Курсовая. БУДУЩИЙ ДИПЛОМ. А. В. Запорожец, А. И. Савенков, Е. С. Белова, А. И. Доровской и др
Скачать 258.95 Kb.
|
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ. Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов. ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества. На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер [1, 42], В.А. Бухвалов [2, 42], А.М. Матюшкин [13, 42] и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям: -открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); -соответствие условия выбранным методам творчества; -возможность разных способов решения; -учет актуального уровня развития; -учет возрастных особенностей учащихся. СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих упражнений, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать два фактора: 1.то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах, 2.творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЗАДАНИЙ Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. Первая группа - «Познание». Цель - накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения: ·изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого; ·рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие; ·моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития. Вторая группа - «Создание». Цель - накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает: ·получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ·ориентирование на идеальный конечный результат развития системы; ·переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Третья группа - «Преобразование». Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения: ·моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); ·моделировать изменения внутреннего строения систем; ·учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений. Четвертая группа - «Использование в новом качестве». Цель - накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения: ·рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; ·находить фантастическое применение реально существующим системам; ·осуществлять перенос функций в различные области применения; ·получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. ПАРАМЕТРЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как: ·сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, ·сложность мыслительных операций, необходимых для их решения; ·формы представления противоречий (явные, скрытые). В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий. Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения. Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся. Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности. Заключение Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. В проведенном исследовании поставленные нами задачи были достигнуты, а именно: мы дали понятие «одаренности» - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Мы определили особенности младших школьников, для которых папа, мама и первая школьная учительница - авторитет; у младших школьников наряду с ситуативными эмоциями возникают аффективные комплексы; учебная деятельность становится ведущей деятельностью; в этот период важно развивать познавательную и учебную мотивации; самооценка детей в этом возрасте становится более адекватной, она зависит от школьной успеваемости; и, наконец, это время развития произвольности. Мы выяснили, что проблеме одаренности необходимо уделять внимание с детства, в то же время, не слишком переоценивая способности ребенка, которые с возрастом могут ослабеть или вовсе пропасть. Мы определили основные методы выявления одаренных детей: анкетирование, тестирование, наблюдения, творческие задания разного уровня сложности. Таким образом, исследование показало, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога. Библиографический список 1.Альтшуллер Г.С. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6 .Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества (М.: Просвещение) - 1993 3.Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе - Москва: Знание, 1989 4.Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985 5.Занкова Л.В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с. 6.Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста т. VI, 1941 7.Клименко В.В. «Как воспитать вундеркинда» (СПб., 1997) 8.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. 9.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва - Воронеж, 1997. 10.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. - С.31. 11.Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. 12.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991. 13.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. 14.Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста - Волгоград,1994 15.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000. 16.Рензулли Дж. Концепция одаренности 17.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. 18.Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2001. 19.Торрентс Э.П. Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974 20.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966 21.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 22.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. 23.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. 24.Эльконина Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962. |