Главная страница

Философия. Философия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1). 3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.


Скачать 0.95 Mb.
Название3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.
АнкорФилософия
Дата10.10.2019
Размер0.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1).pdf
ТипЛекция
#89435
страница4 из 4
1   2   3   4
бытнообщинного строя. Важное место в таких религиях занимает культ предков, выражающий генетическое единство и кровнородственные связи. Для этих религий характерен культ племенного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целостность группы. Здесь складывается система возрастных инициаций. Широко распространены также фе- тишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя мог выделяться образ одного духа, как правило, покровителя инициаций, который приобретал черты племенного бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих не переходила заграницы охраняемой ими этнической области, поту сторону которой правили другие боги. По мере развития классового общества, народностей, а затем и наций складываются и развиваются народностно-национальные и мировые религии. Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса, хотя и лица другой этнической принадлежности могут при соблюдении определенных условий стать их

51 последователями. Из ныне существующих религий к этому типу относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.
Мировые религии – буддизм, христианство, ислам – заимствовали многие элементы верований и культов этих религий, нов тоже время существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одного типа общественных отношений к другим. В их становлении большую роль играли основатель или группа основателей, которые чувствовали потребность в новой религии и понимали религиозные потребности масс. Эти религии формировались в условиях складывания мировых империй, когда обнаруживалась необходимость дополнить эти империи соответствующими им религиями
1
Выводы. Культура выполняет целый ряд важных функций адаптивную интегративную коммуникативную функцию социализации компенсаторную и игровую функции. Благодаря культуре общество оказывается связанным в единое целое.
3. Религиозные и философские альтернативы понимания Бога Существуют различные подходы к пониманию Бога. Прежде всего, отметим теизм – религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование Бога или богов, создавших мири продолжающих в нем свою активность Условно говоря, теизм есть позиция верующих людей. В узком смысле под теизмом понимается утверждение
1
Философия религии : учеб. пособие : в 3 частях / Е. И. Аринин. –- Владимир : Изд-во Владимирского гос. унта, 2009. – Ч. 2, кн. 1: Ч. 2 : в х кн, кн. 1 : Формирование христианской философии

52 о существовании одного Бога (монотеизм. Теистическая позиция может иметь целый ряд разновидностей. Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) сближает Бога и мир, признает их единство, вплоть до тождества Истоком пантеизма является учение стоиков и неоплатоников. Наиболее распространенной разновидностью пантеизма в средние века был пантеизм мистический природа и человеческие души растворяются в Боге. На мистический пантеизм опирались средневековые ереси. Другой разновидностью пантеизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идея первичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется в природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий природе. Такой взгляд характерен для ряда философов эпохи Возрождения и нового времени. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени
(антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе. Деизм (лат. deus – бог) трактует Бога как потусторонний безличный разум, перводвигатель, который дав толчок, движение, законы миру, больше не вмешивается в земные дела При этом одни деисты считали, что материя сотворена была Богом, другие полагали ее несотворенной. Мир, по мнению деистов, развивается по строгим законам, которые познаваемы человеческим разумом. Человек не зависит от божьей воли, он обладает правом на самостоятельность и активность. Деизм обнаруживается еще в Средние века, но наивысший его расцвет приходится на XVII – XVIII вв. в связи с развитием механики, которая религии. – 2011. – С. 33.

53 как бы подтверждала наличие первотолчка, двинувшего механизм Вселенной. Деистическая позиция позволяла отказаться от идей Божественного откровения, провидения, чуда, от религиозной догматики и обрядности. Деисты выступали за веротерпимость и свободу совести.
Панентеизм (от греч. все в Боге) – религиозно-философская доктрина, согласно которой мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире, как в пантеизме, а является персонифицированным Панентеизм выступает как синтез теизма и некоторых положений пантеизма. Термин панентеизм был введен в 1828 К. Краузе. Панен- теизм тесно примыкал к традиции христианской мистики, использовался также Фридрихом Бутервеком (1766 – 1828). Не только Бог проникает вовсе, что происходит в мире, но и все, происходящее в мире, оказывает воздействие на божественный процесс. В его рамках развивается «био- полярная концепция Бога. В его природе выделяются первичный, трансцендентный, умопостигаемый аспект и аспект вторичный, данный в опыте. Как умопостигаемое основание развития мира Бог есть вечный исток всего сущего, постоянно творящий самого себя и всю действительность, а мироздание оказывается телом Бога. Бог постепенно воплощает в своем вторичном аспекте осуществившиеся в мире ценности необратимо утраченное в мире навсегда сохраняется в Боге
1
Вместе стем, по мере накопления знаний о мире получили развитие учения, которые противостоят теизму как таковому. Свободомыслие в отношении религия проявляется в многообразных формах. Разновидности свободомыслия – богоборчество, скептицизм, антиклерика-

1
Ермишин ОТ. Философия религии : концепции религии в зарубежной и русской философии
/ ОТ. Ермишин. – М Изд-во ПСТГУ, 2008. – С. 110.

54
лизм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, атеизм и т. д Они занимают разное место в духовной жизни общества и играют неодинаковую роль в процессе его эволюции. Богоборчество – самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – сомнение в истинности религии или отдельных ее положений – проявляется в культуре любого периода, начиная с разложения первобытного общества. Антиклерикализм (лат. anti – против, clericalis – церковный) – идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) – безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. Существует такая форма критики религий как нигилизм. Это бунт против религии с позиций эгоистического индивида, считающего, что ему все позволено, это отрицание религии, несвязанное с положительными идеалами
1
Свободомыслие в отношении религии также выступает в форме натурализма (лат. naturalis – естественный. Хотя натурализм как философское направление оформился в США в е годы XX вон имеет давние традиции. Натурализм исходит из признания того, что существу Мировоззренческая парадигма в философии парадоксы гуманизма монография / под ред. ММ. Прохорова. – Нижний Новгород ВГИПУ, 2008. – Сет лишь природа, представляющая собою всеохватывающее бытие, выступает против супранатуралистических представлений, признающих нечто сверхприродное. Формой свободомыслия по отношению к религии является атеизм греч. безбожие. Атеизм (греч. – отрицание бога, безбожие) – отсутствие веры в существование сверхъественных сил (богов, духов и т.д.)
1
Процесс развития атеизма характеризовался рядом исторических этапов и направлений. Среди них были выделяют античный атеизм, свободомыслие при феодальном мире, буржуазный атеизм, русский рево- люционно-демократический атеизм итак далее. Известным атеизмом являлось марксистско-ленинское учение. Сегодня имеется два основных вида атеизма – стихийный и научный. Приверженцы первого варианта отрицают Бога, следуя здравому смыслу, а второго – опираются на данные науки. Важным аспектом является свобода вероисповедания В античном обществе исповедование только общепринятой религии было обязательной чертой гражданского полноправия. Общественное отправление чужих культов не допускалось, и иноверие заранее исключало человека из большинства политических и частных прав. Так, в ранней Римской империи принятие христианства означало одновременно утрату римского гражданства со всеми вытекающими последствиями. В период поздней Римской империи, когда христианство получило значение офици-
1
Культура. Религия. Толерантность учебное пособие / ОН. Сенюткина, О. К. Шиманская, АС. Паршаков, М. П. Самойлова ; под общ. ред. ОН. Сенюткиной. е изд. – М ИНФРА-М, 2016. – Сальной религии, напротив, исповедание только этого вероучения стало предметом охраны государственного закона. В 380 г. декретом предписывалось держаться правил, установленных апостолом Петром, под угрозой уголовных наказаний. Целой серией постановлений (381-385 гг.) запрещались языческие жертвоприношения, организация нехристиан- ских праздников. В Средние века отклонения от принципов господствующего вероисповедания (католического в Западной Европе, православного — в Византии, в Восточной Европе) рассматривались как ереси и всемерно преследовались в рамках канонического права. Согласно канонам мусульманского вероучения уравнение в правах мусульман и немусульман не допускалось, и немусульманам разрешалось исповедовать свои религии, не проявляя этого явно и открыто. Известная свобода вероисповедания допускалась только в Монгольском государстве (XIII-XIV вв.) до принятия монголами ислама в качестве официальной религии. В восточноазиатских государствах (Китае, Японии) принудительность вероисповедания не была безусловной как правило, допускались оба распространившихся исторически вероучения (конфуцианство и буддизм или буддизм и синтоизм. Однако приверженность некоторым сектам внутри буддизма преследовалась. Исповедание христианства могло допускаться, а могло быть запрещено под угрозой смерти. В Европе поворот в признании права человека на свободу верить, сообразуясь со своим только убеждением, осуществила Реформация
(XVI в. Мартин Лютер выдвигал как безусловное право человека верить по-своему и быть в этом свободным от принуждения власти. Границы деятельности мирской власти оканчиваются на пороге души, отмечал Лютер, помыслы которой могут быть ведомы лишь Богу. Если власть принуждает верить так или иначе, следует ослушаться и смиренно принять кару во имя спасения души
1
Постановлением Аугсбургского мира 1555 г. после Крестьянской и общегражданской войны в Германии впервые было закреплено право придерживаться или католического, или протестантского вероучения. В XVII в. в ряде западных государств были приняты первые законы, гарантирующие веротерпимость в рамках христианского исповедания (в Англии, например, в 1689 г. Однако это не сопровождалось признанием за инаковерующими полных гражданских прав. Более последовательным было законодательство просвещенного абсолютизма. Почти единовременно во многих странах были изданы законы о терпимости разных исповеданий (Пруссия, 1781 г, об уравнении всех христиан в правах (Австрия, 1781 го свободе вероисповедания для нелютеран (Швеция, 1781 го религиозной свободе (Дания, 1771 г, об уравнении прав протестантов (Франция, 1787 г. Все эти законы касались только разных ветвей христианства. Предоставление свободы вероисповедания мусульманам (хотя и без права на пропаганду своего вероучения) было реализовано только в России (1783 г. Во второй половине в. законодательство разных стран предоставило некоторую свободу и приверженцам иудаизма. Законченное признание принцип свободы вероисповедания получил в конституционных актах конца XVIII – первой половины XIX в. Однако затем в силу разных причин во многих конституциях было за Философия религии : учеб. пособие : в 3 частях / Е. И. Аринин. –- Владимир : Изд-во Владимирского гос. унта, 2009. – Ч. 2, кн. 1: Ч. 2 : в х кн, кн. 1 : Формирование христианской философии

58 креплено привилегированное или единственно официальное положение какого-либо одного вероисповедания. Гражданская свобода вероисповедания уравновешивалась принципом государственной церкви и, как правило, подавлялась им. Конституция объединенной Италии, основанная на Пьемонтском статусе 1848 г, объявляла государственной католическую церковь, датская конституция 1849 г. – лютеранство, греческая конституция 1864 г. – восточное православие. Признавая с 1856 г. право на свободу вероисповедания за христианами и равенство гражданских прав, законодательство Османской империи сохранило официальное значение только мусульманства. В ряде государств, признавая за гражданами свободу религиозных убеждений, конституционные законы сохраняли конкретные запреты на отдельные религиозные институции или проявления. Так, в Швейцарии запрещалось пребывание в стране иезуитов, основание новых религиозных орденов и восстановление прежде закрытых. Согласно Органическому закону Мексики 1873 г, в общей форме провозгласившему отделение церкви от государства, тем не менее запрещались монашеские ордена. Наиболее последовательно принцип религиозной свободы гражданина оказалось возможным осуществить в рамках отделения церкви от государства, хотя такой нейтралитет государства и вызвал критику со стороны церквей, прежде всего католической. В Европе одним из самых решительных в этом отношении стал французский закон 1905 г. Ив целом новый этап религиозной свободы пришелся на XX в.
1
религии. – 2011. – С. 97.
1
Шевченко ОМ. Сущность и виды ксенофобии: история и современность / ОМ. Шевченко ; отв. ред. ЮГ. Волков. Ростов-на-Дону : Антей, 2013. – С. 133.

59 С распространением христианства в Римской империи религиозная терпимость уменьшается. В Средние века связь церкви с государством стала наиболее прочной. Несмотря на это, многочисленные еретические движения Средних веков свидетельствуют об устойчивой исторической тенденции противодействия идеям клерикализма и властным амбициям церкви. Она проявлялась ив виде мистических учений, ив виде идеализации раннего христианства, ив форме радикальных оппозиционных со- циально-политических движений. С конца 14 в. в Европе ширится процесс приспособления религиозного мировоззрения к интересам третьего сословия. По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гуманизма. Т. Мор провозглашал право в обществе каждому следовать какой угодно религии, свободно ее пропагандировать и воздерживаться от оскорбления других религий. Гуманисты эпохи Возрождения, исходя из ценности человеческой личности, противопоставляли идею толерантности идее религиозной нетерпимости. В Новое время в обществе получают развитие светские представления о свободе религии, свободе вероисповедания, о свободе совести. На основе концепции естественного права строятся философские, политические и правовые теории, обосновывающие необходимость секуляризации общественных отношений. Борьба за свободу совести и свободу вероисповедания становится составной частью борьбы за утверждение гражданских прав и свобод. Все это создавало необходимые предпосылки для распространения идеи права свободы совести для всех членов общества независимо от отношения к религии.

60 Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате утверждал, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, иго- ворить то, что он думает, что с помощью предписаний и запретов власти никогда не смогут добиться желательных результатов, так как каждый по величайшему праву природы есть господин своих мыслей. По мнению Спинозы, только люди, имеющие свободу суждений в состоянии развиваться науки и искусство. В защиту веротерпимости выступали английские философ Т. Гоббс и Дж. Локк. Наиболее радикальными проводниками идей свободы вероисповедания и свободы совести в XVIII в. были французские просветители. Под влиянием теории естественного права прогрессивные деятели американского гуманизма Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин подготавливают билль Об установлении религиозной свободы и Декларацию независимости. Особой антиклерикальной направленностью отличалась Французская буржуазная революция. По мере совершенствования общественных отношений, расширения объема демократических прав и свобод в развитых государствах Европы и Америки свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеждений и на свободное проявление своего отношения к религии. Конституция Российской Федерации 1993 года отводит свободе совести важное место в системе гражданских прав и свобод. Российская Федерация провозглашается светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом В Федеральном законе О полиции указано, что Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Также от него требуется проявлять уважение к национальным обычаями традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
Выводы.
Проблема свободы вероисповедания была актуальной вовсе времена и продолжает оставаться таковой до сих пор. Принцип свободы вероисповедания формировался в течение веков ив разные времена понимался неодинаково. Сегодня зачастую в него вкладывается различный смысл, во многом определяемый исключительно политическими интересами. Современное понимание свободы вероисповедания имеет ввиду обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом.

62 Заключение Подведем итоги. Религия основана на вере в существование высших, сверхъестественных сил, в их влиянии на жизнь людей, в существование человека после смерти. Религия является специфическим отражением людьми проявлений природных и общественных сил. Значение религии состоит в том, что она решала жизненно важные задачи людей, живших в конкретное время в конкретных условиях. В какой-то степени они решали те же задачи, что и религии более ранних цивилизаций, но к ним присоединились государственные проблемы. Они регулировали отношения между различными социальными группами граждан, объясняли божественное происхождение верховной власти, призывали к терпению угнетенных и обездоленных. Важная роль принадлежала религии в сплочении народа в период становления государства, при необходимости отразить нашествие завоевателей. Церковные иерархи вселяли в людей надежду во времена эпидемий ив голодные годы. Сегодня значение религии в обществе несколько снизилось по сравнению со Средними веками. Однако для многих религия и церковь в мире, полном войн и ненависти, остаются единственным духовным убежищем, а потому значительную роль религии в современном обществе невозможно отрицать. В этой связи сотрудник органов внутренних дел должен соблюдать принцип беспристрастного отношения к представителям различных религий. Вместе стем, от него требуется противодействие религиозному экстремизму Список использованных источников

Ермишин ОТ. Философия религии : концепции религии в зарубежной и русской философии / ОТ. Ермишин. – М Изд-во ПСТГУ,
2008. – 221 с. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия Учебник. – М ИНФРА-М, 2010. – 519 с.
Нижников С.А. Философия. М НИЦ Инфра-М, 2012. – 461 с.
Островский ЭВ. Философия Учебник. – М Вузовский учебник,
2012. – 313 с.
Свергузов АТ. Философия Учебное пособие. – М Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. – 192 с. Свобода совести и диктатура миросозерцания история взаимоотношений и современные реалии / Ковалева СВ. и др. – Орел Картуш,
2016 – 161 с. Философия учебник / А.А. Аполлонов, В.В.Васильев, ФИ. Гире- нюк и др под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – е изд, перераб. и доп. – М Проспект, 2010. – 672 с.
Шафажинская НЕ. Философия Учебное пособие по дисциплине Философия. – М ИК МГУПП, 2009. – 110 с. История мировой философии Учеб. пособ. / Под ред В.Д. Губина, ТЮ. Сидориной. – М АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 494 с. Колесник М.О. Хрестоматия по философии Учебное пособие для курсантов и слушателей всех форм обучения. – Рязань Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. – 36 с. Колесник М.О. История философских учений. Краткий обзор Учебное пособие для курсантов и слушателей всех форм обучения. – Рязань Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. –
50 с. Культура. Религия. Толерантность учебное пособие / ОН. Сенют- кина, О. К. Шиманская, АС. Паршаков, М. П. Самойлова ; под общ. ред. ОН. Сенюткиной. е изд. – М ИНФРА-М, 2016. – 245 с. Матвеев ПЕ. Религия и мораль : ценностный аспект монография / ПЕ. Матвеев. – Владимир : ВлГУ, 2016. – 127 с. Мировоззренческая парадигма в философии парадоксы гуманизма монография / под ред. ММ. Прохорова. – Нижний Новгород ВГИ-
ПУ, 2008. – 308 с.

64
1   2   3   4


написать администратору сайта