Главная страница
Навигация по странице:

  • 76) Образование Туркестанского генерал губернаторства.

  • 77) Проникновение Европейской культуры в Среднюю Азию в период правления царской России.

  • 79) Проникновение промышленности и капитала России и ее роль в формирование рабочего класса Средней Азии.

  • 82) Положительные последствия присоединения Средней Азии к России.

  • 83) Проникновение революционных идей в Среднюю Азию и ее представители. 84) Политическая, экономическая и социальная реформы в республики Таджикистан в 90-ые годы ХХ в.

  • 85) Англо-российские соглашения конца Х1Х века, их значения и последствия. 86) Первая буржуазно-демократическая революция в России и его отголоски в Средней Азии.

  • 87) Просветительское движение в Средней Азии.

  • 89) Жизнь и деятельность А. Дониша.

  • 90) Джадидизм и ее значение.

  • 91) Первая мировая война и ее последствия для таджикского народа. 92) «Союз борьбы за освобождения рабочего класса» и ее идеологи. 93) Образование РСДРП.

  • 94) Февральская буржуазно-демократическая революция в России и его отголоски на территории Таджикистана.

  • 95) Восстание в Худжанде и ее историческое значение.

  • История отрк.1647972278(1). 200 экзаменационных вопросов по итн 1 Первобытная община в Средней Азии и ее периодизация


    Скачать 170.32 Kb.
    Название200 экзаменационных вопросов по итн 1 Первобытная община в Средней Азии и ее периодизация
    Дата13.05.2018
    Размер170.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория отрк.1647972278(1).docx
    ТипДокументы
    #43496
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    75) Основные причины легкого завоевания Среднюю Азию Россией.

    Ещё до завоевании России в Средней Азии была 3 отдельных ханство. Каждый из них считал себя независимым от других. Когда на одного нападали другой не приходил на помощь. Т.Е. каждый был сам за себя. Еще в каждый из этих отдельных ханств шла феодальная мужусобица. Каждый их феодалов хотел быт в вершине государства. Из-за отсутствие единства русские легко завоевали его. И ещё сам народ уже был на пределе от давление феодалов и феодальных межусобиц и поэтому когда Россия начали захват территорий некоторые районы добровольно сдались, народ не хотели кровопролития. Как говорил Ленин: «Государства которого поддержит народ, некогда не сломается.» т.е. единства сделает государства неуязвимым. Этого в наших краях не было поэтому нас легко завоевали.

    76) Образование Туркестанского генерал губернаторства.

    В это время и было объявлено о присоединении Ташкента к России. Для управления завоёванной территорией Средней Азии было в 1867 г. организовано Туркестанское генерал-губернаторство во главе с генералом Кауфманом, которому было поручено управление всеми военными и гражданскими делами страны. Генерал-губернатор Кауфман считался полноправным представителем царского правительства. Он имел такие же права кик и царь в этих областях: так, например, завязать войну или напасть на одну территорию и т.д. Он упорядочил систему управления Ташкента и создал в нём гражданские учреждения. В том же 1868 г., после подчинения Кокандского ханства, царские войска под предводительством генерала Кауфмана двинулись к Самарканду и с эмиром Музаффаром 23 июня 1868 г. был подписан договор. По этому договору вся территория Бухары отходила к России. Эмир Музаффар согласился уплатить России сумму в 500 тыс. руб. для покрытия военных расходов. В 1917 после победы революции Туркестанское генерал-губернаторство было упразднено.

    77) Проникновение Европейской культуры в Среднюю Азию в период правления царской России.

    78) Образование Туркестанского Отделения Русского географического общество и ее значение по изучению территории Таджикистана.

