Философия. Философия.Ф.Л.Т.12.Философия культуры и религии.ПОНБ (1). 3 Лекция 4 часа философия культуры и религии (часть 1) план введение с. 4 Вопрос 1 Понятие культуры с. 5 Вопрос 2 Функции культуры с.
Скачать 0.95 Mb.
|
1. Религия как предмет философского исследования Говоря обобщенно, религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. При этом существовали и существуют только конкретные религии. Религии вообще никогда не существовало. Что представляет собой религия Во-первых, она – проявление сущности общества. С помощью религии можно увидеть сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности. Следовательно, в религии есть нечто адекватное сущности общества. Но эти характеристики общества находятся в религии вскрытом виде. Поэтому нужна методология, которая позволяла бы нам переводить язык религии на язык общественных отношений 1 Во-вторых, религия есть закономерно возникающий аспект в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности. Религия – неслучайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Она необходимо возникает на определенном этапе развития общества. Оно отчасти детерминировано развитием материального про Ермишин ОТ. Философия религии : концепции религии в зарубежной и русской философии 36 изводства, поскольку прибавочный продукт позволяет направить силы на духовное творчество. Но нельзя сказать, что религия зависит только от каких-то экономических, моральных и других аспектов жизнедеятельности общества. Религия оказывает обратное влияние как на экономику, таки на различные области духовной сферы. В-третьих, религия – это способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения. Отчуждение – это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главный вид отчуждения, против которого и призвана бороться религия – внутреннее самоотчуждение личности, утрата Я, апатия, неосмысленность. Саморазорванность, самопротиво- речивость мира соответствующим образом представлены в религии. Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает в качестве способа их преодоления. В-четвертых, религия – это отражение действительности. Религия запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение действительности, то она содержит соответствующую информацию об отражаемом. В религии отражаются многообразные явления действительности. Прежде всего она отражает те стороны, которые обуславливают несвободу и зависимость людей. Результаты отражения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих действиях, нормах и структурных схемах. В-пятых, религия – это подсистема общества. Каждая сфера духов ОТ. Ермишин. – М Изд-во ПСТГУ, 2008. – С. 5. 37 ной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, складывается структура. В религии выделяют сознание, деятельность, отношения, институты, организации. В-шестых, религия – это феномен культуры. Религия синтезирует определенные явления искусства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. В те эпохи, которые являются для религии наиболее благоприятными, она доминирует, охватывает почти всю область культуры. Такая ситуация, например, сложилась в Средние века. При переходе от феодализма к капитализму наоборот, происходит секуляризация и различные сферы духовной культуры философия, искусство, мораль, наука – постепенно освобождались от религиозного влияния. Религия выполняет ряд функций. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем, миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии, мирочув- ствование (эмоциональное принятие или отвержение, мироотношение оценку. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, Абсолюты, сточки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание 1 Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей – в плане как перестройки 1 Мировоззренческая парадигма в философии парадоксы гуманизма монография / под ред. ММ. Прохорова. – Нижний Новгород ВГИПУ, 2008. – С. 67. 38 сознания, таки изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе ив том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию Религиозное сознание предписывает два плана общения 1) верующих друг с другом 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция водном отношении – объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом 1 Религия выполняет культуретранслирующую функцию Она способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей ре Культура. Религия. Толерантность учебное пособие / ОН. Сенюткина, О. К. Шиманская, АС. Паршаков, М. П. Самойлова ; под общ. ред. ОН. Сенюткиной. е изд. – М ИНФРА-М, 2016. – С. 23. 39 лигиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др, отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Роль религии в обществе нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на общество и другие сферы общественной жизни обратное воздействие. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит наложение религиозных отношение на другие общественные отношения 1 Степень влияния религии зависит от ее места в обществе, оно изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. В определенных условиях религия может активно влиять на развитие национальной культуры, укреплять этническое, национальное самосознание, нов тоже время может способствовать формированию этноцентризма, служить фактором изоляции и обособления данного этноса от других. Нередко религиозность соединяется с идеей этнической исключительности, шовинизмом, а национальная рознь усиливается рознью религиозной. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры меняется. Выводы Характеризуя религию важно понять в ней соотношение общегуманистического и частного. В настоящее время широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического, однако это мнение не учитывает ряда фактов. В религиях представлены самые различные культуры. В религии переплетаются компоненты об- щегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, глобальные и локальные. В различных ситуациях могут выступать не передний план те или другие компоненты. Религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко неодинаково выражать указанные тенденции. В современных условиях значимость деятельности религиозных институтов, групп, партий, лидеров определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей. 2. Типология религия Существуют различные классификации религий (различают религии языческие и откровенные, естественные и богодухновенные», естественные и этические, зависимости и свободы, политеистические, генотеистические и монотеистические и т.д.). Характеристика типов религий может быть проведена по их центральным представлениями понятиям. Рассмотрим ранние формы религии. Одной из них следует считать тотемизм – веру в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных и растений, иногда с явлениями природы и неодушевленными предметами Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамери- 1 Поздняков А.А. История философии религии Нового времени. – Орел ОГИК, 2016. – 120 с. 41 канских индейцев означает род его. Возникновение тотемизма тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами Это наше мясо. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальников и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение, и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными способностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, ас другой стороны – к изменению отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах 1 Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный меха Культура. Религия. Толерантность учебное пособие / ОН. Сенюткина, О. К. Шиманская, АС. Паршаков, М. П. Самойлова ; под общ. ред. ОН. Сенюткиной. е изд. – М ИНФРА-М, 2016. – 42 низма регулирования социальных отношений. Так, половозрастные табу разделили первобытный коллектив на брачные классы и тем самым исключили половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, старикам, женщинам, детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива 1 Таким образом, тотемистические верования, корни которых обнаруживаются в специфике хозяйственной деятельности людей ив кровнородственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующие функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленными запретами-табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. У первобытных людей было широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу – эта форма религиозных верований получила название фетишизм (от латинского слова factitius – магически искусный Фетишизм может быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Фетишем – мог стать любой предмет, почему- либо поразивший воображение человека камень необычной формы, ку- С. 78. 1 Мировоззренческая парадигма в философии парадоксы гуманизма монография / под ред. 43 сок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Чаще всего фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиши оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Еще одной формой первобытных верований была магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам Истоки этой формы религиозных верований наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе Магия, наука и религия. Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов Тробриан, Б. Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, урожай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Эти наблюдения позволили Б. Малиновскому сделать вывод, что сфера магии – это деятельность повышенного риска. Магия приходит на ММ. Прохорова. – Нижний Новгород ВГИПУ, 2008. – С. 145. 44 помощь человеку, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствуют случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхчеловеческих сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические представления и обряды носили синкретический характерно в дальнейшем произошла их дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методами по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие, инициальную (магический акт направленна объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности, парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы, «имитативную» воздействие. По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.п. К первобытным формам религиозных верований исследователи также относят анимизм (от лат. anima - душа) – веру в существование души духов Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Тайлором (1832-1917) в его работе Первобытная культура. Согласно Тайлору, они развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник входе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, 1 Ермишин ОТ. Философия религии : концепции религии в зарубежной и русской философии / ОТ. Ермишин. – М Изд-во ПСТГУ, 2008. – С. 66. 45 болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, первобытный философ вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая входе сложной эволюции трансформировалась из полиде- монизма в политеизма затем ив монотеизм. Основываясь на древности и широкой распространенности в первобытной культуре анимистических верований, Э. Тайлор выдвинул формулу Анимизм есть минимум определения религии. Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при обсуждении тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования так называемых диких народов зачастую не содержат в себе элементов анимизма. Такие верования были названы «преанимистическими». По Р.Маррету, например, аниматизм – стадия первобытной религиозности, предшествующая анимизму. Аниматизм (от лат. animatus — одушевленный, вера в безличную одушевленность природы или отдельных ее частей и явлений 46 Некоторые ученые (ЛЯ. Штернберг) рассматривают аниматизм как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие (В. Г. Бого- раз-Тан) считают, что они сосуществовали. Полидемонизм – почитание множества духов Он возникает в условиях позднеродового строя, когда безличные духи наделялись своими функциями, видами, деятельностью. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловливало выдвижение напер- вый план фигуры бога данного племени. Этот бог становился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных включались боги других племен. Развивался культ предков – обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческими божественным он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, стечением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху. Обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от нее молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать ее друзьям, вредить врагами т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в 47 его помощи, боится его гнева и мести с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. Культ предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из нее организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей. С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом – одежды, сосуды, оружие, рабов, жен, коней и пр. Индусы, в течение тысячелетий, каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными об- рядностями. Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами – добрыми, святыми, блаженными божествами гробницы были храмами этих божеств на них вырезались надписи «бо- гам-манам» или, у греков, подземным богам. Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. Виз- вестные дни года на каждую могилу приносили трапезу первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу 1 Культура. Религия. Толерантность учебное пособие / ОН. Сенюткина, О. К. Шиманская, А. 48 По мере разделения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств формировался политеизм – религиозное представление о существовании нескольких или многих богов. Возникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Политеизм, превращающий наиболее почитаемых духов в божества.Над бестелесными душами и духами предков, местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться более могучие божества, влияние которых не ограничивается местными, индивидуальными или племенными условиями. Примером политеизма служить религиозные представления кондов – дравидских племен, обитающих в горных районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных духов, они управляют природными явлениями и влияют на человеческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей, которые стали божествами – покровителями племен. Выше их стоят шесть великих богов бог дождя, богиня первых плодов, бог плодородия, бог охоты, бог войны, бог – судья умерших. Еще выше этих богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли Тари Пенну. Складываются супремотеизм – почитание многих богов, но при приоритете одного, и генотизм – признание существования множества богов, но почитание одного. Супремотеизм означает, что один из богов политеистического пантеона, занимая первенствующее положение, уже подчиняет себе всех остальных богов. Последние дела- С. Паршаков, М. П. Самойлова ; под общ. ред. ОН. Сенюткиной. е изд. – М ИНФРА-М, 2016. – С. 112. 49 ются простыми служителями верховного божества, исполнителями его приказаний. Далее эти боги исчезают совсем, и наступает монотеизм – единобожие, характерное для мировых религий 1 Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь – в Китае, Ра – в Египте, Индра и Шакра – в Индии. Но эти богине были бесформенными существами, они были богами – зооморфитами, антропоморфитами, со- циоморфитами. Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с мольбой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древнегреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана – божество, олицетворяющее небо. Важное значение в политеистических системах имели боги- воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог пле- мени-гегемона. Так появляется генотеизм (энотеизм) – одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, таили иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется 1 Поздняков А.А. История философии религии Нового времени. – Орел ОГИК, 2016. – 120 столько ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма. У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм – представление о существовании единственного Бога. Монотеизм религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего. Часто выделяют родоплеменные, народно-национальные и мировые религии. Родоплеменные религии сложились в условиях перво- |