Пробуждение разума или как стать личностью. Абеляр Пьер. Тысячи путей ведут к заблуждению
Скачать 4.63 Mb.
|
СПОКОЙСТВИЕ – БЕЗУЧАСТИЕ Я всегда очень дружески Отношусь к тем, кто мне Безразличен. Оскар Уайлд. Если вы спокойны, когда все Вокруг теряют голову, возможно, Вы недооцениваете серьезности Ситуации. Надпись на судах ВМФ. США. Легко скрыть ненависть; трудно Скрыть любовь; всего же труднее Скрыть равнодушие. Людвиг Берне. Чтобы любовь была вечной, Равнодушие должно быть Взаимным. Дон-Аминадо. Наверное, вы уже заметили, что все пары противоположений связаны одна с другой, и для понимания следующей пары необходимо понять предыдущую. Чтобы правильно найти разницу в понятиях СПОКОЙСТВИЕ – БЕЗУЧАСТИЕ, вспомните пару сочувствие – понимание чужого горя. Нам нужно придумать ситуацию, где эти два понятия пересекутся и будет трудно определить, когда СПОКОЙСТВИЕ перейдет в БЕЗУЧАСТИЕ. Представьте, что ваш друг пришел побитым и просит вас помочь отомстить тем людям, которые его обидели. Ситуация перестанет быть сложной, если мы просто отмахнемся от друга, отшутимся и забудем о происшествии. Чаще всего так и происходит, поэтому дружба, как мы уже говорили – понятие не абсолютное. Мы будем рассматривать данную ситуацию разумным глазом, то есть находить причины всех мыслей и действий. Так вот, первая мысль, которая возникает в голове в такой ситуации, в любом случае будет рефлексом мозга на раздражение возникающей проблемы. То есть, если мы отказались от подавления, то есть БЕЗУЧАСТИЯ, нам придется приспособиться к ситуации: либо действительно пойти мстить, либо попытаться отговорить друга, причем чтобы ни у кого даже не возникло здесь мысли о трусости. В таких ситуациях мы часто просим себя успокоиться и все обдумать. Нам нужно разобраться когда мы назовем нашу реакцию БЕЗУЧАСТИЕМ, а когда СПОКОЙСТВИЕМ. СПОКОЙСТВИЕ – это уравновешенное состояние духа, мы будем говорить мозга. То есть мозг свободен от эмоций, поэтому он выдает только чистые разумные мысли. БЕЗУЧАСТИЕ – это равнодушное отношение, выраженное бездействием. То есть, если мы проявляем СПОКОЙСТВИЕ, это не значит, что мы бездействуем. Спокойный трезвый ум может помочь советом, если конечно, совет будет услышан. Вернемся к ситуации. Скорее всего, ваш друг сам был виноват в инциденте, он мог избежать неразумного исхода ситуации, когда была угроза быть побитым. Вы это тоже знаете, но не осуждаете его потому, что сами можете во время конфликта не владеть собой. Вам нужно при этом помнить, что в другой раз побить могут вас, и тогда вы сможете положиться на друга лишь в том случае, если выручите его сейчас. Но эгоизм советует вам не подставлять своей головы из-за чужих проблем. Все здесь будет зависеть от того, какими методами вас будет убеждать друг. Как бы то ни было, если вы не пойдете мстить за друга, то неправильно решите пару осторожность – страх, потому что в сознании вы и ваш друг будете знать, что проявлена трусость. Если вы все же решили мстить, значит, вам нужно повторить пару безумие – бесстрашие. Ибо вы боясь, будете совершать действие, чтобы доказать своему другу свою верность. Это безумие, потому что возможен не разумный исход ситуации, то есть, вас могут побить уже обоих. Логически, что бы вы не совершали, все равно придется потом долго убеждать свой упрямый мозг, что вы поступили правильно, однако сами будете все равно в этом сомневаться. Самый лучший выход - – совершить выбор разумного. Для этого вместе выйдите из ситуации, отмените условия, то есть забудьте про инцидент. Вам нужно успокоиться, то есть, проявить СПОКОЙСТВИЕ, чтобы решить что делать дальше. Есть два выхода в логике. Первый – драться и здесь вы можете оказаться в больнице. Второй – не драться, и тогда вы можете потерять друга. Выбор разумного – в следующий раз быть осторожнее и предусмотрительнее, чтобы не оказываться в таких роковых ситуациях. Но, вообще СПОКОЙСТВИЕ имеет смысл только тогда, когда ваше отношение к чужому горю, к чужой беде, к чужим страданиям такое же как к своим. Тогда мы сможем констатировать спокойствие, даже если вы не участвуете, то есть не оказываете помощь человеку. Если же вы к своим проблемам более чувствительны, а к чужим якобы относитесь спокойно, мы здесь будем говорить о том, что ваш мозг путает понятия СПОКОЙСТВИЕ – БЕЗУЧАСТИЕ. Но, скажете вы, как можно относиться одинаково к своему горю и к чужому. Как можно проявлять участие к страданиям всех людей одновременно? В современном мире это не возможно, потому, что мы привыкли видеть только тех людей, которые нам выгодны, то есть родственников, друзей и т.д. Поэтому, когда мы видим, что где-то идет война, в большинстве случаев мы можем изобразить сочувствие на лице, но это будет не то состояние, когда мы сами окажемся на поле сражения. Возьмем другой пример. У вашего соседа или друга сгорел дом. Вы будете призывать его к СПОКОЙСТВИЮ и говорить, чтобы он крепился и достойно сносил удары судьбы, потому, что мудрость делает человека СПОКОЙНЫМ. Но любые ваши действия в логике и любые же слова будут в любом случае БЕЗУЧАСТИЕМ. Ведь даже если вы отдадите соседу или другу часть своего дома, он будет считать себя вам обязанным. Придется всю жизнь с вами расплачиваться и быть готовым к тому, что вы в любую минуту отберете дом назад. То есть ваше великодушие станет злом. БЕЗУЧАСТИЕ – отсутствие какой-либо реакции на что-либо, то есть вы в своих убеждениях никак не относитесь, ни положительно, ни отрицательно к тому или иному явлению. Мы говорим в убеждениях, потому, что когда человек проявляет участие он делает это всего лишь для того, чтобы окружающие люди со стороны видели нашу нравственность, либо мы сами, творя добро услаждаем свою душу, считая, что нам это где-то зачтется. То есть, совершая добро, мы думаем не о человеке, которому оно предназначено, а о себе, поэтому чаще всего говорим и делаем не то, что от нас хотят услышать или получить. Возьмем контекст разумного общества. В нем все потребности людей удовлетворены, поэтому каждый сознательно продолжает трудиться на общее благо. Если кто-либо терпит бедствие, например, у него сгорает дом, то ему тут же его возмещают, чтобы он уже не думал о вещах, а думал только о людях и об общем благе. Здесь можно еще вспомнить пару понимание чужого горя – сочувствие. Понять чужое горе – это значит знать его причину. Сегодня мы считаем, что человек испытывает страдания, потому что ему не везет. Эта мистическая позиция эгоиста, не желающего участвовать в избавлении человека от страданий. Мы все дружно прыгаем на дискотеках и наслаждаемся жизнью, и в такой момент мозг услаждается комфортом, как весьма выгодным для него контекстом. Но стоит в момент душевного комфорта появиться какому-нибудь страдальцу, как мозг переключается на ощущения дискомфорта и дисгармонии, и человек испытывает страх и ужас, ударяется в сочувствия, затем спешит сменить место пребывания на то, где он вновь будет чувствовать себя хорошо и сможет продолжать развлекаться, забыв про инцидент. Возьмем государство, которое в современном контексте участием помогает только тем, кто пережил стихийное бедствие. Государство почему-то берет на себя ответственность за жестокость природы, но не считает, что оно ответственно за жестокость людей в нем. Оно предоставляет жилье тем, кто оказался в зоне наводнения, но ему безразличны все остальные люди, живущие на улице. Получается, что государство и общество спокойно относится к людям, которые слоняются всю жизнь по улицам и собирают бутылки, и считаются людьми без определенного места жительства. Но государство неспокойно к тем, у кого было жилье, но разрушилось по вине стихии. Здесь явно виден эгоизм, проявить участие и раструбить его по всей стране, чтобы люди наглядно видели, что общество проявляет о ком-то заботу. Такое же несправедливое или неодинаковое отношение наблюдается в стремлении государства улучшить благосостояние своим гражданам, как представителям различных профессий. Государство здесь спокойно к недовольствам военных, например, когда оно улучшает жизнь врачам. Здесь понятие СПОКОЙСТВИЕ даже не стоит иметь ввиду, потому что в спокойствии есть справедливость и мудрость, которая дает знания о людях. Все люди одинаковые, а значит жить они должны в равных условиях. Государственный деятель, который разъезжает в лимузинах и швыряет медяки нищете не имеет смысла, потому что он всего лишь пользуется как эгоист невежеством и подавленностью своих граждан. Глава государства имеет смысл, когда каждый гражданин его государства – личность. Но чтобы человек почувствовал себя личностью, достойной звания человека нужно создать условия для жизни, соответствующие званию личности. Сегодня мы все эгоисты, потому что БЕЗУЧАСТНЫ к горю и страданиям других людей. Личность подавлена и каждый человек гоняется за штанами и ботинками, возбуждаясь от блеска и роскоши. Мы заняты не теми действиями. Побрякушки и тряпки ценятся выше человека только потому, что мы невежи. БЕЗУЧАСТИЕ и бездействие – это продолжение рефлексного существования человека. Но если мы, кстати, вспомним моменты истории, в которых человек вдруг начинал быстро и стремительно действовать, то в те времена его жестокость по отношению к правящим и владеющим эгоистам была не спокойствием, а безучастием к их судьбе. Поэтому, когда совершалась революция, то всегда новое поколение отнимала у предыдущего блага, и отказывалось участвовать в их дальнейшей судьбе. Здесь эгоизм был явным: все, кто не согласен подлежит уничтожению.
Вообще СПОКОЙСТВИЕ должно проявляться по отношению к своим вещам и к своим силам. Мы должны быть всегда готовыми прийти на помощь к другим людям, увидеть в чем они нуждаются и СПОКОЙНО дать им это. Мы же даем друг другу самое не нужное и потом еще долго напоминаем им о своей доброте и возмущаемся, когда нашу доброту не оценили. Единственная помощь, которую можно назвать абсолютной в логике - это помощь в обретении разума, Поэтому нам необходимо воспитать человека, который спокоен к вещам и к еде, и не безучастен к страданиям других людей. Ребенок рождается эгоистом, мозг имеет однозначный смысл, он кричит в любой ситуации, требуя удовлетворить его потребности. И так будет продолжаться до седых волос, если не отвлечь человека от условий и не дать ему смысл и цель в жизни. И этот смысл должен быть единым для всех, и единой же для всех должна быть цель – стремление к совершенству. Чтобы ребенок действительно научился быть спокойным к своим страданиям, избавьте его от желания совершать безрассудные поступки. Больше всего страданий у человека от его собственной глупости, поэтому целесообразно здесь отучить человека от нетерпеливости и эгоистичного желания совершать подвиги, чтобы продемонстрировать себя как героя. Герой безумен, в любом случае, и главное потому что он другим безумцам, которые ему аплодируют указывает путь безумия и легкомыслия. ПРЕДАТЕЛЬСТВО – ИЗУВЕРСТВО Патриот не столько хочет За что-то умереть, сколько Кого-то убить. Геннадий Малкин. Только два сорта и есть, Податься некуда: либо патриот Своего отечества, либо Мерзавец своей жизни. А.Н.Островский. Мы прежде всего джентльмены, А уж потом патриоты. Эдмунд Берк. Предательство может кому и Нравится, а предатели Ненавистны всем. Мигель Де Сервантес Сааведра. Эту пару следует рассматривать вместе с парой сопряженных нравственных понятий предательство – отпадение, справедливость – жестокость и спокойствие – безучастие. Возьмем сложную ситуацию, когда на наших глазах люди совершают убийство. В большинстве случаев на такой инцидент реакция однозначная – «это не мое дело». Здесь мы не можем говорить о спокойствии, так как мы решили считать, что спокойствием можно назвать постоянное состояние, когда человек одинаково относится и к своему и к чужому горю. Поэтому, здесь мы будем говорить о равнодушии или безучастии. И стоит преступникам нас увидеть, тут же проснется наш эгоизм и пропадет спокойствие. Давайте еще больше обострим ситуацию тем, что среди убийц есть наш знакомый, тогда мы здесь сможем увидеть момент предательства. Если рассуждать логически, то, как бы мы не отреагировали в данном контексте, мы в любом случае получим безумие, которое не сможет оправдать и понять наш мозг. Если мы сообщаем в милицию, то наш знакомый окажется в тюрьме, и он никогда не простит нам этого. Если же мы пройдем мимо, то станем изуверами, то есть жестокими людьми, фактически соучастниками убийства. Здесь мы оказываемся перед двумя жестокостями, ведь предательство тоже можно назвать ИЗУВЕРСТВОМ. Давайте определим мотивы нашего выбора. Вообще человек в таких ситуациях действует и мыслит рефлекторно, то есть он когда-то уже сталкивался с ситуацией ПРЕДАТЕЛЬСТВА и решил, что ПРЕДАВАТЬ не хорошо, поэтому он автоматически откажется что-либо предпринимать. Здесь основным мотивом будет страх перед последующей расплатой. Вот мы и опять пришли к этому самому фундаментальному чувству, основе всех эмоций нашего организма. Что однозначно, так это то, что страх приходит из мозга. Мы говорили, что это реакция на раздражение. Страшная картинка и мы уже в ужасе, потому, что глаза послали сигнал в мозг, и тот приказал всем чувствам охватить организм смятением. Страшный звук и такая же реакция на сигнал уха. Представьте, что вы идете по крыше многоэтажного дома. Смотреть вниз нельзя именно потому, что мозг мгновенно срефлектирует и сам предпримет меры по спасению организма. Именно чувство страха делает нас безумными, ведь управлять собой сознанием становится практически невозможно, когда мозг начинает управлять организмом, чтобы его спасти. Чувство страха самое эгоистичное и его труднее всего обуздать. Это чувство четко определяет предпочтение жизни организма всему остальному. Человек в страхе и ужасе может забывать про всех и про все, бросать, предавать, оставлять, убивать, лишь бы спасти свою жизнь. Но, кстати это чувство четко оправдывается чувствами, но не оправдывается сознанием человека, поэтому мозг будет презирать ваш поступок в любом случае. Потому, что в детстве на уровне интуиции в нас закладывается отрицательное отношение к трусости. И это отношение воспринимается сознанием как первичное и основное. Пока не изменится стереотип, мозг будет противиться, и упрекать нас в трусости. Мы называем это угрызениями совести. Никакой совести вообще-то нет. Совесть – это миф, такой же, как стыд и душа. Никто не нашел где в организме находятся эти неопределенные явления. Есть мозг, который всем руководит и двигает. Что касается совести – это все тот же диалог сознания и логического мышления. Наши родители и воспитательная система программирует в наш мозг некую истину в виде нравственных формул, которую невозможно исполнять в определенных условиях из-за влияния чувств. Поэтому мозг будет всегда осуждать чувства. Стыд – это тоже действие сознания. Мы краснеем только в присутствии людей. Сознание вызывает реакцию организма на осуждающий взгляд со стороны. Сейчас эти понятия уже практически отмирают, потому что никто не соблюдает нормы поведения и не считает их основополагающими для себя. Здесь мы видим, как у людей изменяется стереотип мышления, только не в ту сторону почему-то. Вернемся к страху и предательству. Разумным выбором в данной ситуации будет выбор меньшего из двух зол. Хотя выбор меньшего из двух зол называется выбором логичным. В логике любой организм выбирает наиболее выгодный путь для себя самого. Выбор разумного – это не приспособление к условиям, а изменение условий с точки зрения разума, то есть нового стереотипа мышления. Выбор логичного в такой ситуации либо испугаться и не вмешиваться, либо вмешаться и совершить глупость. Выбор разумного – выйти из условий и не обращая внимание ни на свой эгоизм, ни на осуждение других людей выйти из ситуации с наименьшими потерями, то есть спасти жизнь всем участникам событий, в том числе и себе. Значит, нам необходимо применить находчивость и предотвратить смерть человека. В этом случае мы будем ближе к истине, хотя если говорить о разумности, нам нужно выручать и убийц, ведь они не осознают свои действия, так как путают понятия справедливость – жестокость и то же предательство – изуверство и т. д.
Возьмем ситуацию с государством, которое предает другие государства, во имя спасения своих граждан. Это решение для главы предающего государства будет очень тяжелым. Когда мир весь держится на выгоде и компромиссах, и эгоизм каждого держится на крючке у кого-то. Кажется, что человек никогда не освободится от своего вездесущего страха перед другими эгоистами, которые держат его на привязи, и периодически награждают подачками. Мы все должны в одночасье ПРЕДАТЬ нашу прошлую жизнь, ПРЕДАТЬ эгоизм, чтобы не оставаться ИЗУВЕРАМИ по отношению к другим людям и будущим поколениям. И хоть телевизор разрывается от веселья и развлечения, и страны наводнены артистами и клоунами, готовыми лопнуть от смеха, чтобы все больше и больше зарабатывать денег, люди, которые не имеют возможности жить и развиваться, по большому числу молодые, еще только начинающие жить заполняют тюрьмы и солдатские могилы. Мы продолжаем бороться с террористами и разного рода экстремистскими организациями. Мы можем полностью всю страну одеть в милицейскую форму, и возле каждого эгоиста поставить надзирателя, но преступность и жестокость будут расти бесконечно, пока существуют деньги и не удовлетворенные потребности. И пока где-то какой-либо человек позволяет себе выпускать пули в другого, мы все являемся ИЗУВЕРАМИ и невеждами. С самого появления человека до наших дней идет вражда между людьми. Долгие тысячелетия люди загоняли друг друга в могилы из-за собственной глупости. Миллионы, миллиарды людей утопали в чужой крови ради своего спокойствия и счастья, а чтобы никто не смел отказаться от участия в этой общей вакханалии, мы изобрели понятие ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Кого из людей на планете можно предать, как сделать правильный выбор? Почему мы боимся предать своих друзей, как случилось, что именно те люди, с которыми мы дружим, являются нашими друзьями. Мы просто родились рядом, на одном куске земли, которую наши предки вырвали у других, потому что они не могли жить мирно. Наши предки не могли жить близко друг к другу, потому что они боялись друг друга и раздражались один от другого. Человек заполз даже в вечную мерзлоту, чтобы никто его там не доставал. ПРЕДАТЕЛЬСТВО или ИЗУВЕРСТВО мы выберем по отношению к своим стереотипам? Мы продолжим традицию жестокости и ярости или ПРЕДАДИМ наших предков, лежащих в земле, которые не ведали других путей к счастью, кроме кровавых дорог. Конечно, людям придется сделать выбор либо стать предателями своих законов, договоров и эгоистичных взаимоотношений, либо остаться ИЗУВЕРАМИ и равнодушно созерцать, как поколения, которые едва начинают жизнь погибают от голода и нищеты, сводят счеты с жизнью, от отсутствия смысла. Пара предательство – изуверство очень важна особенно для детей. Они часто выбирают в своих отношениях с друзьями неверную позицию, что надолго формирует искаженный стереотип. Родители же не могут четко объяснить, как поступать в той или иной ситуации. Они лишь могут предложить свое отношение или навязать свое мнение. То же самое делает и школа. Мы практически в системе образования не учим, как действовать правильно в жизненных ситуациях и на что ориентироваться в жизни. Кроме того, вся система образования основывается на принципах поощрения и наказания. Наш учебно-воспитательный процесс напоминает дрессировку животных. Собака, когда исполняет команды и получает лакомство, тоже со стороны кажется мыслящей, однако стоит вам отвернуться или ослабить поводок, она тут же лезет на помойку или становится неуправляемой. Тот же эффект можем понаблюдать мы и на своих детях. Мы учим их мышлению, не даем им истины, на которую мог бы опереться их мозг. Поэтому из школ, где мы готовим литераторов и историков, они отправляются в тюрьмы и в публичные дома. Система образования изжила себя, школа сегодня не развивает, а деградирует ребенка. Единственное, что она дает, так это аттестат об образовании, который уже практически не играет роли в обществе. Его можно получить и не учась, а проводя время на уроках. Наука тоже стала лишним бременем на шее у государства. Большинство дипломов и сертификатов формальные, купленные, диссертации надуманны и не научны. В нашей стране действуют тысячи вузов, которые выпускают миллионы безграмотных людей с высшим образованием. Они путаются в дипломах и работают сторожами и дворниками, продавцами и водителями. Среди них уже не найти тех, кто мог бы заявить о себе как об образованном или ученом человеке в убеждениях. Наука и образование сегодня нужны лишь учителям и ученым, для обеспечения себя работой и зарплатой. Здесь мы должны будем ПРЕДАТЬ во спасение, чтобы прекратить наше ИЗУВЕРСТВО над детскими душами. Необходимо будет полностью пересмотреть систему образования. Сделать ее разумной, доступной и выгодной для человека, для всех людей. Мы должны объяснять детям, что самое большое ИЗУВЕРСТВО – это ПРЕДАТЕЛЬСТВО собственного разума, истины, которая станет их убеждением. Разум станет основой всего, ради процветания человеческого рода, и выше него ничего не должно быть. |