    Во второй половине XIX в. был организован ряд научных экспедиций. Основы географического изучения Туркестана заложил известный географ П. П. Семенов-Тянь-шаньский. Продолжал плодотворно работать по физико-географическому изучению Памира Н. А. Северцев. Русский ученый А. П. Федченко первый исследовал Ферганскую долину и Алай, открыл на Заалайском хребте высочайший пик (ныне пик Ленина), обследовал Кара-Кумы и Зеравшанскую долину. И. В. Мушкетов составил первый список туркестанских минералов и вместе с Г. Д. Романовским — первую геологическую карту Туркестана. В 70-х годах по инициативе географов А. П. Федченко и В. Ф. Ошанина был создан местный отдел Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, который организовал экспедицию антрополога Л. В. Ошанина в Каратегин и на Памир, ботаника А. Э. Регеля-по исследованию верховьев Амударьи, Каратегина и Дарваза. Флора территории современного Таджикистана изучалась ботаниками В. Л. Комаровым и В. И. Липским. В 1871 г. было создано Среднеазиатское научное общество, ставившее целью сбор и публикацию данных по истории и этнографии края. П. С. Савельев и П. И. Лерх собирали материалы по нумизматике. В начале 1897 г. по инициативе В. Ф. Ошанина и С. И. Жилинского было организовано Туркестанское отделение Русского географического общества, которое проводило работу по научному изучению края. Кроме того, в Средней Азии были созданы отделения Русского технического общества и другие.Большое значение для развития астрономии в Средней Азии имело основание в 1873 г. Ташкентской обсерватории. Крупную роль в научной жизни края сыграли созданные тогда же метеорологическая станция, этнографический, исторический и археологический музеи.

    79) Проникновение промышленности и капитала России и ее роль в формирование рабочего класса Средней Азии.

    80) Социально-экономическое и политическое положение населения в Бухарском эмирате на кануне завоевания Россией.
    81) Государственное устройства Бухарского эмирата.


    82) Положительные последствия присоединения Средней Азии к России.

    После присоединения Средней Азии к России были уничтожены рабовладение и работорговля. Отмена рабства и торговли людьми были закреплены договорами, заключенными между Россией и Бухарским эмиратом, и Хивинским ханством. Упразднение рабовладения и работорговли, ликвидация феодальной раздробленности и вековых феодальных междоусобиц явились крупным шагом по пути общественного прогресса. Хотя общественный строй в Средней Азии в колониальный период в своей основе оставался феодальным, в Туркестанском крае стали развиваться новые, более прогрессивные капиталистические отношения. Это, естественно, привело к быстрому возникновению ряда промышленных отраслей, формированию-первых отрядов рабочего класса, росту классового самосознания трудящихся. С присоединением к России у народов Средней Азии появляются островки современной науки, научные и медицинские центры. В том числе и филиал РГО. Начинается интенсивное научное изучение территории Средней Азии. Появились промышленности. И самое главное- мы были освобождены от угрозы становление колонией Англии или др. Европейских государств.
    83) Проникновение революционных идей в Среднюю Азию и ее представители.
    84) Политическая, экономическая и социальная реформы в республики Таджикистан в 90-ые годы ХХ в.
    85) Англо-российские соглашения конца Х1Х века, их значения и последствия.

    86) Первая буржуазно-демократическая революция в России и его отголоски в Средней Азии.


    87) Просветительское движение в Средней Азии.

    Основоположником просветительского течения в Средней Азии в XIX в. являлся выдающийся мыслитель таджикского народа, ученый и философ, писатель и астроном, историк и архитектор, художник и музыкант Ахмад Махдум, известный под псевдонимом Ахмади Дониш (1827-1897гг.). Большое влияние на Дониша оказала русская культура. В качестве секретаря посольства эмира он трижды посетил Россию, познакомился с передовыми идеями, достижениями русской науки и литературы, и это произвело на него сильное впечатление. В труде «Редчайшие происшествия» Дониш, сравнивая Бухарское ханство с Россией, признает отсталость своей страны в экономическом и культурном отношении, восторгается русской культурой, пропагандирует идею необходимости распространения на его родине светских знаний, развития науки, техники, сближения и дружбы таджикского народа с русским. Он пытался освободить свой народ от жестокой эксплуатации, нищеты и бескультурья. Дониш полагал, будто достаточно убедить эмира в пользе просвещения, как вся жизнь народа радикально улучшится. Но при этом он считал, что власть эмира должна быть ограничена. Просветитель считал, что династия Мангытов стоит вне закона и должна быть свергнута. Единомышленниками А. Дониша был поэты Абдулкадыр Ходжа Савдо, Шамсиддин Махдум, по псевдониму-Шохин, Возех, поэт Хайрат, публицист и поэт Аджзи, государственный чиновник поэт Сахбо, ремесленник-писатель Асири, доктор Собир, С. Айни.

