философия. филос 4. 4. Античная философия
Скачать 87.84 Kb.
|
Модуль 1. Возникновение и развитие философии Тема 4.Античная философия Практическое задание 4. 1. Объективный идеализм и учение об идеальном государстве Платона. 2.Учение о душе и разуме. Классификация наук Аристотеля. 3.Проблема поиска смысла жизни:Кинизм, учение Эпикура 4.Понятие диалектики и ее исторические формы.Законы и категории диалектики Античная философия: этапы развития, представители и особенности Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.). Тагир 30 октября 2017 0 84778 Помощь в написании работы Подробнее В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли. В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.). О чем статья Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.) Классический этап (5-4 вв. до н.э.) Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.) Завершающий этап (3-6 вв. н.э.) Полезные источники Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.) Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира. Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход). У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий. К натурфилософам относят:
Нужна помощь в написании работы? Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Цена работы Классический этап (5-4 вв. до н.э.) Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа: появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы); переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление; Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты. Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные). Особенности философии софистов: поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности; отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии; признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы; Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности. К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха. Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание. Главные идеи Сократа: Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели. Признание своего невежества побуждает к расширению знаний. Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля. Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему. Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии. Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального. Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории: мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов; мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга). В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства. Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет». Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени. Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику. Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира. Основные положения философии Аристотеля: в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи); философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам; основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума; решающее значение имеет поиск первой или конечной причины; главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни. Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап. Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.) Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.
Завершающий этап (3-6 вв. н.э.) Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства. Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.). Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были: Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза. Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия. Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм. Полезные источники «Философия. Курс лекций» / Б.Н. Бессонов. – М.-ООО «Издательство АСТ», 2002 г. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И – СПб-Питер, 2004 г. «Философия: учебник для вузов» / В.Ф Титов, И.Н. Смирнов – М. Высшая школа, 2003 г. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. «Философия: учебник для высших учебных заведений» / ответственный редактор д.ф.н. В.П. Кохановский – Ростов н/Д: «Феникс», 1998 г. |