Главная страница

учебник. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеА. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Анкоручебник
Дата05.12.2020
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаA_G_Spirkin_Soznanie_i_samosoznanie.doc
ТипКнига
#157196
страница10 из 25
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25

1 См. «Проблемы сознания». М., 1966.

137

В доказательство последовательности развития сознания в указанном направлении ссылаются на восстановление сознания после сна или глубокого обморока. Физиолог А. А. Герцен интересно описал состояния, которые он неоднократно испытывал после обморока. Сначала он испытывал смутное сознание своего существования, затем хаотическое осознание представлений без дифференциации «Я» и «не-Я», потом осознается «Я» в его противоположности миру, и, наконец, осмысливаются отношения вещей, причинные и иные связи.

При прогрессирующем ослаблении умственной сферы происходят, по мнению Бехтерева, те же самые изменения сознания, только в обратном направлении. В патологических случаях первоначально утрачивается способность самопознания, затем расстраиваются те ряды представлений, совокупность которых служит нравственной характеристикой данного лица; с течением временп у такого рода больных утрачивается уже и сознание времени, а затем и сознание места, тогда как самосознание и сознание о «Я» как субъекте остаются большей частью ненарушенными даже и при значительной степени слабоумия.

Для этой точки зрения характерно утверждение, что познание ребенком самого себя на первых этапах развития протекает в отрыве от познания им окружающего мира и даже в отрыве от собственной деятельности. Оно поддерживается исключительно за счет тех органических ощущений и чувствований, которые даны ребенку от рождения. Эти ощущения и чувства перестают, таким образом, быть предпосылками в развитии самосознания; они становятся его источником и движущей силой. Подобная позиция ставит развитие самосознания в исключительную зависимость от психофизиологического созревания.

Существует и иная точка зрения, утверждающая как раз обратное, что «сознание себя» характеризует более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает значительно позже. Так, ребенок не сразу осознает себя. В течение первых лет жизни он обычно называет себя так, как называют его окружающие. Он сначала для самого себя существует скорее как объект

138


для других людей, чем как субъект по отношению к ним. Осознание себя является результатом развитие деятельности и общения. Оно является довольно поздним продуктом развития сознания и в качестве своей основы предполагает реальное становление ребенка практическим субъектом, выделяющим себя из окружения. Формирование самосознания связано с процессом индивидуализации, с процессом роста сил и целостности личности1. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом2.

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И. М. Сеченов и др. рассматривали развитие сознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время, т. е. человек сразу выступает и как «Я» и как «не-Я». В своем учении о развитии психики ребенка А. Галич исходил из того, что это развитие начинается с чувства собственного существования, в котором нет еще ни осознания себя, ни осознания внешнего мира, потому что в нем нет еще противопоставления между внутренним деятельным началом и внешним ощущением. Первый способ знакомиться с самим собой и разыскивать себя в хаосе окружающих предметов основывается не только на внутреннем чувстве, но и на впечатлениях, получаемых из внешнего мира. Преобразование этих нерасчлененных психических состояний в осознанные совершается в результате возникновения способности к отделению тех состояний, которые относятся к себе, от тех, которые относятся к внешнему миру, в результате их различения и противопоставления.

Такого же взгляда придерживался и А. Потебня. Он считал, что развитие психики начинается со смутных, слитных, безотносительных переживаний, в которых сначала нет разделения на «Я» и «не-Я». На первых

1 См. Л. И. Вожович. Особенности самосознания у подростков. «Вопросы психологии», 1955, № 1.

2 См. М. С. Неймарк. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении. «Вопросы психологии», 1968, № 5.

139

порах для ребенка еще все — свое, еще все — его «Я». Или наоборот: поскольку он не знает еще различия внутреннего и внешнего, можно сказать, что для него вовсе нет своего «Я». Иными словами, исходное состояние сознания есть полное безразличие «Я» и «не-Я». По мере того как известные сочетания восприятий отделяются от этого «темного грунта», слагаясь в образы предметов, образуется и самое «Я», состав которого зависит от того, насколько оно выделило из себя и объективировало «не-Я» или, наоборот, насколько само выделилось из мира.

Исходя из рефлекторной теории природы психики, И. М. Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос — слухом, форма тела — глазом и осязанием), а другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода суть спутники процессов, совершающихся в главных анатомических системах тела (голод, жажда), они справедливо называются системными чувствами. У человека, замечает Сеченов, не может быть собственно никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или иной форме. В этой смеси или ассоциации для той половины, которая дана деятельностью высших органов чувств, существует как эквивалент предмет внешнего мира, а для другой — никакого внешнего эквивалента нет. Первая половина чувствования имеет объективный характер, а вторая — чисто субъективный; первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела, «самоощущения».

Таким образом, и Галич, и Потебня, и Сеченов, рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в своих двух формах — в форме предметного сознания и самосознания. Уже маленькие дети, действуя с предметами и наблюдая за изменениями во внешнем мире, возникающими в результате этой их деятельности, познают не только те предметы, с которыми действуют, но и самих себя. В этом процессе они постепенно приходят к осознанию

140

как своих действий с предметами, так и того, что причиной этих действий являются они сами 1.

Образование представления о себе является актом сознания, который невозможен без речи. Наши душевные состояния, по Потебне, уясняются нами лишь по мере того, как мы их обнаруживаем, даем им как бы самостоятельное существование, находя их, например, в других или выражая в слове. Темными остаются для нас те особенности нашей душевной жизни, которые мы не выразим никакими средствами и которые не увидим ни в ком, кроме себя. Психологическими исследованиями показано, что уже на уровне сенсорного развития речь способствует развитию самосознания, помогает детям различать и осознавать отдельные части своего тела 2.

САМОСОЗНАНИЕ КАК САМООТНЕСЕННОСТЬ «Я» С САМИМ СОБОЙ

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Результатом самопознания является знание субъектом себя. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ориентировка его в собственной личности.

Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает самого себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Только в этой форме и может существовать самосознание, основная особенность которого, в отличие от сознания, состоит в том, что оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Если сознание есть знание о другом, то самосознание — знание человека о самом

1  См. П. Р. Чамата. К вопросу о генезисе самосознания личности. «Проблемы сознания». М., 1968, стр. 230—235.

2   См. П. Р. Чамата. Вопросы самосознания в советской психологии. «Психологическая наука в СССР», т. 2. М., 1960.

141

еебе, это своего рода духовный «свет, обнаруживанием и себя и другое» 1.                                                           

В картине самосознания дано двойное изображение: и внешнего объекта, и самого субъекта. Как объект самосознания личность — это человек, каким он ощущает, наблюдает, чувствует себя, каким он известен себе и каким он мыслится, с его точки зрения, другими. Самосознание предполагает познание и знание прежде всего своего физического облика, состояния, а потом уже внутреннего духовного мира, своих возможностей. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существующим не только для других, но и для себя. Самосознание связано со способностью взглянуть на себя «со стороны». Самосознание дает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним,— словом, изучать акт собственного сознания» 2.

История, труд и общение выработали в мозгу человека физиологические и психические механизмы, при помощи которых и осуществляется осознание и описание человеком себя. Нельзя отказать животным в том, что они что-то знают, т. е. обладают элементарной информацией об окружающих событиях. Но животные не знают, а человек знает о своем знании: он знает и то, что он знает, и то, что знает он, и то, что именно он знает. Далее, человек осознает не только то, что нечто знает, но и то, что он далеко не все знает, что за пределами его знаний простирается великий океан неведомого.

Существенная черта в характеристике самосознания — это способность мыслящего человека не только отделить себя от остального мира, но и противопоставить себя ему. Вместе с тем в самосознании происходит осознание самого себя не как чего-то абсолютно обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним. Самосознание не есть монолог сознания с самим собой. Это скорее диалог личности со своим опытом.

1  Гегель. Соч., т. III, стр. 201.

2  И. М. Сеченов. Избр. философ, и психология, произв., стр. 504.

142

Слово «самосознание» обозначает различные, хотя и тесно связанные между собой явления: самоконтролирующую функцию сознания, ориентированного на вне его лежащие вещи, и сознание, основным объектом которого является человеческое «Я», т. е. самопознание, самоисследование. В первом своем значении самосознание (как самоконтролирующее сознание) ориентировано на реализацию призыва: познай мир, а во втором — па реализацию призыва: познай самого себя. Термин «самосознание» иногда употребляется и в смысле сознания собственного достоинства, высокой оценки самого себя или даже высокомерия. Основным же значением самосознания следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я» 1.

В предложении: «Я вижу березу» при смысловом ударении на слове береза внимание смещено на внешний объект; при ударении на слове вижу — на сам процесс видения; при ударении же на слове я — на субъект. В этих примерах видна мера фокусировки сознания от объекта к субъекту, т. е. от сознания к самосознанию. Осознавая вне его лежащую внешнюю реальность, человек отражает и реальность самого себя, он знает, что осознает ее. Он ощущает, воспринимает и мыслит и вместе с тем знает себя как ощущающее, воспринимающее и мыслящее существо. Соотносясь с предметом, сознание вместе с тем характеризуется самоотношением. Самосознание, по Гегелю, как понятие духа является поворотным пунктом сознания, посредством которого оно из красочной видимости чувственного постороннего мира и из пустой тьмы сверхчувственного выступает в духовный день настоящего. Человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя. Развитие самосознания проявляется как изменение определений собственной личности, как совершенствование его регулирующей роли.

Уровень самосознания может быть весьма различным. Известно, что исключительно одаренные люди воспринимают свое «Я» с особой остротой и проникновенностью, начиная с раннего детства. Познание своего «Я» переживается ими как своего рода внутреннее от-

1 См. Е. Бобров. О самосознании. Казань, 1898, стр. 5.

143


кровение. Такая острота особенно характерна для самосознания гениальных людей, что связано с пониманием ими своего особого исторического назначения или признания своей ответственности и общественной значимости.

Уровень самосознания в каждой данной ситуации неодинаков. Бывают моменты, когда самосознание очень остро. Когда же человек предельно поглощен каким-либо посторонним сюжетом, самосознание его почти полностью может отсутствовать. Так, Архимед, углубившись в свои математические расчеты, не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Это результат чрезвычайно фокусированного сознания. В большинстве случаев люди находятся где-то между этими крайностями.

Самосознание осуществляется не только в личностном плане, но и на уровне общественного сознания, когда знания, научное и художественное творчество становятся специальным предметом теоретического исследования. Все так называемые метатеории — это формы самосознания соответствующих теорий. Высшим уровнем общественного самосознания является философия, представляющая собой жизненно важный созидательный этап в формировании универсального видения человека.

Сознание человеком самого себя, своего «Я», не носит непосредственного характера. Оно опосредствовано отражением внешнего мира и других людей. Самосознание есть полагание сознания и вместе с тем предполагание природного и социального мира.

Первоначально человек осознает предметы, свою деятельность с ними, поведение и качества других людей, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях, свои чувства, побуждения. Он осознает себя как личность, осознает свой духовный мир, создавая свое «представление» о себе. Не случайно в языках мира слово «представление» означает «ставить образ перед собой».

Пока человек не относится к себе как к объекту восприятия и со своей стороны и со стороны других людей, он не может осуществлять самоконтроль. В способности осуществлять самоконтроль наблюдаются существенные индивидуальные различия. Одни сохраняют самоконтроль в очень напряженных и даже трагических ситуа-

144


цпях, а другие выходят из себя при малейших неприятностях. Некоторые в условиях опасности действуют эффективнее, чем в обычной обстановке. Наибольшим самосознанием обладает тот человек, который постоянно контролирует себя и проявляет меньше импульсивности в своих поступках.

Проблема самопознания не сводится к самосознанию, к рефлексии. Можно осознавать себя, рефлектировать, но не знать существа своего «Я». Последнее достигается опытом всей жизни.

Погружаясь как можно дальше в глубину своего «Я», мы наталкиваемся всегда только на отдельные акты сознания: ощущения, представления, мысли, чувствования и пр. При выполнении как внешних предметных действий, так и мыслительной деятельности необходимо своеобразное «раздвоение» личности: она все время должна как бы гоняться за «двумя зайцами» — думать о внешних предметах и о том, что она о них думает. Это явление наиболее полно выражено в состоянии сценического переживания. В сознании актеров на сцене всплывают яркие, наполненные глубокими чувствами, страстями образы, вызванные по заранее намеченной программе, продиктованные содержанием авторского текста, и вместе с тем происходит процесс хладнокровного наблюдения как бы «со стороны» за своей игрой.

В каждом акте осознания мира неизбежно участвует контролирующая и управляющая власть самосознания, от которой человек не свободен даже тогда, когда он глубоко погружен в исследование реального объекта. Акт сознания существует лишь вместе с «Я». Нельзя мыслить, не осознавая этого. Никакое самое самозабвенное погружение в мир внешней реальности, никакое состояние объективной обращенности сознания не означает абсолютной самоотрешенности. Состояние полной самоотрешенности, потери самоконтроля и управления психическими процессами случается крайне редко, прежде всего в патологических случаях. Правилом же, нормой является осуществление человеком постоянного и неусыпного самоконтроля, хотя бы в самом общем плане. Самосознание является необходимым условием формирования самостоятельности и гибкости мысли, объективности суждений. Вместе с тем нельзя абсолютизировать неразрывность сознания и самосознания,

145


нельзя сказать, что знание о чем-либо невозможно без знания о себе.

Степень самосознания может быть разной — от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «Я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека.

Фиксация нашего активного внимания на нашем «Я» имеет свою разумную меру, диктуемую жизненной необходимостью. Чрезмерная фиксация, внимания на «Я» Может явиться причиной, затрудняющей ориентировку в окружающей обстановке и осложняющей продуктивность практических и умственных действий. Она может выродятся «в самодовольное няньчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» 1. Такой изнеженно-интеллигентный эгоцентризм, мнительное созерцание своего собственного «Я» следует отличать от самопознания, ориентированного на раскрытие смысла своей деятельности, своего жизненного пути. Рефлексия мнительности тормозит живой процесс деятельности, ведет к гамлетовской нерешительности. В гипертрофированном виде она являемся симптомом душевного расстройства. Глубокое же самопознание, напротив, проясняет смысл деятельности, повышая ее результативность. По словам Гегеля, познай самого себя — эта абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значения только такого самопознания, которое направлялось бы на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивида, но она представляет собой познание подлинного в человеке, постижение его сущности. Человек поднимается до понимания того, что он несет в себе смысл всей исторической жизни.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25


написать администратору сайта