Главная страница

учебник. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеА. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Анкоручебник
Дата05.12.2020
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаA_G_Spirkin_Soznanie_i_samosoznanie.doc
ТипКнига
#157196
страница18 из 25
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

1 См. Ю. А. Шерковин. Психологический аспект массовой коммуникации. М., 1968, стр. 19.

209

генду о короле с ослиными ушами? Каждого вновь поступающего к нему на службу брадобрея он предупреждал о необходимости хранить тайну о его ушах под угрозой смерти. Но потребность поделиться с другими тайной была столь сильна, что никто не выдерживал и становился жертвой этой неутолимой жажды. Попадает к королю в качестве брадобрея очередной мальчик. Он выслушал условия работы. Тайна об ослиных ушах короля начала так мучить мальчика, что он заболел, перестал пить и есть. И вот решил он обратиться к волшебнику. Тот посоветовал ему пойти в чисто поле, выкопать ямку и поведать эту страшную тайну матери сырой земле. Исполнил все это мальчик. Наступило облегчение. Он поправился...

Будучи по своему существу глубоко социальным процессом, общение вместе с тем всегда носит специфически личностный характер: каждый человек обладает особым стилем или манерой общения. В зависимости от своей ценностной ориентации люди избирательно относятся к информации: они замечают и предпочитают одно и не обращают внимания на другое, охотно вступают в общение с одними людьми и избегают других. Люди существенно отличаются друг от друга по характеру, в зависимости от того, преобладает ли у них личностный контакт с другими людьми или контакт с предметным миром.

Общение проявляется прежде всего в той стихии многообразных речевых процессов, которая со всех сторон как бы омывает все формы и виды устойчивого и постоянно возобновляющегося контакта: житейские разговоры, обмен мнениями в различных общественных коллективах, просто случайные беседы.

Форма и тип общения зависят от партнеров — их характера, ценностной ориентации, интеллекта, опыта и мотивации. В компании близких друзей вырабатываются свои особые, непринужденные формы: слова-намеки, жесты, шутливые рассказы, анекдоты и др. Другой тип общения вырабатывается, например, между мужем и женой, когда позади годы совместной жизни, где многое ясно и без слов. По-иному осуществляется общение, когда случайно собираются посторонние друг для друга люди. Принципиально иначе строится общение на научном совещании, на партийном или профсоюзном собрании,

210
на производстве, в цеху, в воинской части1. Тут существует более строгая регламентация, более ответственное отношение к каждому слову, повышенный самоконтроль и эмоциональный накал: обстоятельства обязывают.

Между формой общения (например, непосредственное производственное общение), формой высказывания (скажем, короткая деловая реплика) и их содержанием существует неразрывное единство. Форма общения как бы предопределяет характер речевых и иных средств обмена мыслями. На формы высказывания оказывают огромное влияние общественное положение, социальный статус общающихся. Словесный этикет, речевой такт и иные формы приспособления высказывания к иерархической организации общества имеют большое значение в процессе выработки основных жизненных жанров общения.

Люди нуждаются в общении значительно больше, чем все другие живые существа. Низшие животные сравнительно легко адаптируются в условиях изоляции. Человекообразные обезьяны очень тяжело переносят ее. Они, как правило, заболевают и гибнут. Анализируя растущее число самоубийств в своей стране, французский социолог Э. Дюркгейм пришел к заключению, что одной из причин, побуждающих людей к уходу из жизни, является болезненное ощущение одиночества, безразличие к жизни и к людям, отношения которых в антагонистическом обществе лишаются человеческой теплоты и приобретают характер чисто ролевых, функциональных связей. Важность взаимной поддержки особенно остро чувствуется в кризисных ситуациях. Общение не только необходимое условие самой жизни людей, но и средство формирования и развития социального опыта. Н. Винер считал, что обмен информацией — это цемент, укрепляющий общество.

В присутствии других людей, в условиях зримого социального контроля у человека видоизменяются психические процессы. Они иные, чем наедине с самим собой. В присутствии других лиц проявляется иной психологический настрой и мера доверительности чем ври разговоре с глазу на глаз. В поведении человека перед лицом других людей обычно выявляются моменты со-

1 См. сб. «Сознание и общение». Фрунзе, 1968.

211
ревнования, соперничества, коллективизма, подражания, внушения, конформизма и пр. Социальный контроль может ощущаться человеком даже и вне ситуации непосредственного общения. Находясь в уединении, человек в своих помыслах и действиях принимает в расчет то, какой будет реакция на них со стороны других. Словом, человеческое поведение организуется и осуществляется с учетом его социального восприятия и оценки. Поэтому смысл и характер мотивации поведения человека можно понять лишь при условии уяснения того, на какую «аудиторию» рассчитано его реальное или воображаемое действие.

Совместные и согласованные действия людей в определенной социальной группе требуют, чтобы каждый участник в какой-то мере предвидел возможные действия других. Для этого люди в том или ином коллективе постоянно присматриваются и прислушиваются друг к другу. Таким образом, действия людей социальны по своей природе не только потому, что они непосредственно или опосредствованно ориентированы на других людей, но также и потому, что любое их действие включает в себя ожидание той или иной реакции со стороны окружающих: трудно находиться в коллективе, когда не знаешь, что можно ожидать друг от друга. В любом коллективе от каждого члена ждут чего-то своего: эрудиции, остроумия, принципиальности, гуманности. И каждый, зная это, стремится оправдать соответствующие ожидания.

Между человеком и предметным миром стоят другие люди, по существу вся история общества. Мы значительно больше знаем о вещах, которых никогда не видели, о которых только слышали или читали. Дар слова обогащает нас мыслями всего человечества, облегчает каждому путь познания, освобождая его от необходимости до всего доискиваться самому, своими личными усилиями.

Общение осуществляется как непосредственно, так и опосредствованно. У животных общение носит непосредственный, биологический характер. Они инстинктивно чувствуют состояние другого животного. У них имеется биологическое чувство взаимности, которое выражается движениями тела, криками, запахами и пр. Непосредственное общение имеет место и v человека.

212

особенно в той области, которая касается эмоций, удовлетворения биологически заложенных потребностей. Но область человеческих связей бесконечно многообразна, и по своему удельному весу биологические формы контакта людей незначительны; кроме того, они качественно преобразованы, очеловечены.

На раннем этапе становления человека основным источником получения знания служило личное чувственное восприятие реального мира и отношения людей. Постепенно все большую роль начинает играть коллективный опыт, передаваемый жестами, звуковой, а потом и письменной речью. Первоначально эти формы коммуникации ограничивались узкими пределами рода, племени, сельской округи, города. Исторический прогресс человечества существенно изменил способы воздействия на умы и сердца людей: речь на сходке, на форуме, в сенате, беседы философов с учениками, церковная проповедь, песнь хора, диспут схоластов, речь адвоката и прокурора, лекция профессора, письма влюбленных, ханские ярлыки, рукописные прокламации, листовки, волнующие речи трибунов революции заменились или дополнились гигантскими тиражами печатных произведений, радио, телевидением и т. п. Теперь уже потоки сведений циркулируют с помощью качественно разных каналов по всей нашей планете, информационно объединяя человечество в нечто целое 1.

В зависимости от конкретной ситуации и целей общения информация может быть адресована либо к конкретному лицу (или лицам) путем личной обращенности, либо к некоторому множеству вероятных адресатов. Непосредственное общение осуществляется с помощью устной речи и выразительных движений. Опосредствованное — с помощью печати, писем, телефона, телеграфа, радио, кино, телевидения и др. Передаваемый с их помощью поток информации, адресованный относительно анонимной, численно большой и разнородной по своему составу аудитории, именуется в социальной психологии массовой коммуникацией. Многообразие ее средств сильно возросло за последние десятилетия в связи с бурным потоком информации в обществе, что от-

1 См. «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми». Л., 1970.

213

крыло широчайшие возможности духовного взаимодействия между людьми. Общение, ориентированное на широкие массы, психологически организуется иным способом, чем та информация, которая направляется на одного человека. Оно рассчитано на иной эффект, чем межличностное общение. В общении «с глазу на глаз» действует принцип обратной связи в виде участливого, «понимающего» или отрицающего выражения лица, вопросительной мимики, реплики, возражения и пр. В массовой коммуникации обратная связь или совсем отсутствует, или наблюдается в весьма ограниченной форме, или носит чисто воображаемый характер.

Средства общения — это своего рода мост от внутреннего, личного мира к миру внешнему, социальному, они придают сознанию характер надиндивидуального бытия, делают жизнь мысли относительно длительной, а иногда и бессмертной. Вместе с тем все богатства общества язык преобразует в собственность индивидуального духа. Он же сливает бесчисленные ручьи индивидуального сознания в общий поток общественного разума. Функционирующие в обществе механизмы информации составляют своеобразную социальную память — хранилище прошлого опыта, являющегося базой формирования индивидуального сознания каждого человека и дальнейшего развития общественного сознания.

Общение обеспечивает необходимую преемственность в развитии культуры. Каждое новое поколение начинает свою познавательную работу с того, на чем остановилось предшествующее поколение. Указывая на великое значение общения в жизни общества, А. И. Герцен писал, что стремления людей «не пропадают бесследно, они облекаются словом, воплощаются в образ, остаются в предании и передаются из века в век. Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана — всемирной истории» 1. Книги составляют документ, по которому вся прошлая культура вводится во владение настоящего. В сокровищницу родной речи складывает одно поколение за другим плоды глубо-

1 А. И. Герцен. Былое и думы, т. 3, ч. 6. М., 1958, стр. 234— 235.

214

кях движений мысли и исторических событий. Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове, в письменах, изобретением которых человеческий ум разрешил одну из самых трудных и великих своих задач: он воплотил, фиксировал речь и таким образом получил возможность сделать свою мысль бессмертной. «Что написано пером, того не вырубишь топором»,— говорит народная мудрость. Письмо — чудесная, неиссякаемая чаша познания и мудрости. Это чаша, которая всегда остается полной, несмотря на то что каждый из нее все время черпает. Древнее изречение гласит: сказанное улетает, а написанное остается1.

СОЗНАНИЕ И РЕЧЬ

Проблема взаимного общения людей — это прежде всего проблема взаимной связи сознания и речи, языка как системы знаков. Сознание предполагает речь как свою материальную действительность, а значит и взаимное общение людей. Речь может передавать мысли, чувства и волю в процессе взаимного общения, в силу того что слова — материальны и потому доступны чувственному восприятию.

Язык — основное средство управления поведением людей, познания действительности и самосознания личности. Он возник и развивается вместе с рождением и развитием общества и как общественная ценность держится на своей связи с сознанием, со всем строем духовной культуры и объективной действительности.

Язык и речь не одно и то же. Речь — это язык, функционирующий в конкретной ситуации общения, это деятельность общения и его фиксированные результаты. Например, русская речь включает необозримое множество высказываний конкретных лиц, а также всю письменность на русском языке. Язык же — определенный, данным народом социально-исторически отработанный, национальный по своему характеру словарный состав и сложившийся у данного народа грамматический строй, выражающийся в особых правилах, закономерностях

1 См. Я. В. Шницер. Иллюстрированная всеобщая история письмен. Спб., 1903.

215
построения предложений, соотнесения слов в предложении. Сами же конкретные предложения, которые высказываются людьми устно и формулируются письменно, относятся не к языку, а к речи: они образуют ту символическую реальность, в которой только и существует язык.

Речь есть материальное выражение мысли; здесь содержание духовного мира объективируется вовне, для других — с помощью слова. Все процессы выражения (прозаические, романтические или драматические) разыгрываются между общающимися. Действительностью сознания является не столько язык, сколько речь: именно в речи фиксируется содержание сознания. Язык принято сравнивать со строительным материалом, а речь — с возведенным из этого материала зданием. Образно говоря, речь — это галерея зданий, в которых «обитают» мысли. Содержание, выраженное в речи, есть содержание сознания, которое не сводится к сумме значений языковых единиц, используемых для его выражения.

Речь выполняет ряд неразрывно связанных друг с другом функций: коммуникативную (средство сообщения, взаимного обмена опытом), мыслительную (орудие мышления), функцию средства выражения и воздействия. Исходной и ведущей является коммуникативная функция. Взаимное общение людей обусловило становление языка и его дальнейшее совершенствование, так же как и развитие норм сознания1.

В процессе обмена мыслями общающиеся одновременно выражают содержание мысли и свое отношение к предмету речи, а также контролируют и то и другое. Поскольку сама по себе мысль нематериальна, она не дана органам чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями» абсурдно понимать буквально. Никакого обмена, никакой взаимной передачи мысли не происходит. Процесс общения осуществляется в форме взаимного материального воздействия словами, за которым скрывается обмен мыслями. С помощью слов мы не передаем, а вызываем аналогичные мысли в голове воспринимающего. Слушающий воспринимает матери-

1 См. «Язык и мышление». М., 1967; «Ленинизм и теоретические проблемы языкознания». М., 1970.

216

альный облик слов и их связь, а осознает то, что ими выражается.

У человека много входов для поступления информации и лишь один выход — движение в его практической или символической форме. Мысли и чувства композитора выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках, красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, а математика — в формулах, геометрических фигурах и т. п. Одним словом, мысли выражаются в том, что человек делает и как он это делает. Принципиально нельзя адекватно передать словом музыкальное произведение или живописный образ. Нет адекватной словесной замены даже для простейшего жеста. Вместе с тем все существующие в обществе символы опираются на слово и сопровождаются им.

Единицей словесного общения является высказывание, а единицей высказывания — слово. Оно имеет материальную форму и идеальное содержание — значение. Форма слова является видом знака. Все познанное человечеством как-то означено, названо. И у людей сложилась настоятельная потребность знать названия вещей. Даже не получая никакой информации от названия какого-либо предмета, мы испытываем некоторое удовлетворение от того, что узнаем, как нечто называется, и часто проявляем настойчивое любопытство к названию. «Мы заботливо узнаем у ямщика имя встреченной деревушки, хотя что же нам дает, по-видимому, собственное имя» 1.

На каждом этапе развития общества существует свой специфический и относительно ограниченный круг предметов, явлений, доступных социальному вниманию и ценностно ориентированных этим вниманием. Именно этот круг вещей и обретает звуковое выражение, становится объектом общения.

Значение есть обобщенное отражение действительности, идеальная форма кристаллизации общественного опыта. При этом оно приобретает относительно самостоятельный характер, не зависит от индивидуального сознания, становится объективно-историческим явлением духовной культуры. Значение — это факт и сознания и языка. Смысловую определенность в слово вносят

1 А. А. Потебня. Мысль и язык. Харьков, 1892, стр. 165.

217
интенциональный и осмысливающий акты сознания. Интенциональный акт сознания может охватить весь предмет, отдельные его стороны, свойства и отношения. Этот акт сознания фиксирует лишь факт существования объекта, пока еще ничего не говоря о самом его содержании. Поэтому для знака необходим еще и акт осмысления сути объекта. Обозначающее сознание входит в столь близкое отношение с обозначаемым предметом, что между ними образуется единство.

Слово относится к сознанию, как «малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания» 1. В силу неповторимой индивидуальности вещей и состояния людей слова в каждом новом контексте своего употребления нюансируют свое значение. В этом смысле слово обладает целым веером значений. И хотя в словаре обычно приводится то значение слова, которое может быть названо социально санкционированным, часто люди в своем сознании в одно и то же слово вкладывают неодинаковое содержание. Смысловая наполненность слова зависит от уровня общей и индивидуальной культуры.

Знать значение того или иного слова еще не значит иметь научное понятие о том явлении, которое обозначается данным словом. Значение слова в этом смысле представляет собой лишь «минимум знания», скорее указывающее на предмет, чем раскрывающее его сущность. Например, разъясняя значение слова «вода», мы не раскрываем ее физико-химической природы, не выявляем содержание данного научного понятия (это задача физики и химии), а ограничиваемся лишь указанием на то, что это жидкость прозрачного цвета. Многие слова могут употребляться в переносном значении. Так, слово «вода» употребляется в значении бессодержательного доклада, лекции, статьи, книги и пр.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


написать администратору сайта