учебник. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Скачать 1.47 Mb.
|
Сознание обладает широким смысловым охватом. Круг человеческого бытия все время расширяется, вовлекая все больше и больше объектов, на которые простирается сознание. Сознание наполняется разным содержанием и социально-политической ориентацией в зависимости от конкретно-исторических условий жизни человека. Диалектико-материалистический метод несовместим с механистическим принципом так называемого функционализма в психологии, заключающимся в дробном рассмотрении отдельных психических процессов — ощущений, восприятий, представлений и пр.— как рядоположных, замкнутых в себе самостоятельных психических функций. Научный метод не допускает дробления психики человека на множество функций, способностей и свойств как абсолютно обособленных форм сознания. В психической деятельности никогда не бывает ни одного акта порознь, но всегда и безусловно всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан с другими актами и образованиями, удерживая, однако, свою специфику. При этом усиление одного элемента сказывается на изменении всей структуры целого. Так, обострение наблюдательности усиливает мышление, нарушение мышления при бреде пагубно влияет на всю структуру сознания. Против изоляции ощущений от мышления, воли от чувств, чувств от мышления выступал уже Гегель, считавший несправедливым утверждение, что ум и воля 86 совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать не желая, а воля может обходиться без ума. Конечно, говорил Гегель, рассудок можно развить в ущерб сердцу и, наоборот, сердце в ущерб рассудку, и, может быть, существуют безрассудные, но добрые люди или бессердечные, но рассудительные. Но это только показывает, что в мире есть место и для настоящих людей. Философия же не должна принимать такие искажения человеческой природы за ее сущность. Когда сознание рассматривается со стороны составляющих его элементов, то это необходимый, но недостаточный прием исследования. Следует привести все эти элементы в ту их подлинную единую целостность, которая характеризует сознание как специфическую структуру, представляющую собой внутренне расчлененное единство его элементов. Единство может быть или механическим, так называемым суммативным, или высокоорганизованным, органическим, где целое дано в части, а части находятся в полной зависимости от целого и понимаются лишь в целом. Именно таким целым является сознание. Следовательно, нет необходимости искать сознание среди отдельных психических процессов. Сознание не входит в это множество в качестве одного из элементов, а является интегральным моментом психических процессов. Каждый элемент сознания нечто представляет, репрезентирует. В духовном мире человека происходит постоянная перекомбинация элементов психики, возникают все новые и новые психические соединения: одни по логическим законам, другие по доселе мало известным нормам продуктивного воображения, третьи по столь же таинственной «логике чувств» и интуиции и пр. Итак, сознание есть единое целое, предполагающее известную системность происходящих в нем событий. Но чтобы постигнуть его природу, необходимо расчленить его на составные элементы и проанализировать каждый из них в отдельности. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ Истинный внутренний мир человека составляет то, что он развил и усовершенствовал в себе в качестве активно действующих способностей. Сознатель- 87 ное, как, впрочем, и всякое психическое отражение, требует не только того, чтобы человек подвергался воздействию вещей извне, но и активно действовал на мир. Активность сознания проявляется в избирательности. Из множества вещей оно избирает и делает своим объектом лишь одну или несколько. В определенных ситуациях возникает предваряющая установка: рецептивная система настраивается соответствующим образом, внимание становится заостренным и однозначно фиксированным. Это — проявление большой активности и избирательности восприятия. Даже подсознательные восприятия активно-избирательны. В переливающийся поток разнообразных впечатлений сознание активно вносит определенный порядок. Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, а преобразованным воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И тогда сознание из непосредственного отражения действительности превращается в идею, ориентированную на практическое воплощение в жизнь. В лоне идеализма проблема творческой активности сознания разрабатывалась, исходя из убеждения, что субъект воспринимает внешние воздействия активно в смысле преобразования «материала» чувственного опыта в соответствии с имманентными нормами своего сознания. Творческая активность сознания гипостазируется идеализмом в абсолютно самостоятельную надматериальную силу. Знания о мире приобретают характер лишь конструкции разума. В марксизме проблема творческой активности сознания поставлена на почву науки. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс особо подчеркнул то обстоятельство, что действительность является не только внешним объектом для созерцания, не только естественной средой, но и продуктом чувственно-практической деятельности общественного человека, предметным воплощением субъективных его сил. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувствен- 88 ная деятельность, практика...» 1 Этот тезис Маркса иногда пытаются трактовать в субъективистском смысле, рассматривая чувственную деятельность, практику как единственную форму объективной реальности. Чувственная деятельность включается в действительность, но пе исчерпывает ее. Творческая активность сознания направлена на познание и преобразование мира. Она начинается с активной избирательности и целенаправленности восприятия, продолжается в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и в фиксировании других, в превращении чувственного образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания, в созидании идей, замыслов, целей. Творческая активность сознания заключается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования оригинального мнения, гипотезы и их проверки, создания теории, в творческой комбинации элементов познавательного содержания и продуцирования новых идей и идеалов, в духовном управлении как практической деятельностью, так и самими психическими процессами. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании, превращается в идеальное; в свою очередь, сознание, идеальное претворяется в действительность, в реальное. Еще Гегель отмечал, что человеческий разум не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что, заставляя с помощью технических изобретений взаимодействовать предметы природы, человек осуществляет при этом свою собственную цель. Силы природы он превращает в средство реализации своих целей. Многие окружающие нас вещи — это овеществленные силы знания. Происходит запечатление и опредмечивание психической деятельности человека. При этом побуждающий и регулирующий ее внутренний образ результата деятельности воплощается в продукте. «Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды» 2. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 1. 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 104. 89 Для наметившегося действия требуемый результат — будущее. Однако и прогноз, и программа, и даже координация этого действия опираются на прошлый, индивидуальный и исторический опыт, правда активно преобразованный. Принцип активности проявляется в моделировании потребного будущего в виде задачи действия, а также в реализации интерполированной программы этого действия в порядке преодоления внешних препятствий и борьбы за целеполагаемый результат. Мозг не только человека, но и животных обладает поразительной активностью. Ни одно существо, отмечал Н. А. Бернштейн, не живет на поводу у внешних воздействий. Оно само ищет то, что ему нужно, выбирает, изучает внешний мир. Вместо того чтобы пассивно идти по пути случайных проб и столь же случайных удач и неудач, оно осуществляет поиск. Предпринимая то или иное действие (например, поиск пищи), живое существо, очевидно, заранее намечает для себя план этого действия, и, производя его, оно сообразуется с внешними воздействиями. В теории автоматики рефлексоподобное поведение под управлением точных сигналов называется действием на полной информации. Но в реальной действительности живому существу некогда ждать или добиваться полной информации о состоянии окружающего мира. Пока оно перебирало бы эту информацию целиком, его могли бы успеть схватить хищник, засосать болото, сбить несущаяся лавина или машина. Живя в условиях своего рода «жизненного цейтнота», организм должен активно и целенаправленно избирать нужную ему информацию, отбрасывая все то, чем можно пренебречь. Это особенно характерно для человека. Именно в преобразующей деятельности заключен основной жизненный смысл сознания. Конечная цель человеческого сознания не в знании как таковом, не в приспособлений к действительности, а в активном ее преобразовании на основе знания. Конспектируя раздел «Практика в теории познания» в «Науке логики» Гегеля, Ленин делает примечание: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» 1. Вокруг этой формулировки, в которой подводится итог рассуждениям Гегеля о творческом характере сознания, 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 194. 90 происходят споры в философской литературе. Существует точка зрения, что это гегелевская, а не ленинская формулировка1, так как марксизм отрицает, что мир созидается сознанием. Однако сторонники такого взгляда упускают из виду развернутую мысль Ленина, которая продолжена на соседней странице «Философских тетрадей»: «...мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» 2. Творческая сущность сознания усматривается Лениным прежде всего в практическом изменении, преобразовании мира природного и социального. Было бы странным в рамках научного мировоззрения понимать мысль Ленина о «творении мира» сознанием в том смысле что сознание само по себе, вне практической деятельности, вне своего материального воплощения в практике может созидать действительность. Так могут рассуждать только субъективные идеалисты. В системе диалектического материализма указанное ленинское положение может быть осмыслено только так, что сознание, творчески созидая новые идеи, замыслы, направляет практическую деятельность человека, ориентированную на изменение или созидание вещей из наличных элементов. Изменять, создавать новую предметную реальность могут не идеи сами по себе, а материальные действия людей, одухотворенных идеями, целями, идеалами. Ленин никогда не уставал подчеркивать исключительное значение субъективного фактора в истории, воспитания творческой активности масс, имея в виду рост и активизацию их сознания и воли. СОЗНАНИЕ КАК ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ Анализ структуры сознания издавна принято начинать с созерцания, т. е. с ощущений, восприятий. Все, что содержится в сознании, имеет в ощущении свой источник и свое первоначало. В форме созерцания человек относится к объекту непосредственно: ощущает его и чувствует достоверность его существования. На этом уровне сознания объект — будь он внешний или внутренний — не имеет еще никакого другого мысленного определения. Особенность созерцающего сознания 1 См. Б. М. Кедров. Из лаборатории ленинской мысли. М., 1072, 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 195. 