Этика и Эстетика. 44.(з) Искусство как особенная форма эстетической деятельности, его место в жизнедеятельности человека
Скачать 15.71 Kb.
|
44.(з) Искусство как особенная форма эстетической деятельности, его место в жизнедеятельности человека. Эстетическое сознание является направляющим и контролирующим, а также обеспечивающим фактором любой деятельности. Чтобы человек ни делал (пек хлеб или шил одежду, изготавливал мебель или создавал произведение искусства), в его деятельности присутствует эстетический компонент. Он удовлетворен результатом своего труда тогда, когда ему нравится то, что у него получилось. Поэтому говорят, что эстетическое - это универсальное свойство человеческой деятельности вообще. В свою очередь, всякая деятельность способна оказывать влияние на эстетическое сознание, которое подвержено динамическим изменениям. Особенностью эстетической деятельности, на наш взгляд, можно считать то, что она осуществляется «внутри» человека, обусловлена его переживаниями и мыслями, впечатлениями и потребностями, и ее результат сложно определим в силу своей чувственно-духовной направленности. Эстетическая деятельность может «переходить» в художественную, т. е. заканчиваться созданием произведения искусства, а может и не заканчиваться. Например, человек может любоваться зарей и при этом, даже не думать о возможности создания картины. В таком случае можно говорить об эстетической деятельности как самостоятельной разновидности деятельности человека. Среди форм эстетической деятельности особенное место занимает искусство: профессиональное, народное, фольклор. Суть искусства во все времена остается единым, хотя мир искусства, его виды и жанры, стили и художественные школы, его взаимоотношения с жизнью разнообразны в разные исторические эпохи, при разных режимах, в разных культурах и цивилизациях. Эта суть искусства – в творчестве. Творчество определяет и процесс создания искусства, и процесс его восприятия. Эстетическая деятельность содействует развитию творческих способностей человека. При помощи искусства (духовная форма деятельности) человек получает возможность влиять на всеобщее развитие общества, реализовать человеческую способность формировать, изменять, творить "по законам красоты" свой духовно-практический мир. Искусство закладывает параметры усовершенствования человека и общества, но отталкивается оно от жизни, от конкретно-исторических условий, при которых происходит художественная деятельность общества. Искусство есть формой отображения общественного бытия, формой общественного сознания. Искусство, подходя к действительности с позиции потребностей развития человека, создает идеал, идеальный образ, который есть всеобщей общественной потребностью. Искусство отображает жизнь, становится основой духовной культуры. При помощи искусства осуществляется связь человека с человеком, разных поколений, разных народов и разных культур. 45.(з) Эстетическое сознание и его структура. Эстетическое сознание - та часть сознания, которая связана с процессами эстетического восприятия и художественного мышления, дающая человеку возможность получать, интерпретировать и накапливать эстетические впечатления, самостоятельно производить и потреблять художественные ценности. В основе эстетического сознания лежит психическая деятельность Мозга и духовная активность человека. Психическая деятельность мозга проявляется в возникновении эмоций, которые становятся эстетическими переживаниями только на уровне сознания, представленного духовной деятельностью. Эстетическое сознание может рассматриваться на двух уровнях; индивидуальном и общественном. В первом случае говорят о проявлении общественного сознания в сознании индивидуальном, во втором - об обобщенности единичного во всеобщем на уровне сознания. Основным отличием эстетического сознания от других форм сознания является его образная основа. Важнейшей отличительной особенностью эстетического сознания является его незаинтересованный характер. Человек, осознающий эстетически, поднимается над повседневностью, перестает быть зависимым от окружающего мира, обретает духовную свободу. Ф. Шиллер называл красоту «образом свободы». Структуру эстетического сознания составляют: • эстетическое чувство — непосредственное эмоциональное переживание индивидом своего эстетического отношения к действительности, фундамент эстетического восприятия, представленное способностью воспринимать непосредственно окружающий мир, переживать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Эстетическое чувство обусловлено такими психофизиологическими явлениями, как зрение и слух, но является исключительно человеческим. Эстетическое чувство может быть развитым, глубоким, многогранным или неразвитым, а, следовательно, ограниченным. Эстетические чувства могут быть также извращенными; • эстетическое впечатление - память об эстетических контактах, способность представлять и оценивать их вне самого контакта; • эстетический идеал — представление о совершенном, соединенное с действительностью, представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентации, продиктованных эстетическими вкусами. Идеал - это то, что видит человек в своем воображении, тот прообраз желаемого. Идеал служит критерием оценки уже существующего; • эстетическая потребность - заинтересованность человека (общества) в освоении эстетических свойств мира; • эстетический вкус — сложившаяся в сознании индивида система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа судить о прекрасном или безобразном в искусстве и жизни. Эстетический вкус определяет уровень эстетического развития личности, степень ее способности адекватно оценивать эстетические и художественные ценности. Эстетический вкус может быть развитым или неразвитым, а также быть истинным или извращенным. Эстетический вкус носит как индивидуальный, так и культурно-исторический характер; • эстетическая оценка — процесс и результат соотнесения действительного и желаемого, реально существующего и идеала; • эстетическое суждение - это способность аргументировано, на основе анализа судить о прекрасном и безобразном в жизни и в искусстве. Оно основывается на глубоком понимании сущности эстетического вообще и эстетической ценности воспринимаемого объекта, на его изучении, доказательности, обоснованности своей позиции, точки зрения; • эстетическая концепция - относительно устойчивая система эстетических подходов к освоению и преобразованию действительности, эстетических установок к деятельности, обусловленная культурно-историческим своеобразием среды; • эстетические взгляды - это высказывания теоретического характера. |