Главная страница

Актуальность. По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, не малую роль играют координационные и физические способности баскетболистов


Скачать 0.67 Mb.
НазваниеАктуальность. По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, не малую роль играют координационные и физические способности баскетболистов
Дата22.12.2022
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла445160.docx
ТипРеферат
#858582
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ВВЕДЕНИЕ
Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - ее главная цель. Для успешного участия в состязаниях каждый баскетболист должен не только умело применять передачи, ловлю и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций при противодействий соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных способностей и способностей игроков.

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и расслаблению мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча.

Актуальность. По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, не малую роль играют координационные и физические способности баскетболистов. Наряду с этим, отмечается важность сохранения равновесия и ритма, особенно во время выполнения броска в прыжке, что в значительной мере повышает его результативность. В то же время, следует отметить, что требования к содержанию учебно-тренировочного процесса с юными баскетболистами не содержат подробных рекомендации по развитию способности к равновесию и сохранению ритма во время броска в прыжке.

Бросок в прыжке в техническом арсенале баскетболистов занимает одно из ведущих мест и активно используется во время игры команд разной квалификации. Существующая методика, используемая тренерами, при обучении броску, позволяет поэтапно обучить юных баскетболистов двигательному действию и продолжить процесс совершенствования, используя большое количество упражнений, составляющих энциклопедию движений баскетболиста. Основной принцип тренировки бросков в прыжке ограничивается лишь многократным повторением двигательного действия.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью совершенствования бросков в прыжке, выполняемых юными баскетболистами, и ограничением педагогического воздействия в учебно-тренировочном процессе лишь традиционными способами, которые не всегда позволяют повысить эффективность бросков.

Это позволило нам предположить, что в теории и практике баскетбола имеется дополнительный резерв для совершенствования точности бросков в прыжке.

Теоретическая значимость: исследования обусловлена методическими рекомендациями о необходимости внесения коррективов в содержание учебно-тренировочного процесса баскетболистов среднего школьного возраста, касающихся методик повышения эффективности бросков в прыжке.

Практическая значимость: заключается в возможности использования упражнений, направленных на повышение эффективности бросков в прыжке, специально разработанных с учетом основных принципов выполнения бросков в баскетболе.

Объект исследования: содержание учебно-тренировочного процесса подготовки баскетболистов 14-16 лет.

Предмет исследования: взаимосвязь направленного развития способности сохранять равновесие и ритм и эффективности бросков в прыжке баскетболистов среднего школьного возраста.
ГЛАВА 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме
1.1 Броски в кольцо – кульминация игровой деятельности в баскетболе
Постоянно возрастающая конкуренция на мировой спортивной арене выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой. Важнейшая из них – проблема повышения уровня и надежности спортивного результата.

Улучшение результативности игровых действий в баскетболе главным образом связано с повышением точности бросков мяча в кольцо (Семашко Н.В.,1976). Качество этого технического приема является решающим фактором в достижении победы. Практический опыт показывает, что достижение победы в игре, прежде всего, определяется двумя факторами:

1) совершенствование тактического рисунка игры, от которого зависит количество бросков, выполняемых командой;

2) совершенствование технического мастерства, в первую очередь высокой точности баскетболистов при бросках мяча в кольцо.

В последние годы бросок с ближней дистанции постоянно находится в поле зрения специалистов баскетбола. Важность овладения броском заключается в том, что он с одной стороны, имеет самостоятельное игровое назначение, с другой стороны, навык выполнения ближних бросков является основой для формирования всего комплекса движений, который используется баскетболистами для бросков мяча в корзину.

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств баскетболиста имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска.

Существующую в настоящее время методику начального обучения броскам, основанную на методах рассказа, показа, демонстрации и практическом выполнении с последующим исправлением ошибок, вряд ли можно считать исчерпывающей, если рассмотреть процесс обучения броскам с позиции формирования двигательного навыка и современной теории управления движениями.

Применяемые на практике тесты для оценки точности выполнения дальних бросков фиксируют только конечный результат, не давая информации о возможных причинах промахов.

Педагогический контроль над компонентами точности баскетболистов относится к числу наименее разработанных вопросов теории и методики баскетбола. В то же время реализация на практике научно обоснованной системы педагогического контроля считается в настоящее время эффективным средством повышения уровня подготовки спортсмена.

Вопросу повышения точности в прыжке в различных видах спорта посвящены многочисленные исследования физиологов, психологов, специалистов в области биомеханики и д.р.

Подчеркивая ведущую роль двигательного анализатора в координации мышечной деятельности, И.М. Сеченов подчеркивал, что "мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени". И.П. Павлов указывал, что кинестетические клетки двигательного анализатора обладают свойствами связываться со всеми клетками коры.

Соответствие двигательного результата с заданным - возможно при условии, если ЦНС будет располагать постоянной точной информацией со стороны многочисленных анализаторов. Получать непрерывную сигнализацию о протекании определенных изменений в перемещаемом органе, а такая информация обеспечивается. Прежде всего, проприорецепторами (Зациорский В.М., 1970).

Только при наличии четкой проприоцептивной информации (обратной связи) движение может стать управляемым, и двигательный акт получит четкую организацию и координированность.

Любой двигательный акт обеспечивается суммированной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга.

По мере совершенствования в каком-нибудь виде спорта, на высокой стадии тренированности у спортсменов образуется комплексный анализатор, в основе которого лежит механизм временной связи, при этом у спортсменов возникают специфические ощущения, показываемые "чувством воды", "чувством льда", "чувством мяча" и т.д. На основе этих ощущений спортсмен вносит ту или иную коррекцию в свою деятельность в каждом конкретном случае (Баскетбол, 1988).

Большая роль проприоцептивной чувствительности в формировании трудовых и спортивных навыков отмечается в работах современных специалистов.

Точное восприятие выполняемых движений возможно только на основе мышечно-суставной чувствительности, что имеет большое значение при совершенствовании спортивной техники, способствует развитию у спортсмена чувства полного владения движениями, дает возможность тонко и точно регулировать свои движения.

С ростом спортивного мастерства наблюдается значительное повышение отчетливости двигательных ощущений, выражающихся в тончайшей дифференцировке амплитуды движений, их направления и быстроты.

В процессе регулярных занятий спортсмен приобретает состояние тренированности, которое характеризуется легкостью и точностью выполнения отдельных двигательных актов, не требующих особого внимания (Страдина М.С., 2005).

Анализ учебно-методической литературы по баскетболу показал, что единого мнения по методике совершенствования точности движений баскетболистов нет, одни авторы считают решающими факторами внешние условия, траекторию полета мяча, вращение мяча, ориентиры, другие же уделяют большое внимание технике выполнения структурной характеристике движения, и только небольшое число авторов отмечает, что совершенствование точности - сложный многогранный процесс, состоящий из целого комплекса различных средств и методов, направленных на повышение проприоцептивной чувствительности и стабильности основных приемов (Линдерберг Ф., 1971).

По мнению большинства специалистов по баскетболу техника выполнения ближнего броска оказывает значительное влияние на его результативность.

Повышение точности бросков мяча и сохранение стабильности могут в значительной мере упростить тактический рисунок игры, сделать его более рациональным. Отсюда поиск резервов совершенствования точностных действий баскетболистов приобретает особую важность. Поэтому естественно, что проблема точности бросков в баскетболе на протяжении многих лет остается ведущей, и в связи с этим к ней постоянно приковано внимание тренеров и научных работников.

Анализ итогов крупнейших международных соревнований по баскетболу последнего десятилетия обнаружил отсутствие роста качества выполнения бросков в условиях соревновательной борьбы.

В современной теории и практике существуют многочисленные рекомендации по совершенствованию точности бросков. В основном они базируются либо на личном опыте авторов, либо на изучении отдельных факторов влияющих на точность бросков. Большинство рекомендаций направлено на внешние стороны проявления движений их биомеханической структуры, однако, при этом, редко учитывают закономерности физиологического характера, которые существенно определяют точность бросков мяча в кольцо в ходе соревновательной деятельности. Это, по-видимому, обусловливает тот факт, что в методике тренировки точности бросков основной упор делается на совершенствовании техники выполнения приема и не уделяется должного внимания методам, повышающим устойчивость к влиянию сбивающих факторов (Нестеровский Д.И., 2007).

Однако методика совершенствования точности бросков нуждается в накоплении объективных факторов, раскрывающих функциональную сторону бросковых движений, и выявлении факторов, влияющих на результативность бросков мяча в кольцо в ходе соревновательной деятельности.

Специалисты в области баскетбола разделяют факторы, определяющие точность бросков, на две основные группы: объективные и субъективные.

