Главная страница
Навигация по странице:

  • Grafik

  • Рис. 3.8

  • TForm1::FormResize

  • Add ListBox1ItemsAdd("Roman") Примердля ListBox'а. Для вставки строки в определенное место служит метод Insert


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеAdd ListBox1ItemsAdd("Roman") Примердля ListBox'а. Для вставки строки в определенное место служит метод Insert
    Дата09.02.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаC.docx
    ТипУрок
    #356179
    страница7 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17

    Точка


    Поверхности, на которую программа может осуществлять вывод графики, соответствует объект canvas. Свойство Pixels, представляющее собой двумерный массив типа TColor, содержит информацию о цвете каждой точки графической поверхности. Используя свойство pixels, можно задать цвет любой точки графической поверхности, т. е. "нарисовать" точку. Например, инструкция:

    Canvas › Pixels[10][10] = clRed

    Окрашивает точку поверхности формы в красный цвет.

    Размерность массива pixels определяется реальным размером графической поверхности. Размер графической поверхности формы (рабочей области, которую также называют клиентской) определяют свойства clientwidth и clientHeight, а размер графической поверхности компонента image – свойства width и Height. Левой верхней точке рабочей области формы соответствует элемент pixels [0] [0], а правой нижней:

    Pixels[Ciientwidth – 1][CliientHeight – 1].

    Следующая программа (листинг 3.1), используя свойство Pixels, строит график функции у = 2 sin(x) e*/5. Границы диапазона изменения аргумента функции являются исходными данными. Диапазон изменения значения функции вычисляется во время работы программы. На основании этих данных программа вычисляет масштаб, позволяющий построить график таким образом, чтобы он занимал всю область формы, предназначенную для вывода графика. Для построения графика используется вся доступная область формы, причем если во время работы программы пользователь изменит размер окна, то график будет выведен заново с учетом реальных размеров окна.

    Листинг 3.1. График функции.

    // обработка события OnPaint

    void__fastoall TForml::FormPaint(TObject *Sender)

    {

    Grafik();

    }

    // обработка события OnResize

    void __fastcall TForml::FormResize(TObject *Sender)

    {

    TRect ret = Rect(0.0,Ciientwidth,CiientHeight);

    Canvas › FillRect(ret); // стереть Grafik();

    }

    #include "math.h" // для доступа к sin и exp

    // функция, график которой надо построить

    float f(float х)

    {

    return 2*sin(x)*exp(x/5); }

    void TForml::Grafik()

    {

    float xl, x2; // границы изменения аргумента функции

    float yl, y2; // границы изменения значения функции float x;

    // аргумент функции

    float у; // значение функции в точке х

    float dx; // приращение аргумента

    int 1, b; // левый нижний угол области вывода графика

    int w, h; // ширина и высота области вывода графика

    float mx, my; // масштаб по осям X и Y

    int x0, у0; // начало координат

    // область вывода графика

    1-10; // X – координата левого верхнего угла

    b = Forml › ClientHeight-20; // Y – координата левого нижнего угла

    h = Forml › ClientHeight-40; // высота

    w = Forml › Wldth– 20; // ширина

    x1 = 0; // нижняя граница диапазона аргумента

    х2 = 25; // верхняя граница диапазона аргумента dx = 0.01;

    //шаг аргумента

    // найдем максимальное и минимальное значение

    // функции на отрезке [xl,x2]

    x = xl;

    yl = f(х); // минимум

    у2 = f(x); // максимум

    do

    {

    у = f(х);

    if (у < y1) y1 = у;

    if (у > у2) у2 = у;

    х += dx; } while (x <= х2);

    // вычислим масштаб

    my = (float)h/abs(y2-yl); // масштаб по оси Y

    mx = w/abs(x2-xl); // масштаб по оси X

    // оси

    х0 = 1+abs(xl*mx);

    у0 = b-abs(yl*my);

    Canvas › MoveTo(x0,b);Canvas › LineTo(x0,b-h);

    Canvas › MoveTo(1,y0);Canvas › LineTo(1+w,y0);

    Canvas › TextOutA(xO+5,b-h,FloatToStrF(y2,ffGeneral,6.3));

    Canvas › TextOutA(xO+5,b,FloatToStrF(y1,ffGeneral, 6.3));

    // построение графика x = xl; do {

    У = f (x);

    Canvas › Pixels[x0+x*mx][y0-y*my] = clRed;

    x += dx;

    }

    while (x <= x2); }

    Точка


    Основную работу выполняет функция Grafik (ее объявление надо поместить в раздел private объявления формы в заголовочном файле программы). Функция Grafik сначала вычисляет максимальное (у2) и минимальное (yi) значение функции на отрезке [x1, x2]. Затем, используя информацию о ширине и высоте области вывода графика, она вычисляет коэффициенты масштабирования по осям X и Y. После этого вычисляет координату Y горизонтальной оси, координату X вертикальной оси и вычерчивает координатные оси. Затем выполняется непосредственное построение графика (рис. 3.8).


    Рис. 3.8. График, построенный по точкам

    Вызов функции Grafik выполняют функции Обработки событий OnPaint и OnResize. Функция TForm1:: Formpaint обеспечивает вычерчивание графика после появления формы на экране в результате запуска программы, а также после появления формы во время работы программы – например, в результате удаления или перемещения других окон, полностью или частично перекрывающих окно программы. Функция TForm1::FormResize обеспечивает вычерчивание графика после изменения размера формы.

    Приведенная программа универсальна. Заменив инструкции в теле функции f (х), можно получить график другой функции. Причем независимо от вида функции ее график будет занимать всю область, предназначенную для вывода. Следует обратить внимание на то, что приведенная программа работает корректно, если функция, график которой надо построить, принимает как положительные, так и отрицательные значения. Если функция во всем диапазоне только положительная или только отрицательная, то в программу необходимо внести изменения. Какие – пусть это будет упражнением для читателя.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17


    написать администратору сайта