30. Классификация и характеристика занятий по изо. Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения; занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленных на познания; занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, самостоятельны в разработке и реализации замыслов. В каждом типе занятия реализуются цель, задачи, методы обучения. Предполагается проявление и развитие индивидуальности. Виды: по содержанию изображения – предметное, сюжетное, декоративное; по способу изображения - по представлению, по памяти, с натуры; по характеру выбранной темы - на тему, предложенную воспитателем и свободную тему (по замыслу); по источнику тем замыслов - занятия на литературные темы, на музыкальные, окружающей действительности.
38.Методические особенности руководства декоративной деятельностью детей. Дети должны научится ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. Мл. гр. Главная задача – развивать у детей интерес к дек. рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы. Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым). В дек. лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек СТЕК. Так дети лепят тарелки, пряники и др. Ср. гр. Основная задача – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков. Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. В дек. лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки). Ст. гр. Главная задача – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира, симметрично располагать узор в зависимости от формы листа или объемного предмета. Украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы. Им предоставляется на выбор уже большее количество цветов. Учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом. В подг. группе кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение. Должны уметь пользоваться всеми теми способами, которые использовали ранее, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой.
| 31. Виды и способы лепки в ду. Виды лепки: лепка с натуры, по памяти, по замыслу. Способы лепки: конструктивный - предмет создается из отдельных частей; пластический - лепка из целого куска; комбинированный - объединение из отдельных частей и целого куска; жгутиковый; ленточный - раскатали и сплющили; гончарный - выбирается стекой из нутра; налепа - чешуя у рыб и т.д.; рельефный - лепка декоративный пластин; каркасный. 32.Виды аппликации. Способы создания аппликационных работ. Виды аппликаций: предметная, сюжетная, декоративная. Виды: 1. по содержанию детских работ-предметная (создание предмета), сюжетная, декоративная. 2. По количеству использования цветов-монохромная (один цвет), полихромная (несколько цветов используется). 3. По технике выполнения-плоскостная (все части прикреплены к фону), полу объёмная. 4.по форме элемента: геометрическая и негеометрическая. 5. По способу изготовления деталей: резанная и обрывная. 6. По количеству деталей: целая силуэтная, состоящая из частей, мозаика. 7. По способу крепления деталей: однослойная, многослойная. Способы создания аппликации: аппликация без наклеивания, наклеивание подготовленных форм, обрывание. 33.Виды конструирования в ду. Типы занятий. Основные способы создания творческих работ из разных материалов. Виды: техническое – конструирование из строительного материала, художественное - конструирование из бумаги, картона, природного материала. В зависимости от использования материала выделяют 3 вида: конструирование из бумаги, природного материала, из готовых форм. Типы занятий: по образцу, по модели, по условиям, по собственному замыслу, по фотографии, по теме, по схеме, по шаблону. 34.Организация изобразительной деятельности детей вне занятий. Закрепление З У Н детей по изо может проводить по желанию детей в свободное от занятий время. Если кто-то из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, надо содействовать их выявлению и развитию. Дети должны быть обеспечены необходимым материалом. В групповых комнатах в уголках должны хранится принадлежности для рисования, лепки, конструирования, которыми дети могут свободно пользоваться. В младшей группе ограничиваемся карандашами, так как работа с красками и пластилином сложна и требует постоянного контроля. В средней группе добавляем пластилин. Дети старшей группы могут быть предложены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает советы.
| 35.Эстетическое восприятие детьми изобразительного искусства. Восприятие живописи. По данным ученых, при восприятии живописи дети отдают предпочтение картинкам бытового жанра, в меньшей степени их привлекают натюрморт и пейзаж. Сюжетная картинка притягивает ребенка интересным, увлекательным содержанием. При этом они не обращают внимание на ее эстетические стороны. Зубарева выделяет 3 уровня эстетического восприятия: на 1 дети радуются изображению знакомых предметов. На 2 ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведении. Он оценивает цветовые сочетания, форму. На 3 уровне дети способны воспринимать не только внешние признаки изображения, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения. Восприятие скульптуры. В отличие от живописи образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Учитывая возрастные особенности дошкольников, в работе целесообразно использовать, прежде всего, скульптуру малых форм анималистического жанра. Дети 7-го года жизни правильно определяют назначение скульптуры, не смешивают с игрушкой. Восприятие графики. Рассматривая иллюстрацию, дошкольники не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысляют то, что изображено. Главным в понимании содержания рисунка, для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет-поза изображаемого человека и различные приемы передачи движения. Восприятие ДПИ: дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. Знакомясь с предметами народных мастеров, дети узнают быт и традиции прошлого. 39.Методические особенности проведения занятий по замыслу. Замысел присущ любому виду изо деят-ти и возникает у детей на любом занятии. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребёнком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей, проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. В мл гр. в ходе предварительной работы к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети мл. возраста чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал. В ср. гр дети более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. В ст. гр. данный вид занятий планируется примерно 1-2 раза в месяц. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел развивается у детей в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения работы им требуется время или они заканчивают её в свободное время. Впроцессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ.
