учебник. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Скачать 1.47 Mb.
|
1 И. Кант Соч. , т. 6 М., 1966, стр. 366. 173 В иррационалистическом духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческий разум есть величайшее заблуждение: разум играет вторую роль и осужден историей на то, чтобы в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, т. е. деятельности, осуществляющейся бессознательно. «Наш духовный мир похож на Египет — пустыня и громадные пирамиды, а в этих пирамидах, большей частью недоступных, только жалкие трупы» 1. В концепции Ницше действительности противопоставлено погружение в темное, неопределенное состояние, опьянение, экстаз. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и другие, положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Согласно Гербарту, который ввел динамическую характеристику психического, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая, однако, воздействовать на него. Вундту принадлежит образное уподобление сознания полю зрения, в котором имеется сфера наиболее четкого видения, окаймленная удаляющимися на периферию кругами с убывающей ясностью ощущения и переживания, вплоть до их полного угасания. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на неосознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждая существование не только осознаваемого, но и неосознаваемого мышления. Он проводил различие между фокусом сознания, где объект ясно осознается, и остальным полем сознания, где он или осознается неясно, или совсем не осознается. Границы между этими пунктами относительны и подвижны 2. Рассматривая границу между актуальным и потенциальным состоянием сознания как нечто расплывчатое, У. Джемс считал невозможным точно установить, что именно осознанно и находится в кругу интересов, а что теряется в сфере невнимания. Существенным толчком в исследовании бессознательного явились работы в области психиатрии, прежде 1 Ф. Ницше. Собр. соч., т. III, стр. 226. 2 В. Вундт. Введение в психологию. Одесса, 1912, стр. 16—17. 174 всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного. Эти работы дали возможность выявить отличную от сознательной психическую деятельность патогенного свойства, не осознаваемую больным. И. М. Сеченов прямо выступил против концепций, отождествлявших психическое и сознательное. «...В прежние времена «психическим» было только «сознательное»...» 1. Он выявил наличие «темных или смутных» ощущений, либо частью сознаваемых, либо вовсе не сознаваемых. И. П. Павлов отмечал, что «мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного» 2. Явления бессознательного Павлов связывал с работой тех участков мозга. которые обладают минимальной возбудимостью. Бессознательному пристальное внимание уделял К. С. Станиславский, считая, что оно играет существенную роль в процессе творчества. В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы которой скрупулезно и упорно проводят исследования бессознательного в виде установки. Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследуются в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. п. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объясняющей механизм и структуру бессознательного, до настоящего времени построить не удалось. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ФРЕЙДИЗМ На необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных заболе- 1 И. М. Сеченое. Избр. произв., т. I. M., 1952, стр. 208. 2 И. П. Павлов. Полн. собр. соч., т. III, кн. 1, стр. 105. 175 ваний, пожалуй, больше всех настаивал австрийский психиатр 3. Фрейд. Сам он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Интерес к работам Фрейда, прежде всего на Западе, дискуссии вокруг его идей то утихают, то разгораются с новой силой. Одни опровергают систему его взглядов, считая, что она не отличается логической стройностью и научной доказательностью, а другие, напротив, пытаются представить его одним из властителей дум современной эпохи. Таковы крайности, одинаково далекие от истины. Научно-исторический метод исследования предполагает выявление не только негативных сторон в воззрениях ученого, но и позитивного содержания (если оно есть), продуктивных гипотез, ценных постановок вопросов и пр. В отличие от указанных крайностей, например, И. П. Павлов по-иному подошел к учению Фрейда: он немало критиковал его за идеалистические, дуалистические воззрения и ошибочные, ненаучные положения, выразившиеся прежде всего в рассмотрении психики как имманентного, замкнутого в самом себе начала. Вместе с тем Павлов ценил его творческие усилия: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы — человеческой психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света...» 1 . Мы не ставим своей задачей подробно анализировать здесь воззрения Фрейда и давать им развернутую оценку. Это особая и чрезвычайно сложная проблема. Нам представляется, что наиболее адекватное освещение она получила в «Философской энциклопедии» 2. Остановимся лишь на том, что непосредственно относится к нашей теме. Теоретическими источниками фрейдовской концепции бессознательного являются существовавшие в XIX в. учения о психике, о гипнотическом внушении, о символике сновидений, о мифологии, о врожденном 1 Цит. по кн.: Г. Уэллс. Павлов и Фрейд. М., 1959, стр. 5. 