Главная страница
Навигация по странице:

  • В естественном состоянии

  • Руссо. 3. Политикоправовая доктрина ЖанЖак Руссо


    Скачать 15.11 Kb.
    Название3. Политикоправовая доктрина ЖанЖак Руссо
    Дата10.11.2022
    Размер15.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРуссо.docx
    ТипДокументы
    #780282

    3. Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо

    Жан-Жак Руссо (1712--1778) -- один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

    Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: "Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" (1750), "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754), "О политической экономии" (1755), "Суждение о вечном мире" (впервые опубликовано после смерти в 1782 г.), "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).

    Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.

    Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.

    В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

    Выход из таких условий состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели выгоды политической. Созданные путем договора государство и законы наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства.

    Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

    В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями.

    При этом основную задачу подлинного общественного договора он видит в создании такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

    Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве.

    Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать -- с точки зрения разума, справедливости и права -- переход от естественного состояния в гражданское. Подобные идеальные представления Руссо находятся в очевидном противоречии с его же догадками о роли частной собственности и неравенства в общественных отношениях и обусловленной этим объективной необходимости перехода к государству. Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения.

    Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан. В общественном состоянии, считает Руссо, ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один -- быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать.

    Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан, поскольку оказывается, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций. "Наконец, когда одна из этих ассоциаций настолько велика, что берет верх над всеми остальными, получится уже не сумма незначительных расхождений, но одно-единственное расхождение. Тогда нет уже больше общей воли, и мнение, которое берет верх, есть уже не что иное, как мнение частное" В этой связи Руссо присоединяется к мнению Макиавелли о том, что "наличие сект и партий" причиняет вред государству. "Если же имеются частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними".

    В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином.

    В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете -- суверенитете народа. При этом под "народом" как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т, е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, "третье сословие", "трудящиеся" и т. д.), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т. д.).

    Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она, "напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами".

    Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.

    Поясняя соотношение законодательной и исполнительной властей, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них моральная, другая -- физическая. Первая – это воля, определяющая акт; вторая -- сила, его исполняющая.

    Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы "оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства".

    В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу.

    При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением.

    Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, наиболее важные из всех, -- нравы, обычаи и особенно мнение общественное. При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы.

    Применительно к этим политическим (основным) законам Руссо отмечает, что в них всеобщий характер воли сочетается со всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает подданных как целое (а не как индивидов), а действия как отвлеченные (но не как отдельные поступки).

    Цель всякой системы законов -- свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства.

    Великого законодателя Руссо сравнивает с механиком-изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя -- с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину.

    Законодательную власть Руссо характеризует как "сердце Государства". В случаях крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, можно приостанавливать священную силу законов и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на достойнейшего, т. е. учредить диктатуру и избрать диктатора. При этом Руссо подчеркивал краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена.

    Таким образом, Ж. Ж. Руссо идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек -- существо доброе.

    Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". Общественный договор -- это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность "превращается в нераздельную часть целого".

    В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия.

    Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.




    написать администратору сайта