Физические свойства мяча, особенности его полета, механические закономерности попадания мяча в цель – все это факторы объективные, или внешние.

К субъективным факторам относятся те, которые зависят от внутреннего состояния спортсмена, выполняющего бросок. Одни из них могут носить чисто индивидуальный характер: физическое развитие, пол, возраст и др. Другие не зависят от индивидуальных особенностей и присущи всем играющим в баскетбол. Это влияние психологического и функционального состояния спортсмена; методика тренировки; способ выполнения действий в игровой обстановке и т.д. Именно этими факторами, в первую очередь и определяется поведение спортсмена и его результативность.

К сожалению, при исследовании изменения точности бросков мяча в кольцо в ходе соревновательной деятельности не учитывалась дистанция, с которой они выполнялись.

При этом результативность бросков с ближней дистанции зависит главным образом от умения баскетболиста обыграть защитника. Проведенный анализ игровых действий по десятиминутным отрезкам времени не полностью отражает динамику изменений точности бросков, так как в результате утомления точность игроков снижается уже на 7-8 мин игры.

Для устранения снижения точности бросков во время игровой деятельности под влиянием фактора утомления обычно ограничиваются лишь рекомендациями по режиму замен и поиском восстановительных средств во время десятиминутного перерыва. Однако без поиска путей повышения помехоустойчивости, к влиянию сбивающего фактора утомления на точность броска мяча в кольцо, в процессе игровой деятельности невозможно решить данную проблему.

Проблема точности бросков мяча в кольцо до сих пор остается одной из ведущих. В настоящее время накоплено большое количество материала, который дает основание для классификации факторов, влияющих на точность бросков мяча в кольцо, а также выявления специфики их воздействия.
1.2 Характеристика, классификация и результативность бросков в современном баскетболе
Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен: 1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях; 2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником; 3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; 4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения.

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 2006).

Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Гомельский А.Я., 1997).

Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым приемам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атакующих действий игроков и их эффективность определяет в итоге результат игры.

Точность броска в корзину зависит от многих факторов:

  • Рациональной техники;

  • Тонким дифференцированием мышечных усилий: правильным чередованием напряжения и расслабления мышц

  • Четкой согласованностью движения рук, туловища и ног

  • Силой и подвижностью кистей

  • Стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения

  • Психологической устойчивостью, уверенностью в себе

  • Оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.

При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника.

Так, при бросках из трудных положений из-под щита применяется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение – вокруг горизонтальной (поперечной) оси в сторону, противоположную направлению его полета. И именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники бросков (Сковородникова Н.В., 2000).

Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистанцией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при сверхнавесной траектории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применения низкой – «скоростной» траектории. А при бросках со средней (3-6м от кольца) и дальней (свыше 6м) дистанций оптимальной траектории полета мяча будет парабола, при которой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4-2м (средняя траектория).

Результативность броска в значительной мере определяется умением игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15- 45 градусов от щита целесообразнее выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла 15 градусов и свыше угла 45 градусов - непосредственно в кольцо («чистый» бросок).

Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуется не только своим расположением, но и применяемым способом броска. При этом ориентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых » бросках - передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.

Существует несколько разновидностей выполнения броска. Их название определяется рядом критериев:

  • Количеством рук, участвующих в броске: двумя или одной рукой;

  • Расположением мяча в начальный момент выполняемого броскового движения: от головы (сверху), над головой, от плеча, от груди, снизу;

  • Отношением к опоре: с места, в прыжке;

  • Характером предшествующего броску двигательного действия: в движении (после вышагивания, или после получения мяча от партнера), после ведения мяча (проход - бросок)

У каждого игрока есть свой излюбленный («коронный») способ выполнения броска. Однако, выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков основной баскетбольной школы движения.

При овладении навыками игры на занятиях по баскетболу целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков:

  • Способам броска с места;

  • Броскам одной рукой сверху (от плеча или от головы) в движении:

после получения мяча от партнера,

после вышагивания и после ведения;

  • Основным способам броска в прыжке;

Разновидностям бросков в движении, после вышагивания, после ведения и в прыжке (Нестеровский Д.Е., 2007).

Общие ошибки при бросках в корзину:

  • Неумение сосредоточить внимание на цели.

  • Слишком сильное вращение мяча.

  • Плохое равновесие тела.

  • Поспешность при выполнении броска.