    88) Восстание Восеъ.

    В продолжение нескольких лет перед этим восстанием в Кулябской и Бальджуанской долинах была засуха. К тому же в 1884 г. все посевы на территории Бальджуанского хакимства (бекства) были полностью уничтожены залетевшей из Афганистана саранчой. Таким образом, 1885 год был первым урожайным годом после многих голодных лет. Но в это время область подверглась бедствию ещё худшему, чем саранча. Амлякдар и другие представители эмирской власти, объехав кишлаки, потребовали от населения уплаты из урожая 1885 г. не только всех налогов этого года, но и недоимок предыдущих неурожайных лет. Это требование означало, что население должно было отдать эмиру и его чиновникам весь свой урожай. Широкие массы крестьянства не могли с этим примириться, в результате чего между чиновниками правителя-хакима и крестьянами произошло столкновение. Руководство этим новым восстанием взял на себя крестьянин Восе. Под предводительством Восе крестьяне окрестностей Ховалинга совершили нападение на усадьбу ховалинг-ского амлякдара и одновременно разгромили дома богачей и высшего мусульманского духовенства. Прогнав войска хакима, повстанцы овладели всем Ховалингом. Восе разослал во все кишлаки Бальджуанской и Кулябской областей своих людей с призывом присоединиться к борьбе против гнёта эмирских властей. В ответ на этот призыв вокруг Восе собрались тысячи дехкан. Восе двинулся на Бальд-жуан. Вначале повстанцы намеревались послать к правителю своих представителей, с тем чтобы, добившись снижения налогов, решить вопрос мирным путём. Однако дело приняло иной оборот. Когда посланцы восставших приблизились к Бальджуанской крепости, перед ними раскрыли ворота и, впустив прибывших, закрыли ворота вновь и на повстанцев ринулись вооружённые сарбазы бека. Посредством этого внезапного нападения бальджуанскии хаким думал разгромить восстание одним ударом. Однако повстанцы под предводительством Восе рассеяли сарбазов и ворвались в крепость. Бальджуанскому правителю не осталось ничего иного, как бежать. В течение трёх суток Бальджуанская крепость находилась в руках повстанцев. Успокоенные своей победой, они не вышли из пределов Бальджуана. Тем временем бальджуанскии правитель, воспользовавшись удобным моментом, достиг Кангурта и отправил оттуда гонцов к правителям Куляба и Гиссара с просьбой о помощи. С этими силами бальджуанскии хаким, двинувшись из Кангурта, снова занял Бальджуан-скую крепость. Восе со своими приверженцами отступил из Бальджуана и овладел кишлаком Кангурт. Объединив вокруг себя дехкан из окрестностей Кангурта и Кзыл-Мазара, Восе вторично занял Бальджуанокую крепость. На этот раз бальджуанскии бек и эмирские чиновники бежали в горы Кзыл-Мазара. Повстанцы держали в своих руках не только Бальджуан, но и Ховалинг и Кангурт. В это время прибыли посланные из Гиссара сарбазы. Узнав об этом, Восе отступил. Восе, скрываясь в горах, совершил ещё несколько нападений на отряды правителя Бальджуана, однако все его друзья были один за другим убиты, наконец и сам он был захвачен в плен в результате предательства. Правитель Бальджуана отправил в цепи Восе на расправу к эмиру. Эмир Музаффар приказал повесить Восе. Только через три года, в 1888 г., восстание была окончательно подавлена.

    89) Жизнь и деятельность А. Дониша.

    Ахмад Махдум Дониш (прозванный «Калла», т. е. голова). Он родился в 1827 г. в Бухаре в малоимущей семье и личным упорством добился того, что стал образованнейшим человеком в Бухарском ханстве. Многообразие интересов Дониша отражают его труды. Из них до нас дошли «Номус-ал-аъзам» («Великий закон») и «Мунтахаб-ал-ахком» («Избранные постановления»), «Наводир-ул-вакоеъ» («Редчайшие происшествия») и «Рисолаи мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони амирони Мангит» («Краткая история мангытских эмиров Бухары»). В качестве секретаря посольства эмира он трижды посетил Россию, познакомился с передовыми идеями, достижениями русской науки и литературы, и это произвело на него сильное впечатление. В труде «Редчайшие происшествия» Дониш, сравнивая Бухарское ханство с Россией, признает отсталость своей страны в экономическом и культурном отношении, пропагандирует идею необходимости распространения на его родине светских знаний, развития науки, техники, сближения и дружбы таджикского народа с русским. В качестве секретаря посольства эмира он трижды посетил Россию, познакомился с передовыми идеями, достижениями русской науки и литературы, и это произвело на него сильное впечатление. Он пытался освободить свой народ от жестокой эксплуатации, нищеты и бескультурья. Дониш полагал, будто достаточно убедить эмира в пользе просвещения, как вся жизнь народа радикально улучшится. Но при этом он считал, что власть эмира должна быть ограничена. Просветитель считал, что династия Мангытов стоит вне закона и должна быть свергнута. Единомышленниками А. Дониша был поэты Абдулкадыр Ходжа Савдо, Шамсиддин Махдум, по псевдониму-Шохин, Возех, поэт Хайрат, публицист и поэт Аджзи, государственный чиновник поэт Сахбо, ремесленник-писатель Асири, доктор Собир, С. Айни. Умер он в 1897 году.

    90) Джадидизм и ее значение.

    С начала XX в. в Средней Азии возникло джадидское течение, тесно связанное с идеями панисламизма и пантюркизма. «Панисламизм — религиозно-политическая идеология, проповедует объединение в одно целое всех народов, исповедующих ислам (мусульманскую религию). Пантюркизм ставит своей целью подчинение всех тюркских народов турецкому господству. Джадидизм, оформился после революции 1905—1907 гг. как самостоятельное течение. Джадиды выдвигали лозунг реформы школ, выступали лишь за ограничение эмирата и его «крайностей». Начиная с 1906 г., во время правления эмира Абдуль-ахада, джадиды открывали в городах Туркестанского генерал-губернаторства и на территории Бухары новометодные школы для подготовки грамотных приказчиков. По приказу эмира эти школы были закрыты. После этого они продолжали ещё нелегально функционировать в самом городе Бухаре, но в 1914—1915 гг. были окончательно ликвидированы последним эмиром Бухары Сайид Алимом. Джадиды не имели оформленной политической программы и выражали свою точку зрения посредством статей руководящего характера в издаваемой ими печати. Некоторые джадиды были сторонниками царского правительства России. Однако основная часть джадидов мечтала об отделении Туркестана от России и о создании государства помещиков и капиталистов под эгидой Турции. Поэтому они втайне, а некоторые и явно, враждебно относились ко всему русскому. По своим политическим установкам и по-своему влиянию на литературу джадидизм с самого начала был отходом от просветительства Ахмада Дониша. Джадидизм никогда не носил революционного характера. Его нельзя назвать национально-освободительным движением. Можно назвать национально-реформистской разновидностью движения либеральной буржуазии в России. Они всячески поддерживали кадетов, стремились к мирному сговору с царским самодержавием, выступали против революционного движения и РСДРП. Джадидизм был антинародным, реакционным буржуазным течением в Средней Азии, которое наносило большой вред борьбе среднеазиатских народов в союзе с русским народом против царизма и местных эксплуататоров.

    91) Первая мировая война и ее последствия для таджикского народа.

    92) «Союз борьбы за освобождения рабочего класса» и ее идеологи.

    93) Образование РСДРП.

    27 февраля 1917г. победила Буржуазно-демократическая революция в России под руководством большевиков. 3 марта был образован Совет рабочих депутатов в Ташкенте. В эти же года возникали и активизировали свою деятельность организации РСДРП (Российская Социально-Демократическая Революционная Партия), которые в этот период объединяли в своих рядах большевиков и меньшевиков. Такие объединенные группы РСДРП были созданы в Ташкенте, Самарканде, Скобелеве, Коканде, Перовске. Социал-демократическую группу в городе Ходженте возглавил старый большевик Евгений Александрович Иваницкий. Всего к концу марта 1917 г. в Туркестане существовало восемь организаций РСДРП.

    94) Февральская буржуазно-демократическая революция в России и его отголоски на территории Таджикистана.

    Первая мировая война обострила общей кризис капитализма. Это привело к восстанию. Восставшие в Петрограде рабочие и солдаты свергли 27 февраля (12 марта) 1917 г. царя и создали Советы рабочих и солдатских депутатов. Благодаря руководству большевистской партии Февральская буржуазно-демократическая революция победила на всей огромной территории России. В результате государственную власть взяла буржуазия. Новая государственная власть в лице Временного правительства состояла из представителей буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Получилось двоевластие: Временного правительства и Совет рабочих и солдатских депутатов. В первые же дни революции возникают Советы рабочих и солдатских депутатов — вначале в Ташкенте, а затем и в ряде других городов, в частности в городах с большим таджикским населением — в Самарканде, Ходженте, Ура-Тюбе и в Новой Бухаре (Каган). 31 марта на объединённом заседании Ташкентского Совета рабочих и солдатских депутатов, Исполнительного комитета было принято решение об упразднении туркестанского генерал-губернаторства. Это была большая победа революции, означавшая завершение ликвидации царской власти в Средней Азии. Такова картина, рисующая положение таджикского народа в первые месяцы после Февральской революции 1917 г.

    95) Восстание в Худжанде и ее историческое значение.

    Летом 1916 г. в Средней Азии началось массовое народно-освободительное движени, носившее антивоенный и антиимпериалистический характер. Поводом к нему послужил указ Николая II от 25 июня 1916 г. о мобилизации «инородцев» на тыловые оборонные работы. Мобилизации подлежало мужское население местных национальностей в возрасте от 19 до 43 лет. В целом по Туркестанскому краю намечалось мобилизовать 250 тыс. человек, в том числе более восьми тысяч— по Ходжентскому уезду. Сыновья баев и духовной знати были освобождены от набора. Объявление о мобилизации вызвало бурный протест населения, который перерос в восстание против царизма. 4 июля началось выступление народных масс в Ходженте с требованием прекратить составление списков и отменить призыв на тыловые работы. Не получив удовлетворительного ответа на свои требования, восставшие напали на канцелярию уездного начальника. Активное участие в восстании приняли рабочие Джура Закиров, Джура Али, Зубайдулло Рахматуллаев. К вечеру город был объявлен на военном положении. На улицах и площадях были выставлены войска и усиленные наряды полиции, начались обыски и аресты, расправа с населением. Весть о событиях в Ходженте быстро распространилась по всей Средней Азии. 11 июля вспыхнуло восстание в Ташкенте. Большой размах народное движение приняло в Ферганской долине. Вслед за Ходжентом восстание охватило почти все районы Северного Таджикистана. В течение месяца оно продолжалось в Ура-Тюбинской, Пенджикентской, Костакозской, Аштской и других волостях. В национально-освободительное движение 1916 г. были втянуты огромные массы трудового дехканства. Главной движущей силой явились бедняцкие слои населения. Под влиянием восстания 1916 г. народные волнения вспыхивали и в Бухарском эмирате. Восстание дехкан в 1916 г. было результатом общероссийского революционного кризиса. Восстание продолжалось до начала 1917 г. 11 ноября 1917 в Ходженте была установлена Советская власть.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта