Становление объяснительной экспериментальной социальной психолог. 6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в хх столетии. Часть 2
Скачать 84 Kb.
|
Тема 6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в ХХ столетии. Часть 2. 1) «Человек психоэнергетический» (З.Фрейд, В.Беннис, Х.Шепард) 2) «Человек ролевой» (Дж.Мид, М.Кун) 3) «Человек развивающийся, самоактуализирующийся» (К.Роджерс, А. Маслоу) 4) Социометрическое и транзактное направление в зарубежной социальной психологии (Э.Берн, Дж.Морено) Содержание Введение...........................................................................................................3 1. «Человек психоэнергетический» (З.Фрейд, В.Беннис, Х.Шепард)………..4 2. «Человек ролевой» (Дж.Мид, М.Кун)…………………………………..…..7 3. «Человек развивающийся, самоактуализирующийся» (К.Роджерс, А. Маслоу)……………………………………………………………………………9 4. Социометрическое и транзактное направление в зарубежной социальной психологии (Э.Берн, Дж.Морено).......................................................................12 Заключение....................................................................................................14 Список литературы.......................................................................................15 Введение Начало XX века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов. Основное развитие в этом её варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобрела в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной. История социальной психологии показывает, насколько тесна связь исследовательской стратегии, направлений теоретического анализа с выдвигаемыми историей общественными проблемами. На уровне отдельного экспериментального или эмпирического исследования такая связь не всегда просматривается, а интерпретации полученного материала в рамках какой-либо теоретической схемы препятствует как раз господство позитивистской эпистемологии, провозглашающей принцип абсолютизации "данных" и считающей эксперимент "высшей маркой науки". Для преодоления этой ситуации и предлагается идея "социологизации" социальной психологии, то есть рассмотрения социально-психологических проблем с социологической точки зрения. Если признаком социальности считать простой факт присутствия другого человека или даже множества людей и фиксировать "социальное" лишь как свойство объектов, то при таком подходе игнорируются фундаментальные характеристики социальной системы, внутри которой действуют личности, в частности, социальная природа самого субъекта, и исследуется не система отношений людей, а в лучшем случае лишь субсистема межличностных отношений. 1. «Человек психоэнергетический» (З.Фрейд, В.Беннис, Х.Шепард) 3. Фрейд: «Групповая психология и анализ Эго» (1921 г.) В изучении групповой динамики использовал положения и принципы, вычлененные при анализе невротика, а важнейший способ объяснения личности невротика – выявление психологических механизмов функционирования семьи. Эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных отношений во всякой человеческой группе, как малой, так и большой. Ключевые понятия фрейдовской теории групповой динамики: десексуализированное либидо (сублимированная любовь); идентификация. Существо группы составляет система эмоциональных (либидонозных) связей. Ключевая фигура групповой психологии — лидер. Первичная группа — совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность (лидера) за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь после этого идентифицируют себя друг с другом. В группе имеется два уровня эмоциональных связей: между каждым членом группы и лидером; между членами группы. Отношение членов группы к лидеру (связь первого порядка) детерминирует отношения членов группы друг к другу (связь второго порядка). В случае нарушения связей с лидером группа распадается. Психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Лидером он становится благодаря наличию у него такого качества как нарциссизм: он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя, никого, кроме себя, не любит, самоуверен и независим, обладает качествами и способностями, которых другие члены группы достичь не могут, поэтому он становится их идеалом «Я». Идентификация с лидером — механизм защиты против враждебных чувств к нему. Образ лидера в группе аналогичен образу отца, и отношения с ним строятся по модели отношения с отцом. Результат влияния сильного лидера на членов группы — их зависимость от него, повышенная внушаемость, потеря критичности. Под действием обаяния сильного лидера член группы уподобляется загипнотизированному индивиду, который отказывается от своей самостоятельности в пользу гипнотизера. В. БАЙОН: ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУППЫ. Группа представляет собой макровариант индивида и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность — потребностями, мотивами, целями и т.п. Группа всегда представлена в двух планах: 1. Она выполняет какую-то задачу, в решении которой члены группы участвуют рационально и осознанно. 