Главная страница
Навигация по странице:

  • Среди традиционных техник рисования

  • Актуальность исследования


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеАктуальность исследования
    Дата09.09.2019
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkursach.doc
    ТипДокументы
    #86319
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    1.2 Влияние экспериментирования художественными техниками на развитие детей старшего дошкольного возраста


    В данном параграфе мы попытаемся выяснить, влияние экспериментирования художественными техниками на развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

    Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

    Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду.

    Формы экспериментирования могут быть различными:

    • совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.

    • самостоятельная деятельность детей.

    Применение экспериментирования оказало влияние на:

    • повышение уровня развития любознательности;

    • исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

    • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

    • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

    • знания детей о неживой природой.

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и почти всех детей. Все дети способны. Они рисуют, лепят, конструируют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они, как бы, закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его.

    Рисование для детей – это радостный, творческий труд.

    Счастье творчества, радость творчества становятся детям на много доступнее, когда они учатся рисовать, когда они знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

    Наибольшее количество самых интересных рисунков принадлежит детям до 6-7 лет. В этом возрасте дети компенсируют недостаточность знаний о жизни мощной интуицией. Она помогает выполнить смелые и неожиданные замыслы, поскольку дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный.

    Если из ребёнка не вырастет художник, то непременно разовьётся человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать всё, что происходит вокруг него и обострённо реагировать на жизнь. А совместная деятельность детей предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

    В процессе изобразительной деятельности, дети учатся различным техникам. Техники изобразительной деятельности дошкольника делятся на традиционные и нетрадиционные.

    Среди традиционных техник рисования дошкольников выделяют следующие:

    - работа с гуашью;

    - рисование акварельными красками;

    -рисование цветными восковыми мелками;

    - рисование простыми и графическими карандашами.

    В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

    В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

    Т. С. Комарова разработала оригинальную систему обучения детей дошкольного возраста графическим навыкам и умениям, показала необходимость овладения детьми обобщёнными способами действия, позволяющими создавать изображения широкого круга. По мнению

    Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.

    Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования - достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого. В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами.

    Также в повседневную практику работы широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения нетрадиционным изобразительным техникам в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

    Возможности детей младшего и среднего дошкольного возраста не совершенны, желания детей очень часто не соответствуют реальным возможностям. "Хочу" очень часто больше чем "могу". И понимание ребенком не совершенности своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности. От ребенка, понявшего что у него не получается задуманное очень часто можно услышать " У меня не получается", "Я не умею, не буду рисовать", "У меня ничего не получится". Именно в этом возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное.

    Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. А также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Дети пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

    Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета). Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

    Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

    Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

    Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станет развиваться творческое начало, творческое воображение.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта