Главная страница
Навигация по странице:

  • Системы норм РЧП. Дуализм Гражданского права.

  • Деление права на неписанное (обычай) и писанное. Закон, как источник.

  • Эдикты магистратов, как источник права.

  • Деятельность римских юристов, как источник права.

  • билеты по римскому частному праву. 6 вопросы защиты частных прав


    Скачать 159.04 Kb.
    Название6 вопросы защиты частных прав
    Анкорбилеты по римскому частному праву
    Дата04.02.2021
    Размер159.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_Rchp_2016.docx
    ТипДокументы
    #173968
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Предмет РЧП.

    Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (первые три века нашей эры).

    Римское право включало две части:

    1. Публичное право — право, которое регулировало властные отношения, отношения между государством и частными лицами. Его нормы были обязательны во всех случаях и не могли быть изменены соглашением сторон (частных лиц).

    2. Частное право регулировало имущественные отношения между частными лицами. Его положения могли быть изменены соглашением сторон обязательства.

    Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами, как:

    1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

    2) брачно-семейные отношения;

    3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

    4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

    5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

    6) вопросы защиты частных прав.

    1. Системы норм РЧП. Дуализм Гражданского права.

    Цивильное право. Изучению подлежат источники права периода принципата и домината (I - VI вв. н.э.).

    В силу особенностей исторического развития в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

    1. 1. Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов. Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Эта система права позднее получила название цивильного права, подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города. Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.

    1.2. Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи цивильное право вошло в качестве древнейшей части римского права.

    2. Преторское право. Наряду постепенно сложилась другая система - право преторское.

    Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом - преторов. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты.

    3. Право народов. Цивильное право применялось только к римским гражданам, не входившие в римскую общину считались врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась эта система.

    В итоге развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (конкубина) и права торговли. Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

    Право народа становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, цивильному, а с другой - национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы права народов применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы права народов и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Когда претор признавал притязание подлежащим защите, но притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах, в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности торговых, отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, оно является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

    4. Сближение систем. Дуализм противоположных укладов - цивильного права и права народов - не мог не привести к их взаимному слиянию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что права стали сливаться. Двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию права народов новое толкование права. За 50 лет до н.э. оно выдвинуло значение воли как существеннейшего элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития права народов являлось введение более свободной формы разбирательства споров. А в семейных и наследственных отношенииях долго держались строгость и формализм цивильного права. С быстротой сказалось влияние права народов на область договорных отношений. Создались новые типы договоров, которые строились на основе простого соглашения сторон, независимо от обрядов и формальностей.

    Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов, разделение право на естественное и законное. На смену пришла новая теория, различавшая три порядка, она противопоставляла право народов праву естественному - по праву природы все люди являются равными.

    5. Справедливость. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права.

    Считалось несовместимым с принципом справедливости, чтобы кто-нибудь путем обмана извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов справедливости. Этот принцип находил особо широкое применение в преторском эдикте, и комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права принципом справедливости.

    6. Естественное право. Понимание права народов было еще расширено и сблизилось с возникшим представлением о естественном праве. Оно определялось как требования морали и основывалось, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям.

    Представление о естественном праве является чрезвычайно широким. Оно распространялось даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

    1. Деление права на неписанное (обычай) и писанное. Закон, как источник.

    Институции Юстиниана разделяли все право по признаку устной и письменной̆ формы источников.

    В первую категорию входил древнейший источник права - обычай, осуществлявшийся, когда не было ни определенного закона, ни определенного права, а существовали только обычаи и религиозные предписания. Неизвестность права, которое до тех пор оставалось несформулированным в едином акте, объясняло необходимость создания XII таблиц, где сами законы XII таблиц в большей части были закреплением обычаев. Сюда относились нормы, укрепившие полноту патриархальной власти, регулировавшие отношения между супругами, порядки опеки и наследования. Опубликование XII таблиц превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал началом дальнейшего развития римского права.

    С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной мере потерял свое значение. Но и в эпоху распространения римского государства обычай не перестал быть источником права. Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

    В эпоху принципата Юлиан признавал за обычаем такую же силу и такое же основание, как и за законом. Он намечает и образующие обычай признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества.

    В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. Позже. последовало новое распоряжение: Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон. Имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и др). Конституция выдвигает на вид общие смысл и цели закона - его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.

    В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

    (1) Магистрат, имевший̆ право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона.

    (2) Народ, собранный̆ магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что процесс сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" или "стою на старом законе").

    (3) Закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.

    Виды законов по санкции.

    Формулировка принятых законов распадалась на три части:

    а) надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона;

    б) содержание самого закона;

    в) санкция.

    Последняя содержала гарантии соблюдения закона. Со стороны этих гарантий различались:

    - законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным,

    - законы, борющиеся с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляющие ничтожными самих актов.

    - законы, содержащие только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями.

    1. Эдикты магистратов, как источник права.

    Эдикты магистратов - третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

    При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

    Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу.

    Сенат предписывал преторам проводить свои постановления (под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов.

    Кодификация преторского права. Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта (125 - 138 гг. н.э.). Была произведена кодификация преторского права. Правда, оно не было признано законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний с момента редактирования эдикта заменил живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях в редакции Юлиана.

    Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту - заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт городских преторов, но и эдикт провинциальных правителей. Эдикт же преторов перегринов остался, по-видимому, вне кодификации. В силу уравнения в 212 г. н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение - эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной - приведены типовые формуляры исков. В эдикте нет особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.

    Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, наряду с цивильным наследником стал преторский владелец наследства. В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.

    Уже было указано, как области цивильного и преторского права - в процессе взаимодействия медленно сближались между собой. С эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридический порядок. Постепенно путем практики судебной и деловой, под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое право.

    1. Деятельность римских юристов, как источник права.

    Римская юриспруденция ведет начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей- ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

    Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

    В период республики деятельность юристов сводилась к:

    – консультации граждан, обратившихся за юридической помощью;

    – даче образцов и редактированию договоров и судебных исков;

    – руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде.

    Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:

    – объяснение текста;

    – толкование юриста;

    – образец исковой формулы.

    Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

    Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана,, «Сентенции» Юлия Павла, а также учебное руководство или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.

    Первые республиканские юристы – основатели цивильного права. К ним относятся: Публий, Цицерон (красноречивейший из юрисконсультов). Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата – классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.

    В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости.

    Папиниан славился умением абсолютно точно подвести отдельные жизненные случаи под конкретные нормы права.

    Павел и Ульпиан занимались сбором, обработкой и комментированием трудов предшественников.

    Последним в эпохе крупных юристов был грек Модестин. По закону о цитировании юристов 426 г. комментарии юристов Павла, Ульпиана, Папиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону. Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

    Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта