Доклад %22Патриарх Никон%22. 2 слайд патриарх Никон Шестой патриарх Московский и Всея Руси
Скачать 30.21 Kb.
|
2 СЛАЙД Патриа́рх Ни́кон — Шестой патриарх Московский и Всея Руси Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её приведение к единообразной системе с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что повлекло возникновение старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены. 3 СЛАЙД Патриа́рх Ни́кон (мирскОе имя Ники́та Ми́нин родился в 1605 году в Нижегородской области, село Вельдеманово Мальчика крестили и назвали Никитой в честь преподобного Никиты СтОлпника. Его родителями были крестьяне, отец МинА и мать Мариама. Отец отдал мальчика учиться грамоте и Священному Писанию. Но после возвращения домой он стал забывать грамоту, поэтому решил поселиться в каком-нибудь монастыре, чтобы продолжить учёбу. Никита ушёл в монастырь, где каждый день изучал Писание и проявил необыкновенный интерес к церковному пению. Родители умерли и по их настоянию женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашество, а сам в возрасте 30 лет тоже принял монашество с именем Никон. В 1643 году был избран игУменом монастыря (духовный сан в Православной церкви, руководитель православного монастрыля). В 1646 году отправился в Москву, где явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в высший сан монашествующих священников Новоспасского монастыря. Став во главе братии Новоспасского монастыря, он ставил перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства. Вводилась забытая в Москве практика церковной прОповеди с амвОна (это Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом), «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг. Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным. В апреле 1652 года умер патриарх Иосиф. В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был Никон, который получил предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола. В1652 году Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь этому поклялись. 4 СЛАЙД Многие годы Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. В 1653 году патриарх Никон указал перейти с двуперстного крЕстного знАмения на троеперстное, изменить правила богослужения, отредактировать тексты Священного писания и богослужебных книг, проводить крестные ходы в противоположном направлении (против солнца), совершать поклоны не земные, а поясные, Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды, было внесено множество других незначительных изменений, например, в имя «Ісус» была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус». Реформы носили насильственный характер и привели к расколу церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников старообрядцев, одним из лидеров которых стал АввАкум. Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 году был заложен каменный Успенский собор. В 1656 году Никон добился у царя разрешения на основание Онежскеого Крестного монастыря. В том же 1656 году патриарх Никон основал Новоиерусалимский монастырь как подмосковную резиденцию патриархов. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. 5 СЛАЙД Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время длительного своего отсутствия оставлял патриарха во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих интересах, так и многих духовных лиц. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Так, доходы от эксплуатации монастырских вотчин поступали в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных. Вследствие сего, а также интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. Однако причиной размолвки патриарха с Алексеем Михайловичем, помимо шагов со стороны последнего, была философская деятельность и самого Никона. Пользовавшийся уважением царя в его ранние годы, когда тот даже называл Никона «великий государь», патриарх разработал концепцию, согласно которой выдвинул тезис «священство выше царства», основанный на том, что ни один светский закон не может быть выше церковного. В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в декабре 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора. Никон стал простым монахом. Монах Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа напротив Ярославля, Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима. 26 августа 1681 года Никон был погребён, согласно его завещанию, в южном приделе собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним АпОстол. 6 СЛАЙД Для более подробного изучения данной темы из историков я могу выделить: Субботин Николай Иванович Дело патриарха Никона. — М., 1862 О православии греческой церкви. — М., 1865 Современные движения в расколе. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1865. Раскол как орудие враждебных России партий. — М.: в Университетской тип. (Катков), 1867 И более современного историка: Шмидт Вильям Владимирович Патриарх Никон. Труды / научн. исслед., подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В. В. Шмидта. — М.: Изд-во МГУ, 2004 Патриарх Никон: Стяжание Святой Руси — созидание государства Российского / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, В.А. Юрченкова: в 3 ч. — М.: Изд-во РАГС; Саранск: НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2009–2011 7 СЛАЙД предлагаю к просмотру: «Раскол» — 20-серийный телевизионный фильм Николая Досталя. Работа над фильмом велась с 2009 по 2011. Роль Никона пренадлежит Валерию Гришко. Основная тема фильма — реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум. По словам Николая Досталя, своим фильмом он хочет «немножко восстановить историческую правду»: история России XVII века сравнительно мало изучена и освещена в кинематографе по сравнению с предшествующими временами Ивана Грозного и Смуты и последующего правления Петра I, хотя события того времени не менее важны, а последствия раскола проявляются и до сих пор. Николай Федорович КАптерев «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» КАптерев Николай Федорович (1847–1918) – церковный историк, доктор церковной истории. Он стал по-новому рассматривать причины и ход церковных реформ патриарха Никона. Его оценки раскола русской церкви существенно отличались от оценок всех предшествующих исследователей. Важнейшей заслугой ученого стало выяснение вопроса о влиянии обрядовой реформы патриарха Никона на возникновение раскола. В своей работе Н.Ф. КАптерев в очередной раз подверг сомнению выводы целого поколения исследователей, во главе с Н.И. Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона. Также я нашла статью в журнале ИСТОРИК №10/2020 (статья называется СПОР О ВЕРЕ, там рассматривается вопрос зачем патриарху Никону понадобилось реформу церкви и что из этого вышло?)8 СЛАЙД Значимое событие 21 века связанное с патриархом Никоном произошло в 2013 году гробницу патриарха вскрыли археологи, но там был обнаружен только пустой саркофаг — гробница ранее подверглась разграблению. Год назад была проведена выставка в Большой выставочный зал Дворца царя Алексея Михайловича в Москве. ВЫСТАВКА «БОИ ЗА ИСТОРИЮ: ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН» Тк мы уже не попадем на эту выставку то предлагаю посетить ее виртуально, побывать на небольшой экскурсии 9 СЛАЙД В докладе я упоминала Аввакума, но его личность заслуживает большего внимания тк он был известен в первую очередь благодаря противостоянию церковным реформам патриархаНикона, он был главным его противником, можете более подробно почитать нем и его судьбе самостоятельно. 10 СЛАЙД Тест: Какое имя дали Никону при рождении: а) Никифор Б)Никита в)Никола Раскол в Русской Православной церкви произошел в: а)15 в б)16 в В)17 в Противников реформы Никона называли: А)раскольниками б) никонианцами В) старообрядцами В 1653 году патриарх Никон указал: А) перейти с двуперстного крестного знамения на троеперстное б) перейти с троеперстного крестного знамения на двуперстное |