30. Классификация и характеристика занятий по изо. Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей
Скачать 232.5 Kb.
|
45. 52. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой. Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством. В первой мл. группе-проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.Во второй мл. группе-не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.В ср. группе-знать некоторые народные игрушки, уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.В ст. группе-знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении). В подготовительной к школе группе-понимать и любить народную игрушку; уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура. Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней - это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой. 48.Основные требования к показу способов изображения. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:- показ жестом; - показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3-4 лет поняли задачи изображения. Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии своего объяснения. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленности вверх. Известен и такой прием, когда воспитатель в мл. гр. делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык.. Показ воспитателя всегда необходимо при объяснении новых технических приемов. Под методом показа подразумевается собственная изобразительная деятельность воспитателя на занятии, когда педагог рисует параллельно с детьми или показывает какие-то этапы рисования, либо демонстрирует примеры композиции. Наряду с традиционным методом показа применяется так называемый «беспоказовый» метод. При его использовании необходима достаточно обширная подборка иллюстративного материала. | 49.Методические особенности ознакомления дошкольников с жанровой живописью. Ознакомление дошкольников с живописью происходит в 3 этапа: 1этап:искусствоведческий рассказ педагога. Структура рассказа: сообщить название картины и фамилию художника; о чём написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чём думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (приём вхождения в картину). 2 этап: постановка вопросов более обобщённого характера. Задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины; выделять выразительные средства; формировать умения «читать» картины. Вопросы: О чём картина? Почему так думаете, расскажите и т.д. На этом этапе используются приёмы точных установок, который учит логически рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. 3 этап: Задачи: формирование творческого восприятия картины; сравнение изображённого с личным опытом; развитие разнообразных ассоциаций, эмоций чувств. Приём сравнения: даются для сравнения 2 карт разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного худ-ка, но разного колористического решения. Методы и приёмы ознакомления с живописью: пояснение, сравнение, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, игровые приёмы. 53. Ознакомление детей с разными видами ДПИ. Ознакомление с ДПИ способствует развитию детского творчества: ребята не только копируют характерные национальные узоры, но и, умело варьируя их отдельные элементы, сами создают различные декоративные композиции. Перед детьми ставится ряд задач: вначале определить, для какой вещи создается узор (платок, блюдо, поздравительная открытка и т. д.), затем сделать несколько эскизов, выбрать лучшие из них и лишь потом приступать к выполнению узора. Образцы художественных промыслов развивают у детей творческую фантазию, желание пластично передавать реальные и сказочные образы, приобщают к национальным традициям росписи. Имея представления об объемных формах (шар, цилиндр, конус) и умело используя их в лепке, дети могут создавать кукол, птиц, коней и др. по типу народных глиняных игрушек. Воспитатель стремится пробудить у детей чувство восхищения прекрасными творениями народных мастеров. Он объясняет ребятам, что красиво оформленные бытовые вещи, поделки, игрушки создают людям хорошее настроение, вызывают различные образные ассоциации. | 50.Методические особенности проведения занятий по конструированию. Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. В мл.гр. осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок). Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице. В ср.гр. Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы. Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек. Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином. Учат делать игрушки из пенопласта и поролона. В ст.гр. при работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид. Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год. Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего количества деталей, могут передавать движения. Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок. 54. Методика проведения комплексных и интегрированных занятий по ИЗО. Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.Методика таких занятий двухэтапная: сначала детям обеспечивается полноценное эстетическое восприятие произведений искусства, а затем формируются изобразительные представления на основе восприятия от произведений искусства. В интегрированном занятии есть систематизирующее начало - задача развития детского творчества.Занятие начинается с ведущей деятельности. Вначале (первая часть урока) воспитатель знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А. Барто «Игрушки» воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано, при помощи загадок. Воспитатель достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А. Барто, написанные об игрушке. Во второй части воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихам и составить рассказ. Эта часть занятия вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести стихи. Воспитатель не заостряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования, иллюстрируют свое представление о прочитанных стихах. В заключение занятия дети рассказывают стихи с помощью своего рисунка. | 51. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе.Пед. руководство значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. В мл. гр. у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Во второй мл. гр. следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Занимаясь с детьми, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.В ср. возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В ст. и подготовительной гр. дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению. 55.Развитие воображения детей в процессе изо деят-ти. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. |
56.Методика формирования у дошкольников графических умений. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. Нельзя научить дошкольника изображать предметы за один день, его умения еще не на столько велики, чтобы он смог воссоздать увиденное им. Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с уч. деятельностью. Здесь приходиться учитывать возрастные способности дошкольника. В трехлетнем возрасти ребенок хочет нарисовать на бумаге всё разнообразие окружающего его мира. Ребенок переходит от каракулей, сначала к ассоциативному рисованию, когда он находит сходство в своих каракулях с каким-то предметом, затем к предметному рисованию, когда дошкольник хочет изобразит уже определенный предмет, но в процессе рисования часто меняет свой замысел, добавляет новые детали, теряет первоначальную мысль. Трехлетнего ребенка сначала не смущает не умение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому надо научить дошкольника не только держать правильно кисть, карандаш, но и научить элементарным способам изображения. Научить проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Пользуясь этими приемами дети могут потом изобразить и передать не сложные формы предметов, учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения и цвета. Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Играя ребенок вырабатывает определённый навык и ему становиться легче владение карандашом и кистью. На пятом году жизни они любознательны. Внимание детей можно привлечь к большому количеству признаков рассматриваемого предмета. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становиться ярче, полнее. Слова, которыми описывается предмет, запоминаются и постепенно входят в активный словарь дошкольника. | 57. Методика руководства детской дизайн-деятельность. Первое знакомство с людьми, создающими красивые предметы для использования их в быту, может произойти в беседе "Где работают художники?" Малыши рассматривают посуду, отмечают разнообразие декора, любуются красивыми цветовыми сочетаниями. Педагог сообщает детям, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами. Сразу после беседы можно провести рисование на тему "Мы - художники". Дети по желанию рисуют узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. В конце занятия дети рассказывают, какие вещи у них получились, удобно ли ими пользоваться, красивые ли они. Знания дошкольников о дизайне и дизайнерах расширяются на следующих занятиях по изобразительной деятельности: "Украсим одежду", "Ткани для платья", "Чайная посуда" и т.д. От знакомства дошкольников с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. | 58. Ознакомление детей дошкольного возраста с несложными художественными техниками. В ИЗО - искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок. К «мокрым» относится рисунок кистью в технике гуаши, акварели. Сангина позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета.Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов, это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной ос-торожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регу-лировать рисовальные движения по силе. Фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать ими легко, стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Цветные восковые мелки. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,— гуашь краска непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Акварель - краска на водной основе. Нетрадиционные техники: монотипия(отражение), пальцевая живопись, рисование свечей, коллаж, кляксография, рисование на бересте, рисование на восковой основе (граттаж), рисование точками, набрызг, создание оттисков, мозайка. | 59. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изо деят-ти. Ведущим видом деятельности в дошк возрасте является игра, поэтому игровые приемы обучения используются на каждом занятии во всех возрастных группах. В изо игру выделяют как прием. В мл. гр. все задания даются в игровой форме (пальчики идут по дорожке, кисточка шагает), используются разнообразные сюрпризные моменты (в гости пришел зайчик, зимушка-зима и др). часто используется театрализованное переодевание, когда пом. воспитателя переодевается в сказочный персонаж.. В ср.гр. в игровой ситуации начинают ориентироваться на взаимопомощь, выручку, воспитание нравственных чувств. Детям предлагают помочь зайчику, мышке, нарисовать подарок маме и др. В ст гр. игровые приемы уже более сложные, основываются на знании детей о сказочных персонажах, в театрализованной деятельности участвуют сами дети. В каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Игру на занятии педагог использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Все игровые приёмы условно можно разделить на 2 большие группы: а) сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр; б) сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. 60. Использование наглядных методов в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности. К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: - наблюдение; - рассматривание картин; - демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов; - демонстрация наглядных пособий; - показ изображений с применением компьютеров; - некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др. |
29.Занятие изо как форма обучения и разностороннего развития дошкольников. Занятие - это специально организованная деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. Различают следующие типы занятий: -по передаче ЗУН. Цель: научить… - на закрепление ЗУН. Цель: закрепить… - творческого типа. Цель: развивать творческие способности. В д\с проводятся следующие занятия по изо: - по рисованию, - по лепке, - по аппликации, - по конструированию. Каждый вид имеет свою специфику: Рисование – это вид изо деят-ти, при котором изображение создается на плоскости. Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала. Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей. Структура традиционного занятия: Вступительная часть: осуществление показа, цели, задачи. Основная часть: основная деятельность, Заключительная часть: анализ детских работ. Другие формы проведения занятия: комплексные, коллективные, игра, упражнение, задания, графические рассказы, беседы, путешествие, эксперименты. | 28.Содержание изо деятельности детей. Основные подходы: Личностно ориентирован (учитываются возраст, интересы, склонности,мотивы). Деятельностный (разв реб происходит в деят-и а не само по себе). Индивидуальный (учёт творческих знаний и изо умения и технич навыки) Комплексный (единство задач, формирование обобщенных знаний) Обобщённые способы: Рисование (1. Конструктивный 2.силуэтно-контурный З.Смешаный-1+2) Лепка:1.конструктивный2.Пластический 3. Комбинированный Аппликация 1.Конструктивный 2.Силуэтно-контурный 3.Комбинированный 4.0брывание 5.С элементами флористики. |