Главная страница
Навигация по странице:

  • 50) Завершение процесса образования таджикского народа.

  • «Сиёсатнамэ» (Книга о политике).

  • 55) Государство Газнавидов.

  • 56) Основные этапы распространения языка форси-дари в Средней Азии. 57) Жизнь и деятельность Абуали ибни Сино.

  • 58) Военные походы Султон Махмуда Газнавида в Индию и ее последствия.

  • 59) Деятельность академии Маъмуна. 60) Политическое социально-экономическое положение Средней Азии на кануне монгольского нашествия.

  • 61) Государство Хорезмшахов.

  • 62) Нашествия монголов в Среднюю Азию. Отрарская катастрофа.

  • 63) Борьба Темурмалика против монгольских завоевателей.

  • История отрк.1647972278(1). 200 экзаменационных вопросов по итн 1 Первобытная община в Средней Азии и ее периодизация


    Скачать 170.32 Kb.
    Название200 экзаменационных вопросов по итн 1 Первобытная община в Средней Азии и ее периодизация
    Дата13.05.2018
    Размер170.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория отрк.1647972278(1).docx
    ТипДокументы
    #43496
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    49) Наука, культура и литература эпохи Саманидов.

    В Саманидский период было очень хорошо развита наука, но большинство из них писались на арабском языке. Были из научные труды и на языке дари, однако это были лишь единичные произведения. Арабский язык в течение нескольких веков играл в мусульманских странах роль международного научного языка. Поэтому авторы, чтобы распространить свой научный труд писали их на арабском. Число учёных этого периода немало, так, например: Ибн-Кутейбы («Китоб-уш-шер-в-аш-шуаро» (Книга о стихах и поэтах), занимал видное место не только в области истории, но и в литературоведении), Абумуашшара Балхи, Наршахи (Книга «Та'рихи Бухоро» (История Бухары)) и, наконец, всемирно известного Абуали ибн-Сино (Авиценна) («Китаб-уш-Шифа»). Культура в IX—X вв. достигла высокого уровня развития. Династия Саманидов развивала местные традиции, грамотность, родную речь и литературу. Прогрессу культуры Мавераннахра и Хорасана способствовало утверждение языка дари (таджикского), на котором создавались поэтические и другие произведения. Главные города Средней Азии — Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Ходжент, Буджикат и другие — стали крупнейшими культурными центрами того времени. Ученые, поэты, художники многих мусульманских стран собирались в столице Саманидов — Бухаре, где складывались благоприятные условия для развития творческой мысли. Город превапатился в один из выдающихся культурных центров Востока. В Бухаре была. собрана богатейшая библиотека, известное под названием «Савван ал-хикмат» («Хранилище мудрости». Продолжала развиваться музыкальная культура таджикского народа, создавались произведения музыкального искусства различных жанров и форм (торжественные, боевые, лирические, траурные и пр.), классическая профессиональная музыка «Дувоздахмаком» («Двенадцать макомов»), а затем переработанные в «Шашмаком» («Шесть макомов»).

    50) Завершение процесса образования таджикского народа.

    В IX—X вв. завершился и процесс образование таджикского народа.

    51) Таджикский народ в составе среднеазиатских государств ХI – ХIII вв.
    52) Литература таджиков ХI – ХII вв.


    53) Низомулмулк и его произведение «Сиёсатнамэ».

