Главная страница

Контрольная работа ИГПЗС. 2. Решение юридических казусов по нормам Салической правды 18


Скачать 77.88 Kb.
Название2. Решение юридических казусов по нормам Салической правды 18
Дата13.03.2018
Размер77.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная работа ИГПЗС.docx
ТипРешение
#38346
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

1.2. Общественно-юридический быт по Салической правде



В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца2.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр3.

Салическая правда дает нам представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины.

В условиях раннефеодального государства собственность на землю была как бы расщепленной. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность — сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Земельная собственность была атрибутом и следствием высшей военной и судебной власти1.

О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам,лесам, которые еще остаются в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая штраф в 3 солида за проезд по чужому полю, за запашку чужого поля — штраф в 15 солидов, за посев на чужом поле — в 45 солидов. Если же посторонний человек вступал на участок общинного луга, это не считалось преступлением2.

Вместе с тем Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Так, община отвечала за убийство, совершенное на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить о своем отказе от помощи сородичей3. И.Н. Фалалеева отмечает, что изложение правовых норм в Салической правде довольно часто представлено развернутыми сценами ритуальных действий, характеризующих юридический быт франков4.

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (параграф 5 титула 16)5.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. В титуле «Об аллодах» (титул 59) даже не ставится вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей6. Возможно, он переходил роду.

В судебнике содержатся и нормы наследственного права. Салической правде было известно наследование по закону. По наследству могло переходить как движимое, так и недвижимое имущество. Движимое имущество наследовалось в порядке очередности. К первой очереди относились дети. Земля же переходила только к сыновьям. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. М.Н. Прудников отождествляет институт аффатомии с наследованием по завещанию1. С этой позицией не соглашаются О.А. Жидков и Н.И. Крашенинникова, указывающие на отсутствие в германском праве каких-либо норм о наследовании по завещанию2. Предполагалось, что собственность умершего принадлежит семье, роду, пережившим родственникам. В.А. Томсинов отмечает, что процедура аффатомии, описанная в титуле XLVI Lex Salica, при отсутствии у франков завещательной свободы, позволяла индивиду обеспечить передачу своего имущества тому, кому он желал его передать3. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передать имущество назначенным наследникам. Аффатомия совершалась публично в сотенном собрании под председательством тунгина, с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть (при передаче имущества наследникам) клятвенно удостоверена «в присутствии короля или в судебном заседании» не менее чем тремя свидетелями. В столь сложном характере дарения вещей можно видеть влияние старых запретов на отчуждение большесемейной собственности не члену семьи.

С введением христианства имущество умершего стало передаваться церкви «на богоугодные дела и во благо души умершего». Это дарение после смерти (post obitum), широко распространенное у франков и англосаксов, не было в строгом смысле слова завещанием, так как не могло отзываться, касалось лишь определенной части имущества, и не предусматривало представителя умершего. Со временем такой дар церкви стал общепризнанным. Имущество умершего без завещания оказывалось в руках епископа, который передавал его родственникам, чтобы они сделали все «для спасения души умершего». Так возник институт душеприказчика1.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товарно-денежных отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров. При этом подразумевается свободное волеизъявление сторон при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором2.

Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Нарушение договора могло повлечь за собой не только имущественную, но и личную ответственность должника. Должник в случае неисполнения обязательства, как правило, становился рабом кредитора3.

Салическая правда знает и обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления4.

Наиболее подробно рассматривается в Салической правде договор займа. Салический закон различает два вида договорных обязательств: относительно вещей и относительно устных договоренностей, основанных на доверии. В первом случае кредитор при свидетелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требований не лишено последствий, поскольку подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приговаривается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкратного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возращение суммы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двухкратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возможностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требования, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на должника каждый раз новый штраф по 3 солида.

Еще при первом требовании кредитор получает от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправляется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за нарушение мира)1.

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой. Однако власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет2.

Семейному праву в Салической правде посвящено незначительное число статей. Брак заключался сговором между семьями жениха и невесты путем покупки последней. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние человека3. Добавим также, что Согласие родителей прямо требовалось в Капитулярии I к Салической правде (параграф 1 статьи 6)4. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар, которым владела женщина. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям.

Согласно параграфу 1 статьи XVСалической правды, увод чужой жены грозил штрафом в 200 солидов, а увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равному 15 солидов (параграф 10 титула XIII)1.

В том же Капитулярии указывалось, что, женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну, родственники могли безнаказанно убить ее. Раб, женившийся на свободной, подвергался колесованию (параграф 2 титул V Капитулярия I) 2.

Незамужняя женщина у франков пользовалась некоторой самостоятельностью. Так, источники не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны старших родичей — мужчин. Салическая правда указывает на определенное ущемление прав вдов. Они не могли, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы (63 солида) родственникам умершего мужа3.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве «брачного дара». Особый правовой режим приданого закреплялся в параграфе 1 титула 7 Капитулярия I 4. Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно шло детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии — в казну.

Хотя Салическая правда ничего не говорит о разводе, обычное право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований5.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта