_Новиков А.М., Методология научного исследования. А. М. Новиков Д. А. Новиков методология научного исследования
Скачать 1.55 Mb.
|
условий: - мотивационные, - кадровые, - материально-технические, - научно-методические, - финансовые, - организационные, - нормативно-правовые, - информационные условия. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае эти группы ус- ловий будут иметь свою специфику. Таким образом, мы рассмотрели основные характеристи- ки деятельности и ее структуру. Теперь перейдем непосред- ственно к вопросам методологии как учения об организации деятельности. Ведь, в принципе, человеческая деятельность может осу- ществляться и спонтанно, путем проб и ошибок. Методоло- гия обобщает проверенные в широкой общественно- Основания методологии науки 17 исторической практике рациональные формы организа- ции деятельности. В различные исторические периоды раз- вития цивилизации имели место разные основные типы форм организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры [40, 89 и др.]. Так, В.А. Никитин [50] приводит следующие историче- ские типы организационной культуры (см. Табл. 1). Остано- вимся на них несколько подробнее, так как эта информация понадобится нам в дальнейшем. Традиционная организационная культура. На ранних этапах развития человечества общество состояло из комму- нальных групп, принципом выделения которых было разли- чение «свой – чужой». Коммунальные группы удерживаются мифом и ритуалом. Миф объясняет происхождение предков (от животного, от какого-либо бога и т.п.), избранность дан- ной группы, порядок общежития, в частности, принцип гла- венства в группе и его обоснование. Миф задает картину мира, в том числе выделяет иной мир («загробный», мир духов и т.п.), подобный реальному, но обладающий превос- ходными качествами и совершенством по отношению к на- личному, и жизнь коммунальной группы протекает как бы в этих двух пространствах одновременно. Реальным механиз- мом, который обеспечивает подобное соотнесение и органи- зует деятельность людей, является ритуал. Базовая задача: отделять своих от чужих, помогать своим, вредить чужим, карать за отступничество. Табл. 1 Характеристика типов организационной культуры (по В.А. Никитину [50]) Типы организационной культуры Способы нор- мирования и трансляции деятельности Формы общественного устройства, воспроиз- водящие способ Традиционная Миф и ритуал Коммунальные группы, 18 Глава 1 Типы организационной культуры Способы нор- мирования и трансляции деятельности Формы общественного устройства, воспроиз- водящие способ формируемые по прин- ципу «свой-чужой» на отношениях родства. Корпоративно- ремесленная Образец и рецепт его воссоздания Корпорация, имеющая формально иерархиче- ское строение – мастер, подмастерье, ученик. Профессиональная (научная) Теоретические знания в форме текста Профессиональная организация, построен- ная на принципе онто- логических (бытийных) отношений. Проектно- технологическая Проекты, программы 6 и технологии Технологическое обще- ство, структурирован- ное по принципу ком- муникативности и профессиональных отношений. Корпоративно-ремесленная культура. В середине I ты- сячелетия нашей эры поверх родовых обществ раннего сред- невековья под влиянием активной деятельности Рима начало складываться новое общественное устройство с жесткой иерархией церкви. Церковь имела более совершенную корпо- ративную организацию – единый центр управления и единая идеология, четкая иерархия подчинения, собственная система подготовки кадров, четко определенные нормы поведения и наказания за их нарушение, единый язык – латынь. 6 Программами в этом смысле принято называть особо крупные проек- ты. Основания методологии науки 19 В дальнейшем, в позднем средневековье стали формиро- ваться новые центры организации общества – города и уни- верситеты. Новая социальная иерархия внутри городов фор- мировалась уже на других принципах – корпоративно- ремесленных. Корпорации формировались вокруг той или иной деятельности: выделялись некоторые образцы (изделий и т.п.) и рецепты их воссоздания, тщательно охраняемые корпорацией. Иерархическая структура общества определя- лась жестким разделением членов ремесленных корпораций на мастеров, подмастерьев и учеников, а переход из одной категории в другую был длителен по времени и обставлен многими условиями, жестко контролируемыми корпорацией. В эпоху Ренессанса университетские корпорации посте- пенно перешли от передачи рецептурного знания на разра- ботку и передачу знания теоретического. Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание и передавать его. Передача теоретического знания стала основной линией в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профес- сиональный тип организационной культуры. Профессиональный (научный) тип организационной культуры. В нем базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области, является наука. Имен- но наука в профессионально организованном обществе явля- ется важнейшим институтом, так как в ней формируются и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделяются частные теории и соответствующие предметные области профессиональных деятельностей. «Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а производство этих знаний – основным видом произ- водства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства. На протяжении нескольких веков профессиональный тип организационной культуры был основным, ведущим. 20 Глава 1 Но во второй половине ХХ века определились карди- нальные противоречия в развитии профессиональной формы организации общества: – противоречия в строении единой картины мира, соз- данной наукой, и внутренние противоречия в самой структу- ре научного знания, которые породила сама же наука, созда- ние представлений о смене научных парадигм (Т. Кун [31], К. Поппер [71] и др.); – стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению про- фессиональных областей на множество специальностей. Таким образом, возникла необходимость развития иного типа организационной культуры – проектно- технологического. Проектно-технологический тип организационной культуры. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, прояви- лись такие конструкции как проекты и программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию и реализации стала массовой. Обеспечиваются они не только и не столько теоре- тическими знаниями, сколько аналитической работой. Про- фессиональная культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), и это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии уже не только вещного, но и знакового производства, а, в общем, технологии, наряду с проектами, программами, стали ведущей формой организации деятельности. Здесь мы привели лишь одну из многих классификаций исторических типов организационной культуры 7 . В литерату- ре можно найти и другие подходы. Важно одно – развивав- 7 Понятие «организационная культура» в литературе применяется еще и в другом, узком смысле – как «культура организаций», «корпоративная культура». Корпоративная культура – это миссия предприятия, органи- зации и т.п., их организационная структура, система норм, сложившиеся традиции отношений, символика и т.п. Основания методологии науки 21 шийся с XVII века профессиональный тип организационной культуры, основой которого являлись письменные тексты – в виде учебников, специальной литературы, инструкций, руко- водств, методических рекомендаций и т.п. – где-то в середине XX века сменился, в связи с ускорением развития обществен- ных, в том числе производственных отношений, новым типом организационной культуры (естественно, вобравшей в себя все предыдущие) – проектно-технологической культурой 8 Отметим следующую характерную особенность. И науч- ное исследование, и создание произведения искусства как завершенные циклы продуктивной творческой деятельности вполне подпадают под вышеприведенное определение проек- та. И, хотя понятие «проект» в науке и искусстве стало при- меняться только в последнее время, где-то с середины ХХ века – атомный проект, проект создания художественного фильма, проект театральной постановки и т.д., но историче- ски первой стала на проектный тип организационной культу- ры, очевидно, художественная деятельность – начиная с эпохи Возрождения, когда искусство было отделено от ре- месла в связи со становлением и развитием категории худо- жественного образа как художественной модели окружающей действительности 9 и окончательно оформившейся к началу ХIХ века, что было зафиксировано, в частности, в «Эстетике» Гегеля [91, с. 760]. Затем, к концу XIX – началу XX века проектный тип ор- ганизационной культуры «проник» в науку – когда в научных 8 Необходимо отметить, что типы организационных культур в истори- ческом развитии не просто сменяются одни другими. Дело обстоит сложнее – они существуют параллельно. Так, например, многие обряды, ритуалы живут неизменно в каждом народе с древнейших времен до наших дней (вспомним хотя бы масленицу – языческий праздник). Еще один пример – деятельность научных школ, в том числе современных, строится по корпоративно-ремесленному типу культуры [16]. Более того, те или иные виды деятельности одного и того же человека могут базироваться на различных типах организационной культуры. 9 Как писал великий российский физиолог Н.А. Бернштейн, отражение вообще строится по типу моделей [5]. 22 Глава 1 исследованиях по многим отраслям научного знания стало практически обязательным требованием построение научных гипотез как познавательных моделей [91, с. 116], и научное исследование стало, тем самым, проектироваться. В полную же силу проектно-технологический тип организационной культуры «заработал» лишь в последние десятилетия – когда он был востребован в массовых масштабах практикой. В этом новом типе организационной культуры ключевы- ми становятся понятия: проект, технологии и рефлексия. При этом два из них являются как бы противоположными: проект (дословно – брошенный вперед) и рефлексия (дословно – обращение назад). Рассмотрим эти понятия. Традиционное понимание про- екта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия (см., напри- мер, [83]). На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и пред- приятий. Проект – это ограниченное во времени целенаправлен- ное изменение отдельной системы с установленными требо- ваниями к качеству результатов, возможными рамками рас- хода средств и ресурсов и специфической организацией [7]. Включение в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единст- венность проекта, его неповторимость и признаки новизны. Многообразие проектов, с которыми приходится сталки- ваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной облас- ти, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п. Для удобства анализа проектов и систем управления про- ектами, множество разнообразных проектов может быть Основания методологии науки 23 классифицировано по различным основаниям. Ниже приве- дена система классификаций по [7]: Тип проекта (по основным сферам деятельности, в кото- рых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестицион- ный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный. Класс проекта.В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений: - работы (операции); - пакеты работ (комплексы технологически взаимосвя- занных операций); - проекты; - мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединен- ных общими ресурсами); - программы (программа – комплекс операций (меро- приятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставлен- ной цели [72]); - портфели проектов (набор не обязательно технологи- чески зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий дости- жение ее стратегических целей). Для описания каждого из перечисленных элементов не- обходимо учитывать цели, ресурсы, технологию деятельно- сти и механизмы управления. Каждый из этих аспектов явля- ется определяющим для соответствующего класса целенаправленных изменений: - для мультипроекта существенным является наличие технологических ограничений (накладываемых на взаимо- связь входящих в него работ и подпроектов) и ресурсных ограничений; 24 Глава 1 - для программы существенным (системообразующим) является достижение цели при существующих ресурсных ограничениях; - для портфеля проектов существенным является исполь- зование единых механизмов управления (портфель проектов всегда рассматривается «в привязке» к реализующей его организации), позволяющих наиболее эффективно достигать стратегических целей организации с учетом ресурсных огра- ничений. Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), средне- срочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет). Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные. Исходя из фундаментального понятия «проект», мы мо- жем рассматривать с общих позиций научные исследования как разновидности проектов, то есть как завершенные циклы научной деятельности. Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы (см. [66]). Здесь нам необходимо еще раз специально оговорить, во избежание дальнейшей возможной путаницы отличие поня- тий проект и проектирование. Проектирование – это началь- ная фаза проекта. Действительно, любая продуктивная деятельность, лю- бой проект требуют своего целеполагания – проектирования. Проектируется любое научное исследование. Перейдем к следующему понятию – «технология». Со- временное понимание: технология – это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи. Такое понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры Основания методологии науки 25 фирмы-разработчики ноу-хау: новых видов продукции, мате- риалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали прода- вать фирмам-производителям лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов и средств производства – то есть техно- логиями. Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий. Важнейшую роль в организации продуктивной деятель- ности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач процесса, результатов. Таким образом, методология научного исследования, так же как и методология любых других видов человеческой деятельности, может быть построена в логике категории проекта на триединстве фаз проекта: – ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ; – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ; – РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ. В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы 10 Таким образом, мы рассмотрели основные философские, психологические и системотехнические понятия, необходи- мые для дальнейшего изложения. В следующем разделе мы перейдем к анализу науковедческих оснований методологии. 1.2. Науковедческие основания Методология как учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. Исследователь, включаясь в научную деятельность, должен достаточно четко и осознанно представлять себе – что такое наука, как она 10 Так, например, фазу проектирования делят на четыре стадии: концептуальная, моделирования, конструирования и технологической подготовки. В свою очередь, например, в стадии моделирования выделяют этапы: построение моделей, оптимизация, выбор (подробнее см. в [53]). 26 Глава 1 организуется, знать закономерности развития науки, структу- ру научного знания. Ему также необходимо четко представ- лять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д. – то есть все то, на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для того, чтобы она была осмысленна и организованна. Этим вопросам и посвящен данный раздел. Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, се- миотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д. [2, 4, 25, 34, 37, 49, 88, 90 и др.]. Для данной книги наибольшее значение имеет гносеоло- гия, поскольку, в частности, методология науки (научного исследования), как правило, рассматривается как составной компонент гносеологии. Гносеология – это теория научного познания (синоним – эпистемология), одна из составных частей философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научно- го знания. Методология же науки как учение об организации науч- но-исследовательской деятельности – это та часть гносеоло- гии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию). Нам необходимо также еще развести понятия «научное познание» и «научное исследование». Научное познание рас- сматривается как общественно-исторический процесс и явля- ется предметом исследований гносеологии. Исследование (научное) рассматривается как субъективный процесс – как деятельность по получению новых научных знаний отдель- ным индивидом – ученым, исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии науки Основания методологии науки 27 (методологии научной деятельности, методологии научного исследования 11 ). Научное познание не существует вне позна- вательной деятельности отдельных индивидов, однако по- следние могут что-то познавать (исследовать) лишь постоль- ку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому. Теперь, после этого краткого терминологического экс- курса, перейдем к рассмотрению науковедческих, в том числе гносеологических оснований методологии. |