21. Характеристика способностей к изобразительной деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и явл-ся условием успешного выполнения той или другой деятельности. Виды способностей: 1.Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.
2.Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности. Способность к изо деятельности – специальная способность. Она характеризуется показателями: Высокая эмоциональность; творческое воображение; яркость зрительного восприятия; образная память; чувства формы и цвета.
Наталья Сакулина выделила 3 компонента способностей к Изо деятельности: 1.восприятие и связанные с ним представления, 2. Способность создавать изображения, 3. Овладение технической стороной рисования. 1-я степень способностей – талантливость. Талант – способность создавать оригинальные предметы, отличающиеся новизной и высоким совершенством. 2-я степень Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая создать принципиально новое. Одаренность- сочетание различных высокоразвитых способностей.
14.Дидактические основы руководства изо деятельностью детей. 9принципов обучения изобразительному искусству: 1) воспитывающий характер обучения; 2) научность; 3) систематичность и последовательность в обучении; 4) сознательность и активность детей; 5) доступность обучения; 6) прочность усвоения знаний, умений и навыков; 7) учёт индивидуальных особенностей детей; 8) наглядность обучения; 9) связь обучения с практикой, жизнью.
Задачи обучения рисованию. Задачи воспитания и развития: 2 мл.гр. – 1 занятие в неделю задачи1. воспитывать устойчивый интерес к рисунку;2. учить правильно сидеть за столом;3. слушать воспитателя;4. Развивать мелкую моторику.
ср. гр. 1 занятие в неделю задачи:1.воспитывать устойчивый интерес к рисованию;2. разв. Восприятия;3. разв. самост-ти;4. разв. эстет. чувства, творчества.
ст. гр. – 2 занятия в нед.1.понимать зависимость качества изображения от изобр-я предмета; 2. развивать личный вкус.
Образовательные задачи:
ЦВЕТ.2мл.гр. – знать и различать: красный, желтый, синий, зел., чёр., белый, розовый, голубой, серый.
Ср. гр. - +, корич., оранж, фиал., свет. и тёмн. зелёный. Ст .гр. 1. делить цвета на группы: яркие (спектральные); тёмные (чер, сер); светлые (роз.). 2. самостоятельно получать светлые тона.
ФОРМА.2мл.гр: круг, квадрат, треугольник. Ср. гр.: +, прямоугол., овал, трапеция. Ст. гр.: +, ромб, многоугольник
Изобразительные задачи.
Мл.гр.: - изображать не сложные предметы использовать различные ср-ва выразительности (цвет, линию, форму); Ср.гр.: Представить форму и строение некот. предметов; Задумывать рисунки, развивать творчество и самостоятельность. Ст.гр.: Изображать несложный предмет, передавая особенности + учить рисовать с натуры.
|
24. Развитие у детей способностей к изо. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения. Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. Это объясняется тем, что у маленького ребенка отсутствует анатомо-синтетическое мышление, т.е ему еще сложно создать целостный образ. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.
Флёрина развитие изо способностей описала схематично: 1.Форма. 2.Цвет.
3.Движение. 4.Композиция.
Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.
Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д. Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.
Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона. 20. Этапы творческой изо деятельности. Процесс творчества включает 4 этапа:1 накопление представлений. 2. Период возникновения замысла. В мл. гр. замысел отсутствует либо не устойчив. Предварительное обдумывание работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. В ст. гр. – замысел носит творческий характер. 3. процесс создания изображения. Основная задача педагога Помочь подобрать и использовать средства худ. выразительности. 4. анализ результата.
13. Художественные методы создания произведений искусства. Термин “художественный метод” обозначает инструмент, вырабатывающий художественные образы – эстетические знаки, репрезентирующие эстетичес-кую информацию, которая зако-дирована определенным способом в художественной и предметной формах. Ознакомление детей дошк-го возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача педагога - так организовать изобразительную деят-ть детей, чтобы она носила активный и творческий хар-р. Для ознакомления детей дошк-го возраста с произведениями изобразит-го искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные.
| 23. Особенности детского рисунка как продукта худ. творчества. Коррадо Ричче провел исследования детского рисунка в 1914г. Рисунок - самостоятельное художественное произведение, носит все признаки, результат. Художественные признаки детского рисунка: содержание детской графики; гуманизм, оптимизм графики; смелость процесса создания изображения; декоротивизм рисунка; антропоморфизм – очеловечение; прозрачность; выразительность в цвете, композиции. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидания только добра.
19. Особенности детского изо творчества. Творчество-создание художественных образов на основе анализа наиболее характерных особенностей объектов. Необходимые условия для возникновения творческой деятельности: наличие способностей; наличие воображения; наличие изображаемого опыта, наличие нравственно-волевых качеств (аккуратность). Признаки изо творчества: эмоциональные образы видения; нестандартные способы решения; непродуктивность выполнения изображения. Этапы творческой деятельности дошкольников:1. Накопление представлений, 2. Период возникновения замысла, 3. процесс создания изображения , 4. анализ результата.
17.Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изо. 1.наглядные методы и приемы: - использование натуры (предметы быта, игрушки), - рассматривание предметов в начале занятия, - использование образца, использование картин (для уточнения представлений об окружающей действительности, для прояснения способов изобр.), - показ жестом (расположение обьектов, способа изображения), - анализ детских работ. 2.Словесные методы и приемы: - беседа, - использование образцов худ. литературы, -обьяснение и пояснение педагога, -рассказ педагога. 3. Практические (обработка технических навыков, любые предварительные зарисовки). 4. Игровые приемы: - В мл гр. все задания даются в игровой форме (пальчики идут по дорожке, кисточка шагает), используются разнообразные сюрпризные моменты (в гости пришел зайчик). - В ср гр. в игровой ситуации начинают ориентироваться на взаимопомощь, выручку, воспитание нравственных чувств. Детям предлагают помочь зайчику, нарисовать подарок маме и др. - В ст. гр. игровые приемы уже более сложные, основываются на знании детей о сказочных персонажах.
12. Виды и национальные особенности ДПИ Беларуси. ДПИ – создание и художественная обработка предметов быта. ДПИ всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Белоруссии распространены следующие виды ДПИ: керамика; резьба по дереву: иконопись; гобеленоплетение; макраме; аппликация из ткани; вышивка; флористика; плетение из соломки, лозы, бересты и аппликация; вытинанка; ткачество; выдувание стекла; художественная обработка кожи и др. Функция изделий ДПИ, с которой можно знакомить детей, - практическое использование предметов, выполненных народными мастерами. Оформительская функция.- изделия мастеров придают уютность помещению, украшают его. некоторые изделия, одновременно могут быть сувенирами.
| 22. Пед. условия формирования изо творчества дошкольников. Творчество – специфическая деятельность человека, которая заключается в создании новых оригинальных продуктах.
Психолого-педагогические условия: 1.Организация и презентация предметно-развивающей среды. 2. Обогащение представлений детей разными методами и средствами. 3. Взаимодействие д/у и семьи. 4. Сотрудничество. 5. Задание, направленное на развитие творческого воображения. 6. Знакомство с произведениями искусства. 7. творческая направленность педагога и д у. 8. поощрение любых творческих проявлений детей. 9. использование серии творческих заданий. 10. художественное восприятие. 11. уважительное отношение к продуктам детской деятельности.
18. Формы организации изо деятельности в ду. Все формы делятся на 2 группы:1.Специально-организованная форма – занятия: традиционные, комплексные, игра, упражнение, задания, графические рассказы, беседа, путешествие, эксперименты. 2.Самостаятельная художественная деят-ть - индивидуальная и занятия по интересам.
Виды занятий: Рисование, лепка, аппликация
По содержаниюизображения бывают: 1 предметные, 2 сюжетные, 3 декоративные
В зависимости от метода и способа изображения бывают:1 по изображению с натуры, 2 по памяти, 3 по представлению, 4 по воображению
По характеру выбора темы( на тему предложенную или по замыслу)
По источнику темы замысла: 1 на литературную тему, 2 на музыкальную тему, 3 на тему определенной действительности
16.Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображения. Оснавная цель обучения изо деятельности - развитие твор. способностей детей. Задачи: 1. Учить детей предварительному продумыванию содержания образа, способов выполнения. 2.воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающего в процессе изображения конкретных предметов и явлений. 3. Владение техническими приемами работы с различными материалами. 4. развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. 5. Стимулировать активность, самостоятельность.
15. Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства изо. Подходы: -личностно-ориетированный: учет Подход- это определённая позиция, точка зрения кот. содействует, способствует организации их проведению образовательного процесса.
интересов, способностей, склонностей, инд. опыта; - деятельностный: развитие происходит в различных видах деят-ти;
- понимание ребёнка как субъекта деят-ти; -индивидуальный:учет ИЗО-опыта, техн. навыков; - комплексный: единство нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания; различные виды ИЗО.
Принципы: -гуманизации и природосообразности; -взаимосвязи различных видов ИЗО деят.; -социокультурологический: единство мировой и национальной культуры;
-воспитывающего и развивающего характера обучения; -наглядности;
-систематичности, последовательности; постепенности; -активности и самостоятельности; -единства воспитания семейного и общественного;
-учета сезонных изменений.
|
|
|
|
| 8.Характеристика графических произведений. Графика – вид изображения искусства, который включает в себе рисунок, нанесенный на какую либо плоскость в линейных формах.Средства худ. выразительности: линия, штрих, тень, композиция, форма. фактура, пропорции. Виды графики: книжная, рекламная, станковая, прикладная(этикетки, марки и другое), компьютерная. Рисунок выполняется обычно карандаше, углем, тушью, краской одного цвета, сангиной, пастелью. Способы воспроизведения рисунка: ксилография ( основа-дерево, выразаное по контуру); гравюра ( печатное воспроизведение рисунка, выполненого различными способами гравирования на доске); офорт( вид углубленой гравюры на метале); эстамп( гравюра станкового характера, выполненая на доске самим художником); линогравюра ( отпечатки на линолиуме); литография ( оттиск, получаемый перенесением рисунка с плоской доски на бумагу). Знакомство детей с ИЗО рекомендуется-начинать с рассматривания произведений графики и прежде всего - иллюстрации детских книг, выполненных известными художниками.
| 9.Характеристика скульптуры. Это искусство, которое основано на принципе объемного трехмерного изображения. Ср-ва выразительности: форма, объём, композиция, фактура, пропорции, сомаштабность, пластичность. Виды по способу выполнения: круглая (можно обойти кругом), рельеф(выпуклое изображение, которое крепится какой-то частью к плоскости), барельеф. Виды по назначению: монументальная (статуи, бюсты, обелиски, стелла, мемориальный комплекс), станковая, малых форм или миниатюры(народная игрушка), парково-декоративная (фо-нтаны, мостики, арки...). Материалы: глина, гипс, металл, дерево, камень, тесто. Техника выполнения: ваяние, рубка, высекание, заливка, плавка, вырезывание и т.д. Белорусские скульпторы: З.Азгур «Марат Казей», Юрий и Галина Павловы памятник воинам-интернационалистам, Е.Жбанов –скульптуры в сквере на вокзале, Комаровка
| 11.Дизайн. Его разновидности и основные средства. Дизайн – это проектированная деятельность, в процессе которой создаются вещи по законам удобства, пользы, красоты.
Виды дизайна: Промышленный дизайн – самый большой вид. Это дизайн всех вещей, которые нас окружают, дизайн мебели, посуды, светильников и т.д. Дизайн одежды – моделирование. Фито дизайн – растение в интерьере (детская деят-ть флористика). Графический дизайн тесно связан с графикой. Арт дизайн – это то, что создают для украшения в интерьере. Компьютерный дизайн. Средства выразительности дизайна: точки, линии, фактура, масса, форма, объем, текстура.
| 10. Особенности архитектуры как вида искусства. Архитектура -искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни деятельности человекака.Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений воспитатель целенаправленно обращает внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети начинают понимать, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. Так, жилые дома оформляются с помощью балконов, лоджий, входов; используются различные формы оконных и дверных проемов. Промышленные здания отличаются более крупными размерами, дополнительными строениями: техническими коммуникациями. Общественные здания отличаются необычными формами, объемами, цветовым решением, характером оформления фасадов. Знакомим с памятниками архитектуры. Виды: архитектура объёма сооружений (жилые дома), ландшафтная (мостики), градостроительство.
| 7.Живопись. Её разновидности и средсва. Отбор худ. произведений. Живопись – вид изобразительного искусства, которое предполагает воспроизведение на разных поверхностях предметов реальной действительности.
Виды: Монументальная - Фреска-роспись по сырой, свежей штукатурке. Мозаика Витраж Станковая-выполнение на холсте. Миниатюра. Стенография или театральная живопись. Иконопись.
По технике выполнения: масляная живопись, акварель, гуашевая роспись, пастельная,восковая, мозаика, сангина, витраж (рисунок на стекле).
Средства выразительности: цвет, композиция, форма предмета, пропорция, фактура, движение.
Жанры живописи:1.Портрет – это жанр изо искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей. Основные требования к портрету: передача внешнего сходства; раскрытие внутреннего мира человека. 2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам.3.Мифологический - жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.
4.Батальный – жанр, специализирующийся на изображении битв, военных подвигов. 5.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека. 6.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов различной местности.. 7.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.
Художники: Савицкий, Ахремчик, Зайцев, Дорошевич, Щемелев. Широко представлены в д/с произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана — «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского, картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке».
| 6.Роль цвета в изо искусстве взрослого и ребенка. В теории живописи и живописной практике изучаются главным образом художественные, эстетические свойства цвета, закономерности создания цветового строя, колорита картины, различные приемы использования контрастов, соотношение цвета с другими компонентами художественной формы, такими, как линия, пластика, светотень, роль цвета в композиции живописного произведения. Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Цвета делятся: ахроматические(белый, черный, серый) и хроматические (отличаются по светлоте и по цветовому тону). Основные цвета: красный, синий, желтый. Остальные-производные. Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Насыщенность – степень удаленности цвета.
5.Композиция в изо искусстве, ее разновидности. Композиция – это определённый способ построения сюжета, размещение объектов.
СПОСОБЫ;1) построения комп. – одиночное, разрозненное изображение-дети рисуют 2-3 объекта, которые не связанны между собой по смыслу.2) фризовый (линейный) рисунок – (волна, трава). 3) двух плановая комп. Прорисовывают с помощью линий горизонта. 4) Многоплановая комп. – основное средство выразительности перспективы 1 вариант – величинных соотношений, вблизи чёткие, крупные – вдали мельче. 2 вариант «воздушная» перспектива, те предметы, которые находятся вдали не четкие абстрактно.
Виды композиции: Фронтальная— плоская (витраж, фреска, картина); Объёмная — (Скульптура, архитектура). Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль).
| 4.Средства изобразительного искусства. Основные: линия, светотень, фон, цвет, движения, композиция( определенное расположение предмета в пространстве), ритм (при построении мотивов). Гиперболизация (преувеличение одного объекта по сравнению с другим). Симметрия (уравновешенность левой и правой части картины). Агглютинация - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств. Эмоциональный статус: настроение, чувство, характер образа, отношение. 2.Виды изо искусства. 1. временные виды искуства происходит передача динамики событий (литературные произведения, театральные, танец). 2.Пространственные, которые предпологают фиксацию определенного момента жизни. 3.Синтетические или зрелищные (кино, театр, церковное, танцевальное искуство).
Живопись – изо искусства, которое предполагает воспроизведение на разных поверхностях предметов реальной действительности. Графика - рисунок и основанные на его основе печатные худ.изображения(гравюра,оттиски, рисунок). Скульптура-создание объёмного 3-х мерного изображения (круглая, рельеф, горельеф). Архитектура-искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни чел-а. ДПИ- создание и художественная х обработка предметов быта. Дизайн -художественное конструирование и проектирование предметов и вещей. 1.Функции искусства. Искусство - система художественных обра-зов, кот. формируются не на ос-нове восприятия, анализа и пере-работки характерных способ-ностей предметов и явлений окружающего мира.
Функции: 1. Коммуникативная - традиции, особ-ти народов. 2.Совместное поле творчества. 3. Развивающая - воображение, память, речь, эстетические чувства - цвет, форма, ритм. 4.Познавательная - виды, жанры, ритм. 5.Воспитывающая умение вза-имодействовать. 6 Средство самовыражения - настроение, отношение образов. 7.Арт-терапевтическая (лечение с пом. ис-ва) 8. Геодемистическая (удовлетворение от жизни, ис-ва).
9.Проективно – прогностическая
| 3.Жанры в разных видах изо искусства. Жанр – это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения искусства. Жанры в живописи: 1.Портрет – это жанр изо искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей. 2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам.3.Мифологический - жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. 4.Батальный – жанр, специализирующийся на изображении битв, военных подвигов. 5.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека. 6.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов различной местности.. 7.Анималистический – жанр, изображающий различных животных. 8.Натюрморт.
Жанры скульптуры: 1.Портрет. Виды: голова, бюст, полу фигура, поколенное изображение, фигура(полное изображения).
2.Бытовой.
3.Анималистический.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|