  • Разведение локтей при выполнении броска.

  • Отсутствие сопровождения мяча.

  • Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска (Лях В.И.,1998).
1.3 Анатомо-физиологические особенности школьников 14-16 лет
Школьный возраст, начинаясь с 6-7 лет, продолжается (при 10-11-летнем обучении и с переходом к 12- летнему обучению) до 17-19 лет. Итак, средний школьный возраст от 10 до 14-16 лет. В связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат:

- пубертатный период (10-12 лет);

- собственно пубертатный период;

- постпубертатный период.

В этом периоде у детей происходит значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, после фаланг пальцев ног. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков к различным его повреждениям при больших нагрузках. Можно наблюдать "пубертатный скачок роста" - резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка неправильно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2000; Лях В.И., 1998).

Максимальный прирост грудной клетки отмечается в 12-13 лет. Половые различия в форме грудной клетки определяются примерно с 15 лет. Окружность грудной клетки с 8 до 10 лет увеличивается на 1-2 см. в год, с 11 лет и до периода полового созревания – на 2-5 см. в год. Регулярные занятия спортом, физическими упражнениями отодвигают момент наступления инволюционных изменений, однако, размеры и подвижность грудной клетки в разных видах спорта изменяется неодинаково ( Страдина М.С., 2005).

Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений. Появляется избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигаются гармоничные пропорции. Масса тела до 13 лет изменяется медленно (Данилова Н.Н., 1999).

В возрасте 8-18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон. В среднем школьном возрасте завершается формирование у подростка присущего ему морфотипа: эктоморф (астеник), эндоморф (гиперстеник) и промежуточный (мезоморф).

Постепенное и поэтапное упрочнение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием правильной осанки, т. е. развитием мышечного корсета. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости и прочим функциональным нарушениям осанки. Созревание опорно-двигательного аппарата центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие качественных важнейших характеристик двигательной деятельности. Как уже упоминалось, на школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. С 10-15 лет резко улучшаются различные показатели быстроты (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2000; Лях В.И., 1998).

Нервной системе принадлежит ведущая роль в интеграционных и адаптационных процессах, происходящих в организме в ходе индивидуального развития. Поэтому динамика морфофункциональных изменений в этой системе сказывается на функциях всех систем организма и его жизнедеятельности в целом. Развитию ЦНС в значительной степени способствуют гормоны щитовидной железы. Эндокринные железы посредством выделяемых ими в кровь гормонов участвуют в координации всех физиологических функций. Паращитовидные железы в возрасте 11- 13 лет в железах появляются жировые клетки, в дальнейшем доля железистой ткани в них уменьшается, разрастается жировая и соединительная ткань (Страдина М.С., 2005).

В ЦНС подростка увеличивается скорость протекания нервных процессов и повышается подвижность нервных процессов, скорость смены процессов возбуждения и торможения. Это способствует повышению скорости переработки информации в коре больших полушарий. К 12 летнему возрасту заметно укорачивается время простой двигательной реакции (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005; Лях В.И., 1998).

Координационные способности можно подразделить на такие способности как:

  • Способность к дифференцированию различных параметров движений (временные, пространственные);

  • Способность к ориентированию в пространстве;

  • Способность к равновесию;

  • Способность к перестраиванию движений;

  • Способность к соединению и комбинированию движений;

  • Приспосабливаемость к изменяемой ситуации и необычной постановке задачи;

  • Способность выполнять задание в ритме;

  • Способность к управлению временем двигательной реакции;

  • Способность, предвосхищать движения, улавливая их выполнение и ход изменения ситуации в целом;

  • Способность к рациональному расслаблению мышц (Курамшин Ю.Ф., 2003).

Достижения во всех видах спорта в значительной мере обусловлены высокими координационными способностями, развитие которых к окончанию среднего школьного возраста достигает, а иногда и превосходит уровень взрослого человека.

Для становления координационных способностей очень важен период с 10 до 12 лет, когда еще можно исправить недостатки, допущенные при развитии координационных способностей в младшем школьном возрасте. Позже это сделать непросто.

С 12 лет развитие координационных способностей протекает дифференцированно и противоречиво. У мальчиков некоторые показатели координационных способностей продолжают заметно улучшаться, особенно с 13 до 14 лет. Это связано с параллельным ростом силовых и скоростно-силовых способностей. Вместе с тем, отдельные показатели координационных способностей (прежде всего, спортивно-игровых двигательных действий) у мальчиков с 12 до 14 лет сохраняются на уровне 12-летних или временно ухудшаются. Это связанно, в первую очередь, с такими причинами, как влияние гормонов желез внутренней секреции на деятельность ЦНС; происходящая в этот период перестройка двигательного аппарата; несоответствие между возросшей массой, усиленным ростом и силой мышц. Ухудшение точности и меткости движений, угловатость, неловкость могут быть вызваны значительным снижением двигательной активности в подростковом возрасте по сравнению с младшей возрастной ступенью. Такие нежелательные явления обнаруживаются главным образом у подростков, не занимающихся спортом и ограничивающихся только уроками физической культуры. У детей, которые занимаются в спортивных секциях или систематически развивающих координационные способности, подобного, как правило, не происходит (Солодков А.С., 2001).

В целом, несмотря на имеющиеся противоречия и сложности развития координационных способностей во второй половине среднего школьного возраста, подростковый период является, по-видимому, вторым по значимости для формирования координационных способностей после младшего школьного возраста. Поэтому задача учителя и тренера заключается в продолжение целенаправленной работы по развитию координационных способностей, начатой в начальной школе (Солодков А.С, Сологуб Е.Б., 2000).
1.4 Основные принципы техники выполнения бросков в баскетболе
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча.

Это утверждение становится особенно важным в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов.

В книге "Баскетбол: концепции и анализ" выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:

а) психические

б) физические

1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.

2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы: удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками; создание усилия; расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент, при правильной последовательности; использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории ( Коузи. Б. Пауэр Ф., 1975).

Равновесие тела. При хорошем равновесии нападающий может координировать напряжение каждой мышцы для создания общего усилия в направлении корзины. Хотя степень равновесия может быть различной, умение снайпера контролировать траекторию полета непосредственно зависит от его умения контролировать ускорение, создаваемое собственным телом. Неизвестно, достигает ли бросок цели, если в момент выпуска мяча игрок не будет в равновесии, позволяющем ему закончить плавное, непрерывное сопровождение мяча. Некоторые баскетболисты умеют настолько хорошо контролировать положение тела, что могут точно бросать из положений, которые были бы неудобны или невозможны для других. Каждый игрок должен развить способность оценивать, находиться ли он в таком положении для начала и завершения броска, которые оставит его в стойке для возможного добивания мяча.

Расчет. Расчет броска начинается с постановки ноги для отталкивания и закачивается сопровождением и восстановлением исходного положения. При броске с места правильный ритм обеспечивает плавное, непрерывное бросковое движение снизу вверх, при котором развивается максимальное усилие перед выпуском и в момент выпуска мяча кончиками пальцев. При броске в прыжке скорость тела быстро уменьшается хо нуля, и бросок должен быть рассчитан так, чтобы выпуск мяча кончиками пальцев произошел в высшей точке прыжка, когда единственными силами, прикладываемыми к мячу, является силы движения рук, кистей и пальцев. В тех случаях, когда это выполняется правильно, создается впечатление, что снайпер на секунду зависает в воздухе в момент выполнения броска. Однако любое нескоординированное движение телом или частью тела будет непосредственно влиять на траекторию полета мяча (Коузи Б, Пауэр Ф., 1975).

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Лешин О.Г., 2006).

С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска (Яхонтов Е.Р., 1987).

Основные требования при броске следующие:

1) выполняй бросок быстро,

2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,

3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину,

4) выпускай мяч через указательный палец,

5) сопровождай бросок рукой и кистью,

6) постоянно удерживай взгляд на цели,

7) полностью сосредотачивайся на бросок,

8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,

9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Железняк Ю.Д.,2004).

Игрок должен:

-Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.

-Уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение.

-Быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок.

-Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит.

-Быть в равновесии и сохранить основную стойку.

-Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

-Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.

-Быстро выполнять бросок и определять направления броска.

