Главная страница

адапторы и генераторы идей по киртону. Адапторы и генераторы идей по М.Киртону. Адапторы и генераторы идей по М. Киртону


Скачать 29.05 Kb.
НазваниеАдапторы и генераторы идей по М. Киртону
Анкорадапторы и генераторы идей по киртону
Дата09.04.2022
Размер29.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАдапторы и генераторы идей по М.Киртону.docx
ТипДокументы
#457546

Адапторы и «генераторы идей» по М. Киртону

В середине 1970-х гг. появились первые статьи, в которых английский исследователь Майкл Киртон (М. Kirton) представлял свою теорию адаптивных и инновативных стилей творческого мышления. Он впервые показал на обширном эмпирическом материале, что каждый человек имеет большую склонность к одному из двух когнитивных (мыслительных) стилей решения проблем. М. Киртон постулировал и экспериментально доказал, что люди реализуют свои творческие способности и решают нестандартные проблемы по-разному: в диапазоне от адаптации уже существующих решений к новым условиям до радикального изменения (инновации). Эти стили он назвал адаптивным (adaptive) и инновативным (innovative). Люди, предпочитающие тот или иной стиль, по-разному проявляют свои креативные способности на базовых стадиях творческого процесса: определение и анализ проблемы, поиск решения, отбор решения и его реализация.

Адаптивный творческий стиль связан в большей степени с улучшением существующей ситуации в рамках имеющейся парадигмы-структуры задачи. Адапторы предпочитают решать проблему, используя существующие правила, а инноваторы - отвергая существующие правила. Инноваторы в меньшей степени, чем адапторы, склонны к сохранению существующей парадигмы.

Очень важными с практической точки зрения являются результаты исследований Киртона, показывающие, что творческие стили не изменяются, но изменяется их восприятие в зависимости от ситуации. Различия в стилях стабильны, они не изменяются с накоплением опыта, знаний или сменой должности. Если человек с относительно более адаптивным стилем попадает в коллектив людей с более инновативным стилем, он может «копировать» поведение большинства, но изменить свой «творческий стиль» он не может. Копирование приводит не только к психологическому дискомфорту и конфликтным отношениям в коллективе, но и к снижению эффективности работы сотрудника. Люди с «промежуточным» уровнем могут играть роль «посредников» в коллективах, где работают люди с резко различающимися стилями.

Ценность различия в стилях решения проблем заключается в том, что ни одна организация не может развиваться только на адаптивном или только на инновативном стиле. Широкий диапазон «адаптор-инноватор» существенен для разнообразных проблем в течение длительного периода времени. Для решения частных (конкретных) проблем более полезными могут оказаться или адаптеры, или инноваторы. Разнообразие проблем требует разнопрофильной команды, но усиливает трудности управления, поскольку повышает вероятность конфликтов в команде.

Адаптеры обеспечивают организации стабильность, инноваторы - развитие. Они склонны придерживаться существующей парадигмы слишком долго, инноваторы склонны разрушать существующую парадигму слишком быстро. «Слабость» в решении одной проблемы может обернуться «силой» в решении другой. Оценка творческого стиля может помочь лучше узнать и использовать собственные «сильные стороны» и «преимущества» других членов группы (коллектива) для взаимной пользы, для повышения эффективности работы группы.

Адапторы воспринимаются инноваторами как конформные, предсказуемые, безопасные, негибкие, нетолерантные к риску. Инноваторы воспринимаются адаптерами как эффектные, непрактичные, азартные, раздражающие, опасные, диссонансные.

Адапторы и инноваторы по-разному относятся к поставленной проблеме. Адапторы принимают проблему как она есть, со всеми существующими ограничениями. Инноваторы склонны к изменению заданной формулировки проблемы.

Они предтагают и разные решения. Адапторы предпочитают более релевантные и приемлемые решения, которые относительно легко реализовать (они стараются «сделать лучше»). Инноваторы предлагают много идей, но не обязательно приемлемых для решения проблемы (они стараются «сделать по-другому»).

При решении проблемы по-разному ими используется и информация. Адапторы предпочитают включать новые данные в существующую структуру (контекст) задачи, а инноваторы используют их для изменения существующей структуры (парадигмы).

Для организации адаптеры более полезны в штатных ситуациях, инноваторы - в кризисных ситуациях. Но для эффективного функционирования компании требуются и адапторы, и инноваторы. Чем уже диапазон творческих стилей, тем ограниченнее диапазон проблем, которые могут быть решены. С другой стороны, чем шире диапазон творческих стилей, тем больше проблем во взаимодействии членов группы, и больше усилий требуется от менеджера группы для решения этих проблем.

Еще одним практическим следствием теории М. Киртона является то, что необходимо селективно использовать тренинговые программы по решению нестандартных задач. Креативные тренинги обычно способны улучшить либо инновативные, либо адаптивные стили.

Следует заметить, что терминология «адаптор»-«инноватор» не слишком удачна. Для западных культур социокультурная ценность инновации выше, чем адаптации, поэтому часто возникает предубеждение против адапторов. Например, распространенное представление о том, что адапторы против изменений, а инноваторы склонны к изменениям. На самом деле, никто не принимает все правила, и никто не отрицает все правила. Все люди обладают способностями творчески решать проблемы. Адапторы и инноваторы могут обладать одинаковым креативным уровнем, но их креативность будет проявляться по-разному на разных стадиях решения проблемы.

М. Киртон отмечает, что термины «более адаптивный» и «более инновативный» оказываются более точными, чем «адаптор» и «инноватор». Не может быть «абсолютных» адапторов и инноваторов, есть люди, проявляющие относительно более адаптивный или инновативный стиль, точно так же, как люди могут характеризоваться более или менее высоким ростом. Когда мы говорим «высокий» или «низкий» человек, мы соотносим его рост с некой шкалой. Точно так же предложенная М. Киртоном шкала для оценки стилей позволяет характеризовать стили лишь относительно друг друга.



Шкала М. Кертона явилась результатом разработки и длительных эмпирических исследований предложенного им инструмента для оценки творческих стилей - Kirton Adaption-Innovation Inventory или сокращенно KAI. Данный инструмент представляет собой анкету (опросный лист), состоящую из 33 основных вопросов, а также определенный алгоритм обработки откликов респондентов на вопросы анкеты. Результаты измерений, получаемые с помощью KAI, обеспечивают высокую валидность и надежность оценок.


написать администратору сайта