| 37. Организация и методика руководства коллективной изо деятельностью дошкольников. Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий, прежде всего, учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества. В мл. гр. на первых занятиях воспитатель объединяет индивидуальные работы детей в общую, обыгрывая и мотивируя свои действия: «Нужен коврик для куклы Кати», «Петушок проголодался». После воспитатель использует игровые ситуации, которые мотивируют необходимость объединения индивидуальных работ детей и исполнения совместных действий: «Вылепим палочки и построим заборчик, чтобы цыплята не разбежались». Эффективным является и рисование на общем фоне: «Дождик, дождик кап, кап…», аппликация на общих листах: «Цветы на лугу». В конце занятия воспитатель благодарит детей от имени героев. На коллективных занятиях совершенствуются технические умения детей. В ср. гр. воспитатель предлагает детям самим договориться между собой, кто, что будет делать. Используя разнообразные приёмы (советы, поощрение, напоминание) приучает детей работать согласованно, помогать друг другу на протяжении всех занятий. В конце занятий педагог предлагает детям обыграть выполненные образы. В ст. гр. дети уже владеют опытом совместных действий: распределяют между собой части задания, помогают один одному, обсуждают отдельные изобразительные приёмы, композицию, цвет, материал. На занятиях педагог вначале проводит с детьми беседу и уточняет, что конкретно они будут делать, предлагает детям обсудить, как и где объекты будут изображены на листе. Дети продолжают работать по два, втроём, вчетвером,2-3 подгруппами, все вместе. После выполнения работы педагог предлагает детям отойти и посмотреть на неё издалека. Так как это даёт возможность увидеть всю композицию, а также её композиционные и технические недостатки, когда их можно исправить, педагог предлагает детям самим решить, как это можно сделать. В случае затруднения помогает советом. 40. Методика проведения занятий рисованием и лепкой с натуры. В исследовании Казаковой показано, что дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объёма и перспективы. Задачи: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисовании и лепке. Общий смысл таких занятий в развитии детского восприятия. Важным является вопрос о подборе натуры. Саккулина рекомендовала начинать обучение рисованию с плоской или приближённой к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фронтальной стороны, чтобы не был виден объём. Перед исполнительной частью полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать с натурой в процессе изображения. Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с явно выделяющими частями. При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 41.Методика обучения детей способам и приёмам лепки. Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Способы и приёмы лепки: Мл.гр. – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить. Ср гр. – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание). Используется полный или частичный показ с объяснением. Педагог должен научить детей сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия. Ст. гр. - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска. Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание. Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы. 45.Методика обучения дошкольников способам вырезания и создания аппликации. Обучение детей технике вырезания воспитатель осуществляет со ср. группы. В течение уч. года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезания: правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и вырезать предметы округлых форм. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается полосочка. При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают». На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали. Наиболее трудный прием для детей – вырезание округлых форм. Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указания, иногда прибегая к образным сравнениям.
В ст. гр. вводится симметричное вырезание, силуэтное вырезание, вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Широко используется прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов.
|
42.Методические особенности руководства лепкой. Мл. гр. Задачи: 1 Вызвать интерес к лепке.
2 Побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства.
3 Учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.
Методика: На первых занятиях по лепке детей знакомят с глиной, учат раскатывать её между ладонями прямыми движениями. Так получаются столбики палочки. Следующий этап – это изменение знакомого предмета для получения другого. Столбик соединяют и получаю колечко, бублик. Этот процесс требует от детей большого зрительного контроля и работы не только ладонями, но и пальцами. Затем детей учат лепить предметы округлой формы, т.е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Так дети лепят мяч, апельсин, яблоко, вишни. В дек. лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек СТЕК. Так дети лепят тарелки, пряники и др. Следующий этап – это лепка предмета, состоящего из нескольких частей (снеговик, башня).
На всех занятиях используются показ образца, обследование, упражнение в действии.
Ср. гр. Задачи:1 Продолжают воспитывать устойчивый интерес к лепке.
2. Учат лепить всей кистью руки и пальцами.
3 Развивают эстетическое восприятие формы, симметрии и пропорции.
Методика: На первых занятиях закрепляются знания, полученные ранее, затем детей начинают учить лепить фигурки, состоящие из нескольких частей, различных по форме (девочку в длинной шубе, медведя и др.). Причем изображение животных происходит с применением приема оттягивания (напр., изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы, хвоста, а передние лапы оттягиваются от обще массы (сидящая кошка)). В этом возрасте детей начинают учить самостоятельно делить ком глины на необходимое количество частей. В дек. лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы, горшки и др), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).
Ст. гр. Задачи: 1 Научить в лепке точно передавать форму, пропорции, характерные детали и движения.
2 Развивать эстетический вкус.
3 Использовать в лепке разнообразные материалы и способы.
Методика: Сначала знания детей закрепляются. Затем детей учат изображать человека на двух ногах. После освоение этих навыков вводится сюжетная лепка, где фигуры представлены в движении. Усложняется и дек. лепка → Дети украшают диски, пластины путем налепа более мелких деталей.
Вводится ленточный способ лепки посуды, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой – расплющенным цилиндром.
| 43.Методические особенности руководства рисованием. Мл.гр. Главная задача – вызвать у ребенка интерес. На первых занятиях детей знакомят с материалами, они рисуют прямые линии, штрихи. Затем пытаются изобразить предметы округлой формы. Темы занятий очень просты: воздушные шарики, ветка рябины, снегопад и др. В рисовании используются основные цвета: красный, желтый, синий. Затем добавляют зеленый, голубой, розовый.
Методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребёнка в жизни, на умение выражать сюжетно-игровой замысел, на освоение изобразительных и технических навыков. На занятиях рисованием воспитатель обучает детей приёмам работы карандашами, красками, кистью. По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекают к тому, что они нарисовали, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик
Ср.гр. Основная задача: научить детей правильно передавать форму предмета. Дети рисуют предметы округлой и прямолинейной формы (снеговик, лодка с парусом, дом, елка и др.). Детей начинают учить убирать за собой рабочее место. Вводятся новые цвета и оттенки: фиолетовый, серый, оранжевый, салатовый и др. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем всё больше предоставляет им самостоятельность. При анализе работ дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища. Ст.гр. Главная задача – научить детей передавать движения предмета. При рассматривании предмета значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению. Чаще рассматривается не сам предмет, а его изображение. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способ изображения; воспитателю достаточно напомнить основную форму крупных частей предмета, относительную величину частей. Использует пример других детей, вызывает к мольберту, использует личный показ, объясняет на образце. В старшей группе дети анализируют свои работы и работы товарищей, сравнивают собственный рисунок с оригиналом. 46.Методика проведения занятий аппликации. Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Мл. гр. ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей.
В ср. гр. внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами. В течение уч. года дети должны овладеть различными приемами вырезания правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания. В ст. гр детей начинают учить сложным приемам вырезывания (симметричное, силуэтное и т.п.), составлению многоплановых композиций, приемам обрывания. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм.
| 44.Методика формирования технических навыков рисования. Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным, рисовать карандашом с разным нажимом. Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий. Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура). Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т. п.). Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами. Учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.
47.Методика проведения разных видов занятий по изо деятельности. В д\с проводятся следующие занятия по изо:-по рисованию, -по лепке, -по аппликации, -по конструированию. Рисование – это условное изображение, ребенок учится выделять форму и в этой форме ищет самое главное. Это вид изо деятельности, при котором изображение создается на плоскости. Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала.. Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей. Виды занятий: По содержаниюизображения бывают: 1 предметные, 2 сюжетные, 3 декоративные. При планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные детьми на занятиях одним видом изо деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
36.Диагностика выразительности детского рисунка. Проводится по критериям: использование средств выразительности: цвета, линии, композиции и т.д. Четкое изображение формы, соблюдение симметрии, правильное командование на листе (соблюдение композиции).
| |