А.Г. Спиркин Сознание и самосознание. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Скачать 1.47 Mb.
|
Вытеснение, по Фрейду, не ведет «беспричинной» борьбы с идеями и аффектами вообще, а выполняет важные жизненные функции: биологическую — oxрaняет «Я» от неприятных воспоминании; социальную — подавляет неприемлемые влечения. Процесс вытеснения наолюдается уже в раннем детстве, когда формируются первые представления о недозволенном. Как общественно развитое существо человек знает и чувствует, что определенные побуждения должны сдерживаться, подавляться, находиться под контролем разума. Особо болезненные, несовместимые с нормами данного общества и личного мировоззрения мысли, чувства и побуждения вытесняются таким путем из сознания в сферу бессознательного, забываются. Сознание не исключает и не отвергает эти психические явления. Оно 182 их сдерживает, подавляет, переключает их на иные, разумные формы проявления. Однако в особо острых обстоятельствах, когда «сдают нервы», когда для установления равновесия оказывается недостаточно вытеснения неудовлетворенных влечений, тогда неизбежным результатом оказывается невроз. Бессознательная сфера может прорвать плотину разума и излиться в виде панического состояния, безрассудных действий, как это иногда бывает при алкогольном опьянении, повышенном половом возбуждении, в напряженной ситуации, связанной с взаимными оскорблениями и пр. Фрейд ошибочно считал, что не только характер личности и ее поведение, но и искусство, наука и культура в целом определяются влечениями. Искусство, по Фрейду, одна из форм сублимации неудовлетворенного чувства наслаждения, переключения его из сексуальной сферы в сферу эстетическую, проявлением чего служит сопереживание происходящему на сцене, полотне, экране, воображение при чтении. Такое переключение происходит якобы в глубинах психики и не всегда осознанно. К защитным механизмам психики Фрейд относил такие явления, как рационализация (обоснование аргументами своих инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или какой-либо объект, обращенные реакции (возникновение реакции обратной той, которую можно было бы ожидать в данной ситуации). Однако Фрейд ограничился лишь внутриличностными коллизиями между различными элементами в структуре психики, искусственно изолировав человека от внешнего мира, от социальной реальности. Принципиальной его ошибкой было рассмотрение социальною как чего-то только внешнего и даже враждебного по отношению к сознанию человека. Он представил бессознательное как самостоятельное психическое начало, которое живет в душе человека своей собственной жизнью и постоянно враждует с сознанием, преследует свои особые цели, все время хитрит, прибегает к различным уловкам, маскируется, чтобы усыпить бдительность сознания, выискивает различные обходные пути для своего внешнего выражения, ценит только то, что можно 183 осуществить немедленно, обладает удивительной нетерпеливостью и не довольствуется отдаленными возможностями удовлетворения потребностей. Всеми своими действиями бессознательное напоминает поведение неумной, но хитрой и невероятно капризной женщины. Его ошибка состояла в подчеркивании безраздельного господства бессознательного над сознательным, констатации лишь антагонистических взаимоотношений между ними, что лишало человека надежды на его конечное освобождение от власти будто бы господствующих над ним инстинктивных, иррациональных сил. При этом фрейдизм акцентировал свое внимание только на тех феноменах бессознательного, которые по своему содержанию неприемлемы для человеческого разума и которые могут прорваться в сферу сознания только путем уловок символизма. Существует ли резкое и острое противоречие между сознанием и бессознательным? Да, существует. Этонаблюдается в особых условиях, прежде всего в случаях патологии, например, при истерии, а также в состоянии стресса. Но жизненный опыт и специальные исследования доказывают наличие согласованности и взаимного благоприятного влияния бессознательного на сознание и наоборот. Функциональная координация обоих этих факторов лежит в основе самых разнообразных форм человеческой активности: обучения, выработки навыков, явлений интуиции, в процессе научного и художественного творчества1. Другая ошибка Фрейда и его последователей заключается в том, что они не просто придают большое значение бессознательным процессам в душевной жизни человека, какое эти процессы действительно имеют, а гипертрофировали роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности. Фрейд настолько увлекся проблемой бессознательного, что склонен был свести к нему всю психику: «Все душевные процессы по существу бессознательны... сознательные процессы являются только отдельными проявлениями всей нашей душевной деятельности»2. 1 Ф. В. Бассин. Проблема бессознательного. М., 1968. 2 3. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ, т. I. M., 1923, стр. 28. 184 Эти положения фрейдизма находятся в явном противоречии с данными науки. Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмоциональным порывом, казалось бы безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни. Ошибки Фрейда — не в постановке проблем, а в способе их решения. Его концепция являет собой пример того, как применение ложной методологии извращает обобщение и трактовку самих фактов. СТРУКТУРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Бессознательное как психическое явление характеризуется не просто негативно в смысле чего-то неосознанного (скрытого в данный момент, но способного в известных условиях выявиться в сознании или обреченного оставаться навсегда невыявленным). Оно имеет и позитивную характеристику: это специфическое отражение действительности выражение лотребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, угадыванию, творчеству. Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действием, оказывая влияние на них и в свою очередь испытывая их влияние на себе. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты бессознательного. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становятся при зим фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущение как таковое, 185 оказывая, однако, влияние на поведение организма. Существуют подсознательные ощущения. Интересное исследование подсознательных зрительных ощущений проводилось с помощью так называемой малой экспозиции при показе рисунков с последующим воспроизведением виденного, а также путем демонстрации кинокадров, куда была вмонтирована рекламная пленка. При просмотре кинокартины зритель не мог видеть рекламируемого на пленке мыла, слишком велика была частота кадров. Но после просмотра картины немалое число людей покупало именно это мыло. Получая одновременно множество впечатлений, люди легко упускают из виду некоторые из них. Передвигаясь по улице, мы видим огромное число событий, слышим множество звуков, которые ориентируют нас в потоке уличного движения. Но мы фиксируем на них внимание лишь в случае какого-то затруднения или необычности. Бесчисленное множество вещей, явлений, свойств и отношений, существуя объективно и постоянно «мозоля» нам глаза, не осознаются нами. Если бы на каждое воздействие человек должен был реагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое или держать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздра1жители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одних воздействий и сосредоточиваться на других, вовсе не замечая третьих. Деятельность человека в обычных условиях является сознательной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизирование. Просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий — одеваемся, умываемся, едим, пьем чай и др. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер, хотя не всякое неосознанное действие является автоматизированным. Свидригайлов из «Преступления и наказания» Достоевского назначает свидание Раскольникову в определенный час в трактире на Забалканском проспекте. 186 Два дня после этого Раскольников ходит, погруженный в страшные глубины своего духа, ничего не помня ни о месте свидания, ни об его часе. Но вот, бродя по Сенной, он почему-то вдруг видит Свидригайлова в окне трактира. По этому поводу Свидригайлов говорит: «А насчет чуда скажу вам, что вы, кажется, эти последние два-три дня проспали. Я вам сам назначил этот трактир и никакого тут чуда не было, что вы прямо пришли; сам растолковал всю дорогу, рассказал место, где он стоит, и часы, в которые можно меня здесь застать. Помните?» — «Забыл»,— отвечал с удивлением Раскольников.— «Верю. Два раза я вам говорил. Адрес отчеканился у вас в памяти механически. Вы и повернули сюда механически, а между тем строго по адресу, сами того не зная. Я, и говоря-то вам тогда, не надеялся, что вы меня поняли» 1. Сознательная деятельность индивида возможна лишь при условий, когда максимальное число ее элементовосуществляется автоматически. Полностью сосредоточить внимание на содержании, например, в устной речи может лишь тот, у кого выработался автоматизм самого процесса произнесения речи. Для того чтобы творчески исполнять музыку, надо иметь хорошие навыки игры на музыкальных инструментах. Изучение различных видов атоматизма показало, что он далек от простой ма-шиннообразности, поскольку ему присуща способность перестраиваться «на ходу». Вместе с тем в психической деятельности имеются уровни, непереводимые в область автоматизма. Например, нельзя свести к автоматизму весь процесс игры на каком-либо музыкальном инструменте. Автоматизация различных функций составляет существенную и необходимую особенность многих психических процессов (процесс мышления, восприятия, речи, запоминания, практических операций и пр.). Их нарушение может парализовать, извратить нормальное течение психических процессов. Автоматизмы оттачивают и облегчают различные виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Механизмы психической автоматизации избавляют сознание от постоян- 1 Ф. М. Достоевский. Собр. соч., т. 5. М., 1957, стр. 486—487. 187 ного наблюдения и ненужного контроля над каждым фрагментом действия. По словам Гегеля, когда мы учимся читать и писать, всякая буква и всякая черта составляют очень заметное представление, когда же путем продолжительных упражнений мы вполне научимся читать и писать, мы замечаем лишь целое, а не единичное. Привычка распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление. В бессознательных действиях наше сознание присутствует, во оно не проявляет пристальности своего внимания за всеми деталями действия, а следит лишь за общей картиной. Вместе с тем сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любое мгновение может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить. Но гипертрофированный самоконтроль может привести к дезорганизации нормального хода деятельности, к психостеническим сомнениям, страхам, мучительной нерешительности, нарушению гладкости речи а пр. Опережающее опасение, например не подведет ли память на экзамене, может привести к забыванию нужного материала. Недоверие к своим возможностям может помешать их реализации. Мысль, что за идущим неотступно наблюдают, может привести к нарушению походки. «...Стоит только думать во время ходьбы о каждом моменте движения, и ходьба становится несвободной и натянутой» 1. Возникает психогенная скованность движений. Как глубокий психолог, Л. Н. Толстой тонко описал это в романе «Анна Каренина». Левин косил и «чаще и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса резала сама собой... В середине его работы на него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выходил почти так же ровен и хорош, как и у Тита. Но только что он вспоминал о том, что он делает, и начинал стараться сделать лучше, тотчас же он испытывал всю тяжесть труда и ряд выходил дурен» 2. Нередко некоторые болезненные состояния проявляются 1 Пьер Жане. Психический автоматизм. М., 1931, стр. 2. 2 Л. Н. Толстой. Собр. соч. в двадцати томах, т. 8. М., 1963, стр. 296, 297. 188 в излишнем вмешательстве сознания в автоматизированные или вообще подсознательные действия1. Образно-символическим выражением этого является мудрая сказка Оскара Уайльда о сороконожке, которую спросили, как она ходит. Она задумалась и... перестала ходить. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Но далеко не все последствия поступков являются адекватной реализацией намерения, благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают. Поступок в качестве положенной во внешнее бытие цели отдается во власть внешним силам, которые приводят с ним в связь нечто совершенно другое, чем то, что он есть сам по себе, и заставляют его катиться дальше, переходить в отдаленные, нередко чуждые ему последствия. Бессознательное находит свое проявление и в информации, которая накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Кардинальной формой проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов2. Уста- 1 См. А. А. Меграбян. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959. 2 См. Д. Н. Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; А. Т. Вочаришвили. Проблема бессознательного в психологии. Тбилиси, 1961; А. Шерозия. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси, 1969; Ш. Я. Чхортишвили. Проблема бессознательного в советской психологии. Тбилиси, 1966. 189 новка представляет собой целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам. Устойчивая ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания оправдываются. Человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при каждой встрече с ним волк ласково вилял хвостом у его ног. Если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, чрезвычайно устойчивый, болезненно навязчивый характер, именуемый фиксацией. Человек может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства. Богатейшей сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики. С философско-психологической точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия в мире. Сон есть то состояние, когда человек не осознает входящее в его духовный мир содержание, когда он ничего не знает о внешнем мире: он уходит от мира и как бы отстраняет от себя его раздражения. Психологической целью сна является отдых. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых они по указанию гипнотизера должны быть выполнены. Некоторые люди обладают способностью обучаться во сне, причем такую способность можно развивать путем самовнушения и внушения в состоянии бодрствования, а также с помощью гипнотического внушения. Это явление именуется гипнопедией, с помощью которой неоднократно пытались обучать людей, например, иностранным языкам. 190 ВООБРАЖЕНИЕ, ИНТУИЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО Известно бесконечное множество признаний выдающихся мыслителей, ученых, писателей и художников о том, какое большое значение они придают бессознательному и интуиции в процессе творчества. Наиболее оригинальные идеи, открытия, замыслы, художественные образы, представляющие собой кульминацию вдохновенного творческого процесса, как бы всплывают откуда-то из глубин духа или рождаются где-то на его далекой периферии. Человек думает о чем-либо постороннем, не имеющем прямого отношения к искомому решению, и вдруг его осеняет идея — решение готово, образ найден, изобретение осуществлено. Подобные факты породили взгляд, согласно которому подлинным признаком творчества является не работа разума, а бессознательный духовный порыв, устраняющий всякое логическое размышление. Выражая такого рода взгляд образно-символически, Гете пишет, что всякая продуктивность высшего порядка, всякая крупная мысль, приносящая плоды и имеющая длительный результат, никому и ничему не подвластна. «Такие явления человек должен рассматривать как неожиданные подарки свыше, как чистых детей божиих, которых ему надлежит принять с радостной благодарностью и чтить. Здесь есть нечто родственное демоническому, которое полновластно овладевает человеком и делает с ним все что угодно и которому он отдается бессознательно, воображая, что поступает по собственным побуждениям» |