Главная страница

Философия. Философия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1). 3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.


Скачать 0.95 Mb.
Название3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.
АнкорФилософия
Дата10.10.2019
Размер0.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1).pdf
ТипЛекция
#89435
страница1 из 4
  1   2   3   4

2

3 Лекция
4 часа ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ (ЧАСТЬ 1) ПЛАН Введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры ………………………………. с. 5 Вопрос 2 Функции культуры ……………………………… с. 12 Вопрос 3 Виды культуры ………………………………….. с. 19 Вопрос 4 Культурные процессы ………………………… с. 24 Заключение с. 31 Список использованных источников с. 32 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ (ЧАСТЬ 2) ПЛАН Введение с. 34 Вопрос 1 Религия как предмет философского исследования. с. 35 Вопрос 2 Типология религий с. 40 Вопрос 3 Религиозные и философские альтернативы понимания Бога ………………………………….... с. 51 Заключение с. 62 Список использованных источников с. 63

4 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ (ЧАСТЬ 1) Введение В повседневной жизни мы часто употребляем слово культура. На обыденном уровне для большинства оно ассоциируется с произведениями искусства, музеями. Очень часто это понятие связывают с воспитанностью. Однако наделе данное понятие культуры гораздо шире по своему значению и охватывает все стороны человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Сложность проблем, связанных с культурой привела к становлению в нашей стране особой науки, занимающейся ее изучением культурологии. Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью освоения для сотрудников органов внутренних дел философских подходов к культуре. Целью лекции является дать философский анализ культуры как социального феномена, раскрыть многообразие проблем, связанных с ней. Задачи лекции – усвоить понятие культуры, изучить ее функции, рассмотреть формы культуры, охарактеризовать основные культурные процессы. Теоретическая значимость лекции заключается в осмыслении различных аспектов феномена культуры. Практическая значимость лекции состоит в том, что знание философии культуры помогает сотруднику органов внутренних дел эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.

5
1. Понятие культуры Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, это все достижения человечества, все созданное человеком. Данное определение сформулировано марксистами, и оно вполне правомерно. Естественно, существует много других определений. Еще в т. американские антропологи А. Л. Кобер и К. Клакхом привели 164 варианта дефиниций культуры. Среди них можно найти и весьма экзотические. Например энергетическое определение Оствальда: культура – преобразование энергии в человечески – полезную энергию, возможно более экономное использование энергии без расточительства. Представление культуры как игры характерно для голландского философа И.
Хейзинги. Также культуру можно понимать как концентрированный, организованный опыт человечества, как основа понимания осмысления, принятия решения, как рефлексию всякого творчества. Динамический аспект, процессуальную природу культуры подчеркивает определение
Э.А. Орловой: культура – это процесс, результат и поле реализации человеческих возможностей в текущий период времени. Соответственно культура должна рассматриваться именно как процесс. Термин культура применительно к социальному бытию обозначает Силичев ДА. Культурология. – МС- особый набор норм, ценностей и смыслов, такая, как этнос, народ, нация или цивилизация
- общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от дикости к цивилизованности
- особую сферу и форму деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения, религией, наукой, философией и т. д Слово культура впервые появилось в Античности, в латинском языке. в значении возделывать что-то, обрабатывать что-то, улучшать. Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) использовал этот термин в применении к духовности. Древние римляне употребляли слово культура в сочетании с каким-то объектом в родительном падеже культура речи, культура поведения и т.п. Для нас тоже вполне привычно звучат такие словосочетания, как культура ума, культура общения, физическая культура. Позже культуру стали понимать как человечность, то, что выделяет человека из природы, из варварского состояния
1
Многие мыслители производят слово культура от древнего слова культ Они считают, что культура сопричастна духовности, в т. ч. религии. О близости культуры и религии, по мнению таких русских философов как В. С. Соловьев, НА. Бердяев, свидетельствует символический характер культуры, который она получила от культовой символики (танцы, молитвы, песнопения и другие обрядовые действия.
1
Антология исследований культуры. – СПб., 1997. – С. 17.

7 Значение понятия культура стечением времени расширялось, обогащалось. Так, если в Средние века культура ассоциировалась с личными качествами человека (культура рыцаря, тов эпоху Возрождения под личным совершенствованием начинают понимать гуманистический идеал человека. Он воплощен в таких произведениях искусства, как Давид Микеланджело, «Сикстинская мадонна Рафаэля и других. Просветители ХVII-ХVIII веков (Гердер в Германии, Монтескье,
Вольтер во Франции) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений. Культура измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры – сделать людей счастливыми. Однако Руссо отмечал противоречие между прогрессом науки, материального производства и духовной несвободой человека, дикостью нравов. Это также видели Кант, который искал выход в моральном и эстетическом совершенствовании личности. Культура стала пониматься как область духовной свободы человека. В ХIХ веке понятие культура становится научной категорией Оно означает не только высокий уровень развития общества, но и пересекается с таким понятием, как цивилизация. Понятие цивилизации содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально- технической культуры. Многие исследователи связывают с этим какую- то культурную общность людей, обладающих некоторым социальным стереотипом, освоивших большое, замкнутое пространство и получив История мировой философии Учеб. пособ. / Под ред В.Д. Губина, ТЮ.
Сидориной. – М АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – С. 87.

8 ших прочное место в мировом раскладе (православная цивилизация, античная цивилизация, египетская и др. В марксизме понятие культуры тесно связано с коренными изменениями в сфере материального производства и отношений в обществе. По Марксу, освобождение и развитие культуры связаны с практической деятельностью пролетариата, с политической и культурной революциями, которые он должен совершить. Предлагается линейный путь развития истории, которая есть нечто иное, как последовательный ряд обще- ственно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем предшествующая. Развитие культуры, согласно учению марксизма, представляет собой противоречивый процесс взаимодействия двух культур, каждая из которых выражает интересы и цели господствующих классов. Из этого следует, что каждый тип культуры является результатом деятельности человека и представляет собой многообразие изменений природы и общества. Такое деятельное понимание культуры утвердилось в XX веке. Культура, по мнению экзистенциалиста Ж. П. Сартра, это дело рук человека, в ней он узнает себя и только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Человек является культурным в той мере, в какой он участвует в общественном производстве. При этом он не только создает культуру, но и оказывается ее действительным содержанием. При таком понимании культуры ее можно определить как способ деятельного существования человека. Поговорим о структуре культуры Прежде всего, можно сказать, что культура состоит из элементов, образующих единство и противоположность материальной и духовной культуры. Материальная культура

9 материальные ценности) существует в предметной форме. Это дома, станки, одежда – все, что объект превращает в вещь, те. предмет, свойства которого обусловлены творческими способностями человека, имеют целесообразное предназначение. Объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним относятся также памятники, археологические объекты, архитектурные ценности, оборудованные памятники природы и т.п. Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. Отсутствие гармонии между творческими замыслами и их реализацией приводит к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности. Духовная культура, тесно связанная с материально-техническим развитием общества, включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. К элементам духовной культуры относят также искусство, религию, мораль, научные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной деятельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его определенных потребностей. Конечно, деление культуры на материальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура
– это самопорождение человека как вида. С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, – сам выступает ее результатом. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы, ценности. Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека. Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования. Пример обычая присесть на дорожку перед путешествием. Обычай – это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями. Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п. Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд – это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (ритуалы присяги, вручения наград, прохождения торжественным маршем, выноса знамении т.д.). У гражданских людей – обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды и т.д.. В духовной культуре могут действовать нормы. Норма –
это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятельное существование. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе 1
История мировой философии Учеб. пособ. / Под ред В.Д. Губина, ТЮ.
Сидориной. – М АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – С. 99.

11 Более сложными развитым продуктом духовной культуры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, допускает различные, даже противоположные решения и предпочтения. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долги идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные связанные со здоровым образом жизни. Можно также говорить осе- мейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, классиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами. Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется политическая культура нравственная культура мораль эстетическая культура (искусство религиозная культура философская культура и т.д. Выводы. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, это универсальный способ творческой самореализации человека через нахождение смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни. Культура представляет собой смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д. Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

12
2. Функции культуры Рассматривая вопрос о содержании и сущности культуры, мы убедились в том, что культура представляет собой социальное явление ивы- ступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций вы- явлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого- либо элемента в социальной системе. Под понятием функции культуры подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Основные функции культуры адаптивная интегративная коммуникативная функция социализации компенсаторная и игровая функции.
1. Адаптивная функция культуры обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природными историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише.

13 Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования, культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей, обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

14
2. Интегративная функция культуры обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуществляется на основе культуры
1
Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования идея- тельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ. Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности – чувство мы. Однако солидарность между нашими может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к чужим. Формирование групповой солидарности — мы — предполагает существование представителей иных культурных кругов — они. Поэтому функ-
1
Нижников С.А. Философия. М НИЦ Инфра-М, 2012. – С. 87.

15 ция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной их противостояния и вражды. Вместе стем, культура выполняет и функцию дезинтеграции. Существует такое явление, как этноцентризм. Этноцентризм – это суждение о поведении других групп, исходя из норм собственной культуры. Например, когда мы видим, как китайцы едят палочками, нам кажется это странным. Этноцентризм может вызвать культурный шок – эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Термин ввел в 1954 г. американский антрополог К. Ольберг. Например, европейцы могут испытать культурный шок, узнав, что жители острова Ява зубы красят в темный цвет, некоторые племена Африки втирают соль в свежие разрезы при татуировке для утолщения рубцов, японцы в знак любви поворачиваются спиной, цвет траура в Китае – белый, чукчи сжигают дом, в котором мать родила ребенка. С одной стороны, этноцентризм укрепляет ощущение единства носителей определенной культуры. С другой стороны, он может вызывать неприязнь к другим группами общностям (вплоть до ксенофобии, расизма и шовинизма.
Этноцентризму противостоит культурный релятивизм. Культурный релятивизм – направление мысли, утверждающее, что явления чужой культуры надо воспринимать сточки зрения ценностей самой этой

16 культуры. Например, паранджа сточки зрения мусульманской культуры является не унижением женщины, а ее защитой от посторонних. С одной стороны, культурный релятивизм усиливает терпимое отношение к представителям других культур. С другой стороны, культурный релятивизм мешает противостоять антигуманным проявлениям других культур. Например, мы не можем принят человеческих жертвоприношений и каннибализма, даже если они приняты в других культурах.
  1   2   3   4


написать администратору сайта