Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Глава УП

  • Пдф. Историческое познание и историческое сознание. Академия общественных наук при цк кпсскафедра истории


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеАкадемия общественных наук при цк кпсскафедра истории
    Дата18.09.2022
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИсторическое познание и историческое сознание.pdf
    ТипДокументы
    #683230

    АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
    НАУК при ЦК КПСС
    Кафедра
    истории
    ИСТОРИЧЕСКАЯ
    НАУКА
    ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ
    986

    Раздел
    второй
    МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ
    РЕАЛЬНОСТИ
    Глава УП
    ИСТОРИЧЕСКОЕ
    ПОЗНАНИЕ
    И
    ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
    В числе социальных функций исторического познания, определяющих его место в
    жизни общества, одной из главных является формирование исторического сознания,
    т.е.
    совокуп­
    ности представлений,
    присущих обществу в целом и составляю­
    щим его социальным группам в отдельности,
    о своем прошлом и
    о прошлом всего человечества.
    Каждая национальная и соци­
    альная общность обладает определенным кругом исторических представлений,
    включающим в себя в первую очередь представ­
    ления о своем происхождении, важнейших собьяиях и деятелях своего прошлого,
    соотношении их с историей других общностей и
    всего человечества. Исторические знания образуют необходи­
    мую предпосылку зтих представлений,
    что обусловливает соци­
    альное значение исторического познания.
    Будучи отражением
    (и интерпретацией) объективной дей­
    ствительности,
    историческое сознание является продуктом длительного исторического развития, формируясь в п{юцессе совокупной деятельности многих поколений историков. .
    Между понятиями
    ’’познание
    ”,
    ’’знание
    ” и ’’сознание” суще­
    ствует диалектическое единство. Марксистская наука рассматри­
    вает познание как бесконечный, диалектический по своей приро­
    де процесс постижения истины,
    совершающийся в ходе социаль­
    но обусловленной предметно-практической деятельности чело­
    века. Результатом этой познавательной деятельности, проверя­
    емой общественно-исторической практикой,
    выступают знания, являющиеся более или менее адекватным отражением объектив­
    ной действительности в
    форме представлений, понятий, концеп­
    ций и
    т.п.1 В
    свою очередь знгшия формируют различные формы общественного сознания.
    Марксисты исходят из признания суверенности историческо­
    го познания, его способности давать объективно-истинные зна­
    ния о своем предмете. Носящие относительный характер, эти знания в своей совокупности отражают вечное поступательное движение на пути приближения к абсолютной истине разума человека,
    опосредованного его социально-практической деятель­
    96
    ностью.
    в процессе этого движения под решающим влиянием социальной действительности осуществляется непрерывное об­
    новление и обогащение как фактической основы исторической науки, так и ее теоретико-методологического инструментария, а
    тем самым и ее возрастающее воздействие на чеканку истори­
    ческого сознания. Чем более зрелой является историческая нау­
    ка, чем более развит ее понятийный аппарат, чем адекватнее он позволяет отражать объективную действительность, тем более научно историческое сознание,
    основывающееся на добываемых ею знаниях.
    Однако и
    на ранних ступенях своего развития исто­
    рическое познание составляет гносеологический базис истори­
    ческого сознания, разумеется соответственно неразвитого, до­
    научного.
    Признавая многообразные формы обратного влияния, подчеркнем все же, что в соотношении ’’историческое познание — историческое сознание
    ” основополагающей является первая ка­
    тегория.
    Правда, в философской литературе встречается и другая точка зрения.
    Так, А.И.Ракитов считает, что ’’историческому познанию предшествует долгая эволюция общественного созна­
    ния,
    подструктурой,
    слоем, фрагментом которого выступает это познание
    ”^. Из дальнейших авторских рассуждений следует,что речь идет о глубокой древности,
    так как уже V - IV вв. до н. э. характеризуются как этап вьщеления и обособления историче­
    ского познания в особую профессиональную рациональную дея­
    тельность в рамках стихийного исторического сознания. Но последнее даже в неразвитом обществе основывается на опреде­
    ленной сумме исторических знаний. Для того чтобы те или иные представления о прошлом вошли в историческое сознание обще­
    ства,
    они должны быть прежде всего в наличии.
    При этом не столь уж существенно,являются ли они продуктом индивидуаль­
    ной профессиональной деятельности или выступают результатом коллективного исторического творчества, запечатленного в древ­
    нем эпосе. Важнее,
    что эти представления формировали миропо­
    нимание древних,
    их самосознание. Как свидетельствует совре­
    менная наука,
    они даже в ’’доличностный” период генезиса исто­
    рического познания отнюдь не являлись совершенно иллюзорны­
    ми. В древнегреческих эпических поэмах,например,или исланд­
    ских сагах наряду с фантастическими сюжетами содержатся, как известно,
    также сведения о вполне реальных исторических событиях.
    Конечно, со временем исторические знания станови­
    лись более точными, совершенствовались способы их получения, но здесь необходимо подчеркнуть, что уже с глубокой древности историческое познание выступает первичным по отношению к
    историческому сознанию, формируя составляющие его пред­
    ставления.
    В
    свою очередь историческое сознание является неотъемле­
    мой составной частью общественного сознания. История органи­
    чески присутствует в сознании общества. В своих существенных
    4-571
    97
    компонентах оно базируется на данных истории, ибо всякое об­
    щество может осознать себя,
    лишь зная собственное прошлое и свое место в общем процессе развития человечества. Все эле­
    менты,
    составляющие в совокупности сознание общества,— взгляды,
    идеи, политические и другие теории и т.п.—историчны.
    Они могут быть познаны только с помощью исторического мето­
    да,
    рассматривающего каждое явление в
    конкретных обстоя­
    тельствах его возникновения и развития. Следовательно, как формирование общественного сознания,так и его изучение пред­
    полагают обращение к истории.
    В
    силу диалектического единства всех трех временных состояний обращение к прошлому ( и его оценка) неизбежно присутствует в
    социальных теориях,стремящихся осмыслить на­
    стоящее и предвидеть будущее. То или иное отношение к прош­
    лому самым непосредственным образом отражается на идеоло­
    гических системах настоящего.
    Современные представления, образующие общественное сознание, в разной степени зависят от прошлого,
    соотносятся с ним. Историческая память составляет органический компонент общественного сознания.
    Тем самым проблема соотношения исторического познания и исторического сознания оказывается тесно связанной с проблемой социальной значимости исторической науки. Ибо эта значимость в конечном счете определяется ее вкладом в формирование исторического сознания,
    а вместе с ним—и общественного сознания.
    Вот поче­
    му представляется принципиально важным положение о том, что в
    общеисторическом и логическом планах историческое позна­
    ние предшествует историческому сознанию.
    Категории исторического познания и исторического созна­
    ния являются по своей природе классовыми и,
    следовательно, нуждаются в последовательном классовом подходе.
    В
    связи с этим важное методологическое значение приобре­
    тает известное ленинское положение о двух культурах в каждой национальной культуре при капитализме^. Очень емкое по свое­
    му содержанию, это положение — исходный пункт для освещения вопроса об историческом сознании в классово-антагонистиче­
    ском обществе.
    Распадаясь на противоположные классы, пресле­
    дующие различные цели в настоящем и будущем, это общество не может в одинаковом для всех составляющих его социальных групп свете видеть и свое прошлое. Каждый класс в соответст­
    вии с его положением в настоящем извлекает из истории опре­
    деленный круг представлений о прошлом, образующих в своей совокупности его истортческое сознание.
    Так,
    важнейшим компонентом исторического сознания рабочего класса является познание и восприятие им революцион­
    ных традиций.
    Когда В.И. Ленин писал, что ’’нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям,
    гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и
    капиталисты
    ”, когда он подчеркивал, что русские пролетарии
    98
    гордятся тем, что ’’эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декаб­
    ристов,
    революционеров-разночинцев 70-х годов,что великорус­
    ский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс,
    что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом,
    начал свергать попа и помещика”'*, он тем самым указывал на содержание категории ’’историческое сознание русского рабочего класса”.
    Даже в тех случаях,
    когда историческое сознание антагони­
    стических классов,
    составляющих определенную национальную общность,
    включает одни и те же представления, они восприни­
    маются и
    оцениваются разными классами нередко по-разному.
    Например,
    в сознании всего русского общества оставили глубо­
    кий след крестьянские войны
    XVII
    - XVIII
    вв. Имена Разина и
    Пугачева прочно вошли в историческую память различных его слоев. Однако очевидно,
    что в историческом сознании крестьян­
    ства эти имена,
    равно как и олицетворяемые ими события, зву­
    чали по-иному,
    чем в дворянском сознании. В одном случае они воспринимались как народные герои и заступники, ставшие сим­
    волом ненависти трудящихся масс к своим угнетателям и их надежд на социальное освобождение. В
    другом —как злодеи, посягнувшие на священные устои государственной и обществен­
    ной жизни, воплощавшие своей деятельностью смертельную угрозу господствующему классу.
    Будучи категорией классовой, историческое сознание не яв­
    ляется величиной раз и навсегда данной, неизменной по своему содержанию. Напротив,
    оно само исторично, эволюционируя, подчас весьма существенно, вместе со сдвигами,
    происходящи­
    ми в положении данного класса и всего общества в целом. Пока- зател|>ным примером тому служит эволюция исторического соз­
    нания буржуазии, запечатлевшая значительные перемены в миро­
    восприятии этого класса и его историческом положении и, по­
    жалуй, ярче всего выразившаяся в отношении к революции. В то время как стремившаяся к политическому господству молодая буржуазия в
    своей борьбе с феодальным дворянством апеллиро­
    вала к революционным традициям прошлого,
    историческое сознание современной реакционной буржуазии носит воинству­
    ющий, контрреволюционный характер.
    Историческое сознание обладает сложной структурой. По­
    добно тому как различаются обыденное сознание, которым руководствуются люди в своей повседневной жизни, и научное сознание
    ,
    являющееся высшей формой осмысления мироздания, следует различать обыденное и научное историческое сознание.
    Можно выделить по крайней мере три уровня, на которых проис­
    ходит встреча человека с историей и которые соответствуют определенным ступеням исторического сознания. Как первую ступень можно о^значить непосредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хотя и не всегда осознает ее.
    99

    Это элементарная форма исторического сознания, в которой оно присуще каждому человеку независимо от его образования и
    воспитания и выражается в расплывчатых, эмоционально окра­
    шенных воспоминаниях о прошлом, полученных благодаря соп­
    рикосновению с историческими памятниками и символами, художественной литературе, кинематографу и театру,
    радио- и телепередачам,
    произведениям музьпсального искусства, жи­
    вописи и т.д., а также собственному жизненному опыту. На этом уровне историческое сознание не включает в себя систематиче­
    ское знание об историческом процессе. Образующие его истори­
    ческие представления хаотичны, отрьшочны, зачастую субъектив­
    ны.
    Нередко они носят характер исторических переживаний, отличающихся яркостью и прочностью. В особенности это отно­
    сится к переживаниям, навеянным талантом большого художни­
    ка и обладающим огромной силой эмоционального воздействия.
    Достаточно вспомнить созданный пушкинским гением образ
    Бориса
    Годунова.
    Вторую ступень исторического сознания составляют собст­
    венно исторические знания,
    образующие в своей совокупности известную систему представлений о
    прошлом. Эти представле­
    ния могут основываться на более или менее полном знании об отдельных важных исторических событиях. Но только на треть­
    ей,
    высшей ступени исторического сознания происходит всесто­
    роннее теоретическое осмысление прошлого на уровне закона.
    Риторический опыт перерабатывается в научное мировоззрение, воссоздающее образ истории - более или менее законченное на­
    учное представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его основных этапах и закономерно­
    стях.
    Лишь в этом случае можно говорить о научном историче­
    ском сознании,
    способном объяснить человеческое прошлое во всей его сложности и противоречивости, во всех конкретно-исто­
    рических проявлениях общих законов развития человечества.
    На всех уровнях историческое сознание базируется на определенном круге исторических знаний, добываемых истори­
    ческой наукой. На первой его ступени самые общие и распльшча- тые представления об отдельных исторических событиях, по­
    черпнутые из художественных произведений,
    кинофильмов и
    других аналогичных источников,
    основываются на данных ис­
    торической науки, представляя собой вошедший в сознание ши­
    роких масс результат ее исследовательских усилий. Так, пуш­
    кинская трактовка образа
    Бориса Годунова оказала огромное влияние на многие поколения читателей, войдя в
    историческое сознание русского народа. Но не следует при этом забьшать,что сам
    А. С.
    Пушкин в своих оценках Годунова, в частности его отношения к смерти царевича Димитрия, опирался на концепцию
    Н.
    М.
    Карамзина,
    развитую в книге
    ’’История государства Россий­
    ского

    , при чтении которой, как признавался сам поэт, и возник замысел его знаменитой трагедии.
    100

    Чем более высокой является ступень исторического созна­
    ния, тем более значительной представляется роль исторической науки в его формировании,
    причем эта роль не ограничивается сферой выяснения и истолкования исторических фактов. Не ме­
    нее важной задачей исторической науки является систематиза­
    ция и популяризация этих фактов. В своих существенных резуль­
    татах и выводах историческая наука обращается к широким мас­
    сам, целенаправленно влияя на формирование их исторического сознания.
    Это влияние может быть прямым или опосредованным публицнстикой,
    популярной литературой,
    произведениями ис­
    кусства и
    т.п.Но во всех случаях именно историкам— от ученых- исследователей до школьных преподавателей—
    принадлежит главная роль в формировании исторического сознания.
    В
    особенности велико значение исторической науки в выра­
    ботке научного исторического сознания,
    предполагающего нали­
    чие систематического научного знания об истории общества в целом.
    Только на материале истории возможно установление ведущих тенденций и закономерностей общественного развития, понимание которых составляет фундамент научного историче­
    ского сознания. Такую задачу может решить только марксист­
    ская историческая наука,
    вооруженная знанием действительных законов развития о^ества. Следовательно, подлинно научным является лишь социалистическое историческое сознание, опираю­
    щееся на твердую почву материалистического понимания исто­
    рии.
    Как известно,
    выработка социалистического сознания всегда была предметом особой заботы основоположников марксизма- ленинизма.
    Принципиально важно ленинское положение о том, что социалистическое сознание не может возникнуть стихийно, что оно может быть привнесено в рабочий класс лишь извне, что оно вырастает из философских, исторических и экономических теорий, разрабатываемых представителяьш социалистической интеллигенции®.
    Отсюда вытекает то значение, какое придавали основоположники научного коммунизма не только созданию материалистической теории исторического процесса, но и рас­
    пространению исторических знаний среди широких масс трудя­
    щихся,
    в первую очередь рабочего класса.
    В связи с идейной борьбой в русском рабочем движении, подчеркивая необходимость изучения истории этой борьбы,
    В.
    И.
    Ленин писал:
    ”Не может быть сознательным рабочим тот, кто относится,
    как Иван Непомнящий, к истории своего движе- ния
    ”б. Это ленинское положение имеет общеметодологическое значение, раскрывая принципиальное отношение основоположни­
    ков марксизма-ленинизма к историческому образованию масс.
    Во всей своей деятельности они исходили из понимания необхо­
    димости овладения трудящимися историческими знаниями как обязательного условия их социалистического воспитания. В зна­
    чительной степени решению этой задачи были посвящены их соб­
    101
    ственные конкретно-исторические исследования,
    в которых ис­
    тория становилась средством политического воспитания масс, фактором формирования их социалистического сознания.
    Сошлемся в
    качестве примера на известные труды Ф. Энгель­
    са по истории немецкого крестьянства. Опубликованная в разгар последовавшей за поражением революции
    1848- 1849 гг. реак­
    ции книга
    ’’Крестьянская война в Германии” открьталась следу- ющим утверждением: ’
    ’Немецкий народ также имеет свою рево­
    люционную традицию.
    Бьшо время,
    когда Германия выдвигала личности,
    которые можно поставить рядом с лучшими револю­
    ционными деятелями других стран, когда немецкий народ про­
    являл такую выдержку и развивал такую энергию, которые у централизованной нации привели бы к самым блестящим ре­
    зультатам,
    когда у немецких крестьян и плебеев зарождались идеи и планы,
    которые достаточно часто приводят в содрогание и
    ужас их потомков”.
    И далее формулировалась четкая целевая установка книги: ”
    В
    противовес временной апатии, наступившей почти повсюду после двух лет борьбы, пора снова показать не­
    мецкому народу неладно скроенные,
    но крепко сшитые фигуры
    Великой крестьянской войны”'^.
    На страницах книги эта задача нашла свое блистательное ре­
    шение.
    Ф. Энгельс живыми красками нарисовал плеяду героев и
    мучеников первой европейской революции,
    воссоздал яркую картину героических усилий немецкого народа,
    раскрыв тем самым его большие революционные возможности. Его книга стала важным фактором воспитания социалистического созна­
    ния немецких трудящихся, в особенности рабочего класса.
    О том, какое значение
    Ф. Энгельс придавал именно этой стороне дела,
    свидетельствует его предисловие к новому изданию
    ’’Крестьянской войны”, прямо связывавшее проблематику кни­
    ги с актуальными вопросами рабочего и социалистического дви­
    жения в
    70-е годы прошлого столетия.
    В обстановке перемеще­
    ния в Германию центра международного революционного движе­
    ния он считал первоочередной обязанностью социал-демократов овладение социалистическим сознанием и распространение его среди рабочих масс®. И
    то обстоятельство,
    что Ф. Энгельс пола­
    гал необходимым в течение пяти лет дважды переиздавать свою книгу,
    подтверждает, какая значительная роль отводилась в этом деле истории.
    Воспитание исторического сознания немецкого пролетариата на революционных традициях прошлого он рас­
    сматривал как обязательную предпосылку формирования его социалистического сознания.
    Не менее важную роль Ф. Энгельс отводил истории в воспи­
    тании социалистического сознания немецкого крестьянства.
    Особенно большое значение в
    этом плане имела его известная работа ’’
    Марка”, посвященная судьбам германской общины.
    ”В
    такой стране, как Германия, где еще добрая половина населе­
    ния живет земледельческим трудом,- подчеркивал он,- рабочие-
    102
    социалисты,
    а через них и крестьяне, непременно должны позна­
    комиться с тем, как возникла современная земельная собствен­
    ность, и
    крупная, и мелкая
    ”’. Впервые эта работа была опубли­
    кована в 1882 г. в качестве приложения к немецкому изданию брошюры
    ’’
    Развитие социализма от утопии к науке
    ”. Во введе­
    нии к вьццедшему спустя десять лет английскому изданию бро­
    шюры
    Ф.
    Энгельс прямо указывал, что ’’приложение ’’Марка” было написано с целью распространения среди Социалистической партии Германии некоторых элементарных сведений относитель­
    но истории возникновения и развития земельной собственности в Германии. В
    то время это было тем более необходимо, что объединение партией городских рабочих было уже на верном пути к завершению,
    и перед партией встала задача заняться сель­
    скохозяйственными рабочими и крестьянами”!
    ’.
    Работа социал-демократии по политическому воспитанию крестьянства предполагала его соответствующее историческое образование,
    важнейший вклад в которое вносило рассматривае­
    мое произведение.
    В отдельном оттиске его, выпущенном под названием
    ’’Немецкий крестьянин. Чем он был? Что он есть? Чем он мог бы быть?”, Ф. Энгельс завершал свое исследование указа­
    нием на необходимость возрождения на новых началах коллек­
    тивного землевладения и добавлял: ’’Как это устроить? Поду­
    майте об этом хорошенько, немецкие крестьяне. Помочь вам могут только
    социал-демократы”1К-
    Так историческое образо­
    вание немецкого крестьянства органически сливалось с задачей формирования его социалистического сознания.
    Результаты исторического познания, получая соответству­
    ющее истолкование, образуют важнейший духовной жизни,
    оказывающий разнообразное влияние на ее многочислен­
    ные сферы.
    Этим,
    однако, социальная роль исторического позна­
    ния не исчерпывается. Известно положение марксизма-лениниз­
    ма о преобразующей функции общественного сознания. ’’Созна­
    ние человека,- подчеркивал В. И. Ленин,- не только отражает объективный мир, но и
    творит его”>2. Верно ориентируя челове­
    ка в окружающем мире, оно способствует его планомерному изменению,
    революционному преобразованию. Естественно, что эффективность творчески-преобразующей функции прямо зави­
    сит от глубины отражения объективной действительности, что и
    определяет социальную значимость всех форм научного позна­
    ния, формирующих категорию общественного сознания.
    Шляясь тысячелетней памятью человечества, его многовеко­
    вым разумом, история не только помогает глубоко осмыслить настоящее,
    но и указывает пути его преобразования в будущем.
    Вот почему уже в древности история получила почетный титул
    ’’наставницы жизни”, претендуя в лице своих крупнейших пред­
    ставителей на извлечение из прошлого таких уроков, на которых должна основываться практически-преобразующая деятельность в настоящем.
    На протяжении многих столетий историки, стоя­
    103
    в
    на
    I на
    ( но ' да щие на различных классовых позициях и придерживающиеся различных идейных взглядов,
    активно боролись средствами сво­
    ей науки за реализацию тех или иных политических лозунгов.
    Исторические знания, формируя историческое сознание опреде­
    ленных классов,
    служили действенным орудием преобразования общественно-политической жизни в интересах этих классов.
    Сошлемся на опыт буржуазной историографии в прошлом,

    золотом”
    для нее веке. Среди других ее достижений обращает себя внимание непосредственное и эффективное воздействие социальночюлитическую практику своего времени. Достаточ- вспомнить вклад французских буржуазных историков перио-
    Ре став рации в утверждение политического господства своего класса.
    Выдвинутый известным французским историком и со­
    циологом
    А. Токвилем лозунг ’’Совершенно новому обществу нужна и новая политическая наука” отразил претензии буржу­
    азной мысли
    XIX в. на участие исторической науки в решении актуальных проблем современности.
    Таким образом, историко-социальная мысль прошлого сто­
    летия пришла к
    осознанию возможности и необходимости выра­
    ботки научных основ политики как предпосылки целенаправлен­
    ной преобразовательной деятельности.
    Однако в рамках буржу­
    азного мировоззрения эта цель оказалась неосуществимой. Идеа­
    листическая природа буржуазной историографии,
    классовая ограниченность обусловили несостоятельность ее претензий на научное руководство обществом. Лучшим свидетельством тому служит история буржуазного мира периода империализма,
    идео­
    логи и политики которого не сумели стабилизировать капитали­
    стическую систему, предотвратить ее революционное преобразо­
    вание.
    Только социалистическое общество впервые создало дейст­
    вительные предпосьшки для реализации историческим познани­
    ем всех его возможностей, в том числе и в прогнозировании долговременных тенденций общественного развития. Общест­
    венные науки составляют научную основу руководства развити­
    ем общества. В
    системе этих наук незаменимое место принадле­
    жит истории. Лишь на ее материале и с помощью ее метода воз­
    можны осмысление ведущих закономерностей общественного развития и,
    следовательно, выработка научных основ политики.
    Базируясь на знаниях, адекватно отражающих существенные явления и
    процессы прошлого,
    историческое сознание способно стать фактором планомерного, опирающегося на научные осно­
    вы преобразования действительности.
    При формировании соци­
    альной политики недопустимо какое бы то ни было пренебреже­
    ние и тем более игнорирование исторического опыта, так как только постановка определенного социального явления в общий исторический контекст позволяет выявить действительные тен­
    денции его развития,
    глубоко раскрыть сущность, понять исто­
    рическую перспективу. Включение современности в историче-
    104
    ские рамки дает возможность разглядеть многочисленные связи и
    опосредования явлений, характер и направленность их разви­
    тия.
    Поучительным образцом такого подхода являются труды и
    вся деятельность основоположников научного коммунизма.
    ’’...История
    — это для нас все,-писал Ф. Энгельс,—и она ценится нами выше, чем каким-либо другим, более ранним философ­
    ским учением...
    ”**
    Действительно, история буквально пронизы­
    вает произведения
    К.
    Маркса, Ф. Энгельса,
    В. И. Ленина. На ее данных базируются их важнейшие выводы, причем исторические знания трансформировались в революционно-преобразующую деятельность.
    Так историческое сознание становится предпосыл­
    кой революционного действия.
    Значение истории особенно возрастает в современных усло­
    виях обострения идеологического противоборства двух систем.
    Сфера исторического сознания выступает ареной борьбы за умы и души людей. Образы прошлого становятся действенным ору­
    дием формирования ценностных установок в настоящем. При этом настоящее соприкасается не только
    с прошлым, но и с бу­
    дущим,
    образующим необходимую перспективу для осмысления и оценок всех других временных состояний.
    Таким образом, историческое сознание включает настоящее в общий контекст истории, воплощая его встречу и
    с прошлым, и с
    будущим. Сле­
    довательно,
    его сферу составляют важнейшие мировоззренче­
    ские проблемы, связанные с пониманием содержания и ведущих тенденций общественного развития и сводящиеся в конечном счете к поискам ответа на вопрос, за кем историческое буду­
    щее
    — за капитализмом или социализмом.
    Не случаен поэтому растущий интерес к категории истори­
    ческого сознания в современной буржуазной литературе*^.
    В последнее десятилетие проблема соотношения исторического познания и
    исторического сознания особенно широко обсуждает­
    ся в
    буржуазной историографии
    ФРГ, что позволяет выявить общую для всей современной буржуазной исторической мысли тенденцию в подходе к данной проблеме.
    Отметим прежде всего отчетливое осознание буржуазными авторами неблагополучия в этой области, выражающегося в раз­
    рыве между историческим познанием и реальной жизнью: ’’Вся­
    кое научное обращение к
    истории остается без политических последствий,
    если у широкой публики от этого ничего или почти ничего не прибавляется”**. На 32-м съезде западногерманских историков (октябрь
    1978
    г.) тогдашний канцлер Шмидт в своей речи с тревогой указывал на ’’дефицит исторического сознания” в
    ФРГ и связанную с этим реальную опасность превращения за­
    падных немцев в безысторичную нацию и возлагал ответствен­
    ность за это
    ’’политически роковое развитие” на историческую науку,
    приобретшую, по его словам, с середины XIX в. элитар­
    ный характер*"*.
    IOS

    Надо признать,
    что критика эта, упав на подготовленную почву,
    не осталась втуне.
    В последние годы в буржуазной исто­
    риографии
    ФРГ
    предпринимаются значительные усилия, направ­
    ленные на повышение ее социальной эффективности,
    прежде всего в формировании исторического сознания буржуазной не­
    мецкой нации. При этом достаточно отчетливо акцентируется зна­
    чение истории в политическом воспитании молодежи. Вот почему проблема преподавания истории, в особенности в
    средней школе, приобрела большой общественный резонанс, будучи напрямую связанной с задачами идеологической обработки западногерман­
    ской молодежи, ее политическим образованием, под которым понимается не только политическое мышление, но и соответст­
    вующее политическое действие*®. Буржуазные авторы говорят о необходимости ’
    ’историко-герменевтического компонента в политическом образовании”, утрата которого ведет к тому,
    ’рго сознание становится одномерным, а следовательно, фальши-
    ВЫМ19.
    При этом, разумеется,
    речь не идет ни об историческом сознании вообще,
    ни об абстрактном политическом образовании, а о
    защите духовных основ буржуазной демократии, ее фунда­
    ментальных ценностей.
    Обратимся к одному,
    но весьма показательному примеру.
    Вынужденные в какой-то мере считаться с послевоенными реаль­
    ностями, в
    частности с
    существованием суверенного немецкого социалистического государства-Германской
    Демократической
    Республики,
    идеологи западногерманского империализма про­
    должают тем не менее претендовать на выражение некой ’’обще­
    немецкой воли”
    и ’’общенемецкого сознания”. В
    этой идеологи­
    ческой диверсии против ГДР важную роль играет западногерман­
    ская буржуазная историография, пытающаяся дать ей своеобраз­
    ное историческое обоснование и вместе с тем внедрить в истори­
    ческое сознание западногерманской молодежи идею ’’немецкого единства
    ”. Его достижение путем поглощения западногерман­
    ским империализмом
    Германской Демократической Республики провозглашается реакционными кругами главной задачей политики
    ФРГ. Еще в 1978
    г. так называемое ’’Общество Ранке”, объединяющее консервативно мыслящих западногерманских историков, приняло специальное решение ’’Германский вопрос в преподавании”, предполагающее целенаправленную обработку в соответствующем духе молодежи
    ФРГ.
    Препарируя под этим углом зрения школьные программы и учебники по истории, ведущие представители западногерман­
    ской исторической дидактики вносят свой немалый вклад в раз­
    жигание в стране националистических и реваншистских настрое­
    ний. О том,как это делается с учетом современных политических реалий,
    свидетельствует статья И. Дельбрюка ’’Германская поли­
    тика щее,
    дела в
    80-е годы”. Оговариваясь,
    что, ориентированная на буду-
    ’’германская” политика не может создавать опасность для мира и поэтому в первую очередь должна быть политикой
    106
    европейской безопасности, Дельбрюк в то же время усматривает ее высшую цель в достижении национального единства. Немец­
    кий вопрос, утверждает он, не разрешен. Решение его провозгла­
    шается главной задачей ньшешнего и следующих поколений, в особенности же,
    конечно, ’’немцев в свободной части страны”.
    Автор утверждает, что исходным пунктом ’’германской полити­
    ки

    в 80-е годы может быть только ’’немецкая нация”, а ее цент­
    ральной задачей
    - точнее определить содержание этого понятия и укоренить его в политическом сознании немцев 2°. Важнейшая социальная функция истории и исторического преподавания усматривается в воспитании этого сознания. Необходимость исследования
    ’’руководящих понятий” объясняется отсутствием четкого их понимания даже историками. Говоря об историче­
    ском сознании,
    они в действительности имеют в виду политиче­
    ское сознание, в котором исторический масштаб имеет лишь побочное значение^!.
    Как и с какой целью западногерманские буржуазные истори­
    ки повышают значение исторического масштаб в политическом сознании,
    наглядно демонстрирует наметившийся в
    последние годы в ФРГ
    так называемый ’’прусский ренессанс”. Проявляю­
    щийся в
    шумном успехе официально организуемых выставок, в
    научных симпозиумах,
    потоке литературы по истории Прус- сии22, он выражает определенную тенденцию в развитии новей­
    шей западногерманской буржуазной историографии — ее сдвиг вправо.
    Отражая стремление западногерманской буржуазии пе­
    рекроить послевоенную карту
    Европы, реакционная буржуазная историческая наука призвана утвердить в общественном созна­
    нии представление о
    континуитете немецкой истории, воплощаю­
    щемся в
    сегодняшней
    ФРГ. Естественно,
    что ключевое значение здесь принадлежит истории
    Пруссии, отношение к которой сви­
    детельствует об эволюции буржуазного исторического сознания в ФРГ.
    Если сразу после войны в
    Западной Германии преобладала негативная оценка роли Пруссии в судьбах страны, а сама ее ис­
    тория надолго оказалась в забвении, то теперь положение резко изменилось.
    Отмечая это обстоятельство, западногерманский историк
    X. Шульце признает, что возрастание с конца
    70-х годов широкого общественного и
    научного интереса к Пруссии отнюдь не случайно. В этой ’’прусской волне”, подчеркивает он, нашла свое кульминационное выражение давно уже наблюдавшаяся среди западногерманской общественности потребность преодо­
    леть кризис государственной и культурной идентичности путем усиленной ориентации на традицию^э.
    Классовый смысл и идейную направленность ’’прусского ренессанса” убедительно раскрыли историки
    ГДР Г. Лоцек и Б.
    Берлекамп, справедливо утверждая, что характерной чертой современной западногерманской историографии является кон­
    серватизм.
    Прусские традиции, и прежде всего ’’прусское госу­
    107
    дарственное сознание”,
    превозносятся как эффективная контр­
    революционная сила24.
    Так изучение прошлого становится сред­
    ством антикоммунистического воспитания в настоящем.
    Антикоммунистическое по своей идейной направленности, современное буржуазное историческое сознание является нена­
    учным по содержанию. Оно основывается на искаженном образе истории,
    извращающем действительный характер общественного развития,
    его крупнейшие события,
    закономерности и перспек­
    тивы.
    Буржуазная историография, питаемая реакционными иде­
    ями,
    направленными на увековечивание исторически обреченно­
    го строя,
    создает фальсифицированный образ прошлого,
    еще более усугубляющий антинаучные черты буржуазного общест­
    венного сознания наших дней.
    Подчеркивая ненаучный характер буржуазного общественно­
    го,
    и в частности исторического, сознания, отнюдь нельзя недо­
    оценивать значение непримиримой борьбы с ним. Необходимость такой борьбы обусловлена непрекращающимися идеологиче­
    скими диверсиями империалистической буржуазии, направлен­
    ными в первую очередь против советской молодежи. В этой свя­
    зи нужно планомерно и целенаправленно вести работу по форми­
    рованию научного исторического сознания, помогающего безо­
    шибочно различать ценности подлинные и мнимые.
    Социалистическое общество впервые в истории человечества поставило задачу всестороннего духовного развития всех своих членов как необходимое условие его прогресса. Органической частью такого развития является историческое образование его граждан,
    что в значительной мере определяет место историче­
    ской науки в социалистическом обществе.
    Формирование науч­
    ного исторического сознания составляет важнейшую социальную функцию марксистской исторической науки. Знание историче­
    ского прошлого своего народа, понимание основных закономер­
    ностей и ведущих тенденций общественного прогресса образуют неотъемлемый элемент социалистической сознательности, идей­
    ной зрелости членов социалистического общества.
    Делая опыт прошлого достоянием современников, истори­
    ческая наука играет выдающуюся роль в их социальном воспи­
    тании. Нет более поучительного зрелища, чем исторический процесс во всей многокрасочности составляющих его деталей.
    Рождение, расцвет и гибель великих цивилизаций прошлого, грандиозные социальные потрясения и политические катаклиз­
    мы, калейдоскопическая смена ситуащш, величественные дости­
    жения человеческого разума и мрачные низины порока, причуд­
    ливое смешение высокой трагедии и постыдного фарса—все это и
    многое другое, превосходящее самое пылкое и смелое воображение,
    образует в своей совокупности живую ткань исто­
    рии, обладающую огромным воспитательным зарядом и тем самым оказывающую сильное воздействие на формирование исторического сознания общества.
    108

    Марксисты черпают из истории уверенность в конечном тор­
    жестве своих идеалов и вместе с тем - сознание необходимости упорной и самоотверженной борьбы за их осуществление. Марк­
    систскому пониманию истории в равной мере чужды как без­
    думный, поверхностный оптимизм, так и мрачный, безысходный пессимизм, ибо и то и другое не соответствует реальной истори­
    ческой действительности. Отражая общественный процесс в его подлинной сложности и противоречивости, марксистская истори­
    ческая наука вооружает массы научно обоснованным убеждени­
    ем в неодолимости социального прогресса, воспитывает гордость за человека и веру в его безграничные возможности в совершен­
    ствовании окружающего мира.
    Важной задачей марксистской историографии является изу­
    чение революционных традиций.
    Воссоздавая с объективной точностью во всех деталях подлинную картину многовековой борьбы народных масс со своими угнетателями, рисуя образы ее героев, историческая наука представляет в распоряжение обще­
    ства материал большой воспитательной силы, оказывающий су­
    щественное влияние на формирование социалистического созна­
    ния его членов. Не случайно поэтому история классовой борьбы, и в особенности ее высшей формы
    — социальной революции, является ареной непримиримой идеологической борьбы,
    выра­
    жающей столкновение коренных мировоззренческих принципов.
    Именно в
    этой сфере историческое познание имеет прямой вы­
    ход в социальную практику, непосредственным образом воздей­
    ствуя на идейно-политическое сознание широких масс. В совре­
    менных условиях усвоение важнейших вех освободительной борьбы человечества является необходимой предпосылкой ком­
    мунистического воспитания трудящихся.
    Исторические знания о материальных и
    духовных достиже­
    ниях народа имеют большое значение в воспитании советского
    (втриотизма и пролетарского интернационализма. Сознательная любовь к социалистической Родине предполагает знание ее исто­
    рии.
    Чтобы в полной мере оценить настоящее, необходимо знать прошлое.
    Славные страницы борьбы народа за социальное осво­
    бождение и национальную независимость, его неустанный созида­
    тельный труд, величественные творения его рук и разума, яркие характеры народных вождей и героев составляют предмет нацио- шльной гордости.
    Запечатлевая в памяти народа его героическое прошлое, марксистская историческая наука тем самым участву­
    ет в
    выработке национального самосознания.
    Поскольку история каждого народа является частью исто­
    рии всего человечества,
    ее материал имеет первостепенное значе­
    ние для воспитания пролетарского интернационализма. Как ни одна другая общественная наука, история всем своим содержа­
    нием утверждает неразрывное единство национального и интер- нщионального.
    Историки-марксисты исходят из кардинального пшожения о том, что нет народов ’’исторических” и ’’неистори­
    109
    ческих”,
    что каждый народ, большой или малый, вносит свой вклад в сокровищницу человеческой культуры, что историче­
    ский процесс складывается из многообразной деятельности всех народов,
    населявших и населяющих нашу планету.
    О
    всевозрастающем интересе и внимании широкой общест­
    венности к историческому достоянию народов нашей страны свидетельствует создание и деятельность Всероссийского обще­
    ства охраны памятников истории и культуры. Аналогичные организации функционируют и в других союзных республиках.
    Широко были отмечены такие исторические даты,
    как 600-летие
    Куликовской битвы и 1500-летие основания Киева. Как большое всенародное торжество прошло в стране празднование 60-летия образования
    СССР.
    Интерес к истории приобретает государственное значение.
    Впервые в
    Основном Законе СССР забота о сохранении историче­
    ских памятников провозглашена конституционной обязанностыо советских граждан^®. Так воспитание исторического сознания членов социалистического общества фиксируется в качестве го­
    сударственной задачи.
    Советские историки проделали большую работу по созданию систематической научной картины исторического пути, пройден­
    ного человечеством. Опираясь на фундамент марксизма-лениниз­
    ма,
    они разработали детализированные концепции отечественной и
    всемирной истории, исследовали широкий круг закономерно­
    стей, раскрывающих действительное содержание исторического процесса и указывающих на его ведущие тенденции. В результа­
    те этой работы заложены прочные научные основы социалистиче­
    ского исторического сознания. Однако задачи исторической науки этим не исчерпываются. Формирование исторического соз­
    нания предполагает не только выработку исторических знаний, но и
    их распространение в массах.
    Конечно, эту задачу решают не только историки, но и журна­
    листы,
    деятели литературы и искусства. Именно благодаря их популяризаторской деятельности знания,
    полученные специали­
    стами, становятся достоянием широких масс, входят в историче­
    ское сознание общества. Это,
    однако, не освобождает самих историков от обязанности заботиться о социальной эффективно­
    сти своей работы. Природа исторического познания предполагает органическое сочетание строгой научности в исследовании исто­
    рических явлений и процессов с художественным изложением его результатов.
    Всякая закономерность,
    составляющая предмет исторического изучения, является итогом деятельности людей, их труда и борьбы. Следовательно, историческое познание приз­
    вано не только раскрывать закономерности общественного раз­
    вития,
    но и показывать, как эти закономерности проявлялись.
    Отсюда вытекает важность формы исторического произведе­
    ния,
    его языка,
    которые должны быть адекватны его целям.
    Только с помощью яркого, образного языка можно отразить
    по
    реальный процесс истории,
    складывающийся из многообразных видов деятельности людей, наделенных разумом, волей,
    страстя­
    ми.
    Иначе нельзя показать подлинное величие ни крупных исто­
    рических личностей, ни грандиозных исторических событий.
    Лишь развивая традиции живого, увлекательного исторического описания,
    можно достичь аффективной реализации воспитатель­
    ной и эстетической функций истории.
    Внимание к художественно-эстетической стороне истории наряду с обеспечением ее научности составляет необходимое ус­
    ловие дальнейшего повьппения ее роли в жизни общества, ^а сторона представляется особенно важной в преподавании исто-- рии,
    непосредственно влияющем на воспитание исторического
    ‘ сознания молодежи. Учет этих требований позволит еще более укрепить значение марксистской исторической науки в форми­
    ровании исторического сознания советского общества.


    написать администратору сайта