Отличительные черты баскетбола как спортивной командной игры – это непосредственный контакт с противником, лимит времени, сложность восприятия пространственно-временных факторов, оперативный характер мышления, повышенный эмоциональный фон деятельности, постоянная нацеленность команды на конечное решение тактической задачи – попадание в корзину, комплексный характер воздействия на личность. Специфика игровых ситуаций, связанных с быстрым переходом от атакующих действий к - защитным (Филимонова С.И., 2006).
1.5 Значение координационных способностей при обучении двигательным действиям в баскетболе
Как отмечают специалисты, в основе методики обучения совершенствования броска в движении лежит, развитие координационных способностей (Губа В.П., Фомин С.Г., Чернов С.В., 2006). В частности, двухшажная техника выполнения броска требует сохранение ритмовой структуры движения. А нахождение в без опорном положении после толчка - требует сохранения равновесия тела. Сохранение ритма и равновесия тела, как считает, Ю.Ф.Курамшин относится к проявлению координационных способностей.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности» (Гомельский А.Я., 1997).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.(Зинин А.Н., 1972).

Определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двигательной практике школьников. Их планомерному развитию должно уделяться пристальное внимание на протяжении всего школьного периода, Это обусловлено прежде всего тем, что в школьном возрасте, особенно с семи до тринадцати-четырнадцати лет в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект. Кроме того, именно в школьном возрасте центральное место занимают образовательные задачи, практическое решение которых связано с развитием координационных способностей.

При этом обязательно соблюдение трех главных требований.

Во-первых, в каждом осваиваемом двигательном действии должна быть достигнута точность движений. Процесс формирования двигательных умений и развития координационных способностей должен сопровождаться активизацией сознательности школьников.

Во-вторых, добиваясь точности движений, не следует, однако, превращать каждое умение в навык. В упражнениях, специально направленных на совершенствование координационных способностей, важен сам процесс обучения новым или преобразования усвоенных двигательных действий. Как только он завершен, дальнейшее повторение упражнения становится лишним, поскольку перестает служить решению этой задачи. Исключение составляют основные двигательные действия, имеющие прикладное значение в быту, трудовой и воинской деятельности или же в спортивной, туристской, физкультурно-оздоровительной практике.

В-третьих, накопление запаса двигательных умений и развитие координационных способностей должно быть планомерным и системным. Систематизирующим началом этой работы является своевременное, обязательное в младшем возрасте обучение основным слагаемым механизма координации движений: управлению пространственными, временными и силовыми характеристиками движений частей тела (во всех суставах, по всем осям), управлению типичными взаимосочетаниями движений — последовательностью и одновременностью. Опираясь на умение точно управлять элементарными движениями и их сочетаниями, необходимо параллельно обучать более сложным целостным движениям в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах, коньках и т.д. По мере овладения основами техники этих движений переходят к их сочетанию в виде учебных комбинаций гимнастических, спортивно-игровых и других упражнений, эстафет и полос препятствий. Вместе с тем, используя двигательный опыт и расширяющийся запас приобретаемых двигательных действий, организуется самостоятельное применение занимающимися усвоенных умений и навыков в непривычных условиях на основе личной ориентировки, самостоятельного определения двигательных задач и творческого выбора адекватных приемов действий. При реализации этих действий обеспечивается самостоятельное использование возросших координационных возможностей в варьировании и перестройке техники применяемых движений. С этой целью должны широко использоваться подвижные и спортивные игры, кроссы, туристские экскурсии и др. ( Курамшин Ю.Ф., 2003).

В целостной системе рассмотренные пути накопления двигательного опыта и развития координационных способностей нельзя рассматривать как самостоятельные ступени воспитательно-образовательной работы, располагающиеся строго последовательно, одна за другой. Наоборот, с самого начала (уже с первого класса) они используются комплексно, но с таким расчетом, чтобы текущие частные достижения в координации элементарных движений использовались в очередном совершенствовании целостных двигательных умений и по мере их накопления в процессе самостоятельного применения в усложненных условиях. Такая система, если в каждом звене обеспечивать последовательное нарастание координационной сложности действий (и достаточную общность осваиваемых координационных отношений), гарантирует не только успешное, практически целесообразное решение задач обучения и развития координационных способностей, но и поддерживание у занимающихся интереса ко всем заданиям (Портных Ю.Н.,1977).

Важным условием эффективности развития координационных способностей является развитие «чувств» пространства, времени, а также характера и степени мышечных усилий. Без отчетливого восприятия пространственных, временных и силовых показателей собственных движений также внешних объектов и явлений, в частности действующих лиц (партнеров, противоборствующих), невозможно достаточно эффективное пользование и развитие координационных способностей. Поскольку к началу школьного периода двигательный анализатор развит относительно слабо, но началось энергичное, естественное его развитие, особенно важно включение в орбиту сознания детей и развитие «темного» пока еще для них мышечного и суставно-связочного чувства. Оно, как существенный элемент комплексного анализатора, играет незаменимую роль в координационном упорядочении и совершенствовании движений, в формировании осанки, в изменении и стабилизации поз, обеспечении равновесия те снятии лишнего тонуса мышц (Курамшин Ю.Ф., 2003).

Что касается равновесия и расслабления мышц как относительно самостоятельных, но связанных с координацией движений компонентов следует иметь в виду, что естественное развитие равновесия стимулируется всем процессом формирования техники полноценных двигательных умений и обучения применению их в разнообразных условиях. Однако в целях предварительной подготовки к освоению сложных двигательных действий, особенно применяемых в ситуациях, содержащих элементы опасности, необходимо использование специальных упражнений. Главным требованием к ним, кроме обеспечения оптимальной постепенности в усложнении, является ориентация на самостоятельные усилия занимающихся и отказ от приемов неуместной помощи путем создания дополнительной внешний опоры, исключающей эти усилия (например, удерживания за руку при передвижении по узкой опоре и т.п.). Это не исключает своевременную страховку в случае потери равновесия, хотя и на эти случаи, занимающиеся должны быть обучены соответствующим приемам самостраховки (Портнов Ю.М., 2002).

Совершенствование способности снимать излишние мышечные напряжения осуществляется в процессе формирования любых двигательных умений и обучения применению их в конкретных условиях двигательной деятельности. Внимание занимающихся концентрируется на необходимости проявлять адекватный условиям оптимум мышечных усилий и связанную с этим легкость, непринужденность, экономность движений. Кроме того, должны использоваться и специальные упражнения в расслаблении мышц для снятия избыточного напряжения перед работой, требующей тонкой координации, а также после усилий (например, при лазанье по канату, подтягивании и т.д.), вызвавших остаточный повышенный тонус. Это — вибрирующие ненапряженные ротаторные движения рук, маховые движения верхними и нижними конечностями с заданием достичь максимального их расслабления, контрастные переводы конечностей пассивным движением (падением) из более высокого напряженного положения в низкое, ненапряженное (например, уронить напряженно поднятые в стороны руки вниз, притом лучше дополнительным наклоном вперед и раскачиванием перед телом; или перевести туловище, из напряженного наклона вперед прогнувшись в расслабленный наклон вперед согнувшись и т.п.) (Железняк Ю.Д., 1991).

Таким образом, постепенно развивается способность сознательно расслаблять определенные группы мышц без вспомогательных приемов.

Важным фактором , характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как сенсомоторная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в движении является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Умение правильно определить необходимый ритм движений также важно для преподавателя, как и умение, оценивать скорость, темп передвижения, амплитуду (размах) и другие характеристики. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожиданной легкости, он понимает, что нашел нечто важное, потому что, прилагая меньше усилий, чем раньше, достигает большего эффекта. Занимающиеся существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить заданный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами:

1. Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам (световым, тактильным) , следующие друг за другом в определенной последовательности и через соответствующие интервалы времени.

2. Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов (т.е. по памяти). К примеру, путем постукивания палочками.

Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких- либо параметров движений (пространственных, временных, силовых) от заданного ритмического эталона.

Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся музыкально- двигательного чувства, точности восприятия и отражения в движении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точности восприятия и отражения метрических акцентов, способности соразмерять усилия во время и пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнера.

Средства развития ритмичности могут быть:

  • Упражнения на месте, включающие в себя выполнения движений руками, ногами, головой и туловищем под счет, под музыкальный аккомпанемент, в соединении с чтением стихов;

  • Упражнения в движении - ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и бег в постоянном темпе, с изменением темпа и направления движения под музыку- под команды преподавателя;

  • Танцевальные упражнения;

  • Импровизированные упражнения- двигательные импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец под современную музыку ( Курамшин Ю .Ф., 2003) .

баскетбол бросок корзина точность

1.6 Техника броска в прыжке и методика его обучения
Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры, а меткое попадание является ее главной целью. В настоящее время техника бросков очень многообразна. Во всех способах , как бы они не отличались друг от друг, результат зависит от сложных, строго согласованных движений всех частей тела, заканчивающихся заключительным усилием кисти. Все движения создают благоприятные условия для движения кисти ( Башкин С., 1966).

