Главная страница

Философия_задание. философия. 3. Охарактеризуйте диалектический материализм понятие диалектического материализма


Скачать 20 Kb.
Название3. Охарактеризуйте диалектический материализм понятие диалектического материализма
АнкорФилософия_задание
Дата13.11.2021
Размер20 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипДокументы
#271115

3. Охарактеризуйте диалектический материализм:

- понятие «диалектического материализма»

- раскройте сущность диалектического материализма, укажите отличия данной

исторической формы материализма от других

- покажите как трактуется основной вопрос философии с точки зрения марксизма

- рассмотрите как решаются проблемы материи, движения (пространства и времени)

- ответьте на вопрос о том какие нововведения происходят в теории познания

- покажите что нового привносится в учении о человеке

- рассмотрите какие нововведения происходят в социальной философии.

Диалектический материализм – философское учение, утверждающее первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Согласно диалектическому материализму, материя – единственная основа мира, сознание – свойство материи, движение и развитие мира – результат постоянного преодоления его внутренних (неизбежных) противоречий. Основой учения послужили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, развитые Лениным и другими философами-марксистами.

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

- развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Принципиальное отличие диалектического материализма К. Маркса от прежнего материализма:

- признание развития и качественного разнообразия мира. Прежний материализм был метафизическим (отрицал развитие и многообразие мира).

5. Значение философии марксизма:

Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.

Согласно марксизму, все народы в целом должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему, где не будет больше эксплуатации, нищеты, где полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей, где люди будут управлять машинами, а в свободное время заниматься самоусовершенствованием — писать стихи, читать книги, философствовать и т.д.

Основоположники марксизма считали, что экономика, прежде всего производство является первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Маркс и Энгельс считали, что когда общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Особое внимание уделяется борьбе классов как движущейся силой истории и критике капитализма. Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий; Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей -- пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

6. Отличие материализма К. Маркса и Ф. Энгельса от материализма Л. Фейербаха

Материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

Материализм Л. Фейербаха

  1. Идеальное – все материальное

  1. Настаивает на восхождении от материального к идеальному. Основу идеального составляет природа и человек

  1. Любовь и весь внутренний мир К. Маркс и Ф. Энгельс отодвигают на второй план, выдвигая на первый внешний мир, который окружает человека

  1. Ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств он выделяет любовь, оставаясь при этом материалистом

3. Экономические отношения определяют все другие общественные отношения - отношения прав, политики, религии и нравственности. То есть экономическое главенствует над всем, даже над внутренним миром человека.

3. Фейербах не выделял экономические отношения людей столь значительно. Но так же высказывал мысли о необходимости справедливости общественных отношений.

  1. Маркс считал, что диалектика – общенаучный метод исследования

4. Фейербах полностью отвергал диалектику

  1. Марксисты видели прямую связь между политической борьбой и общественным развитием

5. Фейербах не видел смысла политической борьбы в общественном развитии

  1. Энгельс и Маркс распространили материализм на познание общества, создав исторический материализм.

6. Фейербах не был сторонником исторического материализма.

  1. Карл Маркс утверждал, что сущность человека – историческая, социокультурная, а не чисто природная

7. Человек рассматривается Фейербахом как биологическое существо.

7. По образному выражению К. Маркса, диалектика у Гегеля стояла «на голове», ее нужно было поставить «на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Прокомментируйте.

Карл Маркс выражает свое мнение о диалектике Гегеля и критикует ее, предлагая свои диалектические методы. Его позиция состоит в том, что диалектика Гегеля является неокончательной и неистинной. Материалистически перерабатывая диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и создал диалектический метод, который в корне отличен от гегелевского. Если у Гегеля процесс мышления выступает творцом действительности, то у Маркса объективная диалектика (движение природы и общества) определяет субъективную диалектику (движение понятий) в соответствии с материалистическим решением основного вопроса философии. Поэтому только в марксистской философии диалектика становится наукой, изучающей всеобщие законы развития объективного мира и человеческого познания.


написать администратору сайта