют опасные движущиеся элементы, а зеленым безопасные. Иногда краску используют для того чтоб нарисовать несуществующие элементы, так на фасадах могут нарисовать окна или колонны. Такой прием характерен для Французских домов. В наши дни серость типовых проектов, которая бросается в глаза все больше и больше, стремятся «разукрасить». Панельные дома раскрашивают в радужные цвета.

    Поверхности, окрашенные сильно разбавленными светлыми тонами, акцентируют внимание зрителя, так как они отражают наибольшее количество света. Они хорошо подчеркивают основные конструктивные элементы архитектуры. Приглушенные же, нейтральные тона не оказывают на поверхность существенного влияния.

    Разделяют две основные группы цветов: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета. Хроматические – это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота и яркость.

    Приемы:

    1. Яркость. Зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.

    2. При значительном различии в тонах и насыщенности, цельность композиции достигается сближением форм и объемов по светлоте.

    3. Нюанс в монохромных или близких тонах достигается сближением по светлоте.

    4. Значительные различия по светлоте в тонах и монохромии создает объемно-пространственную композицию.

    5. Для создания приближения или отдаления форм используются ассоциативные свойства цвета: Насыщенные, теплые тона приближают, малонасыщенные и холодные отдаляют.

    Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании. Например, эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:

    • желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;

    • оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;

    • фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;

    • синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;

    • зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;

    • красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.

    • белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;

    • черный — визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный» цвет;

    • серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.

    88. СИЛУЭТ, ПЛАСТИКА, ФАКТУРА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта