Главная страница
Навигация по странице:

  • 28) Парфянского государства. Аршакиды. Когда Парфия отделился от Селеакидов и Бактрии

  • 29) Государство Сасанидов.

  • 30) Политическая раздробленность Средней Азии на кануне арабского нашествия. 31) Образование Ислама и ее идеология.

  • 32) Моварунахр в составе арабского Халифата.

  • 33) Борьба Омеядов и Аббасидов за власть в Халифате.

  • 35) Восстание Согдийцев против арабских завоевателей 721-722гг. Деваштич.

  • 36) Восстание Муканнаъ.

  • 37) Первое и второе нашествия арабов на Хутталь и ее последствия.

  • История отрк.1647972278(1). 200 экзаменационных вопросов по итн 1 Первобытная община в Средней Азии и ее периодизация


    Скачать 170.32 Kb.
    Название200 экзаменационных вопросов по итн 1 Первобытная община в Средней Азии и ее периодизация
    Дата13.05.2018
    Размер170.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория отрк.1647972278(1).docx
    ТипДокументы
    #43496
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    27) Империя Кушанов.

    После расспада государство Греко-Бакрийцов, кочевые племена объединяются и создают- Кушанскую державу. Она занимала огромную территорию от границ ханского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. История этой мировой державы мало известна. Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царя царей». Эти события приходятся предположительно на I в. н. э. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при его сыне— Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть Северо-Западной Индии. В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, при нем главный центр Кушанской державы было смешено в сторону Индии. Более всего Канишка известен как покровитель буддизма. Поскольку границы кушанских владений на западе соприкасались: Парфией, а на востоке — с ханским Китаем, имели место военные столкновения. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством

    28) Парфянского государства. Аршакиды.

    Когда Парфия отделился от Селеакидов и Бактрии бактрийские аристократы братья Аршак (или Ашк) и Тиридат, став во главе кочевых племён (входивших в массагетский союз племён), около 250 г. до н. э. подняли Парфию) на борьбу против греков. Аршак казнил греческого сатрапа и овладел страной. Было создано Парфянское царство. Парфянское царство расположено к юго-востоку от Каспийского моря. Парфянское царство просуществовало всего около 500 лет. За этот период оно значительно расширило свои владения, распространив их на всю территорию Ирана, Месопотамии, захватив Армению и превратившись в огромную империю. С I в. до н. э. Парфянская империя стала основным соперником Рима, с которым она вела непрерывные войны. В этих войнах Аршакиды создали первоклассную для своего времени армию. Вскоре в самой Парфии начинаются междоусобицы. С конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы, отмеченное ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых нередко стояли члены многочисленного рода Аршакидов. В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий. Армения и Месопотамия объявляются римскими провинциями, парфянская столица Ктесифок подвергается разграблению. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется Сасанидским государством. Его последним правителем был Артабан V.

    29) Государство Сасанидов.

    Образовался после распада Парфянского государство. К 220 г. н. э. властитель княжества Истахр (в Фарсе) Арташир I Папакан Сасанид стал правителем всего Фарса. К 224 г. н. э., разгромив войска Артабана V—последнего представителя Аршакидской династии, Арташир I захватил власть и организовал управление государством. Он образовал государство Сасанидов, государство с центрированным аппаратом управления. Период правления Сасанидов (224-652 гг.) -- более 400 лет. Начиная с IV в. н. э. в Сасанидском государстве зарождаются феодальные отношения. Зороастризм был государственным религием. При сыне Артащира- Шапуре I (242— 272 гг.) Сасаниды разгромили римские войска. Сасанидское государство более окрепло при Шапуре II (309—379 гг.) -он провел успешные войны на востоке и западе, основал ряд городов. Царь Йездигерд I (399— 420 гг) пытался ограничить знать и зороастрийское жречество, опираясь на христиан. Жестокий режим, установленный Сасанидами, вызвал резкое недовольство. Вспыхнуло восстание, но было подавлено. Наибольшего могущества Сасанидское государство достигает при Хосрове (Ануширване (531—579 гг.). Помимо больших завоевательных экспедиций, в процессе которых был завоеван даже Йемен в Аравии, Хосров I провел ряд военных реформ (в частности, налоговая, военная и административная реформы, которые усилили центральную власть), закрепивших возникшие феодальные отношения и способствовавших их дальнейшему развитию. Последним его правителем был Яздигерд 3. Сасанидское государство пало в середине VII в. от рук арабов.

    30) Политическая раздробленность Средней Азии на кануне арабского нашествия.

    31) Образование Ислама и ее идеология.