2. Члены группы неосознанно продуцируют групповую культуру (нормы, ценности, стиль общения). Между этими двумя уровнями групповой жизни возможны конфликты, для преодоления которых формируются «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным. Байон переносит понятия и механизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на психологию группы. Большинство высказанных Байоном положений экспериментально не проверялись и не получили особого распространения в социальной психологии. В. БЕННИС, Г. ШЕПАРД: ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ. Два основных вопроса теории: анализ помех валидной коммуникации; определение стадий группового развития. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия, предметом которой являются реальные межличностные отношения участников, а задачей — анализ самими членами группы происходящих в ней процессов. Основной помехой установлению валидной коммуникации является ситуация неопределенности на старте Т-группы. Участники скованны в выражении своих истинных отношений, реакций, чувств, потому что они не знают, чего можно ожидать от других. Неопределенность касается двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости – это 2 фазы группового развития. В каждой фазе выделяются 3 подфазы: отказ тренера-ведущего от лидерских полномочий; дискуссия о лидерской структуре группы; разрешение вопроса о лидере. Если группа не распадается, она вступает во 2-ю фазу. 2. «Человек ролевой» (Дж.Мид, М.Кун) Различие в методологических принципах Чикагской и Айовской школ находит свое отражение и в их подходах к ролевому поведению. Для Блумера и других представителей Чикагской школы ролевое поведение, для обозначения которого ими часто используется термин «делание роли» («role-making»), представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Такое понимание ролевого поведения логически вытекает из их концепции личности как активного и творческого существа, которое «конструирует» свои действия в зависимости от того, как оно воспринимает, интерпретирует окружающее. Представители Айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или о «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности. М. Кун утверждает, что индивид «формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных группах. Его отношение к себе как к объекту является лучшим индикатором этих планов поведения... они являются определяющими для самооценок и для оценки других». Современная теория символического интеракционизма, будучи прямым выражением и продолжением идей Дж. Мида, обладает в основном теми же достоинствами, недостатками и противоречиями, которые присущи его концепциям. С одной стороны, в заслугу интеракционистам следует поставить их попытку вычленить в противовес бихевиористам «специфически человеческое» в поведении человека, стремление подойти к личности как к социальному явлению, найти социально-психологические механизмы формирования личности во взаимодействии с другими людьми в группе, обществе, подчеркнуть активное творческое начало в личности. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное. Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве примера «принятия роли другого» у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и ограничиваются его рассуждения о социальной роли личности. Позже понятия «роль» и «социальная роль» стали широко использовать и разрабатывать в западной социологии и социальной психологии. 3. «Человек развивающийся, самоактуализирующийся» (К.Роджерс, А. Маслоу) По А. Маслоу, каждый человек - единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов. А. Маслоу писал по этому поводу: «В хорошей теории нет такой реальности как потребность желудка, рта или гениталий. Есть только потребность индивидуума. По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей. Среди важнейших свойств человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчество у многих людей, по А. Маслоу, это результат влияний внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе официальное образование). Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей», предполагает, что, во-первых, все потребности человека врожденны или инстинктоидны, и, во-вторых, у человека они иерархически организованы в пять видов. В основе персонологии К. Роджерса лежит разработанная им «клиент-центрированная (или личностно-центрированная) терапия». По существу, К. Роджерс исходит из известной философско-социологической феноменологической концепции о субъективных мирах опыта. Мировидение клиентов, по К. Роджерсу, субъективно и индивидуально. Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора". По К. Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей. Вера в существование единого "реального мира" - это заблуждение, которое также вредно, как и вера в технологию, поставившую человечество на грань самоуничтожения. Другой общефилософский тезис, из которого исходил К. Роджерс в разработке персонологической теории - положение о том, что во Вселенной действует общая тенденция к развитию, как постоянное стремление по все больше упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда "строит и созидает, так же как и разрушает". Отсюда вытекает, что у каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей не только для воспроизводства себя, но и для расширения границ своего «Я». Это есть тенденция актуализации - основной внутренний мотивационный импульс. На основе своего профессионального опыта К. Роджерс пришел к выводу, что «похоже для отдельного человеческого существа наиболее характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей». Организмический процесс актуализации означает безсознательную саморегуляцию на основе поведенческого опыта. Так, младенец поддерживает опыт, совершенствующий его организм (любопытство и безопасность) и отвергает негативный опыт (боль, голод и т.д.). Сознательное Эго - это, по Роджерсу, вершина «огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования». При нормальной жизнедеятельности человека организмический процесс осознается адекватно своему состоянию. Но часто у людей организмический процесс и осознание его не совпадают, то есть имеют место аномалии в поведении. В целом, персонологическая позиция К. Роджерса, отличающаяся позитивным оптимистическим взглядом на человека, моделирует необходимое для собственно человеческой природы состояние, отвечает на вопрос, каким человек должен быть и как он должен жить. Общность взглядов К. Роджерса и А. Маслоу, очевидная из приведенной выше общей характеристики их позиций, позволяет считать их представителями одного гуманистического направления психологии. Вместе с тем между ними есть определенные различия. По А. Маслоу поведение человека регулируется иерархией потребностей. Тогда как К. Роджерс с позиций феноменологии подчеркивал определяющее значение личностного восприятия себя и мира в процессе жизнедеятельности. Идеи Роджерса сложились на основе его психотерапевтической работы с клиентами, имеющими психологические проблемы, и затем были перенесены в общую теорию личности. Напротив, А. Маслоу, не занимавшийся терапией, подчеркивал, что психология должна исследовать, прежде всего, психику здоровых людей. 4. Социометрическое и транзактное направление в зарубежной социальной психологии (Э.Берн, Дж.Морено) Результаты социометрического исследования составляют основу для терапевтического изменения существующих социальных отношений. Такое изменение является главной целью социометрического эксперимента. Социограмма — это графическое изображение эмоциональной структуры группы. Эта структура состоит из минимальных социальных единиц — атомов. Социальный атом. Дж.Морено говорил: "Социальный атом — это наименьший социальный элемент, но это не индивид". "Социальный атом, как наименьший элемент структуры отношений, состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны". Термин "социальный атом" не следует понимать строго по аналогии с физическим атомом, а лишь в смысле "atomos = далее неделимый". По мнению Дж Морено, решительно все идет от индивида, от его "теле" (способностей притягивать других людей), социальных атомов (объем эмоциональных связей индивида), социальных молекул (связей атомов в группы), от микроструктуры. Согласно Морено, всю макроструктуру, т.е. общественную жизнь, можно изменить эвсшюционно в соответствии с микроструктурой групп, что и представляет подлинную гуманизацию общества. Наименьшим элементом такой микроструктуры является социальный атом, состоящий из всех отношений между индивидом и окружающими его людьми, которые, в данный момент, тем или иным образом с ним связаны. Групповая динамика и социометрия, несмотря на их кажущееся различие, исходят из однотипных моделей малой группы. Они рассматривают ее как эмоционально-психическую общность, в основе которой лежат непосредственные эмоциональные влечения, эмоционально окрашенные предпочтения людей. Типичное определение группы в рамках этого направления указывает на то, что частота и время общения приводят к созданию группы. Частота и интенсивность общения — это чисто формальные характеристики, лишенные непосредственного психологического содержания. Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание на тот факт, что один и тот же человек, прямо на глазах может измениться. При этом меняется одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т.п. Этот человек то ведет себя как взрослый, то плачет или смеется как ребенок, то копирует поведение своих родителей. Анализируя подобные наблюдения, З.Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих — "частей", которые обусловливают характер общения между людьми. В трансактном анализе выделяют следующие четыре тематические части. Структурный анализ поведения, мыслей и чувств основан на трех элементарных положениях о том, что каждый человек: был когда-то ребенком; имел родителей или заменявших их взрослых; способен адекватно оценивать окружающую действительность, если он здоров. В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. Заключение В развитии психологии к этому времени чётко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определённой степени этому способствует само увлечение экспериментальными методиками: применение их, прежде всего возможно лишь при исследованиях процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий. Развитие социальной психологии и облегчается и осложняется тем фактом, что социальные психологи являются объектами того типа социального контроля, который преобладает в массовых обществах. Главный вывод, к которому в конце концов придут люди, - искать выхода из таких затруднений в морали и, возможно, в лучшем понимании человеческой природы. Список литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2002. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект-пресс, 2001. 3. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995. 4. Шихирев П. Американский вклад в развитие социальной психологии. Основные области исследования //Современная социальная психология. М., 1999. Гл.6. . |