Все действия баскетболистов на площадке, в конечном счете, сводятся к тому, чтобы один из них бросил мяч в корзину. И если этот бросок не точен, все предыдущие действия игроков команды – бег, прыжки, передачи, ловля мяча - идут впустую. Ясно также, что исход матча двух примерно равных по силе команд зависит от большей точности попаданий одной из них в корзину другой, главным образом, координацией всех движений игрока, производящего этот бросок. Причем, заключительный момент броска требует особо тонкой работы кисти и пальцев. Короче говоря, движения всех частей тела при броске должно быть абсолютно согласованным (Матвеев Л. П.,1991).

Точность броска зависит еще от ряда причин: От способа броска , который, в свою очередь, обусловлен степенью сопротивления противника и конкретной обстановкой на площадке. Например, ели защитник находится непосредственной близости , то целесообразно бросать мяч в прыжке. Или, наоборот, если на пути никого нет, следует подвести мяч поближе к щиту и лишь, затем совершить бросок.

О технике выполнения броска: бросая мяч в корзину, нельзя заваливаться в сторону (туловище должно устремляться по направлению полета мяча). Нельзя при броске широко разводить локти.

От траектории полета мяча. Слишком высокая траектория увеличивает путь мяча до кольца, т.е. уменьшает возможность попадания. Наоборот, слишком низкая траектория вынуждает бросать мяч с большей скоростью, что также отрицательно сказывается на точности (Башкин С.,1966).

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и др. Наметив программу действий и приняв решение игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом , чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений. В заключительный момент броска нужно расслабиться ( Портнова Ю.М., 1988).

Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. (Линберг Ф.,1971, Поянцева Н.В.,1990).

При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. (Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А., 1984).

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Федосеев В.В.,1995).

Общие ошибки при бросках в корзину.

1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесия тела.

4. Поспешность при выполнении броска.

5. Разведение локтей при выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения мяча.

7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска (Матрунин В.П.,1990).

Проанализировав 38 литературных источников мы пришли к выводу, игрок должен:

-Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.

-Уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение.

-Быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок.

-Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит.

-Быть в равновесии и сохранить основную стойку.

-Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

-Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.

-Быстро выполнять бросок и определять направления броска.

Резюме

Результативность игровых действий в баскетболе напрямую зависит от эффективности выполняемых во время игры бросков. Бросок в прыжке является одним из самых популярных и зрелищных у игроков разной квалификации. Однако точность бросков во время игры часто имеет невысокие показатели, не смотря на то, что тренеры уделяют большое внимание работе над точностью попаданий в кольцо. В связи с этим существует необходимость в разработке методики, позволяющей корректировать учебно-тренировочный процесс, направленный на совершенствование бросков в прыжке.

В теории и практике баскетбола существуют разнообразные методики и подходы, позволяющие повысить результативность бросков, но большинство тренеров и специалистов по баскетболу отдают предпочтение лишь многократным повторениям упражнений по его выполнению. Отсюда - необходимость проведения исследования и формулировка гипотезы.

Гипотеза: предполагалось, что результативность бросков в прыжке повысится, если в учебно-тренировочный процесс баскетболистов среднего школьного возраста будет включен комплекс средств, основанный на развитии способности к сохранению равновесия во время броска в прыжке.
Глава 2. Цель, задачи, методы и методики исследования
Целью исследования явилось выявление степени влияния координационных способностей (включения в него средств развития равновесия) на эффективность броска в прыжке.

Задачи исследования:

1.Выявить причину плохой результативности бросков в прыжке.

2.Изучить уровень координационных способностей

3.Разработать методику развития равновесия для успешного выполнения броска в прыжке.

4.Проверить эффективность разработанной методики на практике.

Организация исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап: Проведение школьных соревнований и выявление проблемы (октябрь 2009 г.).

2этап: Поиск и анализ литературных источников (октябрь 2009 - декабрь2009 г.).

3 этап: Подготовка к эксперименту: выбор упражнений для экспериментальной группы, подбор тестов (январь 2010. г.).

4 этап: проведение тестирования, разделение на две группы: контрольную и экспериментальную (январь 2010 г.)

5 этап: Проведение самого эксперимента (20 января-20 апреля 2010 г.)

6 этап: Проведение контрольного тестирования, выявление результатов эксперимента (20 апреля - 1 мая 2010 г.).

7 этап: Обработка результатов исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта