Главная страница

А.Г. Спиркин Сознание и самосознание. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеА. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
АнкорА.Г. Спиркин Сознание и самосознание.doc
Дата26.04.2017
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаА.Г. Спиркин Сознание и самосознание.doc
ТипКнига
#5607
страница16 из 25
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25
1.

Гете вообще был убежден, что бессознательное составляет подлинную основу душевной жизни каждого человека, поэтому человек не удерживается долго в сознании и должен убегать в бессознательное. Счастливые мысли не вытягиваются веревкой рассудочной воли, а прилетают сами на крыльях воображения, когда их совсем и не ждешь. Новые идеи порой вырастают бессознательно из неведомых глубин души, как вырастает дуб из-недр земли, как образуются горы и воды. Моцарт рассказывает, что, когда он себя хорошо чувствовал, например во время путешествия или ночью в состоянии

1 И. П. Эккерман. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.—Л., 1934, стр. 760.

191

бессонницы, мысли, и самые лучшие, приходили к нему наплывом. Откуда и как, он не знал и знать не мог. Понравившиеся мысли задерживал и даже нашептывал. Гельмгольц также утверждал, что мысли у него возникали «неведомо откуда», «неожиданно и без напряжения». Ему вторит Бальзак. «Мысли западают вам в сердце или в голову, не спрашивая вас. По своеволию или прихотливости никакой куртизанке не сравниться с вдохновением художника; лишь только оно появится, его, как фортуну, нужно хватать за волосы» 1. А. Пуанкаре полагал, что интуиция и подсознание занимают значительно большее место в акте творчества, чем сознательные процессы.

Можно было бы привести еще немало примеров такого рода признаний выдающихся мыслителей и художников. Поскольку созревание идеи и «озарение» не поддаются сознательно-волевому контролю, а новая идея не может быть получена путем обычного логического вывода, у многих из них укоренилась мысль, что творчество — это всецело бессознательный процесс. Согласно этой, по сути своей идеалистической, точке зрения творческим процессом владеет какая-то безличная сила, которая вселяется в человека и вдохновляет, направляет его по пути к новому. Человек оказывается в демонической власти своего неизвестно откуда снизошедшего вдохновения. Сам он как бы и не несет ответственности за то, что создает. Это объясняется тем, что работа в атмосфере творчества, будучи наиболее интимно-личностной, мало доступна самосознанию и самонаблюдению. Сознание есть нечто постоянно устремленное вперед: оно не ведет в это время «дневника» о самом себе.

Нет сомнения, что в поисках решения проблемы, в процессе открытия человеческая мысль движется не только прямыми, логическими путями под контролем сознания, но зачастую черпает ассоциации и аналогии из самых глубин памяти. За поверхностью обычной мыслительной деятельности, потока феноменов сознания совершаются глубинные, бессознательные процессы, которые сами по себе не ориентированы на решение задач, но в известных случаях могут подсказать такое решение. Неожиданные творческие ассоциации часто возни-

1 О. Бальзак. Собр. соч., т. 20. М., 1960, стр. 253.

192

кают первоначально в подсознании, а затем рождается продуктивная идея.

Творчество — это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры. Новизна объективна, если результат действительно новый в контексте истории культуры. Если же он нов не сам по себе, а лишь для его автора, то новизна субъективна. Открытие в том и состоит, чтобы найти принципиальное решение нерешенных задач, нераскрытых проблем1.

К нему ведут, как правило, нехоженые тропы. Как только найден принцип решения задачи, возникшей первоначально как творческой, она перестает быть таковой. Теперь проблема заключается в усвоении данного принципа. Движение мысли по проторенным путям — это уже не творческий процесс.

Любое открытие выступает перед нами как готовый результат. Именно он и составляет общественно-историческую ценность, но за уникальными результатами творчества скрываются приведшие к нему причудливо извилистые, противоречивые пути, стоят оригинальные психологические механизмы процесса творения.

В творчестве имеет значение множества как социаль-ных, так и личностных факторов» в том числе и психологические качества личности, ее характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, интеллект, остроумие, воображение, интуиция и др. Важным условием творчества является восприимчивость к новым идеям, а также способность находить и ставить проблемы, независимость поведения и суждений и в то же время умение уступить и отказаться от своих прежних взглядов, критичность, смелость, терпимость. Существенным субъективным условием творчества обычно считают упорство, настойчивость, умение обеспечить регулярность, ритмичность в умственном труде. «Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю железной волей, и когда нет особенной охоты к заня-

1 См. Б. М. Кедров. День одного великого открытия. М., 1958; его же. О диалектике научных открытий. «Вопросы философии», 1966, № 12.

193

тиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься» 1.

Разумеется, творческая деятельность ученого или художника не может рассматриваться в изоляции от его реальных связей с окружающим миром, с другими людьми, которые могут навести его на соответствующее решение проблемы, подвергнуть критике неудачный ход мысли. Субъект творчества включен в разветвленную сеть уже созданной культуры в виде книг, статей и носящихся в «воздухе» идей. Все это влияет на выбор проблемы, характер мышления, настроение и т. п.

Творческий процесс обусловлен не только объективной ситуацией, требующей решения определенной задачи и поставившей человека перед необходимостью или желательностью такого решения, но и субъективными факторами, мотивационной сферой личности. При этом внешняя мотивация может служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней, поскольку на преимущества, выступающие как внешние мотивы (слава, деньги, карьера и пр.), ученый или художник вправе претендовать лишь после открытия, к которому невозможно прийти без стимулирующего и направляющего действия внутренних мотивов2.

В. И. Ленин писал, что для творчества «необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» 3. Оптимальными являются такие условия, когда ученый или художник, самозабвенно отдаваясь проблеме, вместе с тем может отойти от нее и посмотреть на нее критически, как бы со стороны. Страстное, самозабвенное увлечение предметом творчества неизбежно связано с отвлечением от «механизма» творческого процесса, когда человек не осознает полностью отдельных звеньев сложной цепи творческого мышления. Отсюда ретроспективное впечатление внезапности «озарения» мысли, рождения «сумасшедших» идей, ломающих обычные представления. Такие идеи поначалу часто кажутся странными и даже абсурдными. По словам Гете,

1  П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. Фон-Мекк, т. П. М —Л., 1935, стр. 66.

2  См. «Научное творчество». М., 1969; «Проблемы научного творчества в современной психологии». М., 1971.

3  В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 12, стр. 101.

194
каждая новая идея сначала является странным гостем: ее едва можно отличить от фантазии.

Пути, ведущие к открытию, действительно причудливы. На них иногда наводит и случай: решая какую-либо проблему, ученый попутно наталкивается на новые факты по другой проблематике и неожиданно делает открытие. Датский ученый Эрстед однажды показывал студентам опыты с электричеством. Рядом с проводником, входящим в электрическую цепь, оказался компас. Когда цепь замкнулась, стрелка компаса отклонилась. Один любознательный студент попросил объяснить это явление. Пораженный виденным, Эрстед повторил опыт, вновь замкнул цепь, и стрелка компаса вновь отклонилась. Так было положено начало открытию связи между магнетизмом и электричеством. Результат, полученный таким путем, случайный и в этом смысле бессознательный.

Ретроспективно путь к открытию выглядит чуть ли не стройной тропинкой, а в действительности это сложное движение мысли. Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появились потребности в созидании чего-то нового. Попытки решить соответствующие проблемы начинаются с рождения догадок, гипотез. Процесс творчества проходит фазы вдохновения, продуктивного воображения, озарения новой идеей, ее логической обработки, проверки и реализации, являющейся своего рода венцом этого процесса. На начальных этапах творчества преобладает подсознание, интуиция, а на последних — осознанное, логическое мышление.

Одной из характерных черт творческой работы мысли является разрешение противоречий: создание но-вого неизбежно связано с отрицанием, старого. Творческий процесс — это цепь следующих друг за другом закономерных операций: постановка задачи, предвидение конечного результата, отыскание противоречия и, наконец, его разрешение. Открытия зачастую рождаются в ситуации, когда ученого «загоняют» в тупик парадоксальные, неожиданные факты, отклонения от законов, которые для ученого особенно интересны. Исследование их обычно и приводит к открытию новых закономерностей. Видимо, очистительная гроза отрицания — необходимый момент творчества.

195


Сделать открытие — значит правильно установить место нового факта в системе теории, а не просто обнаружить его. Когда новые факты вступают в противоречие с существующей теорией, то логика мысли теми или иными путями разрешает это противоречие.

В ситуации обнаруженного парадокса возникает рабочая гипотеза, объясняющая и тем самым устраняющая парадокс. Она проверяется экспериментом. В физической концепции мира долгое время господствовала идея эфира. Открытие, связанное с «закрытием» идеи эфира, осуществил Майкельсон. Если свет распространяется в неподвижном эфире, а Земля летит сквозь эфир, то два световых луча — один, пущенный по направлению полета Земли, а другой — в противоположном направлении,— должны двигаться относительно Земли с разными скоростями. Очень точный эксперимент показал, что в данном случае разницы в скоростях нет. Идея неподвижного эфира вступила в противоречие с экспериментом и была отвергнута.

Необходимой субъективной предпосылкой творчества является наличие богатого продуктивного воображения, сочетание буйной фантазии с трезвым чувством реальности. В. И. Ленин писал, что способность к творческому воображению, фантазии чрезвычайно ценна и нужна не только поэту. «...Нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке...» 1. Фантазия тесно связана с развитием способности изменять, преобразовывать мир, с предвосхищением будущего. Если бы человек «не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,— тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» 2.

Продуктивное воображение имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Мысли соединяются тут не по принципу логической необходимости, а по более свободному принципу ассо-

1  В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 330.

2  Д. И. Писарев. Избр. соч. в двух томах, т. 2. М., 1935, стр. 124.

196
циаций по сходству, смежности, контрасту и т. д. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. В то же время богатое воображение предохраняет ученого от избитых путей.

Ум человека зачастую бывает скован предварительными точками зрения, привычными понятиями. Находясь под их властью, человек не может творить новое. Сила традиции, привычки — консервативная сила. Она мешает не только открытию скрытого, но даже видению очевидного. Привычки — это костыли, на которых, как правило, держится все старое. Они составляют своего рода вериги для творчества. И верно говорят, что двери тюрьмы привычек редко раскрываются и тут же вновь закрываются.

Изучение научных открытий и технических изобретений заставляет глубоко задуматься над проблемой «эрудиция и творчество». Всегда ли богатая эрудиция — верная гарантия (разумеется, при прочих равных условиях) плодотворного творчества? Ведь бывает и так, что, жадно поглощая чужое, человек попадает под власть готовых рассуждений и затрудняет себе поиски новых, непроторенных дорог. Эйнштейн подметил это обстоятельство и высказал его в нарочито парадоксальной форме: открытие совершает «невежда», который «не знает», что именно этого сделать невозможно, между тем как такая возможность не вызывает сомнений у эрудитов. Из этого, конечно, не следует, что невежество — необходимое условие научного творчества. Как н во всем, тут действует разумная мера. Рассказывают, что один крупный ученый, ставя перед своим аспирантом творческую задачу, категорически запрещал ему чтение литературы по данной проблеме до тех пор, пока сам аспирант не подойдет к ее решению своими путями: ум ученого должен быть открыт для восприятия и непредвзятой оценки новых идей. Для свершения великого нужна независимость от установившихся традиций. Принцип каждого научного исследования, по Марксу,— это «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи» 1.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 7.

197


Открытия — результат постоянной заполненности сознания ученого напряженными поисками решения творческих задач и во многом обусловлены его удивительной способностью иметь свой угол зрения, взглянуть на вещи как бы в первый раз: тот самый факт, который миллионы обыкновенных людей знали до них, именно их приводит к оригинальным выводам и решениям. Те, кто умеет мыслить только по чужим следам, удивляются впоследствии, как это они не додумались до такого простого решения. Однажды, идя по улице в сильный дождь, Н. Е. Жуковский, погруженный в свои размышления, остановился перед ручьем, через который ему нужно было перешагнуть. Вдруг его взгляд упал на кирпич, лежавший посреди потока, и он стал внимательно всматриваться в то, как под напором воды изменялось положение кирпича, а вместе с этим изменялся и характер обегающей кирпич струи воды. И вдруг на лице ученого вспыхнула радость открытия: вот оно, искомое решение гидродинамической задачи!

Многие люди сотни раз видели кирпич, лежащий в ручье, и проходили мимо этого банального явления. И только глаз ученого, одаренного творческим мышлением, острой наблюдательностью и воображением, смог разгадать в нем нечто закономерное.

При всем огромном значении логики в научном исследовании, в открытии, она далеко не исчерпывает духовных ресурсов творческого мышления. «...Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и интуиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков (их важность некогда подчеркивал Мейерсон) жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки... Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» 1.

1 Л. де Бройль. По тропам науки. М., 1962, стр. 294—295.

198

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логически доказательном виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, дочти мгновенно схватывает своей мыслью сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательства именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуитивно постигнуть — значит догадаться, угадать, сообразить, «смекнуть»,

в чем дело. Интуиция — эмоционально-рациональный процесс. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания для проникновения в доселе неведомое.

Дарвин в своей автобиографии с удивлением говорит о внезапных просветлениях, во время которых он со сказочной быстротой решал ранее неясные проблемы. Декарт, Руссо, Кант рассказывают о незабываемых минутах неожиданного внутреннего озарения, когда им пришли их основные философские идеи. А. Пуанкаре, излагая историю написания своей первой работы о функциях, сообщает: «Однажды вечером я выпил, вопреки моему обыкновению, черного кофе и не мог заснуть. Идеи возникали в моей голове толпами; я чувствовал, как они как бы сталкивались до тех пор, пока две из них не сцепились, так сказать, образуя устойчивую комбинацию. Утром я установил существование одного класса фуксовых функций... мне оставалось только редактировать выводы, что отняло у меня всего несколько часов»1.

А вот что рассказывает Гельмгольц об условиях, при которых у него возникало счастливое «осенение мысли»: «Я должен был, до того как писать, обдумать всесторонне проблему и изучать ее до тех пор, пока не представлю ее себе до тонкостей. Дойти до этого немыслимо без долгого предварительного труда. После того как исчезает проистекшая отсюда усталость, должен наступить час полной духовной бодрости и спокойного самочувствия, прежде чем можно ожидать счастливых догадок. Чаще они приходят утром, при пробуждении, как это заметил и Гаусс. Особенно часто они воз-

1 А. Пуанкаре. Наука и метод. СПб., 1910, стр. 30—40.

199
никают во время приятных восхождений на лесистые горы в солнечную погоду» 1.

Моменты догадки, открытия переживаются в виде особо ярких состояний душевной жизни. Творцы нового не раз отмечали, что самыми плодотворными периодами творческого процесса их мышления являются моменты вдохновения. Под вдохновением понимают своего рода одержимость, интенсивное проявление чувств, волнение, интеллектуальный энтузиазм, способный предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как отметил Пушкин:
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25


написать администратору сайта