    Выдающимся государственным деятелем сельджукидского периода был уроженец Хорасана Абу Али Хасан ибн Али ибн Исхак, в течение почти 30 лет (1063—1092 гг.) состоявший везиром при Алп-Арслане и Малик-шахе. Он пользовался безграничным авторитетом при дворе этих государей, особенно Малик-шаха, и получил титул «Низам ал-Мульк» («Устройство государства». Низам ал-Мульк был умным и образованным человеком. В организации управления страной он опирался на практику Саманидского периода и стремился воскресить его культурные традиции.В значительной мере благодаря деятельности Низам ал-Мулька было упорядочено управление государством Сельджукидов. Все исторические источники единодушно утверждают, что время правления Сельджукидов было до известной степени периодом мирною развитии и подъема феодального хозяйства и торговли. Выросли города, а в них увеличилось число ремесленников, организованных в цехи. Низам ал-Мульк принимал энергичные меры к тому, чтобы добиться централизации управления без создания чиновничьего аппарата, без наличия грамотных людей это было невозможно. Он создал учебные заведения-медресе под названием «Низамия». Они были открыты во многих городах, в том числе в Багдаде, Нишапуре, Герате, Балхе, Мерве и др. Учебная программа багдадской «Низамии» включала наряду с изучением корана, хадисов и других схоластических дисциплин, также юриспруденцию, арабский язык и литературу, математику и др. Написал произведение «Сиёсатнамэ» (Книга о политике). Его убили исмаилитские террористы. В октябре 1092 г. к нему подошёл человек в одежде дервиша и ударом ножа убил его.

    54) Борьба последнего Саманида Абуиброҳим Исмоил ибни Нуҳа за восстановление государства Саманидов «Мунтасир».

    В XI в., после захвата Мавераннахра Караханидами, упорную борьбу против них вел Абу Ибрахим Исмаил ибн Нух, который в связи с этим стал известен под именем Мунтасира («победителя»). Мунтасир бежал из Узгенда, где Караханиды держали его в заключении, в Хорезм и, собрав там войско из сторонников Саманидской династии, двинулся к Бухаре, изгнал караханидского наместника и захватил город. Остатки разгромленнего войска Караханидов укрылись в Самарканде. Брат караханидского хана Джафар-тегин правител Самарканда, выступил навстречу Мунтасиру во главе соединенных сил Самарканда и Бухары, но потерпел поражение и попал в плен с большим числом своих военачальников. Затем Мунтасир вернулся в Бухару и взял власть в свои руки. Однако, когда караханидский государь Наср-илек направил против него свои основные силы, Мунтасир не смог оказать им сопротивления и, оставив без боя Бухару, двинулся в Хорасан. Там к нему присоединился Абу-л-Касим Симджури, вместе начали борьбу против Махмуда Газневида. Эта борьба окончилась для него неудачно. В 1003 г. Мунтасир вернулся в Мавераннахр и с помощью гузов вторично поднял восстание против Караханидов. Гузами (огузами) были тюркоязычные племена, кочевые. Он вместе с ними разбил войска Насра-илека и взял в плен 18 караханидских военачальников. Однако вскоре после этого у Мунтасира начались распри с его военачальниками из-за дележа военной добычи. Мунтасир, не имевший опоры среди населения Мавераннахра, боясь, как бы военачальники не сговорились с Караханидами и не изменили ему, решил искать других союзников. Поздней осенью 1003 г. с 700 пешими и конными воинами он переправился через Амударью, намереваясь стать лагерем в Абиверде или Нисе, однако встретился здесь с военным отрядом хорезмшаха и был разбит, после чего с остатками своего войска повернул в Мавераннахр.В последующей борьбе против Караханидов Мунтасир нанес поражение войскам наместника, оставленного Насром в Бухаре. В результате этих успехов Мунтасира в ряде местностей Мавераннахра началось движение за восстановление власти Саманидов. Наконец и гузы снова выразили желание встать под командование Мунтасира. Укрепив таким образом свое войско, Мунтасир в битве при Бурнемеде (на границе Согда и Уструшаны) разгромил основные силы Насра-илека. Несмотря на этот крупный успех, Мунтасир не смог утвердиться в Мавераннахре, ибо илек быстро собрал свежие силы и напал на него на равнине между Джизаком и Хавасом. Гузы, захватившие в битве при Бурнемеде богатую добычу, не захотели принять участие в этом сражении и вернулись в свои кочевья. К тому же в критический момент один из крупных военачальников Мунтасира изменил ему и с 4 тыс. воинов перешел к илеку. Мунтасир не смог отбить натиска Караханидов и был вынужден бежать в Хорасан. Но даже и после этого Мунтасир не оставил мысли о восстановлении государства Саманидов. Он быстро собрал новое войско и в четвертый раз двинулся в Мавераннахр. Однако и на этот раз он потерпел поражение вследствие измены своих военачальников. В начале 1005 г. Мунтасир был убит одним из предводителей кочевых племен.

    55) Государство Газнавидов.

    Это государство образовался в X в. Основателем государства Газневидов считается Себук-тегин. Он обеспечил самостоятельность Газны и за помощь, которую он оказал саманидскому эмиру Нуху II, в его руки перешла власть над Хорасаном. Столицей города был Газна. Себук-тегин умер в 997 г. Махмуд Газневид был старшим сыном Себук-тегина и считался законным его преемником. Однако во время своей болезни Себук-тегин объявил наследником младшего сына, Исмаила. Царствование Исмаила продолжалось не более 7 месяцев. В стране участились восстания местных феодалов против центральной власти. Этим воспользовался Махмуд. Он двинулся с войсками к Газне и захватил власть в свои руки. В 999 г., когда Саманидское государство подверглось нападению Караханидов с севера, Махмуд выступил против Саманидов с юга и овладел всем Хорасаном. В 1002р. Махмуд занял Сиистан. Границей между Газневидами и Караханидами была признана Амударья, но вскоре караханидские отряды стали нарушать эту границу. В 1008 г. в районе Балха произошла битва между газневидскими и караханндскими войсками. Полная победа Махмуда закрепила его положение в Хорасане. Под его власть подпали также Чаганиан и Хутталян. При Махмуде (998—1030 гг.) Газневидское государство достигло наибольшего могущества. В период с 1002 по 1026 г. султан Махмуд Газневид совершил более 15 походов в Индию. Походы Махмуда Газневида принесли народам Индии неисчислимые бедствия. Его воины грабили население, разрушали религиозные и исторические памятники. Махмуд перебил всех ее жителей в отместку за то, что правитель крепости бежал перед его приходом. Все страны, которые он захватывал он ограблял, взимал огромные налоги, и в конечном итоге эти страны разорялись и переставали существовать. Он наполнял только свою казну. В результате такого упадка сельского хозяйства в Хорасане в 1011 г. начался голод. Махмуд Газневид, имея все возможности избавить население Хорасана от голодной смерти, не предпринял в этом отношении никаких мер. Умер Махмуд 1030 году. После него на трон сел Масъуд (1030-1041). Государство Газневидов в (1183 году) в конце XII в. пал от рук Гуридов. Последний газневидский султан был взят в плен войсками Гура.

    56) Основные этапы распространения языка форси-дари в Средней Азии.

    57) Жизнь и деятельность Абуали ибни Сино.

    Абуали ибн-Сино родился примерно в 980 г. в селении Афщана (в районе Бухары) в семье чиновника одного из диванов саманидского государства. Он получил обширное по тому времени образование. Как говорил сам Ибн-Сино, в восемнадцать лет он уже изучил все науки своего времени, в частности медицину. После излечения эмира Нуха бин Мансура Саманида получил доступ к знаменитому книгохранилищу Саманидов, где и проводил большую часть своего времени за изучением разнообразнейшей литературы. После смерти своего отца Абдулло и своего покровителя эмира Нуха, когда саманидское государство подверглось угрозе со стороны Караханидов и нападению султана Махмуда Газневида, Абуали вынужден был покинуть Бухару. Хорезм и Абиверд, Гурган и Рей, Казвин и Хамадан, Исфаган и опять Хамадан — где только не был «князь учёных», как его называли современники: и сопровождал его постоянно верный ученик Абуубайд Джурджони, который не расставался с ним до самой его смерти. Эти годы были для Абуали ибн-Сино годами напряжённой работы. Он занимался врачеванием и чтением лекций, создавал многочисленные научные труды и был визиром у управителя Хамадана Шамс-уд-Давля. Обвинённый в сношении с правителем Исфахана, он был заключён сыном Шамс-уд-Давля в крепость, где закончил раздел логики своего знаменитого труда «Китаб-уш-Шифа» (Книга исцеления). Постоянные скитания, пребывание в заключении, занятия государственными делами и научной работой, бессонные ночи не могли не сказаться отрицательно на здоровье. Абуали ибн-Сино: он тяжко заболел и постепенно физически: угасал. Чуть поправившись, он выехал из Исфахана, где проводил; последние годы своей жизни, в Хамадан. В дороге у него. Возобновилась болезнь; он прибыл в Хамадан уже больным и скончался там в 1037 г. Его произведение «Аль-Канун фи-т-тиб» (Канон медицины), «Аль-Канун»