    Ислам образовался в конце VI — начале VII вв. на Аравийском острове. После разложение первобытнообщинного строя у арабов привело к нарастанию социальных противоречий. Родовая знать притесняла простых бедуинов, что вызывало протест с их стороны. В этих условиях возник ислам — религия, ставшая средством подчинения простых бедуинов и объединения всех племен. Основателем ислама был купец из г. Мекка Мухаммад (570—632 гг.). Около 610 г. он начал в своих проповедях призывать к повиновению всех верующих единому богу — Аллаху, заявляя при этом, что сам он «пророк», посланный Аллахом на землю для распространения «истинной веры». Тогда же была провозглашена основная религиозная формула ислама: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его». Почитателей Аллаха называли мусульманами, что значит «покорные богу», а религию -исламом (буквально — «покорность»). Ислам включил в себя элементы иудейской и христианской религий, а также домусульманских староарабских верований. Правоверные мусульмане обязаны были беспрекословно повиноваться «посланнику Аллаха» — Мухаммаду, властям и знати, совершать намаз (молитву), платить закет (налог) формально в пользу бедных, а фактически в пользу мусульманского государства, соблюдать пост в месяце рамазан, совершать халж (паломничество) в Мекку и принимать участие в джихаде («священной» войне). Основные положения ислама, которые Мухаммад высказывал от имени Аллаха, впоследствии были обработаны, дополнены и записаны в священной книге мусульман «Коране», что значит «Чтение». Стремясь привлечь к себе сторонников, Мухаммади выступал за отмену ростовщичества, за прекращение родовых усобиц, за материальную помощь бедным. Благодаря этому в течение короткого времени Мухаммаду удалось подчинить себе Медину и Мекку. Так в VII в. образовалось первое арабское военно-теократическое государство с центром в городе Мекке. Во главе этого государства стал Мухаммад, сосредоточивший в своих рукахкак духовную, так и светскую власть. После смерти Мухаммада государство арабов возглавлялось халифами, считавшимися преемниками Мухаммада, и поэтому стало называться халифатом.

    32) Моварунахр в составе арабского Халифата.

    С начала арабы ставили своей целью покорение областей Средней Азии за Амударьей-так называемого Мавераннахра (араб, «по ту сторону реки»). В «Истории Бухары» Наршахи приводится сказание арабов о том, будто сам основоположник ислама Мухаммад заявил, что покорение Мавераннахра является священной и почетной обязанностью последователей его веры. Мавераннахр переживал в этот период то состояние политической раздробленности, которое возникло уже в IV—V вв. и усилилось к концу владычества эфталитов и Тюркского каганата. После завоевание Мерва в 651 году, уже через три года в 654 г. арабы начали совершать первые набеги на Мавераннахр на Согде. В 667 г. был совершен первый набег на Чаганиан и нанесен сильный удар по эфталитам. Арабы явно готовились, потому что было переселено из Басры и Куфы в Хорасан 50 тыс. семей арабов. 2 набег. В конце 673 — начале 674 г. арабский наместник Хорасана Убайдуллох ибн Зияд, напав на Мавераннахр, захватил и разорил Рамитан и окрестности Бухары, но, встретив сильный отпор со стороны объединенных войск тюрок и бухарцев, заключил мир. Получив от бухарской царицы выкуп и уведя в рабство 2 тыс. местных жителей — искусных стрелков из лука он временно оставил пределы Мавераннахра. В 676 г. новый наместник Хорасана Сайид ибн Осман перешел с большим войском через Амударью и достиг Вухары. Бухарская царица, как обычно, уплатила выкуп, и он тоже отступили в продолжение пяти лет не нападали на Мавераннахр. Третье нашествие на Мавераннахр арабы совершили при наместнике Хорасана Салме ибн Зияде в 680—683 гг. Примерно около 705 г. наместник Хорасана Кутейба ибн муслим начал военные действия по захвату Мавераннахра. Используя раздробленность страны и внутренние распри местных аристократов-дихканов, Кутейба сумел постепенно укрепить позиции халифата в Средней Азии. Он покорил в 705 г. отдельные районы области Балха. Кроме самого Балха, ему подчинились Чаганиан, Шуман и др. В 706 г. он с большими силами вступил в Мавераннахр. В 708 г. Кутейба с новыми силами двинулся в Мавераннахр. Несмотря на упорное сопротивление населения Согда, ему удалось достичь владений Бухары и захватить Рамитан. Однако сражение за Бухару не принесло успеха. Понеся большие потери, Кутейба осенью снова был вынужден вернуться в Хорасан. В 709 г. Кутейба с очень большими силами снова перешел Амударью и достиг окрестностей Бухары и объявил, что всякий, кто принесет голову одного врага, получит 100 дирхемов (была воздвигнута большая пирамида из голов воинов Мавераннахра). В конечном итоге с помощью коварство и обмана он сумел покорит Мовераннахр.

    33) Борьба Омеядов и Аббасидов за власть в Халифате.

    Недовольство политикой Омейядов усилилось в 40-х годах VII в., в правление Марвана II (744—750 гг.). Один из влиятельных Аббасидов, имам Ибрахим ибн Мухаммед, взял на себя руководство антиомейядской пропагандой и разослал множество эмиссаров-проповедников во все страны халифата особенно на восточные провинции. Аббасиды заявляли, что все бедствия, постигшие мусульман в течение столения со дня появления ислама, произошли из-за омейядских халифатов. В случае свержения господства Омейядов они обещали народу уменьшить харадж и другие налоги, прекратить строительные работы, к которым насильно привлекалось крестьянство, предоставить местному населению политические права и допустить его к участию в государственных делах халифата. Но эти обещания давали лишь в целях привлечения масс на свою сторону в династической борьбе с Омейядами. Во второй половине 40-х годов VIII в. руководство борьбой с Омейядами взял в свои руки приобретший впоследствии широкую известность инициатор аббасидского переворота Абу Муслим.

    34) Движение Абу Муслима.

    Абу Муслим был крестьянином, а по некоторым сведениям был рабом. Вблизи Хорасана — Мерва — Абумуслим развернул энергичную тайную вербовку шиитов и других недовольных, действуя как «доверенное лицо семьи пророка». Это почётное звание дали ему Аббасиды, в чьих интересах он вёл свою пропаганду. В 747 г. Абумуслим призвал народ к открытой борьбе, подняв чёрное знамя, — таков был цвет, избранный Аббасидами. Призыв Абумуслима имел большой успех. Арабоязычный автор Абу-ханифа ад-Динавери говорит: «Спешно двигались к Абумуслиму люди из Герата, Бу-шенга, Марварруда, Талакана, Мерва, Несы, Абиверда, Нишапура, Серахса, Балха, Чаганиана, Тохаристана, Хут-таляна, Кеша, Насафа. Все они красили в чёрный цвет своё платье. Красили они также половинки деревянных палиц, которые были с ними и которые назывались «чёрные палки». Приезжали эти люди на лошадях, ослах, шли пешком, погоняя своих ослов и покрикивая на них... и было их числом 100 000 человек». Наср бин Сайяр, человек который должен был подавит движение Абумуслима , поэтому тщетно пытался объединить против него арабов. Но отдельные арабские племена находились в состоянии межусобицы и некоторые был за одно с Абумуслимом. В начале 748 г. Наср ибн Сайяр был вынужден уступить повстанцам столицу Хорасана г. Мерв и отойти к Нишапуру, но один из полководцев Абу Муслима, которому было поручено преследовать Насра, нанес ему жестокое поражение. Можно сказать, что это сражение решило судьбу Омейядов. Несмотря на то, что халиф Марван II разгромил повстанцев и публично казнил имама Ибрахима Аббасида, — все это не спасло Омейядов. Восставшие нанесли их войскам несколько сокрушительных ударов в Ираке и заняли крупнейший центр Омейядов —Дамаск. Таким образом, те войска, которые Абу Муслим собрал в восточных провинциях халифата в основном из населения Средней Азии и из арабов, недовольных политикой Омейядов, разбили в 750 г. военные силы последнего представителя омейядской династии. К власти пришли Аббасиды. Но придя к власти, Аббасиды ничего не сделали для участников восстания. Обещания данные ими народу, остались невыполненными. Абу Муслим был назначен на должность наместника Хорасана. Несмотря на то, что Абу Муслим, борясь как с внешними врагами, так и с антиаббасидским движением внутри страны, был ревностным сторонником Аббасидов, последние не вполне доверяли ему, подозревая в претензиях на халифский престол. В 755 г. халиф Абу Джафар ал-Мансур (754—775 гг.) пригласил Абу Муслима к себе и вероломно убил его в своем дворце.

    35) Восстание Согдийцев против арабских завоевателей 721-722гг. Деваштич.

    Да это движение была против арабов и происходила оно в 720-722 годах. Арабы же когда завоевали города, разрушали их, грабили. Деваштичу чтобы защитит свой народ двинулась от Пенджикента вверх по Зеравшану. Деваштич намеревался вывести своих людей через Шахристанский перевал к Ходженту и увести в Фергану. Но этому замыслу не суждено было осуществиться. В районе кишлака Кум находился замок Абгар (или Абаргар), который отождествляют (хотя это не бесспорно) с замком на горе Муг. Здесь он встретил сопротивление со стороны арабов. Попытка Деваштича остановить продвижение противника в открытом сражении не принесла ему успеха. Деваштич вынужден был начать переговоры. Ста семьям осажденных, в том числе самому Деваштичу, была гарантирована жизнь. Но и здесь завоеватели проявили свое обычное вероломство: Деваштич вскоре бы зверски убит — его распяли, а отрубленную голову отправили правителю Ирака.

    36) Восстание Муканнаъ.

    Это восстание произошло после восстание Сумбада, в 70-х годах VIII в. в весь Мавераннахре. Руководителем восстания был Мукаана-ремесленник из района Мерва. Он был одним из военачальников Абу Муслима Он был очень образованным человеком. Узнав о проповеди Муканны, наместник захватил его и как важного государственного преступника отправил для суда в центр халифата — Багдад. Но Муканна бежал из багдадской темницы и добрался до Мерва. Собрав здесь своих сторонников, он в 776 г. разослал их, но всем районам Средней Азии с призывом подняться на борьбу против иноземного гнета. Этот призыв имел особый успех в Несефе и Кеше. Чиновники халифа усиленно охотились за Муканной. Они поставили на берегу Амударьи многочисленный вооруженный отряд всадников, который должен был караулить днем и ночью, чтобы не пропустить Муканну из Мерва в Согд, где число его сторонников росло с каждым днем. Местные правители хорошо знали; что если Муканна проберется в Мавераннахр, их положение чрезвычайно усложнится. Несмотря на это, Муканне все же удалось переправиться с несколькими десятками своих сторонников на другой берег Амударьи и скрыться в Согде. В Согде большинство селений перешло в веру Муканны. Он проповедовал всем, что он уничтожит неравенство. Движение Муканны скоро переросло в открытое восстание, на короткий срок охватившее весь Мавераннахр. Штаб восставших был расположен в селении Наршах около Бухары. Бухарский правитель собрав свои воины. двинулся на восставших. В 776 г. у стен Наршаха произошло ожесточенное сражение между арабскими войсками и повстанцами. Муканна был разбит. Но вскоре повстанцы вновь овладели окрестностями Бухары. Халиф ал-Махди и приказал хорасанскому эмиру немедленно выслать бухарскому правителю подкрепление. Наконец, подошли резервы эмира Хорасана, которые должны были почти вдвое увеличить численность отряда, посланного халифом в Мавераннахр. Но и это не помогло — арабские войска были разбиты повстанцами еще на пути к Мавераннахру. Но в конце обе стороны начали переговоры о мире. При заключении мира арабские военноначальники вероломно, убили одного из руководителей восстфания, надеясь таким образом обезглавить движение. Но это убийство лишь во много раз увеличило сопротивление восставших. «Люди в белых одеждах» (сторонники Муканны) становились хозяевами Маверанахра, и Мавераннахр и Хорасан, превращался в независимый от Арабского халифата край. Лишь в следующем году войскам халифа удалось овладеть Самаркандом. Начался третий — последний — этап борьбы. после долгой и упорной борьбы смог сломить сопротивление народных масс, руководимых Муканной. В 780 г. арабски войсками была захвачена крепость, в которой находился Муканна. Все защитники крепости были казнены. Сам Муканна, не желая сдаваться, покончил с собой. Движение Муканны было движением трудовых слоев населения.

    37) Первое и второе нашествия арабов на Хутталь и ее последствия.

    Серьезное сопротивление арабам оказало свободолюбивое и мужественное население Хутталяна. Царь Хутталяна имел в своем распоряжении 50 тыс. войск. Ему подчинялись районы Южного Таджикистана. Арабы решили начать серьезные военные действия против Хутталяна лишь в 725 г. Арабский наместник Асад ибн Абдаллах, восстановив Балх, совершает поход на Хутталян. Арабов встретили объединенные силы царя Хутталяна и кагана тюрок. Арабское войско обратилось в бегство. Тогда и была написан стих (Аз хуталон омадия…). Разгром был столь полным, что более чем десятилетие арабы и не пытались овладеть Хутталяном. Лишь в 737 г. Асад ибн Абдаллах вторгся в Хутталян. Об этом узнал каган тюрок и Асад отступил. Войска тюрок и хутталянцев преследовали арабов и на левом берегу реки. Но арабам не только удалось уйти от поражения, но и разгромить кагана и хутталянцев. Во главе Хутталяна в качестве его правителя того времени называется Бадр-Тархан. Попав в окружение, Бадр-Тархан и его воины сражались против арабов, но в конце концов хутталянцы вынуждены были пойти на переговоры. Бадр-Тархану была обещана неприкосновенность, но это было обманом: как и в случае с Деваштичем, клятва была нарушена, и Бадр-Тархан зверски убит. Лишь после этого арабы захватили Хутталян.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта