Главная страница

Шопенгауэр доклад. Шопенгаузен. А. шопенгауэр, С. Кьеркегор


Скачать 89.5 Kb.
НазваниеА. шопенгауэр, С. Кьеркегор
АнкорШопенгауэр доклад
Дата18.12.2021
Размер89.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШопенгаузен.doc
ТипДокументы
#308382


А. ШОПЕНГАУЭР, С. КЬЕРКЕГОР,

Ф. НИЦШЕ - ВОЗМУТИТЕЛИ

СПОКОЙСТВИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX в.
Философия нового времени основывалась на некоторых главных

для нее принципах и ценностях: на вере в разум и науку, в развитие

познания, господствующее положение метода, системы, в человека как

разумное и свободное существо, в социальный прогресс, в человече-

ство, в нравственно-гуманистические принципы, в обновляемую и при-

миряемую с разумом внутреннюю религиозность. Уже в XVIII в. неко-

торые философы подвергали отдельные принципы и ценности сомне-

нию, пытаясь вырваться за рамки рационализма, сциентизма, прогрес-

сизма, логицизма. Но сколько-нибудь существенного воздействия на

облик философии, на ее место в культуре они не оказали. Более замет-

ные изменения произошли в XIX в. Появились мыслители и соответ-

ственно формы философствования, которые, правда, еще не были спо-

собны разрушить традиционные рационалистические подходы, именно

в это время достигшие высочайшего признания и широкого распростра-

нения, но уже пробили брешь в привычных воззрениях. Современники

плохо понимали этих мыслителей, встречали их идеи враждебно. Но в

XX в. пробил их исторический час: современная мысль проявляет глу-

бокий и постоянный интерес к идеям, концепциям, произведениям "мя-

тежных" философов. Речь идет об А. Шопенгауэре, С. Кьеркегоре,

Ф. Нищие.
АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860)
Немецкий философ Артур Шопенгауэр' родился 22 февраля 1788 г.

в городе Данциге (Гданьске) в семье богатого купца. Он учился в

школе в Гамбурге. Мальчик выказал столь блестящие способности, что

отец предложил ему пройти гимназический курс экстерном и вместо

обучения в школе провести время в путешествиях. Артур посетил Бель-

гию, Англию, Швейцарию, Австрию. В 1805 г. он возвратился на роди-

ну. Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело. Артура отдали в обу-

чение в торговую фирму. Юноша, однако, сразу понял, что не испыты-

вает тяготения к деловой карьере. От несчастного случая погиб отец.

Теперь Артур должен был сам выбирать свой путь в жизни. В 1807 г.

он стал студентом Геттингенского университета - сначала медицинско-

го, потом философского факультета. Переход на философский факуль-

тет не означал для Шопенгауэра прекращения занятий медициной. 06

образовании, полученном Артуром в университетские годы, биографы

обычно говорят в приподнятых тонах: считается, и справедливо, что
оно было разносторонним и сделало молодого Шопенгауэра знатоком

медицины, астрономии, физики, химии, а одновременно и тогдашних

"наук о духе", включая прежде всего философию. В 1811 г. Шопенга-

уэр перевелся в Берлинский университет, где в то время преподавали

такие блестящие философы и лекторы, как Фр. Шлейермахер и

И. Г. Фихте и где весьма обстоятельные курсы читались по естествен-

ным и математическим наукам.
Диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" Шо-

пенгауэр защитил в Иенском университете. К 1813 г. относится знаком-

ство с Гете, под влиянием которого молодой ученый написал трактат

"О зрении и цвете". Несколько последующих лет были заполнены

поисками оригинальной философской системы. Результатом стала дей-

ствительно новаторская работа "Мир как воля и представление" (1818 г.,

т. 1; второй том вышел лишь в 1844 г.). Впоследствии она прочно

вошла в перечень классических произведений философии. Однако при

жизни Шопенгауэра изложенные в ней взгляды не имели успеха и

почти не обрели последователей. С 1820 г. Шопенгауэр был доцентом

Берлинского университета. В те годы в философии царил Гегель: быст-

ро разрасталась и крепла его школа. Гегелевская система была для

Шопенгауэра воплощением всего, с чем он собирался бороться в фило-

софии. (Подобную вражду к учению Гегеля станет проявлять и Кьерке-

гор.) И вот Шопенгауэр, движимый скорее ненавистью, чем трезвым

расчетом, объявил свои курсы в те же часы, в которые читал свои

лекции прославленный Гегель. Результат предсказать было нетрудно:

аудитории, в которых читал лекции Гегель, ломились от слушателей, к

Шопенгауэру же на лекции почти никто не ходил. Это укрепило его в

ненависти к Гегелю и его системе.
В 1831 г. Шопенгауэр покинул Берлин из-за эпидемии холеры (Ге-

гель тогда, как известно, умер от этой болезни.) В 1833 г. Шопенгауэр

поселился во Франкфурте-на-Майне. В 1836 г. им была написана рабо-

та "О воле в природе' ; в дополнение к первому тому книги появилось

сочинение "О свободе человеческой воли", которое имело успех, прав-

да, недолгий и не на родине, а в Норвегии, где Шопенгауэру за него

была присуждена премия. Но затем снова наступили годы отчуждения,

неуспеха, забвения. Тем не менее выходили из печати новые произведения

Шопенгауэра: "06 основании морали" (1841), "Две основные пробле-

мы этики" (1841), "Парерга и паралипомена (Примечания и дополне-

ния)" (1851), частью этой книги были ставшие потом знаменитыми

"Афоризмы житейской мудрости". В 50-е годы Шопенгауэр начал при-

обретать известность. Но многим современникам и ближайшим потом-

кам он казался чудаком, эксцентриком, чьи экстравагантные идеи обре-

чены на забвение. История, однако, показала, что различные философ-

ские течения и направления впоследствии стали возводить свои идеи к

концепции Шопенгауэра, и в особенности к его критике, направленной

в адрес традиционной философии.
Ф. Ницше, в начале творческого пути (пусть лишь на время) испы-

тавший огромное влияние Шопенгауэра, заметил: с помощью Шопенга-

уэра мы можем проникнуться враждебностью к нашему времени, но тем

самым это время сумеем глубоко постигнуть^. И сам Шопенгауэр с

грустью и одновременно с гордостью отмечал, что он несовместим со

своей эпохой. О непримиримости к эпохе, в которую им довелось жить,
станут потом твердить и Кьеркегор, и Ницше, причем последний про-

возгласит нигилизм, отрицание и пересмотр ценностей своего времени

живым нервом, исходным принципом философии. Время не принимало

этих мыслителей, а они резко критиковали его как эпоху небывалого

кризиса и распада. Однако в целом ситуация оказалась более сложной и

парадоксальной. Ибо есть немало обоснованного и в заключениях тех

исследователей, которые доказывали, в какой сильной мере интересую-

щие нас здесь философы были духовными сыновьями своей эпохи и

получили толчок от тех или иных идей-ценностей, выработанных имен-

но в новое время.
И в самом деле, Шопенгауэр, который считал неприемлемыми и

даже враждебными гегелевские конструкции, одновременно в "Мире

как воле и представлении" сделал основанием своих воззрений филосо-

фию Канта. Главные произведения Канта он оценивал как самое важ-

ное явление, которое знала философия на протяжении своего двухты-

сячелетнего развития. Однако то, что началось после Канта, вызывает

суровое осуждение Шопенгауэра: Кант, по его мнению, сделал великие

открытия в философии, вернул ей утраченное уважение, а потом нача-

лись "всеобщие хлопоты", писание речений и сочинений людьми, кото-

рые меньше всего думали об истине, а заботились о своих "материаль-

ных" или "партийных" интересах. Периоды философской "сутолоки",

согласно Шопенгауэру, - самое неблагоприятное время для философ-

ских размышлений. Он едко высмеивал "профессорскую философию".

Вместе с тем отношение Шопенгауэра к функциям и задачам филосо-

фии всегда оставалось ответственным и серьезным.
Шопенгауэр был одним из первых в XIX в., кто в философском

синтезе, позволяющем обрести оригинальное и созвучное будущему еди-

ное воззрение, наряду с некоторыми центральными идеями Канта и

Платона почетное место отвел восточным философским учениям, преж-

де всего санскритской литературе; он предсказал и предвосхитил воз-

росшее в нашем веке влияние Вед (Упанишад) и буддизма. Более того,

он был убежден в том, что скорректировать ошибки великих мыслите-

лей европейской философии поможет как раз знание и глубокое внут-

реннее переживание восточного духовного опыта.
Философия А. Шопенгауэра - яркое, оригинальное, но глубоко

противоречивое явление. Парадоксы подстерегают читателя его произ-

ведений на каждом шагу.
С одной стороны, из-за идей кризиса, отрицания, мрачных предска-

заний и предчувствий учение Шопенгауэра всегда считали не только

антипрогрессистским, но и пессимистическим, чуть ли не апокалипта-

ческим. Сам Шопенгауэр признавал, что разделяет установки "песси-

мизма". Он исходил из того, что в мире царят зло и несчастье. С

другой стороны, читатель обнаружит в его сочинениях стремление мыс-

лителя обрести прочные - отнюдь не ложные, иллюзорные - духов-

ные принципы и опоры. Философию Шопенгауэра называли, и не без

оснований, " этикой жизнеотрицания". Но ее же причисляли - и опять-

таки обоснованно - к историческим первоистокам так называемой фи-

лософии жизни, которая поместила в центр целостное понятие "жиз-

ни", противопоставляемое абстрактным философским схемам и спеку-

ляциям прошлого.

С одной стороны, мир, как его изображает Шопенгауэр, предстает
перед нами в разорванном, полным противоречий опыте. С другой сто-

роны, его философия направлена на поиски глубинного смысла мира и

опыта, живого "пульсирующего" единства, как бы произрастающего из

одного корня.
С одной стороны, Шопенгауэр считает, что мир социума и культуры

в современную ему эпоху и в философии этой эпохи стал обесчелове-

ченным и обезбоженным. С другой стороны, он берет на себя поистине

титаническую задачу средствами философии и этики "очеловечить" мир

природы и культуры, понять его как "проекцию" человеческого, при

этом решительно размежевываясь с традиционными рационалистически-

ми способами проецирования разумного в мир действительного.
Основные идеи философии Шопенгауэра

Мир как представление и воля
Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его

главной книги: мир как воля и представление. Шопенгауэр пишет:

"Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для

каждого живого и познающего существа, хотя только человек может

возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он дей-

ствительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на

вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не

знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце,

руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь

как представление, т. е. исключительно по отношению к другому, пред-

ставляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более

несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в

доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т. е. весь

этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созер-

цанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Все, что

принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью

этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта.

Мир есть представление". И тут же добавляет: "Новизной эта истина

не отличается"^. В самом деле, изображение мира как данного через

мое сознание (здесь: представление), имеет глубокие корни в предше-

ствующей философии нового времени, так или иначе укладывающейся

в русло трансцендентализма.
От Декарта через Канта и Беркли тянется традиция, в соответствии

с которой при исследовании человеческого познания мир толкуется как

являющийся нам через наши представления. Концепция Шопенгауэра

четко и однозначно перемещает такие идеи в центр философии. Соглас-

но Шопенгауэру, Кант сделал неверные дуалистические выводы из

энергично введенного и хорошо доказанного им трансценденталистско-

го тезиса. Между тем требуется лишь последовательное продвижение

по пути трансцендентального познавательного и жизненного опыта.

Исходный трансценденталистский тезис определяет как

теоретико-познавательную, так и смысложизненную пози-

цию Шопенгауэра.
Шопенгауэр подчеркивает, что "тезис о мире как моем представле-

нии и о его данности через мое переживание, который с таким трудом и
посредством сложных интеллектуальных выкладок обретает европейс-

кая философия, в восточных системах мудрости, например в Ведах,

дан как простая, изначальная позиция. Европейскому же духу еще сле-

дует научиться такой простоте и изначальности жизненно верных фило-

софских предпосылок и подходов.
Сложнее обстоит дело с истолкование мира как воли. Здесь поле-

мика против классического подхода вступает в решающую стадию. Клас-

сическую философию никак нельзя было упрекнуть в недооценке про-

блемы воли. Вопрос о воле, ее отношении к разуму и ее свободе считал

себя обязанным ставить и так или иначе решать почти каждый крупный

философ, начиная со стародавних времен. Однако Шопенгауэр утверж-

дал, что история философии вообще - история новоевропейской фи-

лософии в частности и в особенности - все же не смогла воздать

должное категории воли.
Отталкиваясь от кантонской идеи о примате практического разума,

важнейшим компонентом которой и была свободная, "автономная" воля,

Шопенгауэр стал отстаивать примат воли над разумом, т. е. начал дви-

гаться скорее в антикантовском, антиклассическом направлении.
На этом пути Шопенгауэр развил немало интересных и здравых

идей о специфике волютивных (связанных с волей) и эмотивных (свя-

занных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни лю-

дей. Например, он критиковал классический рационализм за противоре-

чащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума.

На деле же, рассуждал А. Шопенгауэр, воля, т. е. мотивы, желания,

побуждения к действию и сами процессы совершения его, устремления

человека специфичны, относительно самостоятельны и в значительной

степени определяют направленность, результаты разумного познания.

Правильно подчеркивая специфику, значимость воли и эмоций челове-

ка, Шопенгауэр, однако, использовал свои изыскания для того, чтобы

существенно скорректировать идеи классической философии относи-

тельно разума. "Разум" классической философии он объявил всего

лишь фикцией. Традиционный рационализм в целом был отвергнут им

как придуманная профессорами и ставшая им необходимой басня о

непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или восприни-

мающем разуме. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру,

поставлена воля. Но чтобы воля могла "померяться силами" с "всемо-

гущим" разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгау-

эр, во-первых, представил волю независимой от контроля

разума, превратил ее в "абсолютно свободное хотение",

которое якобы не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых,

воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объя-

вил, что человеческая воля родственна "неисповедимым силам" вселен-

ной, неким ее "волевым порывам". Итак, воля была превращена в

первоначало и абсолют, в онтологический, гносеологический и

этический принцип, что и означает: мир в изображении Шопенгауэра

стал "волей и представлением". Идеализм рационализма, "мифология

разума" классической философии уступили место идеалистической "ми-

фологии воли". Эта тенденция затем нашла продолжение в философии

Ницше.
В философии Шопенгауэра нас подстерегает еще один неожидан-

ный парадокс. Если мир есть и представление, и воля, то логично
предположить согласованность этих двух аспектов в шопенгауэровском

учении. Между тем дело обстоит иначе. Тезис о мире как воле Шопен-

гауэр мыслит обосновать, сначала показав всю шаткость, антиномичность

утверждения о мире как представлении. (Здесь Шопенгауэр, кстати,

готов был использовать термин "антиномия", хотя к кантовскому уче-

нию об антиномиях относился критически.)
Мир как представление, рассуждает Шопенгауэр, как бы рассекает-

ся на две части, что служит источником многих противоречий и раздо-

ров в классической философии. На одной стороне - представления об

объектах с их пространственно-временными формами; на другой - пред-

ставления о субъекте. Обе "половинки", ограничивая друг друга и

конкурируя друг с другом, тем не менее уживаются в каждом отдель-

ном человеческом существе. Открытие и исследование этой двойствен-

ности Шопенгауэр считал главной теоретической заслугой Канта. Не

менее важным достижением Канта объявляется то, что он открыл раз-

двоенность мира созерцаний и мира понятий. Но Канту не удалось,

настаивает Шопенгауэр, по-настоящему почувствовать, какая драма свя-

зана для человека с превращением мира в мое представление, превраще-

нием, однако, неминуемым, неизбежным. Хотя Кант и кантианцы вся-

чески пытались избавиться от (вытекающего из трансцендентализма

представлений) превращения мира в сновидения и иллюзию, их реше-

ния не были правильными. Кант то и дело возвращался к материализ-

му, а последний, согласно Шопенгауэру, просто "нелеп" для тех, кто

уже встал на путь трансцендентализма. (Правда, Шопенгауэр призна-

вал определенные преимущества материализма, который предоставляет

естествознанию удобную, хотя и неверную позицию, когда простран-

ство и время объявляются действительными сущностями.)
Кант не понял, заявляет Шопенгауэр, что не вымышленные антино-

мии, а одна главная и реальная антиномия сковывает все человеческое

познание, как, впрочем, и бытие человека в мире. В чем суть этой

изначальной антиномии? С одной стороны, бытие мира оказывается

зависимым от первого познающего существа, каким бы несовершенным

оно ни было. С другой стороны, это первое существо само зависит от

целой цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Значит, уже

над первым представлением, с которого и начинается бытие мира, тяго-

теет коренное и притом неразрешимое противоречие. Оно неразрешимо

ни для эмпиризма, ставящего во главу угла представление, ни для

рационализма, опирающегося на лишенный наглядности мир абстракт-

ных понятий. Антиномия вела бы к настоящей утрате мира, когда бы на

помощь не пришло "слово-разгадка". Это слово - воля. Шопенгауэр

собирает в истории философии (опираясь на Августина, Спинозу и др.)

все утверждения или оговорки, где природе приписывается сходное с

волей "устремление". Он опирается и на высказывания естествоиспы-

тателей, которые, подобно Эйлеру, предполагали "склонность и стрем-

ление" существующими в самой природе.
В "жизненных силах" природы Шопенгауэр усматривает "низшую

ступень объективации воли", тогда как "непосредственные проявления

воли" в живых существах он представляет в виде своеобразной лестни-

цы всеобщего развития волевых начал и импульсов, увенчиваемых

высшей, т. е. человеческой волей с ее объективациями. "То, что явля-

ется в облаках, ручье и кристалле, это - слабый отзвук воли, которая
полнее выступает в растении, еще полнее в животном и наиболее полно

в человеке", - пишет Шопенгауэр в "Мире как воле и представле-

нии"". В мире, согласно Шопенгауэру, "объективируется" не только

воля, но и "соперничество", которое можно наблюдать и в мире живот-

ных, и в неживой природе. "Высшее", которое возникает из "низших"

проявлений природы, поглощает собою все низшие ступени и в то же

время "объективирует" их "стремления". При этом Шопенгауэр предо-

стерегает против подмены пустыми ссылками на волю конкретных при-

чинных исследований вполне определенных явлений природы и челове-

ческой жизни. Воля, "разлитая" в природе и культуре, нужна филосо-

фу больше, чем естествоиспытателю. Однако Шопенгауэр предсказы-

вает, что и естествознание будет то и дело изобретать свои способы

"оживления", одухотворения природы. Несмотря на передержки во-

люнтаризма эта тенденция философии Шопенгауэра весьма актуальна.

У Шопенгауэра сегодня есть немало последователей среди тех, кто

стремится установить новые -"доверительные", "родственные" - от-

ношения человека и природы. Именно за такие отношения ратовал и их

всегда философски обосновывал Шопенгауэр. В его рукописном насле-

дии есть такая запись: "Когда я вижу гору, то я и есть не что иное, как

эта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистом

схватывании, в бесконечной красоте"^. Так рождается шопенгауэровс-

кая "метафизика природы", где понятие воли соседствует, переклика-

ется с понятием красоты.
Этика Шопенгауэра
Центральное значение категории воли характерно и для

этики Шопенгауэра. Но и тут дело не обошлось без парадокса. С

одной стороны, концепцию морали Шопенгауэр строит так: воля, про-

двигаясь по "лестнице" устремлений и импульсов, обращается на саму

себя и отчасти против самой себя. Ведь от воли исходит "тотальное

себялюбие". Но воля же, толкая к осознанию себя как свободы, спо-

собствует особому человеческому познанию и самопознанию: появляет-

ся универсальное осознание человеком собственной вины и греховнос-

ти; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет к

новой мудрости, к простоте и достоинству человека.
С другой стороны, в концепции мудрости Шопенгауэр редко прибегает

к манипуляциям с вездесущей, универсально значимой категорией воли.

"Житейская мудрость" оказывается знакомой, близкой и дорогой мыс-

лящему и страдающему человеку. Книгами Шопенгауэра зачитывались и

до сих пор зачитываются люди, которые ценят в авторе собеседника,

передающего им, как эстафету, вековую мудрость человечества, ее жиз-

ненные правила - простые и одновременно бесконечно ценные, как сама

жизнь. Мыслитель так начинает свои "Афоризмы житейской мудрости":

"Аристотель (Eth. Nicom., 1, 8) разделил блага человеческой жизни на

три группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь трой-

ное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в

судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.
1. Что такое человек; т. е. личность его в самом широком смысле

слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент,

нравственность, ум и степень его развития.
2. Что человек имеет; т. е. имущество, находящееся в его собствен-

ности или владении.
3. Что представляет собою человек; под этими словами подразуме-

вается то, каким человек является в представлении других; как они его

себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражаю-

щееся вовне в его почете, положении и славе" (Афоризм 18). Самым

ценным для счастья, рассуждает Шопенгауэр, является наша личность.

В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этом

смысле ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ только

относительна. Рассуждая о таких ценностях, как здоровье, обеспечен-

ность и т. д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности.

Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ и

возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, есте-

ственна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботу

о самосохранении.
Шопенгауэр принимает Эпикурово деление потребностей на естест-

венные и необходимые, естественные, но не необходимые, и неестест-

венные и не необходимые. "Не думаю, что опозорю мое перо, если

посоветую о сохранении заработанного и унаследованного состояния...

Состояние - это иммунитет, гарантия против присущей человеческой

жизни нужды и горестей, избавление от кабалы, составляющей удел

всех сынов земли" (Афоризм 43). Опираясь на традиции этики, Шо-

пенгауэр формулирует простые и здравые поучения и

правила поведения. Так, он согласен с древними, что мудрец должен

искать не наслаждений, а избавления от страданий. Человеку лучше не

быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слиш-

ком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку

путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует

сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из про-

шлого. Следует помнить, стремясь к счастью, о благотворности самоог-

раничений. Общение с другими людьми полезно, если общительность

умеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна и

вряд ли устранима, но следует помнить, что она - порок. Необходимо

стойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержан-

ность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполнении

благородных жизненных целей - другие заповеди этики Шопенгауэра.
Эти правила - афоризмы спокойной, взвешенно-рассудительной и

даже светлой "житейской мудрости" - резко контрастируют и, однако

же, парадоксальным образом уживаются в учении Шопенгауэра с пес-

симистическими основаниями его философской метафизики, о которых

уже шла речь. Согласно Шопенгауэру, пессимизм зиждется на

глубоких и достаточных основаниях. Философ отстаивает идею

о предопределенности, жесткой детерминированности всего, что имеет-

ся в являющемся нам ("феноменальном") мире. Что же касается воли

(которая трактуется как вещь сама по себе, т. е. как "ноуменальная

реальность"), то она, не имея сознательной цели и во многих своих

формах оставаясь слепой, темной волей, делает мир вечным становле-

нием, бесконечным потоком.
Мир как поток, становление наделен у Шопенгауэра такими антро-

поморфными свойствами, как бесконечный поиск, тоска, внутреннее

противоборство, страдание. Пессимизм в шопенгауэровском учении
становится неизбежным следствием не зависящего от человека устрой-

ства самой вселенной. Человек же мыслится как воплощение особенно-

го глубокого противоречия. В своей жизни он детерминирован проти-

воречивым взаимодействием причин - следствий, стимулов - реак-

ций, мотивов - действий. "Свобода воли", о которой так много спори-

ли философы, для Шопенгауэра не более, чем иллюзия невежд, плод

их воображения.
Из фаталистического детерминизма как будто бы должен был выте-

кать безраздельный пессимизм в оценке жизни и возможностей человека.

Между тем и здесь мы опять сталкиваемся с характерным шопенгауэров-

ским парадоксом. Шопенгауэр смотрит на человеческое существование

как на неизбывную и неотвратимую трагедию. Она коренится и в об-

щем характере бытия мира, и в особенностях человеческого существо-

вания, в специфике общества. Человек, как всякое животное, по при-

роде своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что он

обречен на страдания уже из-за детерминированности своими потребностя-

ми. Но Шопенгауэр вынужден признать, что человек все же располага-

ет определенной мерой свободы. Она проявляется прежде всего в том,

что человек способен к познанию, к "возвышению сознания". Однако

отсюда проистекает еще более глубокое страдание. Итак, человеческая

жизнь "уже по самому своему характеру неспособна к истинному бла-

женству, а является по существу многообразным страданием и состоя-

нием вполне несчастным..."^. В человеческом мире "все лучшее с тру-

дом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет

себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и преврат-

ное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и

коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господ-

ство, прерываемое лишь изредка и ненадолго"^. Если самого закорене-

лого оптимиста "провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через

поля битв и места казни", если "открыть перед ним все темные обители

нищеты", то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа*.
И все же это не последнее слово метафизики и этики Шопенгауэра.

Парадоксальным образом одним из следствий пессимизма, доводимого

до крайней степени, оказывается призыв мыслителя к поистине титани-

ческим усилиям человека, все-таки способного к "спасению", "избавле-

нию" (Eriosung) среди юдоли зла и страданий. Чем меньше человек

поддается напору потребностей, страстей и желаний, чем аскетичнее и

праведнее его жизнь, чем сдержаннее воля, чем больше сострадание к

другим людям, тем больше надежд на спасение.

Таковы основные идеи и парадоксы философии Шопенгауэра.

Воздействие Шопенгауэра на последующую мысль является доволь-

но значительным. (Нередко влияние Шопенгауэра опосредовалось вос-

приятием его философии такими мыслителями, как Ф. Ницше.) Необ-

ходимо отметить, что философ оказал глубокое воздействие на культу-

ру и философию в России. Через увлечение философией Шопенгауэра

прошли, в частности, Л. Толстой и Вл. Соловьев. Правда, оба они

были критиками шопенгауэровского пессимизма.
Философия А. Шопенгауэра актуальна и в наши дни: о ней пишут

книги, ей посвящают конференции и симпозиумы; существует Между-

народное Шопенгауэровское общество, которое издает свой Ежегодник^


написать администратору сайта