    58) Военные походы Султон Махмуда Газнавида в Индию и ее последствия.

    В период с 1002 по 1026 г. султан Махмуд Газневид совершил более 15 походов в Индию. Основной целью этих походов, проводившихся под лозунгом «священной войны», было ограбление Индии, захват ее богатств». Походы Махмуда Газневида принесли народам Индии неисчислимые бедствия. Его воины грабили население, разрушали религиозные и исторические памятники. Махмуд не только грабил и разрушал города, но и проявлял невероятную жестокость по отношению к населению. Овладев в 1019 г. крепостью Махован (или Мохабан). Махмуд перебил всех ее жителей в отместку за то, что правитель крепости бежал перед его приходом.Синдийского похода 1019 г. султан Махмуд вывез в Газну огромное количество драгоценных камней и других ценностей, 350 слонов, 57 тыс. рабов. Как отмечают исторические источники, число вывезенных Махмудом пленников было настолько велико, что для размещения их не хватало зданий в городах и пришлось строить специальные помещения. Захватнические походы султана Махмуда, особенно его войны в Индии приводили к разорению трудового населения. С населения взимались огромные налоги, после уплаты которых оно совершенно лишалось средств к существованию. Поэтому хозяйство страны приходило в упадок, многие земледельческие оазисы запустели, а оросительная система в ряде мест совершенно вышла из строя.

    59) Деятельность академии Маъмуна.


    60) Политическое социально-экономическое положение Средней Азии на кануне монгольского нашествия.

    Монгольское нашествие совершенно разрушило хозяйство Мавераннахра. Через некоторое время после этой ужасной катастрофы отдельные города его стали вновь оживать; ремесленники, которым во время нашествия монголов удалось спастись бегством в глухие места страны, стали возвращаться и возобновлять свои занятия. Такое же положение можно было наблюдать в Бухаре и Самарканде. Постепенно восстанавливались и караванные пути. Монгольское завоевание отразилось на положении различных классов в стране: духовенство, купцы и крупные землевладельцы очень быстро превратились в опору завоевателей-монголов. Положение же трудящихся слоев населения с каждым днём ухудшалось. Особенно тяжело отражалось это нововведение на крестьянах и ремесленниках, так как обе эти группы населения, кроме выплаты государству ежегодного налога-хараджа, должны были ещё обрабатывать земли отдельных представителей правящих слоев. Население было также обязано предоставлять чиновникам, купцам, представителям местного духовенства и отдельным членам ханской семьи жилище, продовольствие, транспорт, на что ханом выдавались также особые ярлыки. Положение трудящихся было одинаково тяжёлым как в городах, так и в сельских местностях. Злоупотребления местных правителей, которые самовольно увеличивали установленные налоги и подати ещё в несколько раз, делали положение народа совершенно невыносимым. Можно упомянуть и о таких, например, сумасбродных приказах Чагатая, как запрещение под страхом казни резать баранов; скот было приказано убивать путём удушения, что являлось большим оскорблением религиозного чувства мусульман.

    61) Государство Хорезмшахов.

    Главой династии считается Ануш-Тегин. При Сельджукиде был назначен правителем Хорезма. После его смерти Хорезм перешёл к его сыну Мухаммаду (1097—1127 гг.), который принял титул хорезмшаха. Чтобы освободит всю территорию Мовераннахра он начал дружит с Караханидами и правителем Самарканда. Он начал войну с каракитаями. В это время каракатаи подвергались нападением со стороны Монголов. Используя момент он начал нападение на Бухару и в 1210 г. на берегу реки Талас разбил войска кара-китаев. После этого его авторитет поднялся. Его стали называть «Искандари дуюм» и «Султан Санджар.». После него власть в Хорезме перешла и его сыну Атсызу. Укрепив своё положение, Атсыз трижды (1137. 1141 — 1142 и 1147—1148 гг.) восставал против Санджара, но терпел поражения и, наконец, в июне 1148 г., лично явившись к Санджару, заявил о своём полном подчинении Сельджукидам. После Атсыза на трон сел его сын Эль-Арслан. В общем последним правителем Хорезмшахов был Мухаммад Хорезмшах племянник Эль-Арслана. Именно в его период правление распался государство Хорезмшахов от рук Монголов.

    62) Нашествия монголов в Среднюю Азию. Отрарская катастрофа.

    В начале XIII в. образуется государство Монголия. Возглавил его Темучин. В 1206 г. получил титул Чингиз-хана, т. е. великого хана. К 1218—1219 гг. монголы, заняв огромную территорию, вплотную подошли к границам государства Хорезмшахов. Поводом к войне послужила так называемая «Отрарская катастрофа». В 1218 г. в пограничной крепости Отрар на Сырдарье с ведома хорезмшаха был перебит и разграблен отправленный Чингиз-ханом торговый и посольский караван в составе 450 купцов, везших на 500 верблюдах драгоценности и богатые товары. Посол Чингиз-хана, прибывший с требованием выдачи наместника Отрара и возмещения убытков, был казнен. В сентябре 1219 г. 200-тысячное войско Чингиз-хана подош-ло к Отрару. Часть войска во главе с его сыновьями Угедеем и Чагатаем осадило Отрар, другая часть во главе с его старшим сыном Джучи отправилась для захвата городов по Сырдарье, асам Чингиз-хан с младшим сыном Тулуем и основными силами направился к Бухаре. Отрар монголы взяли штурмом, всех защитников его перебили. В начале 1220 г. основные силы монголов подошли к Бухаре. После трехдневного ожесточенного сражения защитники города были вынуждены прекратить сопротивление. Но оставшиеся в городе 400 защитников цитадели продолжали борьбу еще 12 дней, пока все не погибли. Город был разграблен и сожжен, тысячи горожан были истреблены, а остальные обращены в рабство. Затем, в марте 1220 г., монголы двинулись к Самарканду. Защитники и население Самарканда сражались самоотверженно, но предводители войска, городская знать и духовенство предательски открыли ворота — и город был захвачен врагами. Самарканд был разграблен и разрушен, большинство его жителей было убито или угнано в плен.

    63) Борьба Темурмалика против монгольских завоевателей.

    12000 монгольская армия двинулся к Ходженту. Против них выступил отважный военачальник Тимурмалик. С целью отвлечь внимание врагов от города, он с тысячей воинов переправился на один из островов на Сырдарье и оттуда продолжал борьбу против захватчиков. Чтобы добраться до острова, монголы решили построить каменную дамбу — от берега к острову. Для этого они использовали 50 тыс. пленных, которых заставляли таскать с ближайших гор камни и укладывать их в реку. Но воины Тимур-Малика на лодках по ночам подплывали к берегу и разрушали дамбу. Лишь, когда иссякли запасы продовольствия, Тимур-Малик со своим отрядом оставил остров и на лодках двинулся вниз по реке. Близ города Дженда они встретили крупные силы монголов. Спастись удалось только небольшой группе воинов во главе с Тимур-Маликом. Они добрались до Хорезма, где собирались остатки войск хорезмшаха. Осенью 1220 г. Чингиз-хан после одиннадцатидневной осады взял Термез, в 1221 г. овладел Балхом, затем Мервом. На завершающем этапе борьбы с монголами сын бывшего хорезмшаха Джелаладдин и Тимур-Малик пытались организовать отпор захватчикам, временами добивались успеха, но изменить положения уже не могли. Так за короткий период была покорена Средняя Азия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта