Актуальность исследования
Скачать 0.77 Mb.
|
1.3 Педагогические условия развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаВ данном параграфе мы попытаемся выявить условия, обеспечивающие развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Одним из важных условий является вовлечение родителей в образовательный процесс. По мнению С.В. Мухиной [45] в вопросах формирования детского изобразительного интереса должно быть тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий изобразительной деятельностью (предоставление материалов, инструментов, места для занятий), но и активно принимать участие в рисовании, изготовлении поделок, обсуждении с ребенком темы, способы изображения, давать советы, показывать. Для детей больше авторитетом и примером являются родители, поэтому они должны всеми силами прививать им творческие способности и, конечно же, сам интерес к той или иной деятельности. Второе условие – это использование различных художественных техник для совместной деятельности. Рисование – одно из самых интересных видов деятельности детей, ведь с помощью нее ребенок может выражать свои чувства и эмоции, развивать воображение. Для того, чтобы ребенку было интересно творить, необходимо использовать не только карандаши и краски, но и другие техники рисования. Так, Н.Микляева в своей статье описывает нетрадиционные техники и приемы изображения, которые могут заинтересовать детей и дать неограниченное пространство для творчества. Это может быть изображение с помощью воздушных фломастеров, рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом, рисование «тычком» ватными палочками, рисование пальчиковыми красками, рисование на мятой бумаге, на камнях и ракушках, изображение на полиэтиленовой пленке, рисование на пене для бритья, рисование на молоке. Взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, формой и величиной, помогают осваивать различные средства и материалы, приемы создания изображения. По мнению Г.Н. Давыдовой, используя нетрадиционные техники рисования, ребенок «учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Однако, в отличие от традиционного рисования, у него формируются новые, оригинальные образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. 32 нетрадиционное рисование выступает своеобразным способом познания действительности» [24, с. 10] Нетрадиционные техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности прежде всего благодаря своей занимательности. Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, который способствует развитию творчества детей. Цель использования нетрадиционных техник рисования – «создать у детей устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе» [24, с. 11]. Важно, чтобы педагог сам хорошо владел различными техниками нетрадиционного рисования, так как дети смотрят на взрослого и повторяют. Третье условие – формирование педагогической среды и предоставление детям разнообразного художественного материала для самостоятельной деятельности. Как писал А.С.Макаренко «Воспитывает не сам воспитатель, а среда». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что произведения изобразительного искусства являются многосторонним средством в развитии культуры, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства2.1. Методика опытно-экспериментальной работыВ данном параграфе мы определим задачи опытно-экспериментальной работы и опишем методику констатирующего, формирующего и контрольного исследования. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Определить и экспериментально проверить педагогические условия развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Провести сравнительный анализ исследования. Методика констатирующего эксперимента Для решения первой задачи мы используем методику Т.И. Бабаевой и А.Г. Гогоберидзе [1]. Цель: выявить уровень развития способностей художественно-образного восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Ход: Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и задания. Проведение исследования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6 - 8 чел.). Задания. Ребёнку предлагается: Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме: Обработка результатов Критерии: 1. Разработанность содержания изображения. 2. Эмоциональность созданного образа, предмета, явления. 3. Самостоятельность и оригинальность замысла. Для оценки результатов исследования нами была выбрана трёхбалльная система. Низкий уровень 1 балл – схематическое описание, скорее «перечисление», называние нескольких деталей, изображение не детализировано, отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла, описание ребёнка лишено эмоциональной выразительности. Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. Средний уровень 2 балла – описание с названием основных изображённых деталей, ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого, ребёнок отдельные элементы выделяет эмоциональной выразительностью, замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Высокий уровень 3 балла – ребёнок стремится к наиболее полному раскрытию замысла, использует образные сравнения, эпитеты, интересное описание, яркая эмоциональная выразительность, у ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов). Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно. Уровень определяется по сумме баллов: Высокий уровень – от 11 до 15 баллов; Средний уровень – от 6 до 10 баллов; Низкий уровень – от 1 до 5 баллов. Результаты оформляются в таблицу.
Таблица 1- Уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.
Для более точного определения уровня развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства мы использовали адаптированную методику Н. В. Шайдуровой [42]. Цель: выявление уровня развития способностей художественно-образного восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Ход. Детям было предложено два задания: «Весёлые картинки» (рисование при помощи открыток). Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры. Ход проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет. Обработка результатов Критерии: 1. Разработанность содержания изображения. 2. Эмоциональность созданного образа, предмета, явления. 3. Самостоятельность и оригинальность замысла. Для оценки результатов исследования нами была выбрана трёхбалльная система. Высокий уровень 3 балла – ребенок при выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; содержание работ разнообразно и замысел оригинальный. Средний уровень 2 балла - ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий. Низкий уровень 1 балл - ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий. Уровень определяется по сумме баллов: Высокий уровень – от 11 до 15 баллов; Средний уровень – от 6 до 10 баллов; Низкий уровень – от 1 до 5 баллов. Результаты оформляются в таблицу.
Таблица 2- Уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.
Методика формирующего этапа исследования Формирующее исследование состоит из трех этапов. Педагог в ходе исследования: - организует предметно – пространственную среду (организация мини галерей, выставки и т.д.); - использует совместную деятельность взрослого и ребенка (искусствоведческий рассказ, метод вхождения в картину, воссоздание предшествующего и последующего события в картине); - подводит ребенка к рисованию по замыслу, используя музыкальное сопровождение, художественную литературу. Этапы: На первом этапе педагог организует На втором этапе педагог отбирает [21]. На третьем этапе педагог подводит ребенка к Методика контрольного эксперимента Для решения третьей задачи мы проведем контрольное исследование. Методика контрольного исследования будет проводиться по методике констатирующего исследования. 2.2 Уровень развития ……на констатирующем этапе исследования Для решения первой задачи мы провели диагностику с целью выявить уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства, также провели наблюдение за детьми в ходе непосредственно – образовательной деятельности и ОД в ходе режимных моментов. В процессе проведения эксперимента мы обратили внимания, что у большинства детей вызывают сложности установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности. Так, например, при выполнении первого задания, где детям предлагалось Результаты, полученные с помощью методики, приведены в таблице (см. приложение А1). Таблица 1 - Уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства на констатирующем этапе исследования (КГ, ЭГ).
Рисунок 1. Уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства на констатирующем этапе исследования Таким образом, мы видим, что по итогам констатирующего эксперимента, большинство детей находятся на среднем и низком уровне, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Для более точного определения уровня развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства мы использовали адаптированную методику Н. В. Шайдуровой. Результаты, полученные с помощью методики, приведены в таблице (см. приложение А2). Таблица 2 - Уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства на констатирующем этапе исследования (КГ, ЭГ).
Рисунок 2. Уровень развития способностей художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства на констатирующем этапе исследования Таким образом, можно сказать на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство детей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе находятся на среднем и низком уровне. Для этих детей вызывают сложности установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, также у многих детей вызывало сложности высказывание собственных суждений, многие дети не применяли в своих ответах средства выразительности. Эти дети испытывает трудности в создании рисунков по теме, с помощью воспитателя составляли рисунки в определенной последовательности. |