91 и заключается в том, что оно в силу своей природы неизбежным образом убеждает нас в чувственной достоверности вещей. Фиксация чувственной достоверности — начальный и необходимый момент сознания. Уже ребенок с помощью своих органов чувств убеждается в бытии внешнего мира: материальные предметы оказывают ему сопротивление и противодействие. Он начинает соотносить свои впечатления с внешними предметами, научается глазомеру, различает близкие и далекие предметы и пр. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств; это элементарное, далее психологически неразложимое, не имеющее структуры познавательное явление. В ощущении отражается качество: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» 1. Это выражается и в речи: называя какое-либо ощущение, мы имеем в виду именно «качество», данное в ощущении (красное, голубое, сладкое и т. п.). Известно, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Вместе с тем ощущения обладают разной степенью ясности осознания. Ощущение выступает как факт сознания не только в смысле его осознанности, но и в том смысле, что оно, как элемент психики, становится содержанием сознания. Все, что выступает в сознании, имеет своим источником ощущения. Они обеспечивают практическое различение между, например, сном и бодрствованием. При помощи ощущений человек как субъект отличает себя от объекта. Органы чувств осуществляют познавательную функцию с помощью определенной системы двигательных актов, зависящих от объекта отражения. Так, осязающая рука воспроизводит очертания объекта, активно ощупывая его, а глаз, наподобие ощупывающей руки, на расстоянии скользит по предмету в разных направлениях, осматривая его 2. На особенностях внешних воздействий, отражением которых являются ощущения, основано разделение ощу- 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 301. 2 См. В. П. Зинченко. Восприятие как действие. «Вопросы психологии», 1967, № 1. 92 щений по видам модальности: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые и пр. Особый вид составляют ощущения процессов, происходящих во внутренней среде организма,— органические ощущения, а также ощущения движения и положения органов тела — так называемые кинестетические ощущения, ощущения равновесия или статические ощущения. Ведущую роль в чувственном познании действительности занимают зрительные ощущения. Человеческий глаз — самый тонкий, универсальный и могучий орган чувств. Человек способен различать до 2000 цветов и оттенков. Говорят, что возвращенный к слуху боится звуков, а прозревший радуется великолепию видимого мира. По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, примерно в тридцать раз превосходит количество информации, передаваемой органом слуха. Информационная пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние и органические ощущения. Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием мира, который они отображают. Каждый вид ощущений через единичное отражает общее свойство данной формы движения материи и особенные проявления этого свойства в единичном предмете объективного мира. Ощущения человека относительно верно отображают реальный мир, в том числе разнообразные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые ими звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром, причем в такой мере, что в конечном счете «иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» 1. Целостный чувственно-конкретный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств единичные предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Оно вырастает на основе ощущений, 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 320. 93 которые предшествуют восприятию. Если мы просто слышим треск, это процесс ощущения. Но если мы к тому же отражаем этот треск в единстве с его источником, например с падающим деревом, то это — восприятие. Ощущение может существовать и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Восприятие — это уже структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Так, осязательное восприятие состоит из таких разнородных ощущений: кожно-осязательных, температурных ощущений кожи, болевых ощущений кожи и мышечно-суставных ощущений. Глаз отражает одновременно ряд отдельных свойств, которые, будучи связаны друг с другом, дают в синтезе сложный комплекс — зрительный образ вещи. Этот определенным образом организованный синтез элементов чувственного образа и есть его структура1. Восприятие есть уже более высокая ступень развития сознания и существенно отличается от ощущений. В живом конкретном восприятии происходит осознание предмета в его нерасчлененной целостности. В дальнейшем процессе осознания предмета мы уже «погружаемся» в частности, познаем отдельные свойства, связи, которые вычленяются путем аналитической мысли из целого. Затем сознание поднимается на более высокий понятийный уровень, отражая сущность предмета в целом, но при внутренней его дифференциации. Восприятие человека нельзя рассматривать как чистую копию того, что существует вне нас. На характер восприятия оказывает влияние социальный опыт, воздействие других людей. Восприятие не только избирательно, но и конструктивно. Стержневым условием формирования, скажем, осязательного образа является активное действие рукой. Как показали психологические опыты, именно движение, последовательный процесс взаимодействия руки и предмета формирует образ отдельных частей предмета. При этом не имеет существенного значения, движется ли предмет относительно руки или, наоборот, рука относительно предмета. Но целостное отражение 1 См. Г. К. Гуртовой и А. Г. Спиркин. Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения. «Философские запяски», т. V. М.— Л., 1950; Ф. И. Георгиев, В. И. Дубовской, А. М. Коршунов, И. Б. Михайлова. Чувственное познание. М., 1965. |