Вебер. 39. Культурсоциология А. Вебера. В работах Макса Вебера отсутствуют термины социология культуры
Скачать 23.04 Kb.
|
39. Культурсоциология А. Вебера. В работах Макса Вебера отсутствуют термины «социология культуры» или, на немецкий манер, «культурсоциология». На основе его творчества его брат Альфред Вебер разработал теории культурсоциологические. Культу́рсоциология — отраслевая социологическая теория, объектом изучения которой являются закономерности функционирования и развития культуры в обществе, а также складывание, усвоение, сохранение и дальнейшая передача культурных норм, идей, ценностей, образцов поведения, представлений, которые выступают в качестве регуляторов отношений между людьми, а также взаимоотношения общества и природы. (Социология культуры рассматривает культуру на фоне социума, а культурсоциология – социум на фоне культур(ы)) Культурсоциологической главной задачей является доказательство того общего, что присуще истории культуры различных стран и народов, анализ исторического процесса как тотальности, обусловленной существование человека как целостности. По мысли А. Вебера, культура и цивилизация — это два тесно связанных, но различных феномена. Если культура то, что возникает тогда, когда мы приподнимаемся над уровнем нашего витального бытия, то цивилизация теснейшим образом связана с рационализацией бытия; овладением силами природы, эффективностью применяемых орудий и средств производства, (наличием интеллектуального знания и аппарата господства над существованием – А.Вебер) Согласно мнению А. Вебера, то, что возникает в процессе развития цивилизации, не создается в процессе креативной деятельности человека, а открывается в результате получения ответов на вопросы, которые задаются субъектом исторического действия. Отличительной чертой цивилизации, по Веберу является то, что ее плодами пользуются люди проживающие на различных континентах – носители ценностей различных культур. (грубо говоря это общественный прогресс). Использование достижений цивилизации является предпосылкой и непременным условием развития культуры того или иного народа, перехода исторического тела на более высокую ступень развития. Использование каким-либо народом достижений народов, ранее него вступивших на путь исторического развития, по Веберу, есть общая закономерность, которая действует неукоснительно. Другая закономерность состоит в том, что при проникновении новых народностей в общий космос цивилизации человечества «субъективная» цивилизация, новых народностей всегда должна вновь пройти всю последовательность ступеней, которые внутри общего объективного и субъективного космоса цивилизации до того уже были открыты и пройдены другими. В итоге А. Вебер приходит к выводу, что цивилизация может быть познана на основе постижения законов, то есть «логической каузальности». Их выявление является одной из важнейших задач культурсоциологии как науки. А.Вебер также приходит к выводу, что науки его времени (начало 20 века) не способны раскрыть закономерностей человеческой истории по тем причинам, что рассматривают лишь отдельные аспекты, зачастую забывая о культурных аспектах. В пользу культурсоциологии, как считает А. Вебер, свидетельствует и то, что существуют три если не равноценных, то равнозначных аспекта (или измерения) тотального исторического процесса: культурный ("духовностью" – религией, философией, нравственностью, искусством.), цивилизационный (аспект научно-технический\РАЦИОНАЛЬНЫЙ) и социальный, каждому из которых отводится особая роль. Рассмотрение исторического процесса в культурной плоскости позволяет выявить смысл истории, выяснить значение тех или иных событий как для конкретного индивида, так и для общества в целом. Анализ исторического процесса в цивилизационной плоскости позволяет выяснить наличие преемственности в историческом развитии, решить вопрос о степени овладения человеком природой. Наконец, социальный аспект истории являет нам ее «телесную фактуру» — тот самый материал, из которого она «выстраивается» в процессе жизнедеятельности людей. Отсюда вытекает представление об особом статусе культурсоциологии, которая не может быть не чем иным, как наукой, рождающей принципиально новый тип знания, синтетический по своей природе. Исходя из уникальности феномена культуры, тип ее развития, как считает А. Вебер, ни в коей мере не может быть похожим на тип развития цивилизации. Если последний может быть представлен как поступательный процесс восхождения по прямой линии, то развитие культуры более всего напоминает ломаную линию, где пики совпадают со взлетами культуры, а провалы — с периодами ее деградации. Согласно мнению мыслителя культурные миры самым тесным образом связаны с теми социальными организмами, где они зародились и достигли расцвета. Они возникают и погибают вместе с «историческими телами», поэтому вести речь о существовании культуры в отрыве от того общества, где она существует, невозможно. Таким образом, он доказал необходимость создания новой науки о культуре, определил метод, сформулировал цели и задачи, а также вслед за Кантом продолжил показывать принципиальную различимость культуры и цивилизации. 40. Методология социального исследования (эмпирическая социология - как строгая наука) и теория «социального действия» М.Вебера. Предмет и методы социологии М. Вебера Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) считается основателем понимающей социологии и теории социального действия. В основе его социологической системы является идея качественного отличия социогуманитарных наук от естествознания. Это отличие заключается, во-первых, предмет исследования (естествознание исследует живую и неживую природу, социогуманитарные науки - человека и созданное ею общество); во-вторых - в метод исследования (если в естествознании используется метод описания и объяснения, то в социогуманитарных науках - метод понимания действующих в обществе людей). Социология должна быть понимающей, поскольку поведение человека полностью осмысленно им самим. Однако это понимание не следует относить к категории психологического, поскольку смыслы здесь более социальные. Смысл – часть социального действия и часть поведения. Он соотносится с действиями и поведением других людей, ориентируется и регулируется ими. Суть понимающей социологии состоит в понимании и объяснении некоторых процессов и характеристик, а именно: через какие осмысленные действия индивид стремится реализовывать стремления, в какой мере ему это удается или не удается и почему; какие последствия имеют стремления одних людей для поведения других людей, в чем эти последствия могут быть отрицательными, и как избежать рисков, минимизируя их. Как строгая наука Социология является пограничной наукой, в которой сочетаются лучшие характеристики естествознания и гуманитарного знания. Из гуманитарного направления взята методология понимания и последующего соотнесения с ценностными ориентациями, а из естественного знания позаимствовано причинно-следственное толкование окружающей действительности. И человек, и эксперт в отрасли привержены к точным данным, поэтому характеристики, взятые из естествознания, являются крайне важными. От понимающей социологии М. Вебер переходит к теории социального действия. Согласно его мнению, социальное действие может быть нескольких видов и зависит от типов мотивации: целерациональное социальное действие; - ожидание какого либо результата\цели и рациональное действие исходя из первого ценностно-рациональное социальное действие; - сознательной вере в ценности аффективное социальное действие; - действие эмоционально. Оно обуславливается аффектами и интенсивным эмоциональным состоянием человека традиционное социальное действие. - привычное поведение человека-> передача и консервативность Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным определением, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена И основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям. Но идеальный тип не может быть измерен, он не может быть постигнут в теоретическом плане, поскольку он по большей части утопичен. Но при этом к идеальному типу можно приблизиться, если действовать в соответствии с имеющимися установками и поддерживать определенные типы поведения. 41.Понятие «идеального типа» в социальной философии М.Вебера – исторический и социологический тип. Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека => социология - Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – методологическое средство социально-исторического исследования, разработанное немецким социологом М.Вебером. По Веберу, теоретическое социологическое исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирических фактов социально-исторической деятельности, должно приводить к формированию представлений об идеальном типе социальных явлений – социальных действий, институтов, отношений форм общественной организации, историко-культурных феноменов, экономических отношений и т.п. Идеальный тип представляет собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия социальных явлений, осуществляемое исследователем в целях систематизации данного ему эмпирического материала и дальнейшего его сопоставления и изучения. Идеальный тип, согласно Веберу, «формируется односторонним акцентированием одной или более точек зрения и синтезом очень многих расплывчатых, более или менее разрозненных, имеющихся налицо или по временам отсутствующих конкретных индивидуальных явлений, которые организуются в соответствии с этими односторонне подчеркиваемыми точками зрения в единую логическую конструкцию». Вебер утверждал, что взятый в своей «концептуальной чистоте» идеальный тип не может быть найден в эмпирической реальности. Концепция идеальных типов, в которой подчеркивалась роль идеализации в типологических процедурах, была направлена тем самым против засилья эмпиризма и описательности в социально-историческом исследовании, а также против трактовки истории как чисто идиографической науки неокантианцами баденской школы. Идеальный тип – это не «гипотеза», он только указывает направление образования гипотез. Идеальный тип, по Веберу, не является гипотезой, ибо последняя представляет собой некоторое предположение относительно конкретной реальности, которое должно быть проверено сопоставлением с этой реальностью и принято как истинное или ложное. Идеальный тип заведомо абстрактен и не охватывает конкретной реальности, если под нею понимать конкретные вещь или процесс. Идеальный тип не есть некоторое усредненное представление об объектах данного типа в том смысле, в каком говорят о «среднем весе» человека, «средней заработной плате» и т.п. Наконец, идеальный тип не является родовым обобщающим понятием. Вебер подчеркивал, что идеальные типы не являются самоцелью, а представляют собой лишь средство социально-исторического анализа. Это предельные понятия, с которыми сравнивают социальную реальность, чтобы исследовать ее и выявить в ней какие-то существенные моменты. Несовпадение идеального типа с социальной реальностью служит стимулом исследования, заставляя выявлять факторы, вызывающие это несовпадение. Исторический «идеальный тип» – это отражение естественного исторического процесса. Социологический тип сконструирован социологом и играет роль инструмента в познании окружающей действительности. М. Вебер считает, что в своей деятельности человек руководствуется определенными целями. Таким образом, действия человека или группы главным образом носят осмысленный характер. |