Контрольная работа ИГПЗС. 2. Решение юридических казусов по нормам Салической правды 18
Скачать 77.88 Kb.
|
Содержание 1. Текстовая исследовательская часть 1 1.1. История возникновения Салической правды 1 Dryakhlov V. The pagan sacrifice in the «Lex Salica» // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2015. - № 9-10. – P. 19- 21. 1 1.2. Общественно-юридический быт по Салической правде 4 1.3. Судебное право германских народов (судебные собрания франков; доказательства, свидетельские показания; исполнение судебных решений) 10 1.4. Преступление и наказание по Салическому закону 13 2. Решение юридических казусов по нормам Салической правды 18 Выводы 23 Список использованных источников 24 1. Текстовая исследовательская часть1.1. История возникновения Салической правдыСалическая правда была записью юридических норм салических франков. Этот документ был составлениз конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи1. Исходя из этого, данный памятник права можно считать судебником. М.Н. Прудников для выражения сущности Салической правды как памятника права использует выражение «кодификация права»2, тем самым подчеркивая, что данный акт был обобщением уже существовавших и действующих во франкском обществе норм. Первоисточник Салической правды, отражавший повседневную жизнь франков раннего периода до воцарения Хлодвига, был утерян3. В своих попытках установить текст первоисточника исследователи остановились перед проблемой отсутствия манускрипта, датированного эпохой ранее последней четверти VIII века. Отмечается существование по меньшей мере 72 переписанных копий, содержащих нормы Салической правды, и выполненные до тысячного года нашей эры1. Карл Уби отмечает магистральную значимость изучения Салической правды для познания ранней эпохи государства франков, но подчеркивает дискуссионность вопроса о времени возникновения данного памятника права. Указывая позицию историков, утверждающих датой появления Салической правды IV век нашей эры, автор все же склоняется к позиции К. Экхарда и предлагает обозначать периодом появления временной промежуток с 530 по 630 гг2. О.А. Жидков и Н.А. Крашенинникова полагают Салическую правду одной из самых древних «варварских правд», в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев и также называют датой создания конец V - начало VI века3. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом (Lex Salica) и Салическим законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв4. Согласно легенде, описанной в одной из версий Пролога, Салическая правда была продиктована знатными людьми - знатоками правовых обычаев,которые выступали хранителями и толкователями норм обычного права, наоснове которых они вершили суд. Они были и правителями франкских территорий. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста (языческие имена могут указывать на факт составления первой редакции до принятия франками христианства), в местах, называемых Сальхам, Бодохам, Видохам. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, что указывает на то, что это была также запись судебной практики франков. В иной версии Пролога дана сходная информация, только вместо Бодагаста среди составителей «Салической правды» указан Арогаст1. А..Ю. Золотарев предлагает датировать возникновение легенды о законодателях периодом между 727 и 751 гг., аргументируя свою позицию тем фактом, что первая из дошедших до нас рукописей Салической правды – Вольфенбюттельская рукопись, - относится к периоду Пипина (714-758)2. Сборник написан на латыни, что давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей сохранности народных правовых обычаев. Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами. Из трех союзных народов - бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии, первыми составили собственный свод законов бургундцы (443). Они проделали это с помощью галло-римского аристократа Сиагрия. Вестготы к этому времени уже имели Кодекс Эрика (475) и Бревиарий Алариха (506),действовавший на юге королевства, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян3. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др4. Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась окончательно феодальная частная собственность на землю; в более поздних правдах зафиксировано уже рождение аллода, как отчуждаемой земельной собственности, более четко выражена социальная дифференциация, отношения зависимости среди свободных и прочее5. Вместе с тем, определенная прогрессивность данного правового акта имела место быть, о чем говорит тот факт, что англосаксонский король Этельберт при создании своих законов взял из Салической правды суть или оформлениепо крайней мере 19 из 90 статей1. |