2 См. статьи «Фрейд», «Фрейдизм», «Неофрейдизм». «Философская энциклопедия». 176 психическом наследии, о сексологии, о философии и психологии бессознательного, биологический волюнтаризм, особенно А. Шопенгауэра, и др. Об этом сам Фрейд говорил так: «...мы незаметно причалили к пристани философии Шопенгауэра, для которого смерть является... целью жизни, сексуальное влечение — осуществлением стремления к жизни»1. Осуществляя психиатрическую практику, Фрейд с самого начала был поражен некоторыми гипнотическими опытами, которые показывали, как человек в состоянии транса способен легко уверовать в реальность совершенно нереального. Вместе с тем часто не соответствуют реальности и многие идеи у лиц, не находящихся в трансе, тогда как большая часть реального остается ими неосознанной. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и темные, даже дикие элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить свои демонические силы. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, симптоматических действиях, невротических симптомах и т. п.— этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного. Метод психоанализа позволил Фрейду вникнуть в чрезвычайно запутанный клубок болезненных состояний, выявить источники некоторых невротических переживаний. Однако этот метод, плодотворно применяемый первоначально к выявлению генезиса определенных психических расстройств, Фрейд неправомерно перенес на изучение психики вообще, а затем даже на исторический процесс развития культуры и общества в целом. В этом своем последнем качестве психоанализ не только совершенно несостоятелен научно, но и порочен, под- 1 3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925, стр. 49. 177 вергся критике как в нашей стране, так и за рубежом, причем даже со стороны некоторых последователей самого Фрейда. На этом основании, однако, вряд ли было бы правильно отвергать все, что связано с именем Фрейда. Свою концепцию бессознательного Фрейд построил на большом клиническом материале, преломленном через призму его общей концепции психики человека. Он выявил психологическую природу конфликтов между «желанием и долгом» и их роль в генезисе неврозов, раскрыл явления сублимации сексуальной энергии, различные формы вытеснения переживаний, выдвинул эффективный принцип лечения душевных болезней путем выявления и осознания первоначально неосознаваемых больным переживаний. Фрейд показал, что в структуре здоровой психики содержатся болезненные элементы, проявляющиеся в так называемой «патологии обыденной жизни». Фрейд создал свою схему структуры психики, разделив ее на три основных пласта. Самый нижний пласт и самый мощный так называемое «Оно» находится за пределами сознания. Там хранятся прошлый опыт, различного рода биологические импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательного — того, с чем человек актуально имеет дело и чем постоянно оперирует. Это его «Я». И, наконец, третий и последний этаж человеческого духа— «сверх-Я», нечто, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, система всевозможных запретов и правил, иными словами все то, что человек усваивает и с чем он вынужден считаться. Главным стражем «Я» является нравственная сфера личности — «сверх-Я». В ответ на греховные неосознанные побуждения оно терзает «Я» упреками, чувством вины. Сама по себе фрейдовская схема структуры психики не лишена смысла, хотя ее общая интерпретация и характеристика взаимоотношения составляющих ее сфер в системе фрейдизма научно несостоятельны. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли 178 бессознательного. Именно от «Оно», считает Фрейд, берет свое начало все, что именуется психическим, и, завершив свое движение в сфере индивидуального и социального разума, психическое вновь возвращается туда же. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает, с точки зрения Фрейда, решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознательное будто бы лишь тонкая, воздушная кисея, парящая над глубоким омутом бессознательного, который скрыт не только от взора наблюдателя, но и от еамого субъекта. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки. Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Если вся история прогрессивной философии и психологии провозглашала и провозглашает мощь человеческого разума, то фрейдизм провозглашает мощь инстинктов. Фрейд разрушил уходящее своими корнями еще в античную культуру представление о человеке как о существе, поведение которого определяется прежде всего духовными идеалами, разумом. Фрейд нарисовал иную картину, согласно которой позади логики, идеалов и разума стоят их скрытые, но подлинные властители: слепые инстинкты и примитивные влечения1. Учение Фрейда о влечениях вытекает из понимания бессознательного как определяющего фактора всей жизнедеятельности человека. Человека он считал сложной машиной, наделенной энергией влечений, специфика которых состоит в том, что в них фиксировано не действие в целом, как это имеет место в инстинктах, а лишь импульс к действию. Влечение полностью детерминируется внутренним органическим источником и независимо от объекта, на который оно направлено. По Фрейду, не внешние воздействия, а именно влечения, которые властно требуют своего удовлетворения, являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса: они — ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения. 1 См. Н. Baruk. Entretiens de Bichat (vol. Medecine). Paris, 1965. 179 Фрейд различал сексуальные влечения и влечения смерти. Если одна сторона бессознательного направлена на утверждение жизни, то вторая ориентирована на разрушение и смерть. Основное внимание Фрейд сосредоточил на анализе сексуальности. Определенный объект приобщается к влечению лишь благодаря своей способности доставлять наслаждение. Человек настолько зависит от своих влечений, что их характер и динамика определяют судьбу человека: от них невозможно спастись никаким бегством. Однако прямое и каждый раз немедленное удовлетворение влечения не всегда возможно: социальные нормы налагают свой запрет, подвергают его цензуре. Человек по приводе своей антисоциален: он находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих желаний, влечений, а общество составляет враждебное окружение, которое призвано направлять, контролировать и подавлять человеческие стимулы и инстинкты, ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. У Будучи подавленными и загнанными в подполье бессознательного, влечения превращаются в стремления, которые имеют уже культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией? Он нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детском возрасте, сексуальность проходит через всю его последующую жизнь. В различные возрастные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Итак, человек, по Фрейду,— машина, движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии (либидо), безумящим душу эросом, постоянно пронзающим человека своими стрелами. Либидо подвержено болезненным напряжениям и разрядкам. Динамический механизм, ведущий от напряжения к высвобождению, от страдания к удовольствию, Фрейд назвал принципом удовольствия. От него отличается принцип реальности, который направляет человека, заставляя его избегать всего, что может угрожать его существованию. Эти принципы часто вступают в конфликт между собой, а равновесие между ними — необходимое условие психического здоровья. Нарушение этого равновесия ведет к невротическим и психическим расстройствам. Поскольку господствующими мотивами поведения, 180 по Фрейду, являются сексуальные мотивы, лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и пр.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.) явлений. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт: разум враждебен индивидуальности. Он подобен «всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствованные из внешнего мира силы»1. Этот конфликт с особой остротой протекает у нервнобольных и тем более психически больных, когда «Я» наталкивается, по мнению Фрейда, на границы своего могущества в своем собственном доме — душе. «Вдруг возникают мысли, о которых не знаешь, откуда они, и ничего нельзя сделать, чтобы прогнать их. Начинает казаться, что эти чужие гостьи оказываются даже сильнее, чем те, которые подчиняются «Я»: они в состоянии противостоять всем испытанным средствам воздействия воли, их не сбивают все логические возражения, не трогают противоположные показания реальности»2. Констатировав этот поразительный и вполне достоверный феномен человеческой психики, Фрейд утверждал, что ему удалось нанести одну из самых тяжелых ряд по самолюбию и гордыне человека. Первую аналогичную pану нанес в свое время Коперник, доказавший, что не земля — центр вселенной. Вторую — Ч. Дарвин, давший человеку обезьян в качестве родственников. Третью же он, Фрейд, установив, «что человеку не является хозяином и своем собственном доме». Согласно концепции Фрейда, бессознательное безраздельно властвует над сознательным, разум плетется на поводу у влечений и страстей. Воля и разум бессильны перед могучим и властным зовом биологического инстинкта. Потребности живой плоти рушат все утонченные кордоны цивилизации. 1 3. Фрейд. Я и Оно. М., 1924, стр. 22. 2 3. Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923, стр. 196. 181 Научного внимания в теории Фрейда заслуживает главным образом концепция вытеснения — особого защитного механизма психики. И. П. Павлов наиболее одобрительно относился именно к этой гипотезе. Что же такое вытеснение? С физиологической точки зрения — это процесс торможения возбудимых очагов, а с психологической — механизм сдерживания и подавления определенных влечений, побуждений, мыслей и чувств. Бессознательное и есть та особая психическая область, все элементы которой пребывают в вытесненном состоянии, не находят выхода в открытом поведении. Особую категорию бессознательного составляет то, что неприемлемо для сознания человека. Психиатры отмечают, что некоторые, наиболее тягостные для душевнобольного факты действительности он не принимает, отвергает. Мать, заболевшая душевно в связи с гибелью ребенка, ведет себя так, будто бы она не знает, что ее ребенок погиб. Но идеи, изгнанные из сферы сознания, не теряют своих динамических сил: они продолжают активно воздействовать на сферу сознания, имеют свой специфический энергетический заряд. Если вытесненное влечение не может преодолеть сопротивления разума, то стремится пробраться к свету обходными путями, в замаскированной форме. Это своего рода жидкость под большим давлением: непременно где-то прорвется и изольется наружу. |