Главная страница
Навигация по странице:

  • Контркультура

  • Философия. Философия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1). 3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.


    Скачать 0.95 Mb.
    Название3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.
    АнкорФилософия
    Дата10.10.2019
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1).pdf
    ТипЛекция
    #89435
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    3. Коммуникативная функция культуры формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает им средства общения – знаковые системы, оценки
    1
    Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, а также ин-
    1
    Островский ЭВ. Философия Учебник. – М Вузовский учебник, 2012. – С.
    45.

    17 ститутов, занимающихся накоплением, сохранением и распространением информации.
    4. Функция социализации обеспечивает включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. Входе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии сними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе стем этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе персональный состав общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конечно, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поколение благодаря социализации.
    5. Компенсаторная и игровая функции обеспечивают отдых и разрядку. Формами компенсации являются досуговая деятельность, туризм, общение с природой и другие формы отвлечения человека от участия в тех или иных видах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой компенсации являются праздники, вовремя которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения
    1
    Игровая функция культуры проявляется не только в разнообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, Развлекательные игры носят характер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрителей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в жизни. Выводы. Культура выполняет целый ряд важных функций адаптивную интегративную коммуникативную функцию социализации компенсаторную и игровую функции. Благодаря культуре общество оказывается связанным в единое целое.
    3. Виды культуры Структурирование культуры предполагает выделение в обширном поле культур нескольких видов. По потребителю выделяют элитарную и народную культуры.
    1
    Островский ЭВ. Философия Учебник. – М Вузовский учебник, 2012. – С.
    60.

    19 Элитарную культуру впервые проанализировал испанский мыслитель Ортега-и-Гассет. Элитарную культуру можно понимать двояко. Элитарной можно назвать культуру высших слоев общества, независимо от ее уровня. Другой подход предполагает, что элитарная культура отличается высоким уровнем своего идейного содержания. В этом смысле элитарная культура творит новые идеалы, ценности, смыслы, задающие направление движения всему обществу характеризуется высокой степенью образованности противостоит культуре большинства, массовой, народной культуре. Так, к элитарной культуре относят классическую литературу, живопись, музыку (творчество Достоевского, Толстого, Чайковского и т.д.). Элитарная культура отличается сложностью, специализированно- стью, креативностью, новационностью; способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и высокими жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе посвященных индивидуализацией норм, ценностей созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и культурного кругозора использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой интерпретации обычного закрытостью, узостью, обособленностью от

    20 целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания
    1
    Элитарной культуре в настоящее время противостоит массовая культура – специфическая разновидность духовного производства, ориентированная на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта
    2
    Основные признаки массовой культуры серийный характер предметов ее потребления примитивные стандарты жизни и отношений между людьми развлекательность, забавность, сентиментальность натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры культ сильной личности, культ жизненного успеха. Массовая культура нацелена на эмоции, а не на разум (высокий уровень развития мешает ее восприятию. Массовая культура выгодна правящим классам. Она отвлекает народные массы от подлинных проблем, выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни – отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование. При этом массовая культура затуманивает общественные отношения, сводя их к борьбе плохих и хороших героев. Вместе стему массовой культуры имеются и положительные стороны. Так, в ее произведениях встречаются и прогрессивные идеи. Время
    1
    Нижников С.А. Философия. М НИЦ Инфра-М, 2012. – С. 124.
    2
    Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – е изд. – М Политиздат,
    1986. – Сот времени она тиражирует и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Таким образом, благодаря ей, культурные ценности становятся доступны большому числу людей. Кроме того, массовая культура снимает стресс. Народная культура носит ярко выраженный этнический характер, отражает исторический опыт этноса, создается коллективными усилиями народа, обычно является анонимной, воплощается в фольклорных формах мифах, эпосах, сказаниях и т.д. Не следует полностью отождествлять народную культуру с национальной. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Она отличается неповторимостью языка, религии, искусства. Наконец, есть мировая культура. Это синтез лучших достижений национальных культур различных народов, населяющих планету. В каждом обществе выделяется доминирующая культура – совокупность верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Также можно сказать, что доминирующая культура – это совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны. Зрелая, доминирующая здесь и сейчас, сопряженная с социальными реалиями, традиционная культура конкретной эт- носоциальной общности также может быть названа официальной или базовой. В тоже время общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами. Субкультура – культура отдельных национальных, социальных, демографических трупп людей внутри большой национальной культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов. Широкое распространение имели субкультуры активно- созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности (человек человеку друг, товарищи брат, официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В тоже время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также ив субкультурах позитивной направленности. После распада СССР в Российской Федерации появилось много субкультур, в основном по западному образцу. Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют фабриками насилия, отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. Особо привилегированные (босс, бугор, рог зоны) – неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. Просто привилегированные (борзый, отрицала)
    – сподручные и советники босса. Они – исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят нейтральные (пацаны, мужики) – основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь непривилегированным (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над лишенными привилегий (опущенные, обиженные. Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм прописка. Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.
    Контркультура культура, находящаяся в конфликте с доминирующей культурой. Этот термин ввел американский социолог Роззак.
    Контркультура утверждает новые социокультурные ценности и установ-
    1
    Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – е изд. – М Политиздат,
    1986. – С. 267.

    24 ки, противоречащие основным принципам традиционной культуры
    1
    Термин «контркультура» употребляется в двух значениях как противопоставление ценностям господствующей культуры как отождествление с молодежными антибуржуазными выступлениями х гг. XX века хиппи, панки и др, которые продемонстрировали полное неприятие принципов западной культуры. С философской точки зрения контркуль- тура находится в диалектической взаимосвязи с культурой. В ряде случаев контркультуры являются тупиковыми. Например, хиппи, сих культом наркотиков, отрицанием гигиены, государства, упорядоченных половых отношений. Другие контркультуры могут со временем развиться и стать доминирующими. Пример – христианство, возникшее, как контр- культура по отношению к доминировавшей языческой культуре. Выводы. Культура имеет различные проявления. В этом отношении она не выглядит чем-то единым. Наряду с доминирующей культурой общества в нем существуют субкультуры, выделяемые по возрасту, профессии, роду занятий и другим принципам. Элитарная культура, выдвигающая новые образцы для подражания, сочетается в обществе с массовой культурой, а также народной культурой. Культура постоянно борется с контркультурой.
    4. Культурные процессы Существуют следующие законы культуры закон единства и многообразия культуры закон преемственности в развитии культуры закон
    1
    Афонин В. А, Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск Элтон-2, 2008. – 296 с.

    25 прерывности и непрерывности (новаторства и традиции закон взаимодействия культур
    1
    Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посредством независимых открытий культурных заимствований (целенаправленного подражания культурной диффузии (стихийного распространения. Первый путь означает, что некое явление культуры изобретается самостоятельно. Бывает, что одно и тоже изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Открытие одних и тех же культурных чертили образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий. Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение животных и окультуривание злаков, которая произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и
    3 000 лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизация майя. Культурные заимствования (аккультурацию специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Пример аккультурации – заимствование индейцами колеса у европейцев. Культурному заимствованию предшествует культурный отбор, в котором проявляется селективность культуры. Селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Выделяют четыре основные причины селективности культура еще не созрела для заимствования данных изобретений новые элементы грозят
    1
    Нижников С.А. Философия. М НИЦ Инфра-М, 2012. – С. 49.

    26 разрушить сложившуюся в обществе культуру идеология запрещает заимствование новых элементов как враждебных, чуждых, плохих члены общества не считают, что новые элементы нужны им. Культура, которая заимствует чужое, называется культурой- реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой- донором. Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество причем, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. Культурные заимствования могут быть стихийными и неуправляемыми целенаправленными и сознательными. Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черти комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Например, в русскую культуру проникают тюркские слова, блюда, обычаи, в тюркские культуры – русские слова, блюда и обычаи. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равными сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Диффузия культурных инноваций принимает два направления – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом. Заимствование полицейскими лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора – вертикальным. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и полицейских в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы

    28 высокой моды, престижного потребления, литературный языки др. Высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться. Культурная диффузия несет обществу как позитивные, таки негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, ас другой – ее примитивизацию, граничащую с опошлением Встречается также культурная аккомодация – вынужденное приспособительное освоение языка и ценностей другой культуры. Пример – изучение английского языка как языка международного общения. В некоторых случаях влияние чужой культуры оказывается настолько сильным. Что собственная культура растворяется в ней. Это называют культурной ассимиляцией. Культурная ассимиляция – это слияние одной культуры (народа) с другой путем усвоения ее языка, обычаев и утраты своей национальной специфики. Например, многие народы, попавшие под власть Китая, подверглись китаизации, утратили собственную культуру, и сегодня считают себя китайцами и воспринимаются иностранцами как китайцы. Культурной ассимиляции подверглись древние египтяне, финикийцы и другие народы Востока, которые приняли арабскую (мусульманскую) культуру, арабизировались. Выделяют еще ряд процессов в культуре. Культурный лаг – ситуация, при которой одни части культуры изменяются быстрее, а другие
    1
    Антология исследований культуры. – СПб., 1997. – С. 23.

    29
    – медленнее. Например, политическая и правовая культуры в современной России отстают от экономической культуры. Культурная трансмиссия – передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Разрыв в культурной цепи происходит в результате войн, революций, когда гибнут носители культурных традиций или неожиданно меняется их образ жизни. Например, мыс трудом реконструируем культуры Древнего Египта, Микенской Греции, так как культурная трансмиссия там прервалась. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Соответственно, когда молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству, имеет место культурная аккумуляция
    – добавление к накопленному культурному наследию новых элементов. Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия, указывающее на ту часть материальной и духовной культуры, которая
    1
    Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. МС создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В числе каналов культурной аккумуляции называют музеи и библиотеки. Противоположный процесс называется культурным истощением. Культурное истощение – процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется. Причина культурного истощения – отрицание старой культуры (тезиса, новой культурой (антитезисом. Поэтому сточки зрения диалектики культурное истощение является относительным, оно имеет место в определенные периоды отката от достигнутых культурных уровней. Например, культурное истощение наблюдалось после падения Римской империи под ударами варваров, возможно, происходит в современной России после гибели советской культуры. Однако по закону отрицания отрицания на смену антитезису придет синтез в лице новой культуры, вобравшей в себя черты старого и нового (тезиса и антитезиса. Культурная аккумуляция продолжится. Также в культуре наблюдается такой процесс, как интеграция культуры – объединение культурных различных элементов в некую целостность. Также это процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы. Так, признаки культурной интеграции мы можем наблюдать в современном Европейском союзе. Диверсификацией культуры называют распадение, расчленение единой культуры на составные части. Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура

    31 распадается на множество культур. Это может привести к гибели культуры. В других случаях диверсификация может быть частичной и представлять собой разделение доминирующей культуры на множество суб- культур, те. увеличение степени разнообразия культуры. В таком случае доминирующая культура в целом выживает и даже обогащается. Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы. Ярким примером служит распространение английской, французской и испанской культур по всему миру. Выводы. Культурная ситуация непрерывно изменяется, культура постоянно находится в динамике. Входе культурных процессов происходит как взаимообогащение культур, таки стирание наименее стойких из них. Тем не менее, на протяжении более чем двух миллионов лет культура человечества продолжает развиваться, несмотря на периодические спады и катастрофы. Заключение Подведем итоги. Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни,
    чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но все это – лишь небольшая, хотя и очень важная часть культуры. Культура – это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. Культура, ив первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество. Культура играет важную роль в жизни общества и отдельного человека. Она сделала возможным переход от регуляции на основе рефлексов, инстинктов, те. жестких врожденных шаблонов, к социальной регуляции. В форме культуры люди создали своеобразную надстройку из символических феноменов в виде норм, обычаев, правил игры, оценок, что позволило им вести предсказуемую скоординированную жизнь. Следовательно, культура – важнейшая субстанция социальной жизни, асоциальная реальность – это социокультурная реальность. Благодаря тому, что человек изобрел символически-культурную связь, наполненную моральными нормами, ценностями, законами, критериями добра и зла, и стала возможна социальная жизнь. Список использованных источников Антология исследований культуры. – СПб., 1997.
    Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. – Л, 1967.
    Афонин В. А, Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск Элтон-2,
    2008. – 296 с. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия Учебник. – М ИНФРА-М, 2010. – 519 с.
    Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. – 1969. – № 8.
    Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии.
    – 1983. – № 2.
    Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М, 1983.
    Нижников С.А. Философия. М НИЦ Инфра-М, 2012. – 461 с.
    Островский ЭВ. Философия Учебник. – М Вузовский учебник,
    2012. – 313 с.
    Свергузов АТ. Философия Учебное пособие. – М Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. – 192 с. Философия учебник / А.А. Аполлонов, В.В.Васильев, ФИ. Гире- нюк и др под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – е изд,

    33 перераб. и доп. – М Проспект, 2010. – 672 с.
    Шафажинская НЕ. Философия Учебное пособие по дисциплине Философия. – М ИК МГУПП, 2009. – 110 с.
    Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания Учебное пособие. – М ИНФРА-М, 2011. – 408 с.
    Гудинг Д, Леннокс Дж. Мировоззрение человек в поисках истины и реальности. Т. Кн / Д. Гудинг, Леннокс Дж. – Ярославль Норд,
    2004. – 408 с 480. История мировой философии Учеб. пособ. / Под ред В.Д. Губина, ТЮ. Сидориной. – М АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 494 с. Колесник М.О. Хрестоматия по философии Учебное пособие для курсантов и слушателей всех форм обучения. – Рязань Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. – 36 с. Колесник М.О. История философских учений. Краткий обзор Учебное пособие для курсантов и слушателей всех форм обучения. – Рязань Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. –
    50 с. Мировоззренческая парадигма в философии парадоксы гуманизма монография / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Волжский гос. инженерно-педагогический унт под ред. ММ. Про- хорова]. – Нижний Новгород ВГИПУ, 2008. – 308 с.
    Силичев ДА. Культурология. – МС Философия Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – е изд, пере- раб. и доп. – М Юристъ, 2004. – 520 с. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. МС. Ка- гана, Ю.С.Перова и др. – СПб., 1995. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – е изд. – М По- литиздат, 1986. – 590 с.
    Хаврак А.П. Философия Учебно-методическое пособие / Под ред.
    В.Ю. Попкова. – М ИМЦ ГУК МВД России, 2003. – 464 с.

    34 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ (ЧАСТЬ 2) Введение Религия была и остается влиятельной формой мировоззрения. Поэтому неудивительно, что феномен религии привлекает внимание многих философов. Начиная с XVII столетия можно говорить о возникновении философии религии, у истоков которой стояли видные мыслители своего времени. Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования. Она не является ни философским вероучением, ни верой, исповедуемой тем или иным религиозным мыслителем. Она представляет собой философское исследование некоторого всеобщего человеческого проявления, называемого религией. Как таковая философия религии представляет собой науку о религии в узком смысле слова. Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью освоения для сотрудников органов внутренних дел философских подходов к религии, которая продолжает оказывать существенное влияние на поведение значительной части населения. Целью лекции является изучить основные подходы к ценностям с философской точки зрения. Задачи лекции – рассмотреть сущностные характеристики религии изучить типологию религий, проанализировать альтернативы в понимании Бога. Теоретическая значимость лекции заключается в осмыслении различных аспектов феномена религии.

    35 Практическая значимость лекции состоит в том, что знание философии религии помогает сотруднику органов внутренних дел эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта